Выступление Оксаны Козловской на 13 собрании Думы
- Повестка
- Протокол
- Стенограмма
- Выступление председателя
Уважаемые депутаты!
По традиции начну свое выступление с событий мирового масштаба.
Октябрь для России – месяц международных форумов. Ассамблея Межпарламентского союза, старейшая политическая организация мира, приняла в Петербурге представителей 173 из 194 государств мира. А гостями Всемирного фестиваля молодежи и студентов стали более 65 тысяч человек из 188 государств.
Это – абсолютный рекорд по числу участников для такого рода мероприятий. По мнению Президента России, сегодня эти встречи, важны как никогда! Только так можно укрепить доверие между странами и помочь развитию мирного диалога на планете. Согласитесь, это – и показатель интереса и уважения к нашему государству!
А главное событие экономической повестки октября – обсуждение проекта бюджета на 2018 – 2020 годы на всех уровнях бюджетной системы России. По традиции анализ внешних условий, основных макроэкономических параметров определяют базу бюджетного проектирования, перечень приоритетов развития страны и регионов.
Напомню, агрегированным показателем экономического роста является валовый внутренний продукт, рост которого означает, что растет благосостояние, а значит и занятость, доходы, качество жизни людей.
По оценке Высшей школы экономики экономический рост в России по итогам 2017 года превысит 2.0 %. Правительству поручено – к 2020 году выйти на уровень не ниже среднемировых темпов роста. Учитывая стремительное развитие новых технологий, рынков и компетенций, выполнение этой стратегической задачи требует нестандартных подходов управления и в бизнесе и в государственном секторе на всех уровнях власти.
А важнейшим драйвером экономики остается федеральный бюджет – главный финансовый документ страны на ближайшие три года. Он сформирован по прогнозной цене нефти почти 44 доллара за баррель, курсу доллара – 65.0 рублей и уровню инфляции – 4 %. Хотя ожидаемая оценка инфляции за 2017 год уже ниже – 3.2 %.
Определены и приоритеты бюджетной политики России – поддержка экономического роста и переориентация расходов в человеческий капитал.
Еще совсем недавно бОльшая часть доходов федерального бюджета зависела, прежде всего, от цены на нефть, создавая риски его исполнения. Теперь, по данным Минфина, вопреки продлению санкций, общий объем доходов федерального бюджета на 64 % формируется за счет несырьевых доходов.
Аналогичная ситуация и в Томской области. Доля несырьевых доходов в структуре консолидированного бюджета – почти 75 %! И, что особенно важно, за последние годы вклад обрабатывающих производств приблизился к вкладу сырьевого сектора (22 % и 25 % соответственно). С одной стороны, это серьезно укрепляет бюджетную конструкцию.
С другой, – сегодня экономики российских регионов по ВРП на душу населения отличаются – в 93 раза! Томская область традиционно входит в первую двадцатку лидеров, занимая 17-е место.
Велики и различия по налоговому потенциалу. На 10 субъектов РФ приходится 57 % всего налога на прибыль, а еще на 10 – 53 % НДФЛ.
Для нашего региона, в ситуации, когда ключевые предприятия относятся к вертикально интегрированным кампаниям, консолидированным группам налогоплательщиков, весьма затруднено влияние области на поступления налога на прибыль. Да и механизм распределения федеральной помощи по-прежнему не стимулирует регионы, диверсифицирующие структуру своей экономики.
Судите сами, по данным налоговых органов, за девять месяцев этого года предприятия и организации области перечислили платежей в налоговую систему России на 16 % больше прошлого года (или 123.0 млрд.руб.). А в консолидированный бюджет региона за этот же период – поступило на 13 % меньше.
Очевидно, что ключевым для нас остается вопрос наращивания налоговой базы и привлечение инвестиций. Не случайно в ходе обсуждения проекта бюджета на комитетах основное внимание было уделено именно этим вопросам (И общее мнение, что без изменения федерального законодательства решить эту проблему нам не удастся).
Предлагаем:
• Совместно с Администрацией подготовить законодательные инициативы в федеральное законодательство для стимулирования регионов, работающих с вертикально-интегрированными компаниями, консолидированными группами налогоплательщиков и развивающих высокотехнологичный бизнес.
• Второе – вернуться к вопросу стимулирования привлечения инвестиций. Первый шаг мы сегодня сделаем, приняв поправки в два областных закона для поддержки инвесторов, вкладывающих в технологии освоения трудноизвлекаемых запасов нефти.
• И третье. С 2019 года страна переходит на минимальный размер оплаты труда, равный прожиточному минимуму. А это – потенциал роста зарплаты и подоходного налога, прежде всего, в секторах малого бизнеса, доля которого (с учетом ИП-лей) превышает две трети в общем числе хозяйствующих субъектов области. А значит, предстоит дополнительная работа по легализации теневого сектора экономики и неформальной занятости.
Напомню, в конце прошлого года Президент России предложил 11 ключевых направлений развития страны. Внутри каждого из них – выделены приоритетные проекты и программы, всего их – 26.
Томская область уже участвует в шести. И вам они хорошо известны, это: ремонт дорог, строительство школ, благоустройство городов и населенных пунктов, развитие санитарной авиации, предпринимательской инициативы и Северска, как моногорода. Впервые в 2017 году на их реализацию в области направлено 1.5 млрд.руб. федеральных и 1.3 млрд.руб. областных средств. Важно, что все эти проекты совпадают с приоритетами, поддержанными большинством жителей нашего региона.
На их продолжение в проекте бюджета 2018 года запланировано еще 600 млн. рублей. Убеждена, что вопрос дополнительного объема финансирования по этим проектам будет обсуждаться и в ходе согласительной комиссии.
Уважаемые коллеги!
Сегодня мы обсудим проект закона об областном бюджете на три года в первом чтении, который уже сейчас можно назвать «бюджетом максимальной экономии». Именно так эксперты оценивают и федеральный бюджет.
В этой ситуации наша задача – обеспечить макроэкономическую стабильность, не допустить ухудшения уровня и качества жизни людей, продолжить развитие городов и поселков области.
Как никогда, в следующем году консолидированный бюджет ориентирован на социальную сферу. На это направлены более 65 % всех его расходов, включая социальные расходы местных бюджетов. А значит, это прежде всего, бюджет для людей!
В проекте закона на 2018 год предусмотрено более 2.0 млрд. рублей на рост зарплаты работникам бюджетной сферы, как в соответствии с Указами Президента, так и другим категориям.
Хочу напомнить, что за три года фонд оплаты труда в консолидированном бюджете области вырастет с 28.0 до 30.0 млрд.руб. в год, превысив 43 % в структуре расходов уже в следующем году.
За счет роста тарифов на обязательное медицинское страхование существенно увеличатся совокупные расходы на здравоохранение и составят 19.0 млрд. рублей. Прирост пойдет на повышение зарплаты и шесть дополнительных видов высокотехнологичной медицинской помощи для жителей области.
К сожалению, вопросов в здравоохранении всегда немало. Около половины из них касаются лекарственного обеспечения. И, хотя за последние три года мы увеличили областное финансирование на эти цели почти в два раза, федеральный центр продолжает перекладывать обязательства на регионы.
Но, даже в этой непростой ситуации формируется «бюджет развития». В проекте пока это – 6.0 млрд.руб., которые включают поддержку сельхозпроизводителей, малого бизнеса, инноваций. Продолжится программа ремонта дорог, строительства школ и другие инфраструктурные проекты.
Очевидно, что только за счет бюджетных средств решить все вопросы вряд ли удастся. Сегодня мы имеем 25 государственных программ с общим объемом финансирования более 72.0 млрд. рублей, каждый четвертый рубль – средства бизнеса. На реализацию двадцати областных программ планируется привлечь и федеральные деньги. И это – хорошо!
Но, пока лишь половина всех госпрограмм имеют внебюджетные источники.
Ко всем этим вопросам нам еще не раз предстоит вернуться. А начнем мы – с Согласительной комиссии.
Уважаемые коллеги!
Внесенный Губернатором проект бюджета – сбалансирован, позволяет обеспечить социальную стабильность и продолжить развитие региона в рамках наших стратегических приоритетов и планов.
Сегодня, как я уже говорила, мы сформируем Согласительную комиссию, которая и подготовит бюджет ко второму чтению с учетом нашего сегодняшнего обсуждения.
Теперь – о повестке собрания.
Мы рассмотрим 53 вопроса.
1. Конечно, главный – это бюджет на 2018 – 2020 годы. Сегодня же, в соответствии с Уставом области, мы рассмотрим вопрос об утверждении на должность заместителя Губернатора – начальника департамента финансов. Губернатор внес кандидатуру Александра Михайловича Феденева.
2. В повестке – пакет из 6-ти областных социальных законов. В их числе:
• Закон о прожиточном минимуме, который позволит 27 тысячам неработающих пенсионеров получать социальные доплаты к пенсии в следующем году. Их средний размер – 1700 руб. в месяц. А цена вопроса для федерального бюджета – 540 млн.руб.
• Поправки в закон «О социальной поддержке инвалидов» с первого января 2018 года существенно расширят возможности их трудоустройства и позволят создать для них около 6 тысяч рабочих мест, что особенно важно, в сельской местности. Кстати, такие законы уже работают в 75-ти субъектах РФ.
3. В очередной раз рассмотрим изменения в областной бюджет этого года и увеличим расходы на лекарства отдельным категориям граждан и поддержку семейных ферм.
4. А поправки в закон «О капитальном ремонте» позволят включить установку автоматизированных систем учета потребления электроресурсов в перечень работ за счет средств фонда капремонта. В результате – жильцы многоквартирных домов получат возможность контролировать расходы на общедомовые нужды. Напомню, у нас немало и предложений жителей по этому вопросу.
5. И еще об одном вопросе. С этого года по новым правилам формируется областная Общественная палата. Нам предстоит выбрать в ее состав 14 представителей от Законодательной Думы. Общественные организации внесли в Думу 20 кандидатур. Все они – известные и достойные люди. Решение принимать нам, уважаемые коллеги!
Спасибо за внимание. Приступаем к работе.