Строительная Стратегия требует актуализации
К такому выводу пришла постоянная комиссия по вопросам градостроительной деятельности областного парламента по итогам отчета администрации о ходе выполнения Стратегии развития строительного комплекса Томской области на период с 2013 по 2022 годы.
Представляя отчет о ходе выполнения Стратегии, начальник областного департамента архитектуры и строительства Дмитрий Ассонов отметил, что один из ключевых показателей – «объем работ и услуг, выполненных по виду деятельности «Строительство» – в последние 5 лет в сопоставимых ценах находился примерно на одном уровне. Однако, по итогам 2017 года ожидается его значительное снижение. Главной проблемой в департаменте считают низкую инвестиционную активность бизнеса и нестабильный спрос на строительную продукцию со стороны основных отраслей экономики региона.
– Депутатам в принципе пора серьезно заняться вопросом: что власти делают для привлечения инвестиций? – уверен Борис Мальцев. – Когда мы говорим инвестору про налоговые каникулы, он к нам не пойдет. Почему нет иностранных инвестиций? И что нужно сделать, чтобы иностранных инвесторов в Томскую область привлечь? У нас специальный департамент этим направлением занимается, а результатов нет.
– Инвесторы нужны, это очевидно, – согласился замгубернатора по строительству и инфраструктуре Евгений Паршуто. – Ввод жилья – это только половина строительных объектов. А все остальное – это дороги, это мосты и развязки, промышленные предприятия, сельскохозяйственные комплексы. Они дают реальный объем строительной отрасли. За счет только жилищного строительства ей не выжить. Но сколько уже «пробных» заходов эти инвесторы сюда делали, и потом уходили? Нам инвесторам отдать нечего кроме заболоченной земли, которая в Сибири считается не доходом, а обременением.
– 47 миллиардов рублей оборот отрасли за 2017 год, – продолжил тему председатель комитета по строительству, инфраструктуре и природопользованию Сергей Автомонов. – Сумма приличная. Из них 14 миллиардов привлечены средства граждан за счет ипотечных кредитов. Но хотелось бы понимать, что с привлечением внебюджетных средств? Что мы должны сделать для того, чтобы внебюджетные деньги пришли для стабилизации ситуации в строительном комплексе?
Председатель комиссии по вопросам градостроительной деятельности Александр Шпетер напомнил, что летом этого года вступают в силу изменения, которые кардинально меняют правила игры на рынке жилищного строительства:
– Мы с вами живем в переломное время. С 1-го июля наша отрасль будет жить по совершенно другим правилам. «Один застройщик – один дом» – это фактически означает, что для крупных строителей закончится механизм долевого строительства. Деньгами в этой схеме будет управлять банк, а это, по сути, внешнее управление. Совсем другая финансовая философия. И жилье в этих условиях однозначно станет дороже.
Кроме этого, напомнил Александр Шпетер, одной из ключевых задач в Стратегии называется преобразование строительного комплекса региона в межотраслевой градостроительный кластер, объединяющий на новой технологической основе строительные, проектно-изыскательские организации, предприятия промышленности строительных материалов, специализированные финансовые институты и научно-образовательные учреждения:
– Сегодня мы вынуждены констатировать, что кластер не получился. Есть крупные вопросы, связанные с инвестициями. О реализации Стратегии единой точки зрения у членов комиссии нет. Кто-то считает, что по совокупности оценочных показателей стратегия вообще не выполняется. Есть мнение, что очень много показателей не достигнуто по объективным обстоятельствам. И комиссия должна, на мой взгляд, выразить обеспокоенность ходом реализации Стратегии. Стратегия нужна, но такая, чтобы в её русле шло реальное движение, пусть и не быстрое. То есть требуются существенные изменения в этом документе, – резюмировал Александр Шпетер.
С выводами председателя члены комиссии согласились.