Областной депутат, Заслуженный строитель России и Почетный дорожник, мостостроитель с 40-летним опытом Василий Музалев в интервью «Томской интернет газете» рассказал о том, какие пробелы в законодательстве сегодня мешают эффективному развитию дорожного строительства в регионе.

— Сегодняшнее состояние транспортного строительства вызывает серьезную тревогу у всех, кто знаком с ситуацией, — говорит Василий Музалев. — Одна из главных причин — несовершенство законодательной базы, и в первую очередь — разрушительный для отрасли закон 44-ФЗ, «благодаря» которому победу на аукционах одерживают не слишком добросовестные и откровенно демпингующие исполнители. Приведу пример: когда торговался Бугринский мост в Новосибирске, компания-победитель снизила цену на 2 млрд. рублей. Но эти 2 млрд. нужно за счет чего-то восполнить — а за счет чего, если уже была просчитана стоимость и стройматериалов, и других ресурсов? Предприятия вынуждены или снижать качество, или работать себе в убыток.

— Еще одна проблема — качество проектирования. Ошибки и неграмотные технические решения практически стали нормой. Хотя во всем мире проектированию уделяется большое внимание. И строительство начинается только после полного завершения изысканий и проектных работ. У нас же объект сплошь и рядом торгуется, когда и проект еще как следует не проработан и многие вопросы по земле не решены. Появились деньги — давайте делать все скорей-скорей.

— Осознание проблем постепенно приходит — в 44-ФЗ внесен ряд изменений — в частности, проектировщиков уже разрешили определять не на аукционе, а по конкурсу, учитывая их опыт. И конкурсы для крупных объектов разрешено проводить в два этапа. Но делать это или нет — остается на усмотрение заказчиков. А многие из них на это не идут, потому что условия конкурса надо еще разработать, а главное, что такая система предполагает ответственность заказчика. Конечно, провести аукцион значительно проще. Поэтому я считаю, что закон нужно менять полностью. Да, есть желание использовать деньги эффективно, предотвратить необоснованное завышение цен. Но для этого нужно разработать регламенты! Сейчас же существует только свод правил на основе СНиПов, причем эти правила носят рекомендательный характер, поэтому заказчики их нередко игнорируют.

— Этой весной только на Дальнем Востоке упало два моста — такого в России не было никогда. Упал мост в Красноярском крае, на Мариинской протоке, и совсем недавно — в Кузбассе, в городе Белово. Среди них есть и объекты после капитального ремонта. Предотвратить такие случаи может разработка регламентов не только строительства, но и эксплуатации объектов. Нужно четко прописать, что, когда осматривается и ремонтируется, причем регламенты должны быть утверждены на уровне субъекта Федерации и города. Надеяться на общие правила нельзя: в каждом регионе свои климатические условия, своя нагрузка. Такие регламенты очень жестко действуют у железнодорожников, поэтому железнодорожные мосты и стоят по сто с лишним лет.

— Нужны серьезные государственные программы, строительство и ремонт дорог должны стать приоритетом — деньги на них нужно выделять при любых кризисах. В тех странах, где это делается, состояние дорог совсем другое. В 2012 году Владимир Путин сказал, что без дорожного строительства не будет развития России. И в том, что касается федеральных дорог, с тех пор сделан серьезный шаг вперед. Но их у нас сравнительно немного, а в Томской области и вовсе мизер. Нужна программа по развитию всех дорог. Если же говорить о Томской области, то нам нужна программа модернизации, а возможно, и возрождения дорожной отрасли, которую мы практически полностью разрушили. В других регионах ей разваливаться не дают, у нас же сегодня ремонтировать дороги просто некому. И, конечно, исправить ситуацию возможно только при наличии политической воли. Слишком серьезные задачи нам для этого предстоит решить.

Полный текст статьи опубликован в «Томской интернет газете» 08.08.2016

Нашли ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Закрыть
Оцените, насколько обращение к сайту было полезным для вас.
закрыть
Сообщение об ошибке
Орфографическая ошибка в тексте:
Отправить сообщение администратору сайта: