В Томске завершило свою работу двухдневное совместное заседание Комиссии Совета законодателей при Федеральном Собрании Российской Федерации по образованию и науке и Комитета по законодательству Ассоциации инновационных регионов России (АИРР) по вопросу «Правовое обеспечение подготовки кадров для цифровой экономики: роль регионов».

Сенаторы и спикеры заксобраний регионов-членов АИРР познакомились с практикой создания в Томске сетевых моделей сквозного образования. В томском «Кванториуме» им рассказали о том, как школьники уже сейчас участвуют в создании технологически прорывных бизнес-проектов.

Техникум информационных технологий сегодня готов стать площадкой для создания Центра опережающей подготовки кадров для цифровой экономики WorldSkills Russia. Базой для него станут наработки движения «Молодые профессионалы». Бизнес-партнером станет Иновационный территориальный кластер, а промышленным партнером готова выступить Ассоциация инновационных предприятий Томской области. Об этом рассказал ее глава Игорь Соколовский:

– Центр опережающей подготовки кадров позволяет, не ломая учебных программ образовательных учреждений, сделать короткие опережающие программы от конкретных компаний с их потребностями и обкатывать эти программы в уже существующих образовательных учреждениях – вузах и колледжах.

По его словам, в состав центра в Томске войдут шесть техникумов, три университета и 204 IT-компании, которые входят в ассоциацию.

Другую уникальную разработку – образовательный проект «Созвездие» – совместно представляли инновационная компания «Микран», Томский физико-технический лице (ТФТЛ) и Университет систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР). Первый заместитель гендиректора по стратегическому развитию и науке «Микрана» Валерий Кагадей рассказал, что проект «Созвездие» предполагает создание «сквозной образовательной траектории» для талантливых детей:

– Мы выступаем за трехступенчатую структуру – лицей-вуз-предприятие. «Микран» создал кафедры в томском физико-техническом лицее и ТУСУРе. Это не выпускающие кафедры, они дают дополнительное образование. Используется технология проектного группового обучения. Со 2-3 курса лицеисты и студенты ТУСУРа формируют группы и реализуют реальные производственные проекты. Обучение проводится по индивидуальным образовательным траекториям, которые курируют сотрудники «Микрана».

Разработчики проекта отметили особую роль в его структуре Попечительского совета ТФТЛ:

– У него нетрадиционные задачи, – рассказала начальник областного департамента общего образования Ирина Грабцевич. – Это не задачи привлечения материальных ресурсов, а влияние на содержание образования. И с этой задачей он блестяще справляется, благодаря усилиям его председателя Оксаны Козловской. Мы уже видим эффект от того, что вузы и предприятия захотели прийти в школы.

Образовательный проект «Созвездие» готов для тиражирования в масштабах страны, отметила спикер Законодательной думы Томской области Оксана Козловская:

– Проект «Созвездие» по созданию «сквозной» образовательной траектории лицей-университет-предприятие работает в Томске два года. Создана единая для ТФТЛ и ТУСУРа кафедра инженерной подготовки обеспечивает непрерывную образовательную траекторию для талантливых школьников со школьной скамьи до работы в компании. Эта технология готова для тиражирования в масштабах России.

Открывая пленарную дискуссию, Оксана Козловская отметила, что одним из наиболее подготовленных к цифровизации субъектов Российской Федерации остается Татарстан. Доля оказания государственных и муниципальных услуг в электронном виде составляет в республике 79.7 %, тогда как средний показатель по стране намного ниже – 51.3 %. Председатель Государственного Совета Татарстана Фарид Мухаметшин в своем выступлении обратил внимание на то, что цифровая экономика становится «новым укладом жизни», который захватывает абсолютно все сферы жизни:

– Это вопрос дальнейшей конкурентоспособности регионов и страны в мировой экономике. Если опоздаем, то не догоним. Цифровизацию в регионах необходимо начинать с органов власти. Но мы опаздываем в развитии федеральной законодательной базы. Необходимо принять закон о цифровизации экономики страны со всем понятийным аппаратом. В нем нужно будет обозначить необходимость координации между различными отраслями и ведомствами, чтобы в процессе образования и подготовки кадров не было разночтений. Мне кажется, с нашим мнением согласились и члены Совета Федерации, и депутаты Государственной Думы. Сейчас эта работа будет активно разворачиваться. Убежден, что такие встречи в регионах помогают каждому определиться, кто на каком пути, и какие задачи для каждого из нас являются приоритетными.

Заместитель Премьер-министра Татарстрана – министр информатизации и связи Роман Шайхутдинов рассказал, что члены АИРР предложили разработать законодательную базу для создания в регионах регулятивных «песочниц»:

– Мы предлагаем законодательно разрешить создание регулятивных «песочниц» – особых территорий, на которых можно отрабатывать систему правоотношений в рамках цифровой экономики, которые пока не урегулированы законодательством. Это экспериментальные площадки для разработки пилотных проектов.

Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации РФ по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова отметила, что цифровая экономика является одной из приоритетных тем, которая активно обсуждается законодателями. По ее словам, ключевым фактором развития и применения цифровой экономики является формирование среды, которая будет обеспечивать благоприятный правовой режим для возникновения и развития современных технологий. Сенатор уверена, что важная роль в развитии цифровой экономики отводится регионам:

– Мы не рассматриваем экономику как какую-то отдельную отрасль. Безусловно, это уклад жизни, который основан на том, чтобы пронизывать все сферы нашей жизни – госуправление, бизнес, общество, социальную сферу, всю нашу жизнь. Только такой подход к цифровой экономике нам видится.

По итогам заседания АИРР передала законодателям пакет поправок в федеральный закон «О научной, научно-технической и инновационной деятельности»:

– Мы сегодня обсудили, как нужно поправить закон «О научной и инновационной деятельности». Сегодня власти не имеют права финансировать многие начинания в части образования или самообразования людей. А именно этого требует экономика будущего. Предприятия тоже не имеют возможности заключать прямые договоры с образовательными центрами, тем же «Кванториумом», на подготовку специалистов. В комитет Госдумы России по образованию и науке мы направим предложение ускорить принятие поправок в федеральный закон «Об образовании» для организации полноценного сетевого взаимодействия образовательных организаций и бизнеса в части подготовки кадров, в том числе с уровня старшей школы, – резюмировала Оксана Козловская.

Нашли ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Закрыть
Оцените, насколько обращение к сайту было полезным для вас.
закрыть
Сообщение об ошибке
Орфографическая ошибка в тексте:
Отправить сообщение администратору сайта: