Общие сведения
Комитет Законодательной Думы Томской области по экономической политике (далее соответственно – Комитет, Дума) образован в соответствии с постановлениями Думы от 14.10.2021 № 6 «О структуре Законодательной Думы Томской области седьмого созыва» и от 14.10.2021 № 7 «Об образовании комитетов Законодательной Думы Томской области седьмого созыва».
Состав Комитета утвержден постановлением Думы от 14.10.2021 № 13 «О составах комитетов Законодательной Думы Томской области седьмого созыва».
В отчетном периоде в составе Комитета работали следующие депутаты Думы: Власов В.А. (председатель Комитета), Котов С.А., Лучшев М.А., Немцева Г.Г., Пушкарев И.И., Рулевский В.М., Сергеенко Г.Н.
В соответствии с распоряжением Председателя Думы от 31.03.2023 № 7-п «О вопросах ведения (направлениях деятельности) комитетов Законодательной Думы Томской области» к ведению Комитета отнесено правовое регулирование следующих направлений деятельности в Томской области:
- стратегическое планирование;
- промышленная политика;
- развитие малого и среднего предпринимательства;
- государственная поддержка инвестиционной деятельности;
- инновационное развитие, включая развитие науки и высшего образования, в том числе отдельные вопросы научно-технической политики;
- потребительский рынок;
- отдельные вопросы деятельности агропромышленного комплекса
и ветеринарии; - отдельные вопросы комплексного развития сельских территорий;
- отдельные вопросы развития государственно-частного партнерства
(в том числе в форме концессионных соглашений); - отдельные вопросы осуществления деятельности Уполномоченного
по защите прав предпринимателей в Томской области; - подготовка к рассмотрению отчета Губернатора Томской области
о результатах деятельности исполнительных органов Томской области; - порядок заключения соглашений Томской области об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, договоров Томской области
с другими субъектами Российской Федерации об осуществлении межрегиональных связей. - иные вопросы, отнесенные к ведению Комитета актами Думы
и распоряжениями Председателя Думы.
Деятельность депутатов Комитета носит открытый характер. Информация о результатах работы депутатов регулярно публикуется в информационных бюллетенях Думы, освещается в средствах массовой информации. Материалы заседаний Комитета, а также пресс-релизы по итогам заседаний размещаются
на официальном сайте Думы в информационно-коммуникационной сети «Интернет».
Итоги работы за 2024 год
В отчетном периоде работа Комитета была ориентирована на создание условий для роста экономики и научно-технологического развития Томской области в условиях действия внешних и внутренних (бюджетных) ограничений, нехватки кадров.
Всего в отчетном периоде проведены:
- 13 заседаний Комитета, их них: 1 выездное и 3 заочных заседания, 1 заседание совместно с Советом Думы;
- 8 заседаний постоянных комиссий Комитета;
- мониторинг правоприменения;
- парламентские слушания.
На заседаниях Комитета рассмотрено 69 вопросов. Основное внимание было сфокусировано на следующих вопросах:
- реализация национальных проектов (в том числе в части повышения производительности труда, развития туризма, развития экспорта);
- научно-технологическое развитие региона;
- поддержка инвестиций, промышленности и предпринимательства, в том числе применение федеральных инструментов развития;
- поддержка устойчивого развития агропромышленного комплекса региона;
- повышение эффективности мер государственной поддержки, оказываемых за счет средств областного бюджета, в отдельных сферах деятельности;
- вклад университетов в социально-экономическое развитие региона;
- модернизация системы высшего образования;
- розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции.
- Законотворческая деятельность
В отчетном периоде работа Комитета была выстроена с учетом приоритетов социально-экономического развития Томской области и планов законотворческой деятельности Думы, утвержденных постановлениями Думы от 05.03.2024 № 1166 «О плане законотворческой деятельности Законодательной Думы Томской области
на первое полугодие 2024 года», от 29.08.2024 № 1386 «О плане законотворческой деятельности Законодательной Думы Томской области на второе полугодие
2024 года».
В процессе законотворческой деятельности депутаты Комитета осуществляли постоянное взаимодействие с депутатами других комитетов Думы, Администрацией Томской области, прокуратурой Томской области, Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Томской области, Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Томской области, Ассоциацией «Совет муниципальных образований Томской области», органами местного самоуправления муниципальных образований Томской области, Союзом «Торгово-промышленная палата Томской области».
Всего за отчетный период Комитетом рассмотрены:
- 33 проекта законов Томской области (по 24-м Комитет являлся основным), из них 5 проектов – во втором чтении;
- 11 проектов постановлений Думы (по 9-ти Комитет являлся основным);
- 155 проектов федеральных законов, внесенных в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и поступивших на рассмотрение
до 1-го чтения, а также 14 законодательных инициатив и обращений субъектов Российской Федерации.
По итогам данной работы Думой приняты:
- 31 закон Томской области (по 22-м из которых Комитет являлся основным), а также 1 закон – в первом чтении;
- более 53 постановлений Думы Томской области (перечень представлен в приложении к настоящему отчету), из них: 21 постановление о поддержке проектов федеральных законов (при рассмотрении которых Комитет являлся основным).
Информация об основных из принятых Думой актов в разрезе сфер экономической деятельности и направлений регулирования представлена далее.
1.1. В сфере промышленности, инвестиционной и предпринимательской деятельности
В целях развития промышленности Комитетом поддержано принятие Закона Томской области от 08.04.2024 № 25-ОЗ «О внесении изменений в Закон Томской области «О промышленных (индустриальных) парках в Томской области»
и Закон Томской области «О промышленной политике в Томской области», внесенного депутатами Думы, включая председателя Комитета Власова В.А.
В соответствии с изменениями федерального законодательства вышеуказанным Законом скорректированы задачи промышленной политики Томской области в части стимулирования рационального использования природных ресурсов – «за счет повышения уровня вовлечения отходов производства и потребления в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья».
С учетом изменений в структуре исполнительных органов Томской области поддержано принятие Законов Томской области от 24.04.2024 № 32-ОЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Томской области» и от 11.06.2024 № 51-ОЗ «О внесении изменений в статьи 4 и 7 Закона Томской области «О развитии малого и среднего предпринимательства в Томской области», предусматривающих перераспределение полномочий между Администрацией Томской области и исполнительными органами Томской области, уполномоченными в сферах промышленной политики, газоснабжения и газификации, развития малого и среднего предпринимательства в Томской области.
В целях создания правовых условий для применения инструментов государственно-частного партнерства поддержано принятие Закона Томской области от 02.10.2024 № 96-ОЗ «О внесении изменений в статью 2 Закона Томской области «О реализации полномочий органов государственной власти Томской области, установленных Федеральным законом «О концессионных соглашениях», которым уточнены полномочия Губернатора Томской области
по утверждению порядков взаимодействия исполнительных органов Томской области при рассмотрении концессионных соглашений.
Помимо этого с учетом федерального законодательства поддержано принятие Закона Томской области «О внесении изменений в статьи 3 и 4 Закона Томской области «Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Томской области», которым установлены случаи досрочного прекращения по решению Губернатора Томской области полномочий Уполномоченного без получения согласия или представления Уполномоченного при Президенте Российской Федерации
по защите прав предпринимателей, а также установлен срок 5 дней для уведомления Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей о назначении Уполномоченного на должность.
Кроме того, депутатами Комитета внесен и рекомендован к рассмотрению
на заседании Думы проект закона Томской области «Об отдельных вопросах взаимодействия Союза «Торгово-промышленная палата Томской области» с органами государственной власти Томской области». С учетом опыта
и компетенций Торгово-промышленной палаты Томской области указанным законопроектом предлагается определить основные формы и механизмы взаимодействия Торгово-промышленной палаты Томской области с органами государственной власти Томской области, что позволит использовать ее потенциал для решения задач социально-экономического развития региона и повысить эффективность использования бюджетных ассигнований на поддержку бизнеса.
В сфере инвестиционной деятельности с учетом полученных заключений
на законопроект «О внесении изменений в Закон Томской области от 18 марта 2003 года № 29-ОЗ «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Томской области» поддержано его принятие в первом чтении. Доработку закона предложено провести с учетом результатов мониторинга правоприменения, проведенного Комитетом в 2024 году (подробнее см. раздел 2 настоящего Отчета).
1.2. В сфере налоговой политики
Решением Комитета поддержано принятие ряда законов Томской области в сфере налоговой политики (основной – бюджетно-финансовый комитет Думы), затрагивающих предпринимательскую деятельность, в том числе:
- «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Томской области в сфере налогообложения», в соответствии с которым продляется действие льготной налоговой ставки в размере 0 % для впервые зарегистрированных налогоплательщиков – индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную либо упрощенную систему налогообложения и осуществляющих деятельность в производственной, социальной и (или) научной, иных сферах,
до 1 января 2027 года; - «Об установлении на территории Томской области налоговых ставок по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения», в результате принятия которого устанавливается дифференцированный подход к определению пониженных налоговых ставок по системе «доходы – расходы»
для различных категорий налогоплательщиков с учетом определенных требований к численности и заработной плате сотрудников; - «О внесении изменения в статью 2 Закона Томской области «О патентной системе налогообложения», в соответствии с которым размеры потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода
по видам предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения, с 2025 года подлежат ежегодной индексации на коэффициент-дефлятор, установленный Минэкономразвития России в размере 1,144); - «Об установлении коэффициента, отражающего особенности рынка труда Томской области, на 2025 год», в соответствии с которым в целях исчисления суммы налога на доходы физических лиц для некоторых категорий иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность по найму на основании патента, коэффициент определен в размере 2,72777;
- «О внесении изменений в Закон Томской области «О налоге на имущество организаций», в соответствии с которым, среди прочего, продляется
до 01.01.2028 льгота газораспределительным организациям; - «Об инвестиционном налоговом вычете по налогу на прибыль организаций», в результате принятия которого право на применение инвестиционного налогового вычета предоставляется организациям реального сектора экономики в отношении расходов в виде стоимости имущества (включая денежные средства), безвозмездно переданного образовательным организациям среднего профессионального образования (предельный размер вычета составит
до 12 % суммы налога на прибыль организаций, подлежащей зачислению в областной бюджет, но не более 50 % стоимости безвозмездно переданного имущества,
и не более 200 млн рублей).
1.3. В сфере агропромышленного комплекса
Традиционно значительная часть областных законов, рассмотренных
и поддержанных депутатами Комитета, относилась к сфере сельского хозяйства.
Законом Томской области от 02.05.2024 № 35-ОЗ «О внесении изменений в статью 5 Закона Томской области «О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Томской области» Департамент ветеринарии Томской области наделен новым полномочием по осуществлению мероприятий по осеменению коров (телок) в личных подсобных хозяйствах, крестьянских (фермерских) хозяйствах.
Одновременно с этим соответствующие полномочия органов местного самоуправления прекращены в силу принятия Закона Томской области от 02.05.2024 № 39-ОЗ «О прекращении осуществления органами местного самоуправления отдельного государственного полномочия и внесении изменений в Закон Томской области «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по государственной поддержке сельскохозяйственного производства».
Помимо этого, Законом Томской области от 02.05.2024 № 40-ОЗ «О внесении изменения в статью 4-1 Закона Томской области «О земельных отношениях в Томской области» Департамент по социально-экономическому развитию села Томской области наделен полномочием по осуществлению сбора, обобщению и предоставлению сведений в государственный реестр земель сельскохозяйственного назначения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
На приведение в соответствие с федеральным законодательством были направлены законы Томской области:
- от 18.03.2024 № 12-ОЗ «О внесении изменения в статью 12 Закона Томской области «О личном подсобном хозяйстве в Томской области»;
- от 11.06.2024 № 56-ОЗ «О внесении изменений в Закон Томской области «О семеноводстве сельскохозяйственных растений в Томской области»;
- от 06.09.2024 № 85-ОЗ «О внесении изменения в статью 6 Закона Томской области «О племенном животноводстве в Томской области».
1.4. В сфере туризма
В целях развития туризма и повышения качества туристических услуг
в регионе с учетом изменений федерального законодательства поддержано принятие Закона Томской области от 15.07.2024 № 64-ОЗ «О внесении изменений в Закон Томской области «О туристской деятельности на территории Томской области», в соответствии с которым Администрация Томской области наделяется полномочием по организации и осуществлению регионального государственного контроля (надзора) за деятельностью экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков
и инструкторов-проводников, а также утверждению положения о данном виде контроля (надзора), а также правом осуществлять отнесение туристических маршрутов и их частей к маршрутам, требующим специального сопровождения.
Данный Закон рассмотрен в комплексе с проектом закона Томской области «О внесении изменения в статью 1-1 Закона Томской области «Об особо охраняемых природных территориях в Томской области» в части установления в соответствии с Федеральным законом от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» полномочия исполнительных органов Томской области по организации туризма на особо охраняемых природных территориях областного значения (ответственный – Комитет Думы по строительству, инфраструктуре
и природопользованию).
1.5. В сфере розничной продажи алкогольной продукции
В целях решения острой проблемы «пьяной преступности» в связи с ночной продажей алкоголя в так называемых «наливайках» с учетом Федерального закона
от 14.02.2024 № 6-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» и рекомендаций парламентских слушаний
по вопросу государственного регулирования продажи алкогольной продукции
в Томской области (подробнее см. раздел 3 настоящего Отчета) Комитетом поддержано принятие Закона Томской области «О внесении изменений в Закон Томской области «Об отдельных вопросах регулирования розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Томской области», внесенного депутатами Думы, включая председателя Комитета Власова В.А.
В результате принятия Закона:
- введен запрет на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в многоквартирных домах и на прилегающих к ним территориях с 22 часов до 10 часов по местному времени (за исключением ресторанов и объектов общепита, имеющих лицензию);
- установлены требования об осуществлении розничной продажи пива
и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи при оказании услуг общественного питания только в ресторанах, барах, кафе, буфетах.
В то же время альтернативный закон «О внесении изменений в Закон Томской области от 05.05.2012 № 48-ОЗ «Об отдельных вопросах регулирования розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Томской области», внесенный Думой городского округа Стрежевой, с учетом заключений
и итогов парламентских слушаний по рекомендации Комитета решением Совета Думы возвращен субъекту права законодательной инициативы.
1.6. В сфере науки и высшего образования
С учетом значимости научно-образовательного комплекса для развития экономики Томской области депутатами Комитета внесен законопроект и поддержано принятие Закона Томской области от 02.10.2024 № 100-ОЗ «О внесении изменений в статьи 10 и 11 Закона Томской области «О научной деятельности и научно-технической политике Томской области».
Указанным Законом полномочия Думы дополнены новым – рассмотрением ежегодных отчетов томских вузов – получателей специальной части гранта в рамках программы «Приоритет – 2030» (направление «Территориальное и (или) отраслевое лидерство») о реализации программы развития и вкладе образовательных организаций в социально-экономическое развитие Томской области.
Помимо этого в целях создания условий для развития конкурентоспособного научно-образовательного комплекса Томской области, выявления и поддержки лучших научно-образовательных практик путем проведения конкурса на соискание премий Томской области в сфере образования, науки, здравоохранения и культуры Комитетом рассмотрен проект закона Томской области «О премиях Томской области в сфере образования, науки, здравоохранения и культуры», направленный на совершенствование действующего правового регулирования в рассматриваемой сфере, обеспечения согласованности с документами стратегического планирования Томской области и Законом Томской области
от 1 декабря 2000 года № 56-ОЗ «О научной деятельности и научно-технической политике Томской области» с признанием утратившим силу Закона Томской области от 13 марта 2006 года № 29-ОЗ «О премиях Томской области в сфере образования, науки, здравоохранения и культуры» (основной – Комитет Думы по труду
и социальной политике).
1.7. В сфере внешнеэкономической деятельности
С учетом изменений федерального законодательства депутатами Комитета поддержано принятие Закона Томской области от 27.12.2024 № 140-ОЗ «О международных и внешнеэкономических связях органов местного самоуправления муниципальных образований Томской области».
В частности, Законом определены: полномочия органов государственной власти Томской области, регулирующие правоотношения в сфере международных
и внешнеэкономических связей органов местного самоуправления муниципальных образований Томской области; порядки согласования осуществления органами местного самоуправления указанных связей, согласования заключения органами местного самоуправления соглашений с органами местного самоуправления иностранных государств, а также регистрации данных соглашений.
- Мониторинг правоприменения
В отчетном году Комитетом в соответствии с Положением о проведении мониторинга правоприменения нормативных правовых актов Томской области, принятых Думой (постановление Думы от 25.06.2015 № 2768), и Планом мониторинга (постановление Думы от 25.12.2023 № 1113) проведен мониторинг правоприменения Закона Томской области от 18 марта 2003 года № 29-ОЗ
«О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Томской области» (далее – Закон № 29-ОЗ).
В рамках мониторинга осуществлены анализ и обобщение положений регионального и федерального законодательства, анализ и оценка информации о практике применения Закона № 29-ОЗ, представленной Администрацией Томской области, прокуратурой Томской области, Управлением Минюста России по Томской области, Контрольно-счетной палатой Томской области, Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Томской области, Союзом «Томская торгово-промышленной палата», Союзом «МПО работодателей Томской области», Ассоциацией «Совет муниципальных образований Томской области», юридическим отделом аппарата Законодательной Думы Томской области, АО «Атом-ТОР»
и ООО «УК «Томскинпарк». Также использованы итоги социологического онлайн-опроса «Инвестиционный климат в Томской области» (проведен Центром управления регионом Томской области совместно с Законодательной Думой Томской области), пояснительная записка к отчету об исполнении областного бюджета за 2023 год (том 2), отчет о результатах параллельного экспертно-аналитического мероприятия «Аудит реализации мер государственного стимулирования инвестиций в основных секторах российской экономики и оценка их влияния на инвестиционную активность предприятий за период 2021-2022 годов» (Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации, 2024, № 7 «Инвестиции»), а также официальная статистика.
По итогам проведения мониторинга в целях достижения национальных целей развития, повышения эффективности мер государственной поддержки и качества бюджетного планирования Администрации Томской области даны рекомендации, в том числе:
- проработать вопрос о подготовке нового областного закона «Об инвестиционной политике в Томской области», включая положения, регулирующие полномочия органов власти, взаимодействие с институтами развития
и органами местного самоуправления, оценку и контроль эффективности результатов государственной поддержки и мер по улучшению инвестиционного климата, а также устанавливающие направления инвестиционной политики и приоритеты государственной поддержки; - рассмотреть вопрос о совершенствовании порядка и условий предоставления государственной поддержки, в том числе в части оснований
для принятия решения о поддержке инвесторов, перечня критериев для оценки эффективности проектов, проведения конкурсных процедур; - актуализировать отдельные положения закона и подзаконных актов,
в том числе порядки мониторинга и сопровождения инвестиционных проектов, уточнить применяемые понятия, привести положения в соответствие с нормами федерального законодательства; - актуализировать меры поддержки и разработать комплексную программу инвестиционного развития с учетом обновленных национальных целей развития;
- и другие предложения.
На 2025 год комитетом Думы запланирован мониторинг правоприменения Закона Томской области от 13 апреля 2006 года № 75-ОЗ «О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Томской области» (постановление Думы от 24.12.2024 № 1588 «О плане мониторинга правоприменения нормативных правовых актов Томской области, принятых Законодательной Думой Томской области, на 2025 год»).
- Парламентские слушания
Комитетом организовано проведение парламентских слушаний по вопросу государственного регулирования продажи алкогольной продукции в Томской области в целях обсуждения проблем, связанных с работой так называемых «наливаек»,
и проекта закона Томской области, ограничивающего их работу.
Исходной причиной подготовки законопроекта послужил доклад начальника УМВД России по Томской области об итогах работы в 2023 году, который обозначил «проблему пьяной преступности» в связи с ночной продажей алкоголя в «наливайках», а также рост количества обращений граждан в органы власти о нарушении тишины и порядка в связи с работой таких объектов.
Учитывая остроту проблемы, в августе 2023 года Законодательной Думой Томской области было направлено обращение Председателю Государственной Думы Володину В.В. с просьбой расширить полномочия субъектов РФ в части установления ограничений по времени продажи алкоголя в объектах общественного питания.
С 1 апреля 2024 года вступил в силу Федеральный закон от 14.02.2024 № 6-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», который предоставил такое право регионам.
В целях учета мнения широкого круга лиц и подготовки предложений
по законопроекту 4 июня 2024 года в Думе прошли парламентские слушания.
В слушаниях приняли участие депутаты областной Думы, представители федеральных и региональных органов исполнительной власти, областного суда, органы местного самоуправления и Ассоциация «Совет муниципальных образований Томской области», Уполномоченные по защите прав предпринимателей в Томской области, по правам ребенка и правам человека, представители предпринимательских объединений и предприниматели; представители Общественной палаты Томской области и Общероссийского народного фронта в Томской области, граждане.
Итогом парламентских слушаний стал законопроект «О внесении изменений в Закон Томской области «Об отдельных вопросах регулирования розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Томской области» (подробнее см. раздел 1.5 настоящего Отчета).
- Совершенствование федерального законодательства
В отчетном периоде на заседаниях Комитета рассмотрено 155 проектов федеральных законов, внесенных в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, а также 14 законодательных инициатив и обращений субъектов Российской Федерации.
Комитетом подготовлены к рассмотрению и приняты Думой 23 постановления о поддержке проектов федеральных законов.
Основные изменения в федеральном законодательстве были направлены
на создание условий для преодоления негативных последствий для социально-экономического развития страны, формирования благоприятной среды для бизнеса, обеспечения технологического развития и формирования конкурентоспособной экономики, развития кадрового потенциала.
Из 155 законопроектов, рассмотренных Комитетом:
31 % законопроектов предполагал изменения в сфере предпринимательства и промышленности, обеспечения технологического суверенитета, основные
из которых направлены на законодательное обеспечение экономического развития.
В частности: снижение отчетной нагрузки на субъекты малого предпринимательства; создание условий для ускоренной разработки и внедрения технологических инноваций; оптимизация процедуры перезаключения концессионного соглашения, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения
и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем; совершенствование законодательства в области регулирования деятельности особых экономических зон; определение экспертного совета в качестве органа управления государственным фондом развития промышленности, а также установление его компетенции
и основных принципов формирования; совершенствование правового регулирования отношений, связанных с отнесением хозяйствующих субъектов к вновь созданным юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям – субъектам малого
и среднего предпринимательства; финансовая поддержка субъектов малого
и среднего предпринимательства в отдельных отраслях экономики и др.;
24 % проектов федеральных законов призваны усовершенствовать законодательство в сфере сельского хозяйства и ветеринарии, основные цели которых: повышение эффективности ветеринарного, фитосанитарного и иных видов государственного контроля; совершенствование регулирования в области племенного животноводства; регулирование отношений, связанных с учетом животных,
и совершенствование положений проведения ветеринарно-санитарной экспертизы; повышение финансово-экономической устойчивости сельскохозяйственных товаропроизводителей; введение государственного регулирования цен (тарифов)
на услуги по подаче и (или) отводу воды; совершенствование правил определения зоосанитарного статуса объектов; совершенствования правовых оснований
для размещения рыбоводной инфраструктуры и др.;
19 % законопроектов направлены на развитие и усовершенствование законодательства в сфере науки и высшего образования, основные из которых направлены на: совершенствование системы научно-методического обеспечения подготовки кадров и повышение качества высшего образования, в том числе
на основе более полного учета потребностей экономики, за счет развития института учебно-методических объединений; повышение качества медицинского образования; сохранение статуса наукограда при территориальном укрупнении и уточнение основ государственной научно-технической политики в аспекте пространственного развития; предоставление особых прав на поступление в образовательные организации высшего образования детям участников боевых действий на территории Российской Федерации; повышение уровня подготовки специалистов в области строительства и жилищно-коммунального хозяйства, а также кадров для дорожной отрасли; предоставление вузам возможности освобождения участников специальной военной операции и членов их семей от платы за обучение по договору об образовании; обеспечение прав иностранных граждан на получение высшего образования в научных организациях и др.;
26 % составили законопроекты, касающиеся:
- сферы государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в том числе: введение запрета на продажу алкогольной продукции в прикассовой зоне торгового объекта; сокращение сроков и перечня документов для получения лицензии
на осуществление деятельности по производству и обороту (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; совершенствование государственного регулирования производства и оборота спиртосодержащей непищевой продукции; установление границ прилегающих территорий к объектам общественного питания, осуществляющим розничную продажу алкогольной продукции и расположенным в многоквартирных домах; перенос маркировки федеральными специальными марками импортной алкогольной продукции на территорию Российской Федерации; - контрактной системы обеспечения государственных и муниципальных нужд в части предоставления национального режима при закупках для обеспечения государственных и муниципальных нужд и закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц;
- туристской деятельности, в том числе: развитие понятийного аппарата; уточнение статуса туроператоров, формирующих туристский продукт из услуг, оказываемых на территории дружественных зарубежных государств; обеспечение доступности объектов туристской индустрии для инвалидов; совершенствование механизмов регулирования деятельности средств размещения в части требований как к самим средствам размещения, так и к экспертам и организациям, проводящим их классификацию;
- государственного регулирования торговой деятельности и защиты прав потребителей в части: допустимости переработки и использования изъятых
из оборота немаркированных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации; обеспечения возможности устанавливать и обновлять программы для электронных вычислительных машин с использованием единого магазина приложений; установления особенностей обработки персональных данных; установления критерий отбора курьеров для доставки товаров; - налогообложения и административного регулирования в части: расширения видов предпринимательской деятельности для применения патентной системы налогообложения; установления ответственности за нарушение требований к обороту метанола и метанолсодержащих жидкостей; установления административной ответственности за неисполнение отдельных положений законодательства Российской Федерации в сфере туризма.
Среди рассмотренных Комитетом проектов федеральных законов можно выделить следующие, имеющие наибольшее значение:
Проект федерального закона № 632206-8 «О технологической политике в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»:
направлен на создание условий, которые помогут ускоренной разработке
и внедрению инноваций, повышающих уровень жизни людей, обеспечивающих оборону и безопасность страны, а также развивающих конкурентоспособность
и эффективность продукции высоких технологий.
Субъектами, формирующими технологическую политику, определены Президент России, Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство России, Центральный Банк Российской Федерации, Российская академия наук, исполнительные органы субъектов Российской Федерации. Правительство Российской Федерации будет утверждать целевые показатели обеспечения технологического суверенитета, среднесрочного и долгосрочного развития технологий в отраслях экономики, мониторинг показателей эффективности технологической политики, перечни видов технологической продукции, критических и сквозных технологий.
Предлагаемое регулирование будет способствовать внедрению российскими юридическими лицами критических и сквозных технологий на основе собственных линий разработки, формированию долгосрочных спросов и предложения высокотехнологичной продукции, созданию благоприятных условий для реализации технологической политики и развития инфраструктуры технологий.
Проект федерального закона № 699828-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» (в части заключения концессионных соглашений в отношении объектов ЖКХ с добросовестными концессионерами без проведения конкурсных процедур):
предусматривает обеспечение возможности концеденту и концессионеру еще до окончания срока действующего концессионного соглашения заключить новое без конкурса. Главное условие – инвестор должен положительно себя зарекомендовать за предыдущий период и добросовестно исполнить свои обязательства.
Таким образом, законопроект оптимизирует процесс «перезаключения» концессионных соглашений и делает процесс эксплуатации объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем непрерывным.
Проект федерального закона № 718144-8 «О внесении изменения в статью 76 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (в части разработки и утверждения типовых образовательных программ дополнительного профессионального образования для подготовки специалистов в области строительства и жилищно-коммунального хозяйства):
разработан в соответствии с задачами, определенными Стратегией развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства до 2030 года с прогнозом до 2035 года. В соответствии с законопроектом Министерство строительства
и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации наделено полномочиями разрабатывать типовые программы дополнительного профессионального образования.
Предлагаемые изменения позволят привести профессиональную
и квалификационную структуру трудовых ресурсов в соответствие с потребностями строительной отрасли, а также усовершенствовать систему подготовки кадров
по программам дополнительного профобразования с учетом необходимости роста производительности труда.
Проект федерального закона № 731795-8 «О внесении изменений
в статью 32 Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и статью 22 Земельного кодекса Российской Федерации (в части передачи в залог арендных прав на земельные участки):
предусматривает снятие ограничения по передаче резидентами особых экономических зон арендных прав на предоставленные им земельных участков, находящихся в государственной (муниципальной) собственности, в залог.
Предлагаемые изменения помогут резидентам на этапе строительства привлечь внешние заемные средства, в том числе и льготные, чтобы реализовывать инвестиционные проекты, значимые для регионального развития.
Проект федерального закона № 656009-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (в части повышения качества медицинского образования):
направлен на повышение качества подготовки медицинских работников за счет:
возложения на Министерство здравоохранения Российской Федерации полномочий по разработке и утверждению типовых дополнительных профессиональных программ медицинского образования;
расширения лицензионных требований к образовательной деятельности (устанавливается необходимость учета особенностей требований к кадровому обеспечению, к материально-технической базе образовательных организаций);
установления запрета на применение исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации основных образовательных программ среднего медицинского образования и среднего фармацевтического образования, основных образовательных программ высшего медицинского образования и высшего фармацевтического образования, а также дополнительных профессиональных программ, предусматривающих практическую подготовку обучающихся.
- Исполнение контрольных полномочий
В отчетном периоде Комитетом уделялось внимание вопросам контроля исполнения ранее принятых нормативных правовых актов Томской области, в том числе рассмотрены:
- отчет о результатах деятельности исполнительных органов Томской области за 2023 год;
- доклад Уполномоченного по защите прав предпринимателей
в Томской области о деятельности в 2023 году; - прогноз социально-экономического развития Томской области на 2025 год и на плановый период 2026-2027 годов;
- отчет о реализации в 2024 году программы развития Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР)
на 2021-2030 годы в рамках программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030» и вкладе в социально-экономическое развитие Томской области; - отчет о реализации в 2024 году программы развития Сибирского государственного медицинского университета Министерства здравоохранения Российской Федерации (СибГМУ) на 2021-2030 годы в рамках программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030» и вкладе в социально-экономическое развитие Томской области.
По итогам рассмотрения подготовлены соответствующие проекты постановлений Законодательной Думы Томской области.
В период осенней сессии Комитетом рассмотрен и поддержан проект Закона Томской области «Об областном бюджете на 2025 год и на плановый период
2026 и 2027 годов».
Депутаты Комитета Власов В.А. и Немцева Г.Г. приняли участие в работе согласительной комиссии по подготовке к рассмотрению закона о бюджете
во втором чтении.
Кроме того, в течение отчетного периода Комитетом совместно с профильными комиссиями заслушана информация Администрации Томской области, Томскстата, региональных институтов развития, членов постоянных комиссий Комитета:
- о новых задачах и перспективных проектах ОЭЗ ТВТ «Томск» в условиях обеспечения технологического суверенитета страны;
- о реализации национального проекта «Производительность труда»
в Томской области; приоритетах Торгово-промышленной палаты в условиях научно-технологического развития региона; - о развитии внутреннего и въездного туризма в Томской области: краткосрочные планы и перспективы;
- о деятельности Томскстата: автоматизация статистического учета, взаимодействие и информационный обмен с органами власти с учетом Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2024 № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу
до 2036 года»; - о применении в Томской области федеральных инструментов развития инвестиционной и промышленной деятельности (региональный инвестиционный стандарт, Фонд развития промышленности, «механизм 1704», инвестиционный налоговый вычет);
- о комплексной региональной государственной программе «Научно-технологическое развитие Томской области»: целевые ориентиры и мероприятия;
- о ключевых направлениях развития внешнеэкономических связей
для достижения национальных целей развития» (новые вызовы и возможности, ключевые проблемы и актуальные задачи, имеющиеся ресурсы и требуемые меры поддержки).
Замечания и предложения, поступившие от депутатов Комитета и членов постоянных комиссий по итогам вышеуказанных информационных выступлений, направлены для рассмотрения и проработки ответственным исполнителям.
- Иные вопросы, рассмотренные Комитетом
За отчетный период Комитетом рассмотрено ходатайство о награждении Почетной грамотой Законодательной Думы Томской области Шелупанова Александра Александровича, доктора технических наук, профессора, советника при ректорате по стратегическому развитию – президента ФГАОУ ВО «Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники» за высокий профессионализм, многолетний добросовестный труд, значительный вклад в развитие науки, образования и подготовку высококвалифицированных специалистов. Соответствующий проект постановления принят Думой с учетом рекомендаций Комитета.
- Работа постоянных комиссий Комитета
Согласно постановлению Думы от 14.10.2021 № 6 «О структуре Законодательной Думы Томской области седьмого созыва» в структуре Комитета образованы 3 постоянные комиссии, состав которых утвержден постановлением Думы от 22.12.2021 № 130 «О составах постоянных комиссий комитета Законодательной Думы Томской области по экономической политике»:
- по вопросам стратегического развития, науке, высшей школе
и инновационной политике (председатель – Рулевский В.М.); - по промышленности и предпринимательству (председатель – Пушкарев И.И.);
- по вопросам агропромышленного комплекса (председатель – Сергеенко Г.Н.).
В отчетном периоде Комитетом внесен и поддержан 1 проект постановления Думы о внесении изменений в составы постоянных комиссий Комитета.
Изменения связаны с произошедшими кадровыми изменениями в исполнительных органах Томской области, а также включением новых членов:
- в состав постоянной комиссии по вопросам стратегического развития, науке, высшей школе и инновационной политике и состав постоянной комиссии
по промышленности и предпринимательству – Ефимова Александра Александровича, директора АНО «Центр инжиниринга и инноваций Томской области»; - в состав постоянной комиссии по вопросам агропромышленного комплекса – Новожилова Кирилла Львовича, президента некоммерческого партнерства «Межотраслевое производственное объединение работодателей Томской области».
В отчетном периоде совместно с заседаниями Комитета проведено 8 заседаний постоянных комиссий (в том числе 1 – совместно с Советом Думы), из них:
- 6 заседаний комиссии по промышленности и предпринимательству,
на которых рассмотрена информация о мерах по поддержки бизнеса, развитию туризма, экспорта и повышению производительности труда; - 2 заседания комиссии по вопросам стратегического развития, науке, высшей школе и инновационной политике, на которых рассмотрены отчеты томских вузов по программе стратегического академического лидерства «Приоритет-2030»
и информация Администрации Томской области о комплексной региональной государственной программе «Научно-технологическое развитие Томской области».
- Взаимодействие с Федеральным Собранием РФ
В сентябре 2024 года депутаты Комитета приняли участие в выездном заседании Комитета Государственной Думы ФС РФ по науке и высшему образованию, которое прошло на площадке особой экономической зоны технико-внедренческого типа в г.Томске.
В рамках выездного мероприятия состоялся круглый стол «О реализации пилотного проекта, направленного на изменение уровней профессионального образования в соответствии с Указом Президента России от 12 мая 2023 года № 343 «О некоторых вопросах совершенствования системы высшего образования»,
где совместно с бизнесом обсудили новые подходы, возможности и обязательства
со стороны власти и работодателей при подготовке кадров.
Кроме того, совместно с депутатами Государственной Думы ФС РФ
на площадке Национального исследовательского Томского государственного университета прошли встречи студентов и преподавателей томских университетов. Председатель Комитета Власов В.А. принял участие во встрече по вопросу «Обновление химического образования в целях обеспечения технологического суверенитета страны».
Приложение
к отчету комитета Законодательной Думы
Томской области по экономической политике
об итогах работы за 2024 год
Перечень постановлений Законодательной Думы Томской области, подготовленных комитетом по экономической политике в 2024 году
№ п/п |
Дата принятия |
№ постановления |
Наименование нормативного правового акта |
|
1155 |
05.03.2024 |
О признании утратившим силу постановления Законодательной Думы Томской области от 25 марта |
|
1156 |
05.03.2024 |
О проекте закона Томской области «О внесении изменений в статьи 2 и 8 Закона Томской области «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Томской области» |
|
1157 |
05.03.2024 |
О Законе Томской области «О признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Томской области» |
|
1158 |
05.03.2024 |
О Законе Томской области «О внесении изменения в статью 12 Закона Томской области «О личном подсобном хозяйстве в Томской области» |
|
1164 |
05.03.2024 |
Об отчете комитета Законодательной Думы Томской области по экономической политике об итогах работы за 2023 год |
|
1178 |
05.03.2024 |
О проекте федерального закона № 537563-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в целях повышения эффективности ветеринарного, фитосанитарного и иных видов государственного контроля) |
|
1179 |
05.03.2024 |
О проекте федерального закона № 532759-8 «О внесении изменений в статьи 70 и 78 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (в части обеспечения прав иностранных граждан на получение высшего образования в научных организациях) |
|
1207 |
28.03.2024 |
О проекте закона Томской области «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Томской области» |
|
1216 |
28.03.2024 |
О Законе Томской области «О внесении изменений в Закон Томской области «О промышленных (индустриальных) парках в Томской области» и Закон «О промышленной политике в Томской области» |
|
1229 |
28.03.2024 |
О проекте федерального закона № 548028-8 «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и Федеральный закон «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» (в части снижения отчетной нагрузки на субъекты малого предпринимательства) |
|
1230 |
28.03.2024 |
О проекте федерального закона № 541764-8 «О внесении изменений в статьи 1 и 3.1 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (в части уточнения правового регулирования сельского туризма) |
|
1242 |
23.04.2024 |
О докладе Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Томской области о деятельности |
|
1244 |
23.04.2024 |
О Законе Томской области «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Томской области» |
|
1253 |
23.04.2024 |
О Законе Томской области «О прекращении осуществления органами местного самоуправления отдельного государственного полномочия и внесении изменений в Закон Томской области «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по государственной поддержке сельскохозяйственного производства» |
|
1254 |
23.04.2024 |
О Законе Томской области «О внесении изменения в статью 4-1 Закона Томской области «О земельных отношениях в Томской области» |
|
1255 |
23.04.2024 |
О Законе Томской области «О внесении изменений в статью 5 Закона Томской области «О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Томской области» |
|
1268 |
23.04.2024 |
О проекте федерального закона № 568223-8 «О государственном регулировании торговой деятельности агрегаторов информации о товарах в Российской Федерации и о внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (в части введения правового регулирования деятельности агрегаторов информации о товарах) |
|
1300 |
30.05.2024 |
О Законе Томской области «О внесении изменений в Закон Томской области «О семеноводстве сельскохозяйственных растений в Томской области» |
|
1301 |
30.05.2024 |
О Законе Томской области «О внесении изменений в статьи 4 и 7 Закона Томской области «О развитии малого и среднего предпринимательства в Томской области» |
|
1307 |
30.05.2024 |
Об итогах рассмотрения доклада Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Томской области о деятельности в 2023 году |
|
1315 |
30.05.2024 |
О проекте федерального закона № 594254-8 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» (о предоставлении информации |
|
1316 |
30.05.2024 |
О проекте федерального закона № 587614-8 «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (в части уточнения понятийного аппарата) |
|
1333 |
27.06.2024 |
Об отчете Губернатора Томской области о результатах деятельности исполнительных органов Томской области за 2023 год |
|
1352 |
27.06.2024 |
О Законе Томской области «О внесении изменений в Закон Томской области «О туристской деятельности на территории Томской области» |
|
1359 |
27.06.2024 |
Об итогах парламентских слушаний по вопросу государственного регулирования продажи алкогольной продукции в Томской области |
|
1360 |
27.06.2024 |
О проекте федерального закона № 619706-8 «О внесении изменений в статью 19 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (в части развития института федеральных учебно-методических объединений) |
|
1361 |
27.06.2024 |
О проекте федерального закона № 632206-8 «О технологической политике в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» |
|
1362 |
27.06.2024 |
О проекте федерального закона № 623458-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (в части совершенствования государственного регулирования производства и оборота спиртосодержащей непищевой продукции) |
|
1402 |
29.08.2024 |
О проекте закона Томской области «О внесении изменений в статью 2 Закона Томской области «О реализации полномочий органов государственной власти Томской области, установленных Федеральным законом «О концессионных соглашениях» |
|
1403 |
29.08.2024 |
О Законе Томской области «О внесении изменения в статью 6 Закона Томской области «О племенном животноводстве в Томской области» |
|
1412 |
29.08.2024 |
Об отчете Губернатора Томской области о результатах деятельности исполнительных органов Томской области |
|
1422 |
29.08.2024 |
О проекте федерального закона № 654254-8 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» (в части требований к доступу и использованию программ для электронных вычислительных машин в технически сложных товарах) |
|
1423 |
29.08.2024 |
О проекте федерального закона № 679980-8 «О внесении изменений в статью 9 Федерального закона «О персональных данных» и статью 10 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» (в части установления особенностей обработки персональных данных) |
|
1424 |
29.08.2024 |
О проекте федерального закона № 656009-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (в части повышения качества медицинского образования) |
|
1425 |
29.08.2024 |
О проекте федерального закона № 646142-8 «О внесении изменений в статьи 11 и 12 Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике» и статьи 3 и 9 Федерального закона «О статусе наукограда Российской Федерации» (в части сохранения статуса наукограда |
|
1447 |
26.09.2024 |
О Законе Томской области «О внесении изменений в Закон Томской области «Об отдельных вопросах регулирования розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Томской области» |
|
1448 |
26.09.2024 |
О Законе Томской области «О внесении изменений |
|
1449 |
26.09.2024 |
О Законе Томской области «О внесении изменений в статьи 10 и 11 Закона Томской области «О научной деятельности и научно-технической политике Томской области» |
|
1460 |
26.09.2024 |
О внесении изменений в постановление Законодательной Думы Томской области от 22 декабря 2021 года № 130 «О составах постоянных комиссий комитета Законодательной Думы Томской области по экономической политике» |
|
1482 |
31.10.2024 |
О результатах мониторинга правоприменения Закона Томской области от 18 марта 2003 года № 29-ОЗ «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Томской области» |
|
1500 |
31.10.2024 |
О проекте федерального закона № 699828-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» |
|
1501 |
31.10.2024 |
О проекте федерального закона № 718144-8 «О внесении изменения в статью 76 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» |
|
1502 |
31.10.2024 |
О проекте федерального закона № 731795-8 «О внесении изменений в статью 32 Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и статью 22 Земельного кодекса Российской Федерации» |
|
1527 |
28.11.2024 |
Об отчете о реализации в 2024 году программы развития Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР) на 2021 – 2030 годы в рамках программы стратегического академического лидерства «Приоритет – 2030» |
|
1528 |
28.11.2024 |
Об отчете о реализации в 2024 году программы развития Сибирского государственного медицинского университета Министерства здравоохранения Российской Федерации (СибГМУ) на 2021 – 2030 годы в рамках программы стратегического академического лидерства |
|
1531 |
28.11.2024 |
О проекте закона Томской области «О внесении изменений в статьи 3 и 4 Закона Томской области «Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Томской области» |
|
1532 |
28.11.2024 |
О Законе Томской области «О признании утратившими силу Закона Томской области «О грантах Томской области в сфере средств массовой информации для государственной поддержки информационных проектов регионального значения» и отдельных законодательных актов Томской области» |
|
1550 |
28.11.2024 |
О проекте федерального закона № 727374-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» |
|
1551 |
28.11.2024 |
О проекте федерального закона № 734186-8 «О внесении изменения в статью 14 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» |
|
1579 |
24.12.2024 |
О Законе Томской области «О внесении изменений в статьи 3 и 4 Закона Томской области «Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Томской области» |
|
1580 |
24.12.2024 |
О Законе Томской области «О международных и внешнеэкономических связях органов местного самоуправления муниципальных образований Томской области» |
|
1596 |
24.12.2024 |
О проекте федерального закона № 776652-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» |
|
1597 |
24.12.2024 |
О проекте федерального закона № 742446-8 «О внесении изменений в статью 85 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» |