Переход к новым образовательным стандартам – опыт ТомИнТех
Планирование и организация работы по переходу на ФГОС нового поколения
(основные результаты работы)
Терентьева Елена Анатольевна
Зам. директора ТомИнТех по научно-методической работе
Тезисы доклада.
Основные результаты работы по переходу на ФГОС нового поколения представлены в соответствии с планом, который ТомИнТех представлял на августовской конференции, проходившей в г. Томске.
Первое направление деятельности – «Информационно-методическое обеспечение ФГОС».
В августе методической службой техникума были изучены утвержденные стандарты по профессиям и специальностям, по которым планируется набор на 2011 учебный год. Всего было проанализировано 11 утвержденных стандартов. Кроме того были изучены и проанализированы методические рекомендации ФИРО по составлению основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) НПО и СПО.
Основным результатом данной работы стало создание 4 комплекта нормативно-методической документации, как в бумажном, так и в электронном варианте.
С целого информирования ИПР и учащихся техникума о ФГОС нового поколения в методическом кабинете оформлен стенд «Переход на ФГОС нового поколения».
В газете техникума опубликованы 2 статьи зам. директора по УПР В.А. Елисеева, и зам. директора по УМР Е.А. Терентьевой. Отчетные материалы и статьи о ходе работы опубликованы на сайте техникума.
Для оказания информационно-методической помощи сотрудникам техникума сформированы 32 пакета информационно-методических рекомендаций и 6 комплектов для руководителей методических объединений (м/о). В комплект вошли: словари с необходимой терминологией по разработке ОПОП, составленные методической службой, методические рекомендации ФИРО; макеты программ профессиональных модулей, учебных дисциплин, учебных планов и т.д.
В августе были проведены совещания со всеми службами ТомИнТех по разработке плана перехода на ФГОС нового поколения, составлен и утвержден общий план работы техникума, а также планы работ методических объединений.
Второе направление деятельности «Организационно-практическое обеспечение ФГОС»
На базе ТомИнТех была сформирована пилотная группа по профессии «Агент рекламный», задачей которой является разработка документации с целью трансляции своего опыта для других методических объединений и по другим проф. специальностям и оказания им консультативной помощи. Данным м/о был проведен подробный анализ имеющейся учебно-программной документации (УПД) по профессии «Агент рекламный» и составлен план работы с УПД согласно новых ФГОС.
В октябре методической службой был проведен анализ имеющейся учебно-методической литературы по профессиям и специальностям, которую необходимо приобрести в соответствии с требованиями ФГОС.
В течение сентября-октября было проведено 9 обучающих семинаров по темам:
«Ознакомление с ФГОС нового поколения»;
«Разработка основной профессиональной образовательной программы»;
«Разработка рабочих программ профессиональных модулей и учебных дисциплин».
Необходимо отметить, что семинары проходили не только в режиме ознакомления с теоретическим материалом, но и в режиме выполнения практических работ.
Так как любое новое направление деятельности требует нового организационно – нормативного и документационного сопровождения, то методической службой были разработаны новые формы отчета о результатах работы м/о по реализации ФГОС нового поколения, анкеты для педагогов и мастеров производственного обучения, работающих над ОПОП, новые формы мониторинга и т.д.
На сегодняшний день основным практическим результатом работы по реализации ФГОС является:
-Разработка 1 профессионального модуля по профессии «Агент рекламный»;
-Разработка 1 профессионального модуля по профессии «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования»;
-Разработка 1 профессионального модуля по специальности «Коммерция» (по отраслям);
-Разработка 1 программы по дисциплине «Основы права».
Одним из важнейших направлений в работе является «Психолого-педагогическое сопровождение ФГОС».
Для определения психологической готовности педагогов техникума к работе по реализации ФГОС было проведено анкетирование. Результаты анкетирования проанализированы и выявлены основные психолого-педагогические проблемы педагогов:
-недостаток времени для разработки рабочих программ по дисциплинам и профессиональным модулям;
-большая нагрузка на педагогов;
-отсутствие единых подходов к оценке профессиональных и общих компетенций.
С опорой на результаты анализа проведено 32 индивидуальных собеседования с педагогами. В настоящее время психологической службой техникума разрабатывается программа психологических тренингов, которые планируется провести в дни зимних каникул для снятия психологического напряжения сотрудников.
По направлению «Кадровое обеспечение ФГОС» было организовано и проведено обучение педагогов.
-2 человека имеют сертификат ФИРО;
-3 человека прошли обучение у специалистов ФИРО;
-10 человек прошли обучение в учебно-методическом центре;
-32 человека прошли обучение на внутренних семинарах в ТомИннТех.
Результаты по направления в работе «Материально-техническое и финансовое обеспечение ФГОС».
Составлены на основании проведенного ранее анализа планы закупок и заключены договора на общую сумму 529 тысяч рублей, из них:
Закупка учебно-методической литературы – 314 тыс. рублей;
Закупка учебно-производственного оборудования – 165 тыс. рублей;
Закупка мебели – 50 тыс. рублей.
Все закупки планируется провести в декабре-январе. 2010-2011 года.
Таковы основные результаты работы ТомИнТеха по реализации ФГОС нового поколения.
В заключении хочется остановиться на основных проблемах, с которыми мы столкнулись:
– слишком короткие сроки для разработки основных профессиональных образовательных программ;
– отсутствие методических рекомендаций для оценки общих и профессиональных компетенций учащихся;
– отсутствие единой системы по разработке и оценке ПМ;
– сложность процесса включения работодателей в разработку основных профессиональных образовательных программ.