Председатель правового комитета думы, профессор Ирина Никулина:
Даже упаковывание спичек требует системного мышления…

– Не согласна с выводами московских коллег из Высшей школы экономики относительно того, что "троечники" идут в нанотехнологи, а отличники – в юристы. Правильно будет сказать, что физики и математики идут в технари, а гуманитарии – в экономисты и юристы. И слабые, и сильные есть и там, и там. На мой взгляд, сам рейтинг был составлен некорректно. Нельзя сравнивать гуманитарные и технические вузы. Поймите, сравнить "тройку" по физике и "тройку" по литературе невозможно. В основе этих оценок лежат совершенно разные причины. По литературе он получил тройку, потому что просто лентяй, а тройка по физике – это непонимание предмета.

Проблема не в том, что существует некий перекос в сторону гуманитариев, а в том, что физиков и математиков в школе стали готовить меньше, поскольку хороших учителей по физике и математике маловато. Во-первых, программы разные, во-вторых, вузам приходится в первый год обучения студента работать за школу. Мы их учим заново, приходится организовывать дополнительные курсы по математике, физике и химии. Надо признать, что эти науки в школе преподаются слабо. Отсюда вывод – педагогическое образование необходимо повернуть в сторону подготовки качественных учителей по техническим предметам.

Правительство говорит о том, что нам хватит экономистов и юристов. Я же считаю, что мы должны идти по пути США, то есть должно быть стопроцентное экономическое и юридическое образование всего населения. Многие технари вечером учатся на экономических и юридических специальностях – получают два диплома. Все дело в качестве подготовки самих педагогов. Если он даже не пойдет по специальности, то все равно гуманитарное образование поможет ему в работе по технической специальности. Считаю, гуманитарное образование должно быть в техническом вузе и наоборот.

Что касается повышения престижа рабочей профессии, на мой взгляд, коль наша нация идет по пути того, что все хотят иметь высшее образование, то необходимо техникумы и училища присоединить к вузам: пусть они выполняют функцию подготовки первокурсников, подтягивают их до уровня первого курса.

Возьмите газодобывающую отрасль. Руководители говорят: нам не нужны рабочие, которые просто открывают – закрывают вентиль, нам нужны рабочие, которые понимают, как устроена эта система. Я вам скажу больше: даже для упаковывания спичек нужен человек с высшим образованием, поскольку, имея системное мышление можно усовершенствовать свою работу, сделать её более эффективной.

Таким образом, техникумы и училища должны влиться в университеты, выполнять подготовительную функцию. Некоторое время назад правительство предложило усилить педагогический состав в училищах, но не получилось, поскольку ни один профессор не пошел туда работать. Значит, надо включить техникумы в состав высших учебных заведений.

Говорят, в стране много менеджеров. Считаю, что это не так. Приведу два фактора, доказывающих, что управленцев у нас мало. Первое – малый бизнес поднять не можем, а это управленцы и экономисты. Второе – нет среднего класса, который и должны создавать менеджеры, экономисты и юристы вместе с технарями. Вспомним, в 60-е годы "лирики" пошли в "физики". Тогда страна осваивала космос, наращивала военный потенциал, много строила, поэтому такой переход был оправдан. Если нечто подобное произойдет и в наше время, то и технарей будет больше.
 

 

Нашли ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Закрыть
Оцените, насколько обращение к сайту было полезным для вас.
закрыть
Сообщение об ошибке
Орфографическая ошибка в тексте:
Отправить сообщение администратору сайта: