Системная составляющая
Депутаты постоянной парламентской комиссии по образованию, молодежной политике и спорту высказали ряд существенных замечаний к проекту Ежегодного доклада о реализации региональной политики Томской области в сфере образования, который готовит областная администрация.
Представлять в Думе ежегодный доклад о состоянии дел в сфере образования исполнительная власть обязана согласно статьям 4 и 5 Закона Томской области от 12.08.2013 № 149-03 «Об образовании в Томской области». Начальник областного департамента науки и высшего образования Николай Минаев рассказал, что в 2018 году Доклад будет состоять из 4 разделов: общее образование, профессиональное, высшее и контроль, надзор и лицензирование в сфере образования.
– В чем смысл этого доклада? – обозначил цель обсуждения председатель комиссии по образованию, молодежной политике и спорту Леонид Глок – Нам нужны не просто статистические материалы, нам нужен анализ состояния дел по различным направлениям образования в динамике. А также предложения исполнительной власти по совершенствованию законодательства, если оно необходимо.
Руководитель фракции «КПРФ» Наталья Барышникова обратила внимание на то, что по материалам доклада с 2013 года учреждений образования в Томской области стало на 15 меньше. Представители профильных департаментов объяснили это процессами реорганизации – слияния, подчинения одних учреждений другим, преобразования в филиалы. Однако, 8 учреждений образования были ликвидированы.
– Это надо детально отобразить в Докладе, – настаивает Леонид Глок. – Причем, в каждом случае с указанием причин. Мы все знаем, что ряд учреждений закрыты. Но всем важно понимать – и депутатам, и педагогическому сообществу, и всем жителям региона, что это не привело к сокращению общего количества ученических мест, и не повлияло на доступность качественного образования. Это нужно обязательно разъяснить.
Депутат, начальник управления нового набора ТГУ Евгений Павлов указал на отсутствие в Докладе системности:
– Что должно произойти, чтобы в докладе о региональной политике в сфере образования об образовании говорилось как о едином целом, а не как о сферах ответственности разных департаментов областной администрации? Это ведь единый процесс.
– У нас традиционно название доклада не соответствует сути, – поддержал коллегу Леонид Глок. – А суть такова, что не существует региональной образовательной политики. Существует государственная образовательная политика на территории Томской области. Начинаться доклад должен с общего блока – «Цели и задачи государственной политики в сфере образования». Нужно дать общую характеристику, включая вклад сферы образования в экономику региона. Мы говорили об этом в своих рекомендациях. Далее – основные инструменты реализации государственной политики, общесистемные вопросы, особенности реализации государственной политики в Томской области. Доклад необходимо дополнить этим первым разделом.
Кроме этого депутаты отметили, что в Докладе слабо представлена статистическая информация, на основе которой сложно делать аналитические выводы. Особое внимание обратили на отсутствие аналитики в разрезе муниципалитетов. Ни один муниципалитет не «видит себя на общей образовательной карте региона». Нет информации о результатах итоговой аттестации. Наталья Барышникова внесла ряд конкретных предложений:
– Например, нужно внимательно посмотреть на кадровый потенциал системы профтехобразования. Указано, что 81 процент преподавателей – это педагоги со средним возрастом 44 года. А что за этим стоит? Хотелось бы детализации: сколько из них молодежь, сколько людей среднего возраста, сколько старшего поколения? Существует ли в системе преемственность поколений?
По итогам обсуждения члены комиссии рекомендовали профильным департаментам областной администрации доработать проект доклада с учетом замечаний и предложений депутатов. И повторно представить его в комиссию, чтобы окончательный текст Доклада был готов к рассмотрению в Законодательной Думе Томской области в мае этого года.