Взаимодействие для результата
Разработать и предложить модели сетевого взаимодействия школ с учреждениями культуры, спорта, дополнительного и профессионального образования по реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС – к такому решению пришли члены постоянной думской комиссии по образованию, молодежной политике и спорту.
- Внеурочная деятельность появилась как часть основной общеобразовательной программы, благодаря которой ребенок должен приобрести некие новые компетенции. Уже в 2019 году эти компетенции будут заложены в экзаменационных материалах, - подчеркнул актуальность темы председатель комиссии по образованию, молодежной политике и спорту, председатель комитета Думы по труду и социальной политике Леонид Глок. – Разработчики федерального стандарта разделили внеурочную деятельность на пять направлений, по которым она может реализовываться. Эти направления помогают развивать дополнительные компетенции, которые не может сформировать каждый предмет в отдельности.
Наиболее распространенными моделями организации внеурочной деятельности на территории Томской области являются оптимизационная и сетевая - рассказала начальник регионального департамента общего образования Ирина Грабцевич. И если оптимизационная модель реализуется за счет внутренних ресурсов школы, то сетевая позволяет организовать внеурочную деятельность с привлечением внешних ресурсов. Таким образом, выстраивается и расширяется система внешнего партнерства. Так, в 2017 году количество организаций, использующих именно сетевую форму взаимодействия, выросло с 57 до 61%.
Депутат Евгений Павлов поинтересовался, как департамент общего образования измеряет эффективность такой совместной работы? Ирина Грабцевич пояснила, что в полной мере результаты этой работы можно будет оценить, когда сегодняшние семиклассники выйдут на итоговую аттестацию в девятом классе. На данный момент механизм учета посещаемости и оценивания результатов из учреждений-партнеров недостаточно разработан, и это одна из нерешенных проблем при организации сетевой модели внеурочной деятельности. Сюда же относится и то, что школы не используют в полной мере возможности тематических и профильных смен летних пришкольных лагерей во время каникул, а также то, что не все педагоги внеурочной деятельности имеют специальную курсовую переподготовку.
Депутат Юрий Калинюк отметил, что недостаточно внимания уделяется сетевому взаимодействию с учреждениями среднего профессионального образования:
- На мой взгляд, сегодня у этого направления очень большой потенциал, особенно это касается муниципальных образований.
Члены комиссии пришли к выводу, что организовать внеурочную деятельность в полной мере мешают пробелы в правовом поле и недостаток финансирования. Было принято решение подготовить перечень предложений по решению проблемных вопросов в Министерство образования РФ и Госдуму РФ с учетом примеров региональных моделей сетевого взаимодействия школ с другими организациями разных форм собственности и деятельности по реализации внеурочной деятельности.