Аналитический отчет по итогам интерактивного опроса «Какие кадры и что решают?» в рамках проекта "43-й депутат – общественное мнение"

Результаты анкетного опроса

Итак, мы подводим итоги очередного опроса в рамках проекта «43 депутат» на тему «Какие кадры и что решают?», посвященную проблеме подготовки кадров в сферах начального и среднего профессионального образования Томской области.
Несмотря на объективную значимость и актуальность проблемы подготовки кадров, активность аудитории была ниже среднего. Анкеты на предложенную тему заполнили 320 респондентов, за что им большое спасибо! 

Рассмотрим полученные результаты.

В целом, респонденты достаточно критично оценивают ситуацию с подготовкой рабочих кадров в Томской области, несмотря на отмеченный аудиторией факт безусловной востребованности выпускников техникумов, колледжей и ПТУ на региональном рынке труда. Полученные результаты указывают на наличие, как минимум, двух серьезных проблем системы подготовки рабочих кадров, которые актуализированы в общественном мнении томичей. Первая проблема - низкая престижность рабочих профессий в современном обществе формирует ситуацию, при которой большая часть молодежи желает всеми возможными способами получить именно высшее образование. Отсюда вырастает следствие в виде слабого, в основной массе, контингента учащихся колледжей, техникумов и ПТУ. Вторая проблема, по мнению респондентов – это несовременность системы профессионально-технического образования, ее слабая ориентация на реальные запросы работодателей.

Теперь обратимся к цифрам.
 

Таблица 1. Как Вы считаете, система профессионального образования Томской области отвечает современным запросам рынка труда или нет? (в%%)

1. Да 27
2. Нет 65
3. Затрудняюсь ответить 8

Доля тех, кто считает систему профессионального образования в Томской области не современной и не отвечающей имеющимся запросам на рынке труда более чем в два раза превышает долю положительно оценивающих ситуацию респондентов – соответственно 65% к 27%.

Однако, несмотря на критичность оценок, сами опрошенные указывают на наличие дефицита именно рабочих кадров в нашем регионе.
 

Таблица 2. Недостаток каких кадров, с Вашей точки зрения, существует на рынке труда Томской области? (в%%)

1. Специалистов с высшим гуманитарным и социальным образованием 10
2. Специалистов с высшим естественно-научным и математическим образованием 6
3. Специалистов с высшим инженерным образованием 28
4. Служащих, имеющих среднее профессиональное образование 27
5. Квалифицированных промышленных рабочих 44
6. Квалифицированных сельскохозяйственных рабочих 33
7. Неквалифицированной рабочей силы 4
8. Другое 2

Как видим, в сумме 77% респондентов отметили нехватку промышленных и сельскохозяйственных рабочих, что существенно превышают долю остальных позиций.

Одновременно с обозначением дефицита рабочих кадров, аудитория указывает на избыток специалистов с высшим образованием на рынке труда Томской области.

Таблица 3. Избыток каких кадров, с Вашей точки зрения, существует на рынке труда Томской области? (в%%)

1. Специалистов с высшим гуманитарным и социальным образованием 81
2. Специалистов с высшим естественно-научным и математическим образованием 23
3. Специалистов с высшим инженерным образованием 16
4. Служащих, имеющих среднее профессиональное образование 7
5. Квалифицированных промышленных рабочих 2
6. Квалифицированных сельскохозяйственных рабочих 4
7. Неквалифицированной рабочей силы 18
8. Другое 1

Далее рассмотрим полученные сравнительные оценки различных аспектов получения профессионального образования в вузах, ссузах и ПТУ.
 

Таблица 4. Оцените, пожалуйста, следующие аспекты получения профессионального образования в разных типах учебных заведений по пятибалльной шкале, где 1 – самая низкая, а 5 – самая высокая оценка.

  ВУЗ ССУЗ ПТУ
Качество образования 4,08 3,12 2,62
Престижность обучения 4,86 2,52 1,7
Перспективы трудоустройства по специальности 2,97 3,41 3,58
Сложность поступления 4,5 2,43 1,86
Перспективы трудоустройства на хорошо оплачиваемое рабочее место 3,29 2,72 2,58
Возможности карьерного роста 4,06 2,84 2,47

Данные таблицы говорят о том, что большинство респондентов считают получение рабочей профессии не престижной и бесперспективной (как в финансовом, так и в карьерном аспектах) жизненной траекторией.
В результате, техникумы, колледжи и ПТУ проигрывают конкурентную борьбу за потенциальных абитуриентов. 

Таблица 5. Насколько востребовано получение начального и среднего профессионального образования среди современной молодежи?

1. Безусловно, востребовано 15
2. Скорее востребовано 23
3. Скорее не востребовано 46
4. Безусловно, не востребовано 11
5. Затрудняюсь ответить 5

Поэтому большая часть опрошенных (57%) считает, что среди молодежи не востребовано получение начального или среднего профессионального образования. А те, кто идут учиться в техникумы и ПТУ, поступают так, потому что нет личных и финансовых ресурсов для получения высшего образования.

Таблица 6. По какой причине молодые люди идут получать образование в учреждения начального и среднего профессионального образования (ПТУ и ССУЗЫ)?

1. Недостаточный уровень знаний для поступления в вуз 42
2. Отсутствие финансовых средств для получения высшего образования 32
3. Чтобы не бездельничать 8
4. Получение востребованной рабочей профессии 7
5. По причине стремления как можно раньше обрести самостоятельность 7
6. Другое 4

Примечательно, что в сумме только 14% респондентов считают получение начального или среднего профессионального образования личным выбором молодого человека.

Отсюда главные проблемы системы профессионально-технического образования: низкая престижность обучения (27%) и слабый контингент учащихся (23%)
 

Таблица 7. Какие проблемы актуальны для системы начального и среднего профессионального образования?

1. Низкая престижность обучения 27
2. Слабый контингент учащихся 23
3. Отсутствие рабочих мест для выпускников 19
4. Устаревшая материально-техническая база 13
5. Низкое качество образования 10
6. Недостаток финансовых средств 5
7. Другое 3

Аудитория считает, что решать проблемы подготовки профессиональных рабочих кадров должно в первую очередь государство, как на федеральном, так и региональном уровнях.

Таблица 8. Кто должен принимать участие в решении проблем системы начального и среднего профессионального образования?

1. Федеральная власть 37
2. Региональная власть 28
3. Бизнес 19
4. Муниципальная власть 6
5. Общественные организации 2
6. Родители учащихся 2
7. Другое 6

Также значимым субъектом решения проблем по мнению респондентов должен являться бизнес.

Изменение сложившейся ситуации в сфере подготовки профессиональных рабочих кадров возможно, по мнению опрошенных, за счет реализации следующих мер.

Таблица 9. При каких условиях среди молодежи будет более востребовано и престижно получение образования в учреждениях начального и среднего профессионального образования?

1. Увеличение оплаты труда по рабочим специальностям 29
2. Повышение престижа обучения в ПТУ и ССУЗах 21
3. Создание системы гарантированного трудоустройства выпускников ПТУ и ССУЗов 17
4. Повышение качества образования, улучшение материально-технической базы 11
5. Формирование возможностей продолжать образование в вузах 6
6. Другое 6
7. Затрудняюсь ответить 10

По мнению респондентов, для того чтобы привлечь молодежь в техникумы и ПТУ, в первую очередь, необходимо чтобы будущая профессия была привлекательной не только в финансовом аспекте, но и была достаточно престижной и уважаемой в обществе. 
 

Итоги обсуждения на Форуме

В целом впечатление от обсуждений на форуме проблемы квалифицированных кадров вызывает противоречивое впечатление. Со всей очевидностью – проблема назрела. И об этом говорит ее активное обсуждение у наших соседей – в Новосибирске, Красноярске, Омске. И это понятно, ведь речь идет о супериндустриальных (и по нынешним меркам) регионах, где реально требуются инженеры, технологи, профессиональные рабочие. Иное дело Томск, потребность в профессиональных кадрах для предприятий с высокими технологиями пока что виртуальна.

Здесь в большей степени вопрос встает о том, кого готовит наша «кузница кадров». Правомерно, что на форуме преобладают экспертные мнения депутатов, профессионально связанных с проблемой, а также экспертов, интегрированных в систему подготовки и переподготовки кадров - Б. Мальцева, И. Чернышева, И. Никулиной, В. Новицкого, Н. Кириллова, В. Маркелова, О. Громова, А. Уварова, А. Шпетера, П. Чубика, В. Шенделя, В. Кулешова. Особо следует отметить мнение полпреда президента в СФО В.А. Толоконского, чей опыт работы в качестве губернатора Новосибирской области уже давно позволил ему отработать цепочку ПТО-ВУЗ-предприятие.

Тема профтехобразования не получилась, на наш взгляд из-за того, что само профтехобразование вне советской системы производства и образования выглядит реликтом.

Если прежняя система, позволяя себе иметь Министерство трудовых резервов, выпускала в среднем до миллиона профессиональных рабочих в год, востребованных экономикой, то сегодня это экзотика на фоне общедоступного университетского образования. И это при том, что в стране сейчас 4 тыс. профтехучилищ, в которых учится 2 млн. молодых россиян.

Надо заметить, что профтехобразование в тот период не было тупиком карьеры. Достаточно вспомнить космонавта Юрия Гагарина и легендарного аса Александра Покрышкина, поэта Константина Симонова и певицу Людмилу Зыкину. Просто был иной социальный и культурный контекст.

