Роль областных учебно-методических комиссий в формировании основных профессиональных образовательных программ
Роль областных учебно-методических комиссий в формировании основных профессиональных образовательных программ
Шатрова Елена Александровна,
старший методист ОГОУ ДО «УМЦ ДПО»
г. Томск
В 2011 году образовательные учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования осуществляют переход на федеральные государственные стандарты нового поколения. В условиях перехода перед образовательными учреждениями стоит множество задач. Одной из серьезных является задача по формированию основных профессиональных образовательных программ по подготавливаемым специальностям и профессиям.
В соответствии с Федеральным законом РФ «Об образовании» (ст. 9 п.6.1.) основные профессиональные образовательные программы начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования обеспечивают реализацию федеральных государственных образовательных стандартов с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся.
Основная профессиональная образовательная программа - это специально организованный целенаправленный процесс по достижению результатов, заданных ФГОС профессионального образования и комплекс учебно-методических документов определяющих содержание и организацию образовательного процесса.
В состав основной профессиональной образовательной программы входят следующие документы: учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
В соответствии с Федеральным законом РФ «Об образовании» на основе федеральных государственных образовательных стандартов должна осуществляться разработка примерных основных профессиональных образовательных программ, а на их основе образовательные учреждения НПО/СПО разрабатывают основные профессиональные образовательные программы. Однако, сегодня примерные основные профессиональные образовательные программы отсутствуют.
Таким образом, перед образовательными учреждениями НПО/СПО стоит серьезная задача по формированию основных профессиональных образовательных программ самостоятельно.
Для Учебно-методического центра дополнительного профессионального образования сегодня приоритетным направлением деятельности является методическое сопровождение перехода образовательных учреждений НПО/СПО на ФГОС нового поколения. Одной из задач ОГОУ ДО «УМЦ ДПО» является организационная поддержка. Для реализации данной задачи на базе ОГОУ ДО «УМЦ ДПО» созданы и работают 13 областных учебно-методических комиссий: сельскохозяйственного, строительного, металлообрабатывающего, электротехнического, швейного, лесозаготовительного профиля, сферы обслуживания, по группе профессий «Информационная безопасность», «Информатика и ВТ», по профессиям «Сварщик», «Автомеханик», «Секретарь», «Делопроизводитель», «Повар, кондитер», «Продавец, контролер-кассир».
В своей деятельности областные учебно-методические комиссии опираются на следующие документы:
• ПРИКАЗ УНПО «Об утверждении Плана мероприятий перехода на федеральные государственные образовательные стандарты НПО/СПО в образовательных учреждениях, подведомственных УНПО Томской области» № 232 от 23 августа 2010 г.,
• ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА «Введение федеральных государственных образовательных стандартов НПО/СПО в ОУ, подведомственных УНПО Томской области»,
• ПРИКАЗ ОГОУ ДО «УМЦ ДПО» «О создании областных учебно-методических комиссий по профессиям НПО и специальностям СПО» № 31 от 13 сентября 2010г.,
• ПОЛОЖЕНИЕ об областных учебно-методических комиссиях по профессиям НПО и специальностям СПО (пр. № 31 от 13.09.2010г.).
Целью областных учебно-методические комиссии является координации действий ОУ НПО и СПО, заинтересованных организаций различных организационно-правовых форм и профессиональных сообществ по переходу на ФГОС нового поколения, разработке и учебно-методическому обеспечению основных профессиональных образовательных программ на основе ФГОС нового поколения.
Задачи областных учебно-методические комиссии:
- методическое сопровождение перехода ОУ НПО и СПО на ФГОС нового поколения;
- повышение квалификации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений, специалистов органов управления образованием;
- разработка предложений по вопросам корректировки ФГОС нового поколения, структуры и содержания основных профессиональных образовательных программ;
- разработка и экспертиза учебно-программной и учебно-методической документации, необходимой для организации образовательного процесса в условиях перехода ОУ НПО/СПО на ФГОС нового поколения;
- развитие инновационных форм, методов и технологий профессионального образования;
- обеспечение связи с работодателями и их объединениями по вопросам развития профессионального образования.
- проведение мониторинговых исследований по проблемам и результатам введения ФГОС нового поколения.
Функции областных учебно-методические комиссии:
Аналитическая – проведение анализа содержание ФГОС начального и среднего профессионального образования, подготавливает предложения по внесению изменений в федеральные государственные образовательные стандарты;
Организационная - организация разработку проектов основных профессиональных образовательных программ, программ профессиональных модулей и учебных дисциплин, контрольно-измерительных материалов.
Консультационная – проведение консультаций по разработке основных профессиональных образовательных программ, программ профессиональных модулей и учебных дисциплин, контрольно-измерительных материалов.
Экспертная - организует экспертизу проектов основных профессиональных образовательных программ, программ профессиональных модулей и учебных дисциплин.
В состав областных учебно-методические комиссий входят руководители ОУ (заместители дир. по УМР, УПР, старшие мастера), преподаватели, мастера производственного обучения, председатели методических объединений (МК) ОУ.
Деятельность областных учебно-методических комиссий направлена на изучение и анализ ФГОС, анализ потребностей знаний и умений в соответствии с требованиями работодателей, рынка труда и экономики Томской области; формирование инвариантной и вариативной части ОПОП, разработку программ профессиональных модулей, учебных дисциплин и контрольно-измерительных материалов; формирование основных профессиональных образовательных программ и их экспертизу.
Результатом работы областных учебно-методических комиссий будут примерные основные профессиональные образовательные программы, на основе которых образовательные учреждения смогут разработать основные профессиональные образовательные программы.
Таким образом, мы считаем, что областные учебно-методические комиссии играют важную роль в формировании основных профессиональных образовательных программ НПО/СПО.