После политических потрясений начала 90-х годов, смены политической и экономической формации, новые региональные органы власти восстанавливались на месте распущенных.

Предшественников в прямом смысле не было у томских областных законодателей. Опыт работы бывшего областного Совета только подсказал форму организации областной законодательной власти, но не содержание необходимых законов.

Депутатам областного законодательного собрания предстояло создать заново правовую базу для развития области в новых социально-экономических и политических условиях. Для того чтобы определить приоритеты развития области, нужно было ориентироваться во всем поле существовавших экономических и политических проблем для успешного их решения.

27 марта 1994 года состоялись первые выборы в новый областной орган власти — законодательный (представительный). В его составе 21 депутат, избранные на два года (позднее срок полномочий депутатов был продлен) на основе мажоритарной системы по одномандатным избирательным округам, образуемым по всей территории Томской области. Среди депутатов — работники промышленности, строительства, связи, сельского хозяйства, сферы науки, образования и здравоохранения, представители бизнеса, а также местных органов самоуправления. Высшее образование имеют 19 человек, в их числе один академик, 4 члена-корреспондента отраслевых академий, два профессора, два кандидата наук.

14 апреля 1994 года состоялось первое заседание областной Думы Томской области, на котором были признаны полномочия депутатов. Первым Председателем Думы стал Борис Алексеевич Мальцев. Четырежды коллеги-депутаты признавали его «первым из равных», избирая Председателем Думы первого, второго, третьего и четвертого созывов.

«Для меня это выдвижение — большая честь и неожиданность. Рад, что попал в сильную команду таких депутатов, как вы… Каждый из вас — это личность, а вместе мы способны горы свернуть. Я пришел сюда, чтобы слушать, смотреть и учиться. Учиться у вас, и вместе с вами сделать то, что в моих силах, для улучшения жизни томичей». (Из выступления Б. А. Мальцева на первом собрании Думы.)

В мае 1994 года были утверждены регламент работы Думы, составы ее постоянных комитетов — правового, бюджетно-финансового и контрольного. В июле 1995 года утверждено официальное название областного законодательного органа -Государственная Дума Томской области.

Первой областной Думе (1994—1997 гг.) пришлось работать в условиях практически «нулевого законодательства». Законодательное поле представляло собой большое белое пятно.

Перед законодателями стояла очень важная задача. Нужно было разработать и принять основополагающие законы, обеспечивающие функционирование системы управления областью в новых условиях жизни общества: Устав области, законы о выборах глав областной и городской администраций, депутатов всех уровней и ряд законов, направленных на преобразование экономики и социального развития области, правила общежития в этих новых условиях.

Представительный орган власти начал свою деятельность с укрепления своих же позиций, т. е. Дума с ходу показала областной администрации, что с ней — Думой — придется считаться. За Думой должно остаться право контроля за работой всех органов власти, но без частого и мелкого вмешательства. В свою очередь областная Администрация, являвшаяся доселе, пожалуй, единственной властью области, не сразу «сдавала» позиции хозяина области, возникшей необходимостью делиться властью и работать вместе, параллельно с новым органом. И все же процесс «притирки» прошел в области спокойно и безболезненно. Дума стала политическим стабилизатором.

Дума и Администрация области даже в самых горячих политических баталиях умели найти компромиссные решения. И так на протяжении всех последующих созывов Думы.

Депутаты первого созыва разрабатывали законопроекты, которые стали базовыми, определили правила в самых разных сферах жизни. В законы не раз вносились изменения, но это и есть лучшее доказательство того, что они и работоспособны, и нужны. Именно такими фундаментальными теперь считаются законы «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Томской области», закон «О местном самоуправлении в Томской области», и, главное, «Устав (Основной Закон) Томской области», который был принят 26 июля 1995 года.

То, что Устав кардинально не менялся до сих пор, говорит о том, что основа заложена верная — соблюдено равновесие исполнительной и законодательной власти, никто ни над кем не довлеет. Устав области четко разграничил функции и полномочия как исполнительной, так и законодательной властей. Это способствует нормальному политическому климату, взаимоуважению двух ветвей и их эффективной деятельности. Документ получился юридически совершенным. Устав Томской области получил высокую оценку не только в России, но и за рубежом. Он — один из немногих уставов, который был переведен на английский язык в качестве примера дееспособности российской демократии.

Дума первого созыва проделала огромную работу, чтобы сохранить систему управления, уже сложившуюся в Томской области.

Принципы формирования бюджета — это второй положительный опыт первого созыва. Первая Дума сделала и решающий шаг в упорядочении бюджетного процесса. Был принят большой блок законов, регулирующих финансово-экономическую сферу жизнедеятельности области.

Весной 1997 года томские парламентарии приняли закон о гербе и флаге региона. Была завершена многомесячная работа над созданием символики области с привлечением художников, историков, представителей духовенства и других представителей общественности.

Одними из первых были приняты законы «Об административной ответственности граждан и должностных лиц за правонарушения, посягающие на общественный порядок на территории Томской области» и «Об основах благоустройства территорий городов и других населенных пунктов Томской области». Они были направлены на наведение чистоты и порядка в областной столице и районах области. Именно эти законы не только успешно работают, но и пополняют доходную часть областного бюджета. Так что Дума, приступив к законотворческому процессу именно с этих актов, не только не ошиблась, но поступила дальновидно.

Первый областной парламент положил начало созданию областной законодательной системы, разработал и утвердил статус Томской области как субъекта Российской Федерации, создал систему органов государственной власти области, принципы их взаимоотношений с местным самоуправлением, принял ряд законов в области экономики.

С первого созыва в практику областной Думы вошла такая форма депутатской деятельности как парламентские слушания. На обсуждение выносятся, как правило, приоритетные направления развития области: вопросы развития лесной отрасли, банковской деятельности, перестройки экономики области, социальной защиты населения, правопорядка и др. В слушаниях участвуют руководители ведомств, предприятий и организаций, ученые, юристы, представители общественности. Такая форма позволяет изучать и учитывать в областном законодательстве разноотраслевые проблемы.

Думу первого созыва с полным правом можно назвать Думой государственного строительства. Депутаты первого созыва заложили фундамент в становлении местного законодательства — в этом их главная заслуга.

В декабре 1994 года избраны в областную Думу Алексей Васильевич Трошин (Стрежевской избирательный округ № 12 г. Стрежевой) и Владимир Михайлович Макаров (Восточный избирательный округ № 10 г. Северск). В связи с избранием в Государственную Думу РФ в декабре 1995 года Поморов Александр Адрианович сложил с себя полномочия депутата областной Думы по Белоозерскому избирательному округу, поэтому 23 июня 1996 года в этом округе состоялись новые выборы — избран Александр Николаевич Деев.

В Томском областном парламенте — 21 депутат: работники промышленности, строительства, связи, сельского хозяйства, сферы науки, образования и здравоохранения, представители бизнеса, а также местных органов самоуправления. Средний возраст депутатов — 48 лет. Высшее образование имеют 19 человек (причем 14 учились в Вузах Томска), в их числе один академик, 4 члена-корреспондента отраслевых академий, два профессора, два кандидата наук.