Постановление Законодательной Думы Томской области от 27.02.2025 № 1646 «Об отчете бюджетно-финансового комитета Законодательной Думы Томской области об итогах работы за 2024 год»

I. Организационные вопросы

В 2024 году в составе 7 созыва бюджетно-финансовый комитет Законодательной Думы Томской области, образованный в соответствии
с постановлением Законодательной Думы Томской области от 14.10.2021 № 6 «О структуре Законодательной Думы Томской области седьмого созыва», постановлением Законодательной Думы Томской области от 14.10.2021 № 7 «Об образовании комитетов Законодательной Думы Томской области седьмого созыва», а также постановлением Законодательной Думы Томской области
от 14.10.2021 № 13 (ред. от 18.11.2021) «О составах комитетов Законодательной Думы Томской области седьмого созыва», действовал в составе: Куприянец А.Б. (заместитель Председателя Законодательной Думы Томской области, председатель комитета), Бородин В.И., Громов О.В., Дорофеев Д.С., Журавлев Ю.Б., Начкебия А.М., Собканюк Е.М., Фёдоров А.Г.

В организации своей работы комитет руководствовался Регламентом Законодательной Думы Томской области, принятым постановлением Законодательной Думы Томской области от 26.07.2012 № 460; Положением о комитете Законодательной Думы Томской области, утвержденным постановлением Думы
от 22.11.2001 № 1085; Планом законотворческой деятельности Законодательной Думы Томской области на первое полугодие 2024 года, утвержденным постановлением Законодательной Думы Томской области от 05.03.2024 № 1166; Планом законотворческой деятельности Законодательной Думы Томской области на второе полугодие 2024 года, утвержденным постановлением Законодательной Думы Томской области от 29.08.2024 № 1386; поступившими предложениями субъектов права законодательной инициативы в Законодательной Думе Томской области.

Кроме того, депутаты комитета выполняли решения и поручения, принятые Законодательной Думой Томской области.

Деятельность бюджетно-финансового комитета осуществлялась в постоянном взаимодействии с другими комитетами Думы, Контрольно-счетной палатой Томской области, Администрацией Томской области и иными исполнительными органами государственной власти Томской области, Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Томской области, прокуратурой Томской области, Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Томской области, Управлением Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Томской области, органами местного самоуправления Томской области, иными организациями Томской области.

В 2024 году действовали три постоянных комиссии бюджетно-финансового комитета: комиссия по бюджету (председатель Собканюк Е.М.), комиссия по налогам (председатель Громов О.В.), комиссия по имуществу (председатель Начкебия А.М.). Составы комиссий определены постановлением от 22.12.2021 № 127 «О составах постоянных комиссий бюджетно-финансового комитета Законодательной Думы Томской области».

В 2024 году проведено 11 заседаний комиссий бюджетно-финансового комитета, рассмотрено 14 вопросов.

В 2024 году бюджетно-финансовым комитетом проведено 16 заседаний комитета. На заседаниях комитета рассмотрено 101 вопросов, в том числе 41 проект законов Томской области. Всего комитетом подготовлено к рассмотрению
на собраниях Законодательной Думы Томской области 63 постановления, касающихся социально-экономического положения Томской области, бюджетной, финансово-кредитной и налоговой политики, межбюджетных отношений с муниципальными образованиями Томской области, областной и муниципальной собственности. Бюджетно-финансовый комитет обсудил на своих заседаниях и подготовил
для принятия в окончательной редакции 31 закон Томской области (7 из которых – базовые).

Деятельность депутатов комитета носила открытый характер: заседания комитетов освещались аккредитованными средствами массовой информации, информация о работе регулярно публиковалась на официальном сайте Думы, члены комитета систематически выступали на телевидении, радио и в печатных средствах массовой информации.

 

II. Основные направления деятельности Комитета:

  1. Бюджетное законодательство

По направлению подготовлены и приняты в окончательной редакции 16 законов Томской области (в 2023 году – 20 законов), из которых 4 являются базовыми
(в 2023 году – 6 законов).

Основным направлением деятельности бюджетно-финансового комитета является работа над главным финансовым документом области – законом
об областном бюджете. Комитетом подготовлены для рассмотрения на собраниях Думы следующие принятые законы Томской области:

«О внесении изменений в Закон Томской области «Об областном бюджете
на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов» – 3 закона;

 «Об областном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов» (принят постановлением от 24.12.2024 № 1559);

В целях реализации контрольных полномочий Законодательной Думы Томской области, обеспечения открытости и прозрачности бюджетного процесса комитетом проведены:

  • общественные обсуждения по годовому отчету об исполнении областного бюджета за 2023 год (общественные обсуждения прошли с 13 по 17 мая 2024 года включительно). Поступило 10 предложений. В ходе общественных обсуждений участники предложили направить средства областного бюджета на строительство новых современных очистных сооружений и модернизацию жилищно-коммунального хозяйства в районах области, газификацию жилья и благоустройство города Томска. Поступили предложения о повышении заработной платы медицинским работникам и муниципальным служащим. Внесено предложение предусмотреть в областном бюджете средства на расселение ветхого и аварийного жилья. Вопросы жителей затронули тему качества автомобильных дорог и их безопасности. Результаты общественных обсуждений Законодательной Думы Томской области оформлены протоколом, который размещен на сайте Законодательной Думы Томской области;
  • общественные обсуждения по проекту закона «Об областном бюджете
    на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов» (общественные обсуждения состоялись с 5 ноября 2024 года по 11 ноября 2024 года включительно).  Поступило 19 предложений. В ходе общественных обсуждений было предложено направить средства областного бюджета на освещение и ремонт автомобильных дорог, мостовых переходов, строительство жилья для специалистов бюджетной сферы,
    а также на ремонт школ и учреждений культуры, капитальный ремонт и обновление оборудования больниц, модернизацию коммунальной инфраструктуры и реализацию проектов «инициативного бюджетирования». Жителей интересовало, как повлияет прогрессивная шкала ставок по налогу на доходы физических лиц на доходы областного бюджета и будет ли внедряться туристический налог. Внесено предложение предусмотреть средства для приобретения и обустройства территории под новое кладбище в Томске. Результаты общественных обсуждений Законодательной Думы Томской области оформлены протоколом, который размещен на сайте Законодательной Думы Томской области.

Все поступившие в ходе общественных обсуждений вопросы и предложения рассмотрены, проработаны, в том числе с привлечением Администрации Томской области. По всем обращениям подготовлены и направлены ответы.

При подготовке Закона Томской области «Об областном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов» к рассмотрению во втором чтении комитетом обеспечено проведение заседаний согласительной комиссии, сформированной
на паритетных началах из депутатов Думы и представителей Администрации Томской области и иных исполнительных органов государственной власти Томской области
(по 11 человек с каждой стороны) и руководимой сопредседателями – Председателем Думы и заместителем Губернатора Томской области – начальником Департамента финансов Томской области. Согласительная комиссия начала свою работу 25 ноября
и завершила 3 декабря 2024 года. Проведено 5 заседаний, подписано 5 протоколов, сформирован реестр решений согласительной комиссии по предложениям и замечаниям к проекту закона Томской области «Об областном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов» (реестр направлен всем депутатам Законодательной Думы Томской области).

В работе согласительной комиссии принимали участие заместитель Председателя Законодательной Думы Томской области, председатель бюджетно-финансового комитета – член согласительной комиссии Куприянец А.Б., а также депутат комитета Фёдоров А.Г., не входивший в состав согласительной комиссии.

Согласительной комиссией приняты решения по 146 предложениям, поступившим от субъектов права законодательной инициативы. Предложения поступили от 15 депутатов Законодательной Думы Томской области и от Думы города Томска.

В 2024 году бюджетно-финансовым комитетом проведена работа по принятию Закона Томской области «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Томской области на 2025 год и на плановый период
2026 и 2027 годов» (принят постановлением от 24.12.2024 № 1560). Комитет также работал над законами о внесении изменений в бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Томской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов – бюджет фонда корректировался 2 раза.

В течение 2024 года бюджетно-финансовый комитет осуществлял текущий
и последующий финансовый контроль исполнения областного бюджета, бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Томской области. По представлению комитета Думой приняты следующие нормативные правовые акты:

  • Закон Томской области «Об исполнении областного бюджета за 2023 год» (принят постановлением от 30.05.2024 № 1288);
  • Закон Томской области «Об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Томской области за 2023 год» (принят постановлением от 30.05.2024 № 1289).

Кроме того, в соответствии с бюджетным законодательством в 2024 году
в комитете рассматривалась информация о ходе исполнения областного бюджета
в 2024 году и об изменениях, внесенных в сводную бюджетную роспись областного бюджета на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов.

В целях законодательного обеспечения бюджетного процесса на территории Томской области и его совершенствования в 2024 году комитет подготовил
к принятию следующие законы Томской области, регулирующие бюджетный процесс:

  1. Закон Томской области «О внесении изменения в статью 9 Закона Томской области «О межбюджетных отношениях в Томской области» и об установлении особенностей исполнения областного бюджета в 2024 году» (принят постановлением от 28.03.2024 № 1203). Внесены изменения в Закон Томской области от 13 августа 2007 года № 170-ОЗ «О межбюджетных отношениях в Томской области» в целях совершенствования нормативного правового акта и приведения его в соответствие
    с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Также установлены особенности исполнения областного бюджета на 2024 год в целях оперативного распределения субвенций и иных межбюджетных трансфертов, объем которых изменяется в связи
    с принятием решения Администрации Томской области о внесении изменений
    в сводную бюджетную роспись областного бюджета;
  2. Законы Томской области «О внесении изменения в статью 1 Закона Томской области «О предоставлении межбюджетных трансфертов» (приняты постановлениями от 27.06.2024 № 1339, от 29.08.2024 № 1392), которые устанавливают новые расходные обязательства Томской области по предоставлению межбюджетных трансфертов. Согласно внесенным изменениям из областного бюджета предоставляются межбюджетные трансферты в форме иных межбюджетных трансфертов на поощрение муниципальных образований Томской области
    за эффективную практику ведения официальных страниц в социальных сетях, а также на выплату ежемесячного денежного вознаграждения советникам директоров
    по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями муниципальных общеобразовательных организаций;
  3. Закон Томской области «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Томской области в сфере образования» (принят постановлением от 27.06.2024 № 1345). Внесены изменения в Закон Томской области от 28 декабря 2010 года № 336-ОЗ «О предоставлении межбюджетных трансфертов». Согласно внесенным изменениям из областного бюджета предоставляется межбюджетный трансферт в форме иного межбюджетного трансферта на обеспечение детей
    из многодетных семей, обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях, одноразовым бесплатным питанием;
  4. Закон Томской области «О признании утратившим силу Закона Томской области «О дополнительном основании признания безнадежными к взысканию недоимки по отмененным региональным налогам (сборам) и задолженности по пеням и штрафам по этим налогам (сборам)» (принят постановлением от 29.08.2024  № 1391). Признан утратившим силу Закон Томской области от 19 марта 2014 года № 24-ОЗ «О дополнительном основании признания безнадежными к взысканию недоимки
    по отмененным региональным налогам (сборам) и задолженности по пеням и штрафам по этим налогам (сборам)» в связи с отсутствием дальнейшего практического
    его применения, с учетом поступившего предложения УФНС России по Томской области;
  5. Закон Томской области «О внесении изменения в статью 1 Закона Томской области «Об установлении единых нормативов отчислений в бюджеты сельских поселений Томской области от отдельных федеральных налогов» (принят постановлением от 31.10.2024 № 1463). Внесены изменения в Закон Томской области от 30 декабря 2014 года № 197-ОЗ «Об установлении единых нормативов отчислений
    в бюджеты сельских поселений Томской области от отдельных федеральных налогов» в целях реализации норм Бюджетного кодекса Российской Федерации и Налогового кодекса Российской Федерации в части введения прогрессивной шкалы налогообложения и установления новых нормативов отчислений от налога на доходы физических лиц. Установлены для передачи в бюджеты сельских поселений единые нормативы отчислений от налога на доходы физических лиц в зависимости от размера и вида доходов физических лиц.
  6. Закон Томской области «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Томской области и об установлении особенностей исполнения областного бюджета в 2025 году» (принят постановлением от 24.12.2024 № 1562). Внесены изменения в Закон Томской области от 13 августа 2007 года № 170-ОЗ «О межбюджетных отношениях в Томской области». Уточнены условия предоставления межбюджетных трансфертов местным бюджетам из областного бюджета. Закреплена возможность внесения изменений в распределение объемов субвенций и иных межбюджетных трансфертов между муниципальными образованиями без внесения изменений в закон Томской области об областном бюджете на текущий финансовый год и плановый период.

Внесены изменения в Закон Томской области от 11 октября 2007 года № 231-ОЗ «О бюджетном процессе в Томской области» в целях совершенствования нормативного правового акта и приведения его в соответствие с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Изменения внесены в части уточнения и расширения полномочий участников бюджетного процесса. Расширен перечень случаев внесения изменений в сводную бюджетную роспись в соответствии с решениями заместителя Губернатора Томской области – начальника Департамента финансов Томской области без внесения изменений в закон об областном бюджете.

Также в целях оперативного распределения субвенций и иных межбюджетных трансфертов, объем которых изменяется в связи с принятием решения Администрации Томской области о внесении изменений в сводную бюджетную роспись областного бюджета, установлены особенности исполнения областного бюджета на 2025 год.

  1. Закон Томской области «О внесении изменения в статью 2 Закона Томской области «О внесении изменения в статью 2 Закона Томской области «О внесении изменения в статью 1 Закона Томской области «О предоставлении межбюджетных трансфертов» и о признании утратившими силу отдельных положений статьи 1 Закона Томской области «О предоставлении межбюджетных трансфертов» (принят постановлением от 24.12.2024  № 1569).  Внесены изменения в Закон Томской области от 28 декабря 2010 года № 336-ОЗ «О предоставлении межбюджетных трансфертов»
    в части продления срока действия положения о предоставлении ежемесячного денежного вознаграждения советникам директоров по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями муниципальных общеобразовательных организаций по 31 декабря 2027 года. Также исключены расходные обязательства Томской области по предоставлению межбюджетных трансфертов в форме иных межбюджетных трансфертов местным бюджетам на выплату стипендии Губернатора Томской области лучшим учителям муниципальных образовательных организаций Томской области; выплату денежного поощрения коллективам муниципальных образовательных организаций Томской области, внедряющих инновационные образовательные программы (проекты), победивших в конкурсном отборе; организацию системы выявления, сопровождения одаренных детей; создание
    в 2017 году условий для поэтапного введения федеральных государственных образовательных стандартов.

В 2024 году с участием бюджетно-финансового комитета проведены заседания Координационного совета по местному самоуправлению при Законодательной Думе Томской области:

  • заседание прошло 21 июня 2024 года, на котором рассмотрен вопрос
    «О работе представительных органов местного самоуправления по формированию и утверждению бюджетов муниципальных образований». По итогам заседания представительным органам местного самоуправления рекомендовано совместно
    с администрациями муниципальных районов проработать вопросы возможного преобразования поселений, входящих в состав муниципальных районов, путем
    их объединения в муниципальные округа;
  • заседание прошло 20 декабря 2024 года, на котором первый заместитель начальника Департамента финансов Томской области выступила с докладом
    «Об областном бюджете на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов».
    По итогам заседания принято решение рекомендовать Администрации Томской области:
  1. продолжить работу, направленную на обеспечение сбалансированности местных бюджетов, в том числе за счет стимулирования органов местного самоуправления в развитии налоговой базы и повышения эффективности расходов местных бюджетов;
  2. осуществлять мониторинг снижения задолженности по уплате налоговых
    и неналоговых доходов в местные бюджеты и учитывать информацию мониторинга при оказании дополнительной финансовой помощи соответствующему муниципальному образованию в течение финансового года;
  3. в I квартале 2025 года создать рабочую группу по анализу правоприменительной практики и совершенствованию законодательства в сфере обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с участием представителей Законодательной Думы Томской области и органов местного самоуправления.

Представительным органам местного самоуправления рекомендовано:

  1. не допустить образования просроченной кредиторской задолженности
    по принятым расходным обязательствам по итогам 2024 года;
  2. принять сбалансированные местные бюджеты на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов до начала очередного финансового года;
  3. взвешенно подходить к участию в государственных программах Томской области (в том числе в региональном проекте, направленном на реализацию мероприятий по модернизации школьных систем образования), реально оценивать эффективность использования средств областного и местных бюджетов и возможности местного бюджета по обеспечению обязательного объема софинансирования.

В 2024 году осуществляла работу постоянная комиссия по бюджету бюджетно-финансового комитета. В её составе депутаты: Собканюк Е.М. (председатель комиссии), Базаев К.М., Михайлов С.Н., Юденко П.Н.  За отчетный период комиссией проведено 3 заседания и были рассмотрены и приняты решения по следующим вопросам:

  • информация об оперативных итогах исполнения областного
    и консолидированного бюджетов Томской области за 2023 год;
  • об оценке поступлений в консолидированный бюджет Томской области
    на 2024 год и прогнозе доходов консолидированного бюджета Томской области, администрируемых налоговыми органами Российской Федерации на 2025 год.

Кроме того, бюджетно-финансовым комитетом подготовлены к принятию следующие законы:

  • «О внесении изменений в Закон Томской области «О правовом статусе лиц, замещающих государственные должности Томской области» (принят постановлением Законодательной Думы Томской области  от 24.12.2024 № 1563);
  •  «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Томской области в сфере муниципальной службы и государственной гражданской службы» (принят постановлением Законодательной Думы Томской области  от 24.12.2024
    № 1564);
  •  «О внесении изменений в Закон Томской области «О гарантиях деятельности депутатов представительных органов муниципальных образований, выборных должностных лиц местного самоуправления, иных лиц, замещающих муниципальные должности, в Томской области» (принят постановлением Законодательной Думы Томской области  от 24.12.2024 № 1565);
  • «О внесении изменения в статью 2 Закона Томской области «О расчетной единице» (принят постановлением Законодательной Думы Томской области
    от 24.12.2024 № 1566).

 

  1. Налоговое законодательство

По направлению подготовлены и приняты в окончательной редакции 8 законов Томской области (в 2023 году – 5 законов), из них 3 – базовых.

В числе основных итогов законотворческой деятельности Комитета в 2024 году по реализации налоговой политики, следующие важнейшие законы:

1) Закон Томской области от 08.11.2024 № 112-ОЗ «О внесении изменений
в статью 1 Закона Томской области «Об установлении на территории Томской области налоговых ставок по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения»
(принят постановлением Законодательной Думы Томской области от 31.10.2024 № 1466)

Законом внесены следующие изменения:

  1. В целях создания условий для обеспечения передовыми инновационными технологиями отраслей экономики установлена пониженная ставка по УСН «доходы-расходы» в размере 5% для аккредитованных российских IT-компаний
    и для организаций, включенных в реестр малых технологических компаний.
  2. В целях оказания меры поддержки субъектам предпринимательства
    с доходом до 211 млн рублей с 2025 года сохранено действие пониженной ставки УСН «доходы-расходы» в размере 10% для организаций и индивидуальных предпринимателей,  зарегистрированных в населенных пунктах Томской области
    с численностью населения менее 3 000 человек, а также для населенных пунктов
    с численностью населения более 3 000 человек, но при условии выплаты заработной платы в расчете на одного наемного работника в размере двух с половиной МРОТ.
  3. Для организаций и индивидуальных предпринимателей, с доходом
    до 211 млн рублей и осуществляющих деятельность в населенных пунктах Томской области с численностью населения более 3 000 человек, но не выполняющих условие по уровню заработной платы и численности наемных работников, на переходный период, 2025 год, установлена пониженная ставка 12%.

В целом реализация Закона позволит повысить социальную и бюджетную эффективность, будет способствовать развитию региональной экономики, сохранению бизнеса в небольших населенных пунктах и достижению национальных целей по технологическому суверенитету, обеспечению роста доходов и уровня пенсионного обеспечения населения, снижения уровня бедности и роста инновационных компаний. 

Кроме того, предлагаемые меры направлены на пресечение неформальной занятости и выплат «серых» заработных плат за счет мотивационного стимулирования социально ответственных работодателей, которые перечисляют страховые взносы и налог с полной заработной платы своих работников.

 

2) Закон Томской области от 2 октября 2024 № 98-ОЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Томской области в сфере налогообложения» (принят постановлением Законодательной Думы Томской области от 26.09.2024
№ 1442)

Законом продляется действие льготной налоговой ставки в размере 0% для впервые зарегистрированных налогоплательщиков – индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения и осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению, и для впервые зарегистрированных налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения и осуществляющих предпринимательскую деятельность
в производственной, социальной и (или) научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению и услуг по предоставлению мест для временного проживания, до 1 января
2027 года. Ранее в Томской области льготная ставка была установлена до 1 января
2025 года.

Продление сроков действия льготной ставки налога позволит вовлечь в экономику Томской области новых предпринимателей, создать новые предприятия, дополнительные рабочие места и увеличить поступления доходов от налога на доходы физических лиц.

 

3) Закон Томской области от 8 ноября 2024 № 116-ОЗ «Об инвестиционном налоговом вычете по налогу на прибыль организаций» (принят постановлением Законодательной Думы Томской области от 31.10.2024 № 1470)

Право на применение инвестиционного налогового вычета предоставлено организациям реального сектора экономики в отношении расходов в виде стоимости имущества (включая денежные средства), безвозмездно переданного образовательным организациям среднего профессионального образования.

Предельный размер вычета составит до 12 % суммы налога на прибыль организаций, подлежащей зачислению в областной бюджет, но не более 50 % стоимости безвозмездно переданного имущества (с учетом региональной практики),
и не более 200 млн рублей (в целях компенсации за счет средств дотации
из федерального бюджета 2/3 выпадающих доходов областного бюджета
от применения инвестиционного налогового вычета).

Предоставление инвестиционного налогового вычета окажет положительное влияние на инвестиционную привлекательность системы среднего профессионального образования Томской области для реального сектора экономики.

Привлечение частных средств на развитие образовательных организаций среднего профессионального образования позволит продолжить активное участие Томской области в реализации федерального проекта «Профессионалитет» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», предусматривающей создание образовательно-производственных центров (кластеров), представляющих собой интеграцию профессиональных образовательных организаций и организаций реального сектора экономики.

В 2024 году подана заявка в Министерство просвещения РФ на участие
в конкурсе на предоставление в 2025 году гранта из федерального бюджета в рамках федерального проекта «Профессионалитет» на создание на территории Томской области образовательно-производственного центра (кластера) «Электроника будущего» на базе ОГБПОУ «Томский экономико-промышленный колледж» совместно с опорным предприятием АО «НПФ «Микран». По итогам конкурсного отбора предоставленный в 2025 году размер гранта составит 100 млн рублей.

 

4) Закон Томской области от 8 ноября 2024 № 111-ОЗ «О внесении изменений в Закон Томской области «О налоге на имущество организаций» (принят постановлением Законодательной Думы Томской области от 31.10.2024 № 1467)

Законом внесены следующие изменения:

  • установлена ставка налога на имущество организаций в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость и кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 млн рублей в размере 2,5 % в соответствии с Федеральным законом
    от 12 июля 2024 года № 176-ФЗ;
  • продлена сроком на три года, до 2027 года, налоговая льгота
    для организаций почтовой связи, принимающих от физических лиц денежные средства в уплату налогов и сборов.
  • продлено действие налоговой льготы (освобождение) для Региональной программы газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций Томской области до 2033 года;
  • продлено до 2028 года действие льготы в отношении объектов распределения газа, построенных и введенных в эксплуатацию в рамках реализации программ газификации населенных пунктов Томской области;

 

5) Закон Томской области от 29 ноября 2024 № 118-ОЗ «О внесении изменения в статью 2 Закона Томской области «О патентной системе налогообложения» (принят постановлением Законодательной Думы Томской области от 28.11.2024 № 1529)

Законом установлена с 2025 года на территории Томской области ежегодная индексация размеров потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода (ПВГД) на установленный на соответствующий календарный год коэффициент-дефлятор, на 2025 год - в размере 1,144.

Следует отметить, что в регионе размер ПВГД не пересматривался и не индексировался с 2020 года, при этом накопительно индекс потребительских цен с 2021 года по 2024 год составил 138,3%.

В целом реализация Закона позволит повысить бюджетную эффективность и будет способствовать росту доходов местных бюджетов Томской области. Так, дополнительные поступления в местные бюджеты в 2025 году могут составить порядка 40 млн рублей.

 

6) Закон Томской области от 8 ноября 2024 № 114-ОЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Томской области» (принят постановлением Законодательной Думы Томской области от 31.10.2024 № 1468)

Закон разработан в целях оказания мер поддержки в виде освобождения
от уплаты транспортного налога следующим лицам:

  • проходящим военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации по контракту, или лицам, находящимся на военной службе в войсках национальной гвардии Российской Федерации, в воинских формированиях, а также заключившим контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации;
  • призванным на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации;
  • являющимся членами семьи лица, погибшего (умершего) в период участия в специальной военной операции (при выполнении задач в период проведения специальной военной операции).
  • гражданам из подразделений особого риска.

Мера социальной поддержки в виде льготы по транспортному налогу оценивается порядка 2,4 млн рублей в год.

 

7) Закон Томской области от 29 ноября 2024 № 119-ОЗ «Об установлении коэффициента, отражающего особенности рынка труда Томской области,
на 2025 год»
(принят постановлением Законодательной Думы Томской области
от 28.11.2024 № 1530)

В связи с необходимостью ежегодного (на очередной календарный год) установления субъектами Российской Федерации значения регионального коэффициента, отражающего особенности рынка труда при исчислении налога
на доходы физических лиц для некоторых категорий иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность по найму на основании патента, установлен на 2025 год на территории Томской области размер регионального коэффициента, равный 2,72777.

Учитывая рост коэффициента-дефлятора, стоимость патента на территории Томской области в 2025 году составляет 8 491 рублей в месяц (рост на 2 731 рублей
в месяц).

Установление коэффициента направлено на достижение соответствия ежемесячной платы иностранных граждан за патент и НДФЛ, уплачиваемого гражданами Российской Федерации, занятыми в аналогичных отраслях экономики.

Увеличение регионального коэффициента с 2 до 2,72777 позволит нивелировать снижение доходов консолидированного бюджета Томской области в связи с введением на территории Томской области запрета на привлечение хозяйствующими субъектами иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на основании патентов по отдельным видам экономической деятельности.

По итогам 2025 года ожидаемое поступление составит порядка 233 млн рублей.

 

8) Закон Томской области от 15 июля 2024 № 59-ОЗ «Об уменьшении минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества
в целях освобождения от налогообложения налогом на доходы физических лиц доходов от продажи объектов недвижимого имущества на территории Томской области»
(принят постановлением Законодательной Думы Томской области
от 27.06.2024 № 1338)

Закон внесен в порядке реализации права законодательной инициативы прокурором Томской области и разработан в целях увеличения рынка вторичного жилья в Томской области для приобретения жилых помещений детям-сиротам
и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот, детям, оставшимся без попечения родителей, а также гражданам, проживающим
в непригодных жилых помещениях и многоквартирных аварийных домах.

Законом субъекта Российской Федерации вплоть до нуля для всех или отдельных категорий налогоплательщиков и объектов недвижимого имущества может быть уменьшен минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества, который составляет 5 лет, с целью продажи вышеуказанным категориям граждан.

Настоящим Законом минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества уменьшается до одного месяца.

 

В 2024 году осуществляла работу постоянная комиссия по налогам бюджетно-финансового комитета 7 созыва. В ее составе депутаты: Громов О.В. (председатель комиссии), Базаев К.М., Никулин Д.В., Юденко П.Н. За отчетный период состоялось
6 заседаний комиссии (из них 3 заочно). Рассмотрено 9 вопросов, в том числе проекты законов Томской области в сфере налогов и сборов:

  1. «О внесении изменений в статью 1 Закона Томской области
    «Об установлении на территории Томской области налоговых ставок по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения»;
  2. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Томской области в сфере налогообложения»;
  3. «Об инвестиционном налоговом вычете по налогу на прибыль организаций»;
  4. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Томской области»;
  5. О проекте закона Томской области «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Томской области»;
  6. «О внесении изменений в статью 1 Закона Томской области
    «Об установлении на территории Томской области налоговых ставок по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения»;
  7. «О внесении изменения в статью 2 Закона Томской области «О патентной системе налогообложения»;
  8. «Об установлении коэффициента, отражающего особенности рынка труда Томской области, на 2025 год».

 

3. Вопросы управления и распоряжения государственной собственностью Томской области

По направлению подготовлены и приняты в окончательной редакции 2 закона Томской области (в 2023 году – 3) и отдельно 31 постановление Законодательной Думы Томской области (в 2023 году – 39), из них:

1) Закон Томской области «О внесении изменения в статью 4 Закона Томской области «О порядке управления и распоряжения государственным имуществом Томской области» (принят постановлением Законодательной Думы Томской области от 23.04.2024 № 1249).

В целях устранения пробела в законодательстве Томской области в части определения органа уполномоченного на утверждение порядков организации строительства, реконструкции объектов, финансируемых полностью или частично
 с привлечением средств областного бюджета, организации проведения капитального ремонта областного государственного недвижимого имущества.

2) Закон Томской области «О внесении изменения в статью 1 Закона Томской области «О предоставлении государственного имущества Томской области в аренду и безвозмездное пользование» (принят постановлением Законодательной Думы Томской области от 31.10.2024 № 1474).

В целях приведения в соответствие с федеральным законодательством в части обеспечения надежного функционирования объектов электросетевого хозяйства, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, объекты электросетевого хозяйства передаются в безвозмездное владение и пользование системообразующим территориальным сетевым организациям или территориальным сетевым организациям в случаях, порядке
и на условиях, которые определяются Правительством Российской Федерации.

В 2024 году бюджетно-финансовым комитетом совместно с Контрольно-счетной палатой Томской области проведена значительная работа по подготовке
к утверждению Законодательной Думой Томской области 4 отчетов об управлении
и распоряжении государственной собственностью Томской области, представленных Администрацией Томской области:

  1. Отчет о результатах передачи в аренду и безвозмездное пользование областного государственного имущества за 2023 год (утвержден постановлением
    от 27.06.2024 № 1340);
  2. Отчет об исполнении прогнозного плана (программы) приватизации государственного имущества Томской области 2023 год (утвержден постановлением от 30.05.2024 № 1291);
  3. Отчет о деятельности областных государственных унитарных предприятий за 2023 год (утвержден постановлением от 31.10.2024 № 1471);
  4. Отчет о результатах управления и распоряжения областным государственным имуществом за 2022 год (утвержден постановлением от 26.09.2024 № 1443).

Кроме того, в феврале и мае 2024 года внесены изменения в действующий план (программу) приватизации в части актуализации перечня имущества, включенного
в план приватизации. Рассмотрены и приняты на собраниях Законодательной Думы Томской области проекты постановлений «О внесении изменения в постановление Законодательной Думы Томской области от 26 октября 2023 года № 933
«О прогнозном плане (программе) приватизации государственного имущества Томской области на плановый период 2024 – 2026 годов».

В ноябре был принят Прогнозный план (программа) приватизации государственного имущества Томской области на плановый период 2025 – 2027 годов (утвержден постановлением от 28.11.2024 № 1541).

В 2024 году бюджетно-финансовым комитетом ЗДТО проведен мониторинг Закона Томской области от 13 апреля 2004 года № 53-ОЗ «О порядке управления и распоряжения государственным имуществом Томской области» (далее – Закон
№ 53-ОЗ).

В целях мониторинга была запрошена, обобщена и проанализирована информация Администрации Томской области, Контрольно-счетной палаты Томской области за период 2019 – 2023 годов.

Проведен анализ состояния регионального законодательства и субъектов Российской Федерации в исследуемой сфере.

На основании анализа полученной информации, а также по результатам проведения контрольных, экспертных и экспертно-аналитических мероприятий, изучения замечаний и предложений органов исполнительной власти Томской области и иных поступивших замечаний и предложений выявилось, что Закон № 53-ОЗ полностью соответствует федеральному и региональному законодательству.

Вместе с тем предлагается рекомендовать:

Администрации Томской области:

  1. Внести в Закон № 53-ОЗ следующие изменения:
  • дополнить положениями, регламентирующими порядок передачи государственного имущества Томской области в собственность других субъектов Российской Федерации;
  • уточнить полномочия, касающиеся компетенции органов государственной власти Томской области, уполномоченных принимать решения об отчуждении областного государственного имущества в федеральную и (или) муниципальную собственность;
  • уточнить применяемую по тексту терминологию в части понятий «областное государственное учреждение», «исполнительный орган Томской области», «государственный орган»;
  • дополнить положениями о возложении ряда полномочий в сфере управления и распоряжения объектами гражданской обороны, находящимися в собственности Томской области, на Департамент защиты населения и территорий Томской области.
  1. Продолжить работу по улучшению состояния недвижимого имущества Томской области, вовлечению его в хозяйственный оборот. 
  2. Проанализировать деятельность НКО, созданных исполнительными органами власти Томской области, на предмет эффективности их фактической деятельности с учетом ориентации на достижение целей социально-экономического развития. Проработать вопрос обоснованности сохранения отдельных НКО.
  3. Усилить ответственность должностных лиц – представителей учредителей областных государственных унитарных предприятий и хозяйственных обществ
    с участием Томской области, курирующих подразделений Администрации Томской области за результаты их финансово-хозяйственной деятельности.
  4. Провести работу с руководителями организаций, учредителем (участником, членом) которых является Томская область, по вопросу повышения качества, полноты и своевременности предоставления в уполномоченный орган (ДУГС) сведений об итогах финансово-хозяйственной деятельности;

Бюджетно-финансовому комитету Законодательной Думы Томской области:

продолжить мониторинг правоприменения Закона Томской области
от 13 апреля 2004 года № 53-ОЗ «О порядке управления и распоряжения государственным имуществом Томской области».

В 2023 году осуществляла работу постоянная комиссия по имуществу бюджетно-финансового комитета. Председатель комиссии – депутат Начкебия А.М.
В работе комиссии приняли участие депутаты: Базаев К.М., Дроздов Ю.В., Прудников И.И.

За отчетный период состоялось 2 заседания комиссии, на которых рассмотрено
2 вопроса, в том числе проект постановления Законодательной Думы Томской области «О результатах мониторинга правоприменения Закона Томской области от 13 апреля 2004 года № 53-ОЗ «О порядке управления и распоряжения государственным имуществом Томской области».

 

4. Взаимодействие с Контрольно-счетной палатой Томской области

В отчетном периоде бюджетно-финансовый комитет осуществлял работу
с 27-ю отчетами Контрольно-счетной палаты Томской области о проверках законности, обоснованности и результативности использования средств областного бюджета и областного имущества, реализации государственных программ, проведенных в соответствии с утвержденными планами работы Контрольно-счетной палаты на 2023 – 2024 годы. В работе с отчетами Контрольно-счетной палаты бюджетно-финансовый комитет взаимодействовал с Администрацией Томской области.

Бюджетно-финансовым комитетом предметно рассмотрен и подготовлен
к принятию Думой отчет о деятельности Контрольно-счетной палаты Томской области в 2023 году (принят постановлением от 28.03.2024 № 1204).

На собрании Законодательной Думы Томской области по рекомендации комитета на должность заместителя председателя Контрольно-счетной палаты Томской области была назначена Щелканова Е.С. (принято постановление
от 30.05.2024 № 1287).

В 2024 году бюджетно-финансовым комитетом проведена работа по принятию Закона Томской области «О внесении изменения в Закон Томской области «О Контрольно-счетной палате Томской области» (принят постановлением от 23.04.2024 № 1248). Определен порядок заключения Контрольно-счетной палатой Томской области соглашения с представительными органами муниципальных образований области о передаче полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля.

Кроме того, комитетом подготовлен и внесен на рассмотрение Законодательной Думы Томской области проект постановления «О поручениях Законодательной Думы Томской области для Контрольно-счетной палаты Томской области на 2025 год» (принято постановление от 24.12.2024 № 1584). В перечень поручений включены 17 экспертно-аналитических мероприятий, в том числе:

анализ льгот по налогам, формирующим доходы консолидированного бюджета Томской области в 2023 - 2024 годах;

анализ поступлений в бюджет Томской области платы за негативное воздействие на окружающую среду и мероприятий по осуществлению
ее администрирования за 2022 - 2024 годы;

анализ эффективности расходования средств областного бюджета, предусмотренных на софинансирование капитального строительства объектов государственной и муниципальной собственности Томской области
в 2021 – 2024 годах (выборочно);

анализ эффективного и целевого использования субсидии из областного бюджета некоммерческой организации «Фонд содействия развитию территорий»
на обеспечение деятельности Центра компетенции по вопросу городской среды
и реализации проекта «Умный город» в 2023 – 2024 годах;

анализ эффективности деятельности ООО «Томская областная пассажирская компания» и АО «Томскавтотранс» в 2023 – 2024 годах;

анализ эффективности деятельности регионального оператора по обеспечению проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта
на счете регионального оператора;

анализ эффективности использования средств областного бюджета, направленных в 2023 – 2024 годах на развитие промышленности в Томской области (выборочно);

оценка рационального использования земель муниципальными образованиями Томской области и вовлечения земель в хозяйственный оборот земельного фонда
за 2023 – 2024 годы;

анализ эффективности принимаемых мер государственной поддержки, направленных на привлечение учителей, медицинских работников на работу
в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек;

анализ эффективности мер и механизмов государственной поддержки субъектов агропромышленного комплекса в области развития животноводства.

 

5. Совершенствование федерального законодательства по предметам ведения бюджетно-финансового комитета

В 2024 году комитетом рассмотрено 25 проектов федеральных законов
(по предметам ведения бюджетно-финансового комитета), прошедших регистрацию
в Совете Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Постановлениями Думы поддержано 24 федеральных законопроекта, в том числе важнейшие законопроекты по совершенствованию налогового и бюджетного законодательства, внесенные Правительством Российской Федерации в части реализации отдельных положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации:

Проект федерального закона № 639660-8 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

Проект федерального закона № 639663-8 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

Проект федерального закона № 638814-8 «О ежегодной выплате работающим родителям, имеющим двух и более детей» (об установлении семейной налоговой выплаты).

 

6. Работа с обращениями юридических и физических лиц, депутатов Законодательной Думы Томской области, органов местного самоуправления Томской области

За отчетный период в комитет поступило 126 писем и обращений граждан, организаций, депутатов Законодательной Думы Томской области, органов местного самоуправления Томской области. Большая часть из них посвящена просьбам
о предоставлении информации и разъяснений по нормативным правовым актам Томской области в сфере ведения бюджетно-финансового комитета, об оказании финансовой помощи местным бюджетам и общественным организациям,
о предоставлении в безвозмездное пользование помещений. Все поступившие документы рассмотрены, проработаны, в том числе с привлечением Администрации Томской области. По всем обращениям подготовлены и направлены ответы.
По некоторым – приняты необходимые решения Администрации Томской области, органов местного самоуправления.

 

7. Выполнение протокольных поручений, принятых Законодательной Думой Томской области

В 2024 году на исполнении в бюджетно-финансовом комитете находилось
в работе 1 протокольное поручение, поступившее в 2022 году.

Нашли ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Закрыть
Оцените, насколько обращение к сайту было полезным для вас.
закрыть
Сообщение об ошибке
Орфографическая ошибка в тексте:
Отправить сообщение администратору сайта: