Первому томскому подшипнику – 75 лет
Первые эшелоны с оборудованием эвакуированного из Москвы Первого государственного подшипникового завода пришли в Томск в сентябре 1941 года. Меньше чем за три месяца в бывших Красных казармах Северного военного городка наладили производство и 21 ноября 1941 года был собран первый томский подшипник.
– Я очень хорошо помню, какие люди работали на нашем заводе, – поделилась Оксана Козловская. – Многие прошли военную закалку, но в 70-е и 80-е годы еще трудились. За годы войны для фронта Томский ГПЗ-5 выпустил более 9.5 миллионов подшипников. И такие заводы как наш, внесли огромный вклад в Победу советского народа в Великой Отечественной войне.
И тогда же, по убеждению Оксаны Козловской, была заложена важнейшая основа: завод – это не только корпуса и оборудование. Это, прежде всего, люди:
– Конечно, больно, от того, что из 33 подшипниковых заводов, которые были в Советском Союзе, в современной России сейчас остался только один. ГПЗ-4 в Самаре. Но люди не просто прошли школу нашего завода. Они сегодня работают на других томских предприятиях, во многом определяя их развитие. Часто бывая на новых производствах, я встречаюсь с людьми, с которыми мы работали в соседних цехах. Благодаря этим людям в Томске возродилось производство во многих других отраслях. И это совершенно другие производства с совершенно другой культурой и другими технологиями. Но их фундамент был заложен в далеком 1941 году.
В честь юбилея ветераны завода были отмечены областными наградами. Серебряным знаком «Герб Томской области» награжден почетный ветеран автомобильной промышленности Леонид Дорохов. Благодарственные письма Законодательной Думы Томской области выручены ветерану Великой Отечественной войны Владимиру Осипову; почетному ветерану автомобильной промышленности Геннадию Кирееву; ветерану труда, почетному ветерану автомобильной промышленности Михаилу Пестову; почетному ветерану автомобильной промышленности Виктору Мурлину; ветерану труда, почетному ветерану автомобильной промышленности Василию Герда.