Не случайно не получилось общероссийского юбилея 3 октября этого года, когда исполнилось 70 лет системе профтехобразования. А без понимания и приложения темы к прошлому, настоящему и будущему, нашим участникам сложно было вести предметную дискуссию.

Что же касается немногочисленных «вольных» участников форума, то значительную часть обсуждений заняла, если обобщить, проблема адекватности восприятия способностей и места личности труженика в эпоху высоких технологий и место российского гражданина в этом процессе. Относящиеся же к теме мнения можно ранжировать следующим образом:

  • Причина в неэффективности менеджмента, системы власти в целом
  • Низкое качество подготовки в некоторых вузах
  • Несогласованность рынка и госзаказа на специалистов 
  • Нет развитой системы промышленных предприятий
  • Несбалансированность и вопросы к качеству подготовки гуманитариев 
  • Престижность профессии зависит от реальных стимулов
  • Надо выработать нормальную стратегию профобразования в регионе
  • Нет нормальной профориентации в школе

 

Алексей Щербинин, д. полит. наук, профессор, зав. кафедрой политологии ФсФ ТГУ

Виталий Кашпур, к.соц.н., доцент кафедры социологии ФсФ ТГУ


Обзор наиболее интересных мнений в ходе дискуссии

Архив материалов по проекту «Какие кадры и что решают?»:

Материалы о совместном заседании Госсовета и Комиссии по модернизации экономики России (31.08.2010)

Совместное заседание Госсовета и Комиссии по модернизации экономики России по теме: "Перспективы развития профессионального образования" (31.08.2010)

Выступление Дмитрия Медведева на совместном заседании Госсовета и Комиссии по модернизации экономики России

Выступление министра образования и науки Андрея Фурсенко на совместном заседании Госсовета и Комиссии по модернизации экономики России

Выступление Виктора Кресса на совместном заседании Госсовета и Комиссии по модернизации экономики России "Роль регионов в модернизации профессионального образования"

Стенографический отчёт о совместном заседании Государственного совета и Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России

От первого лица

Директор Томского политехнического профлицея № 20 В.Р. Кулешов: предприятия должны платить училищам за подготовку выпускников

Депутат Александр Шпетер, генеральный директор ТДСК: Мы проводим постоянное обучение на рабочих местах

Депутат Виталий Маркелов, генеральный директор «Газпром трансгаз Томск»: Взять за образец принцип опережающей подготовки

Лауреат премии Государственной думы Томской области Ольга Седельникова: Нужно начать с грамотного построения профориентации в школах

Лауреат премии Государственной думы Томской области Владимир Вичугов: Решить проблему с кадрами без поддержки государства невозможно

Лауреат премии Государственной думы Томской области Ирина Болотина: Сначала нужна ревизия вакансий

Депутат Олег ГРОМОВ: Училища на селе выполняют в первую очередь социальную миссию

Депутат Вячеслав НОВИЦКИЙ, ректор СибГМУ: Нужно ограничить поток абитуриентов в вузы

Депутат Александр УВАРОВ, проректор ТУСУР: Регулирующие возможности рынка небезграничны

Председатель комитета по труду и социальной политике Игорь ЧЕРНЫШЕВ: Нужно принять подушевой норматив подготовки специалистов

Председатель областной думы Борис МАЛЬЦЕВ: Системе профессионального образования необходима «перезагрузка»

Полпред Президента Виктор Толоконский: Сфера начального и среднего профессионального образования определяет успех модернизации

Председатель правового комитета думы, профессор Ирина Никулина: Даже упаковывание спичек требует системного мышления…

Ректор ТПУ Петр Чубик: Уровень подготовки "технарей" вырастет, если в школе станет больше обязательных ЕГЭ

Программные материалы и нормативно-правовые акты

Роль модернизации системы НПО в развитии экономики Республики Алтай

Переход к новым образовательным стандартам: опыт Томского экономико-промышленного колледжа

Переход к новым образовательным стандартам – опыт ТомИнТех

Роль областных учебно-методических комиссий в формировании основных профессиональных образовательных программ

Резолюция круглого стола «Разработка и переход на Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения»

Резолюция круглого стола «Модернизация начального и среднего профессионального образования в условиях развития инновационной экономики Сибири»

Справка о финансировании учреждений НПО и СПО, количестве и трудоустройстве выпускников

План первоочередных мероприятий по реализации приоритетов развития и модернизации системы НПО и СПО

Модернизация системы профессионального образования в целях реализации стратегии социально-экономического развития региона

Закон "Об образовании в Томской области" (с изменениями на 28.12.2009)

Нашли ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Закрыть
Оцените, насколько обращение к сайту было полезным для вас.
закрыть
Сообщение об ошибке
Орфографическая ошибка в тексте:
Отправить сообщение администратору сайта: