Уважаемые депутаты!

Главное событие сентября в России – масштабная и высококонкурентная выборная кампания. В единый день голосования шестнадцать субъектов избрали новых Губернаторов. В тринадцати регионах обновлены составы законодательных собраний. И у нас в области прошли довыборы двух областных депутатов. Избран глава Усть-Бакчарского сельского поселения. Плюс – 24 депутата разного уровня в одиннадцати муниципальных образованиях.

По мнению политологов большое влияние на уровень поддержки большинства Губернаторов и депутатов сыграли ожидания россиян ощутимых изменений качества жизни от реализации национальных проектов. Есть уже и результаты.

Остановлюсь на одном из самых капиталоемких инфраструктурных нацпроектов – «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Общий объем госинвестиций в дорожно-транспортную инфраструктуру России за шесть лет превысит 11.0 трлн. рублей.

Цель этого национального проекта – решить ключевую для России проблему – сокращение территориальной неравномерности развития транспортной инфраструктуры.

По данным статистики сегодня доля транспорта в структуре ВВП – 8.0 %. Это – четвертая отрасль экономики страны вместе с обрабатывающей промышленностью, торговлей и добычей полезных ископаемых. В Томской области его доля еще выше – 9.3 %. В структуре ВРП это – третье место после добычи и обработки.

Отмечу и то, что в последние годы транспортный комплекс становится генератором спроса на новые технологии и услуги. А это – и новые требования к качеству и надежности дорог.

Россия входит в топ-5 стран с максимальной протяженностью дорожной сети (вместе с США, Индией, Китаем, Бразилией). Но, по обеспеченности дорогами (на 10 тысяч населения) наша страна близка к Японии, чья территория в 45 раз меньше.

Всего в России полтора миллиона километров автомобильных дорог общего пользования, из которых: 3 % – федерального, 33 % – регионального и остальные – местного значения. Именно они связывают все регионы страны, обеспечивая территориальную целостность государства и единство экономического пространства.

И, хотя модернизация транспортной сети в регионах России идет постоянно, пока более 10 % населения в весенне – осенние периоды по-прежнему лишены круглогодичного доступа к жизненно важным объектам.

В результате «подвижность» наших жителей в 4 раза меньше, чем в развитых странах с также большой территорией (США, Канада, Австралия) и в три раза меньше, чем в Европе.

Кроме того, средняя доля транспортных затрат в структуре себестоимости товаров и услуг в России достигает 20 %, что является серьезной проблемой для отечественного бизнеса (в мире 7-8 %).

Вместе с тем, уровень автомобилизации и спрос на качественные автоперевозки продолжают расти. Эти диспропорции (спроса и предложения) предстоит снять.

В национальном проекте «Безопасные и качественные автомобильные дороги» участвуют все субъекты РФ, кроме Москвы и Санкт- Петербурга. Общий объем финансирования нашего регионального проекта – почти 5.5 млрд.рублей. И половина этой суммы приходится на этот год.

Ключевая задача для регионов – за шесть лет привести в нормативное состояние половину всех региональных трасс. А в границах городских агломераций – довести до этого уровня 85.0 % улично-дорожной сети.

Напомню, у нас в области – более одиннадцати тысяч километров дорог. Из них только 0.3 % – федерального значения. По этому показателю мы занимаем 79-ю позицию среди российских регионов. У нас в 50 раз меньше федеральных трасс, чем в Забайкальском крае и в 100 раз меньше, чем в Якутии.

Наша задача – совместно с исполнительной властью увеличить долю федеральных трасс на территории области за счет поэтапной передачи части региональных дорог в федеральную собственность. Прежде всего, речь об участках транзитных дорог Томск – Колывань – Новосибирск и Томск – Мариинск. Это позволит высвободить около 300 млн. руб, которые сейчас область тратит на их содержание и ремонт.

Как известно, основной источник финансирования дорожной деятельности – дорожный Фонд. В этом году в области он возрос на 60 %, превысив 6.5 млрд.рублей. За счет этих средств продолжена реализация ряда крупных проектов, в их числе, Северная широтная дорога. Проект не новый и весьма дорогой! Он требует еще и согласованных действий трех регионов: ХМАО, Тюменской и Томской областей. Важно, что этот инвестиционный проект позволит развивать транзитный потенциал области.

Другой стратегический проект – строительство двухуровневой развязки на 76-м километре. Напомню, общая стоимость проекта – 1.8 млрд.руб. (из них – порядка 60 % средств из федерального бюджета уже получены). Но, это только первая его очередь. Депутаты поддержали инициативу Губернатора о расширении масштаба проекта. И из областного бюджета уже выделены 250 млн.руб. на проектирование еще двух развязок (в районе п. Аникино и Транспортной площади в Томске). Согласитесь, этот дорожный комплекс придаст новый импульс развитию городской агломерации в интересах наших земляков.

Напомню, почти 40 % всех дорог в области – имеют статус региональных. К сожалению, пока меньше четверти из них соответствуют действующим нормативам (в России – 42 %). Вместе с тем, нацпроект предусматривает переход дорожной отрасли на новые технические регламенты. А это – дополнительные вызовы и затраты.

Всего в рамках нацпроекта нам предстоит отремонтировать 1350 км региональных дорог. В этом году – это 22 объекта протяженностью почти 140 км. Работы практически на них завершены.

Очень важно, что это – коллективная работа и дорожников, и жителей, которые активно участвуют и при планировании и в ходе контроля качества работ. Это отмечают и эксперты Общероссиийского народного фронта.

Теперь о местных дорогах. Их в области – 62 %. Пока местные дороги не включены в национальный проект. Но, у нас есть губернаторская программа «Ремонт местных дорог». За четыре года на ее реализацию область уже выделила два миллиарда рублей. Еще двести миллионов профинансировали муниципалитеты. За счет этого отремонтировано более 530-ти км автомобильных и пешеходных дорог во всех 20-ти муниципальных образованиях.

Особенно важно, что многие районы комплексно подошли к ремонту улично- – дорожной сети, совмещая эти работы с обустройством подъездов к социально-значимым объектам. В их числе: Каргасокский, Колпашевский, Верхнекетский, Зырянский, Кривошеинский, Асиновский, Шегарский районы.

В районах есть опыт интеграции ряда федеральных и региональных программ. Есть лучшие практики в других субъектах РФ. Этот опыт нам нужно изучать и тиражировать.

Вместе с тем, национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» выявил ряд системных проблем.

Прежде всего, это – необходимость модернизации и технического переоснащения дорожных организаций, дефицит профессиональных кадров. Причина понятна – возросшие требования к ремонту, строительству и содержанию дорог требуют новых технологий, оборудования, современных финансовых инструментов.

Аналогичная ситуация и у заказчиков. Переход на проектное управление дорожной сферой при изменении технических регламентов также подразумевает наличие других управленческих компетенций в региональных и муниципальных органах власти.

И это – новые вызовы для нашего научно – образовательного комплекса. Прежде всего, архитектурно-строительного университета, и всей дорожной отрасли.

Уважаемые коллеги!

Дороги – это не только вопросы экономики. Главное – безопасность дорожного движения, а значит и сохранение жизни и здоровья человека! И хотя за последние шесть лет число погибших на дорогах России сократилось на треть, задача нацпроекта – сократить смертность еще в 3.5 раза. Для Томской области этот показатель должен быть НЕ выше 2.5 человек на 100 тысяч жителей.

Не менее острый вопрос – ремонт аварийных мостов. На наших региональных дорогах – их 197. Более 60 % – требуют ремонта. Томская область – не исключение, аналогичная ситуация и в других регионах. Понятно, что только за счет бюджетных инвестиций вопрос не решить. Идет поиск дополнительных ресурсов и механизмов (ГЧП, платные участки дорог). Опыт такой в регионах формируется. И нам предстоит искать решения. Первые пять мостов отремонтируем уже в этом году. Важно, чтобы эта работа была продолжена и в дальнейшем.

Мы затронули только часть проблем развития дорожной отрасли. Есть и другие. Но, все они, как правило, носят межведомственный характер, требуют серьезных финансовых ресурсов и совершенствования нормативно-правовой базы, как на региональном, так и на федеральном уровнях. И мы вернемся к ним при принятии областного бюджета на ближайшие три года.

О повестке собрания. В ней – 27 вопросов.

1. Сегодня мы признаем полномочия двух вновь избранных областных депутатов: Юрия Викторовича Дроздова и Олега Георгиевича Правдина. Теперь наша Дума продолжит работу в полном составе – 42 депутата.

2. Изменения в областной закон «О предоставлении льготы по налогу на прибыль резидентам ТВЗ..». позволят частично компенсировать их потери в связи с решением Правительства РФ об отмене с 2018 года ранее установленной льготы по налогу на прибыль (в размере 3 %) и ростом льготной ставки страховых взносов (с 14 % до 28 %).

3. Обращаю ваше внимание на поправки в областной закон «Об установлении случаев, при которых не требуется разрешение на строительство…». Цель – ускорить развитие сотовой связи в удаленных поселках. Напомню, что нам потребуется обеспечить наличие сотовой связи или улучшить ее качество еще почти в сорока населенных пунктах области.

4. Ежегодно областным законом мы утверждаем размер прожиточного минимума для социальной доплаты пенсионерам с низкими доходами. Со следующего года размер ПМ всем регионам считает Пенсионный Фонд по единым правилам, установленным Правительством России. В Томской области в 2020 году доплату получат почти 29-ть тысяч пенсионеров. И платить за это будет уже областной бюджет. На это потребуется почти 840.0 млн. рублей. И нам совместно с Администрацией предстоит найти эти деньги.

5. Один из вопросов повестки – утверждение Соглашения о сотрудничестве между Томской областью и Республикой Тыва по приоритетным вопросам социально – экономического развития. Соглашение дает возможность участия в этой работе университетов, инновационных компаний и организаций всех форм собственности. Напомню, что Законодательная дума Томской области в этом году также заключила Соглашение с Верховным Хуралом Республики Тывац. Такое взаимодействие открывает дополнительные возможности обмена опытом и лучшими практиками законотворчества. Кстати, всего в этом году мы заключили шесть соглашений о сотрудничестве с парламентами субъектов РФ.

6. И сегодня же мы утвердим итоги традиционного конкурса «Читаем всей семьей» за этот год. Победителями конкурса признаны восемь из 251 семьи и семейных династий из 19-ти муниципальных образований (кроме Кожевниковского р-на). Популярность этого конкурса растет год от года, и прежде всего, благодаря поддержке и развитию библиотечной системы области. Особенность этого года – максимальное участие молодых семей, в том числе из отдаленных населенных пунктов. Все победители получат ценные подарки.

Нашли ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Закрыть
Оцените, насколько обращение к сайту было полезным для вас.
закрыть
Сообщение об ошибке
Орфографическая ошибка в тексте:
Отправить сообщение администратору сайта: