Презентация к отчету комитета по экономической политике об итогах работы за 2023 год
Общие сведения
Комитет Законодательной Думы Томской области по экономической политике (далее соответственно – Комитет, Дума) образован в соответствии с постановлениями Думы от 14.10.2021 № 6 «О структуре Законодательной Думы Томской области седьмого созыва» и от 14.10.2021 № 7 «Об образовании комитетов Законодательной Думы Томской области седьмого созыва».
Состав Комитета утвержден постановлением Думы от 14.10.2021 № 13 «О составах комитетов Законодательной Думы Томской области седьмого созыва».
В отчетном периоде в составе Комитета работали следующие депутаты Думы: Власов В.А. (председатель Комитета), Котов С.А., Лучшев М.А., Немцева Г.Г., Пушкарев И.И., Рулевский В.М., Сергеенко Г.Н.
В соответствии с распоряжением Председателя Думы от 31.03.2023 № 7-п «О вопросах ведения (направлениях деятельности) комитетов Законодательной Думы Томской области» к ведению Комитета отнесено правовое регулирование следующих направлений деятельности в Томской области:
1) стратегическое планирование;
2) промышленная политика;
3) развитие малого и среднего предпринимательства;
4) государственная поддержка инвестиционной деятельности;
5) инновационное развитие, включая развитие науки и высшего образования,
в том числе отдельные вопросы научно-технической политики;
6) потребительский рынок;
7) отдельные вопросы деятельности агропромышленного комплекса и ветеринарии;
8) отдельные вопросы комплексного развития сельских территорий;
9) отдельные вопросы развития государственно-частного партнерства
(в том числе в форме концессионных соглашений);
10) отдельные вопросы осуществления деятельности Уполномоченного
по защите прав предпринимателей в Томской области;
11) подготовка к рассмотрению отчета Губернатора Томской области
о результатах деятельности исполнительных органов Томской области;
12) порядок заключения соглашений Томской области об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, договоров Томской области
с другими субъектами Российской Федерации об осуществлении межрегиональных связей;
13) иные вопросы, отнесенные к ведению Комитета актами Думы и распоряжениями Председателя Думы.
Деятельность депутатов Комитета носит открытый характер. Информация о результатах работы депутатов регулярно публикуется в информационных бюллетенях Думы, освещается в средствах массовой информации. Материалы заседаний Комитета, а также пресс-релизы по итогам заседаний размещаются
на официальном сайте Думы в информационно-коммуникационной сети «Интернет».
Итоги работы за 2023 год
В отчетном периоде работа Комитета была ориентирована на создание условий для роста экономики и научно-технологического развития региона в условиях внешних ограничений и обеспечение экономики кадрами.
Всего в отчетном периоде проведены:
- 12 заседаний Комитета, в том числе 1 заочное заседание;
- 9 заседаний постоянных комиссий Комитета;
- 1 мониторинг правоприменения.
На заседаниях Комитета рассмотрен 61 вопрос. Основное внимание было сфокусировано на следующих вопросах:
- улучшение инвестиционного климата Томской области;
- обеспечение реализации новых и стратегических важных для региона инвестиционных проектов;
- поддержка промышленных предприятий;
- формирование комплексной системы поддержки малого и среднего предпринимательства, включая самозанятых граждан, в том числе мер, направленных на повышение финансовой грамотности и сопровождение («доращивание») бизнеса на всех этапах его роста;
- поддержка устойчивого развития агропромышленного комплекса региона;
- создание условий для закрепления молодых специалистов в сельской местности;
- оперативная актуализация положений областного законодательства в целях обеспечения возможности получения региональными предпринимателями и сельхозтоваропроизводителями федеральных мер поддержки;
- эффективность мер государственной поддержки отдельных сфер деятельности;
- формирование новых отраслей экономики и технологическая модернизация промышленности на базе отечественных решений за счет создание условий для кооперации организаций реального сектора экономики, томских университетов и научных организаций;
- модернизация системы высшего образования;
- расширение межрегионального и международного сотрудничества, в том числе сотрудничество с дружественными государствами в новых условиях;
- развитие экспортной деятельности в условиях внешних ограничений, продвижении продукции томских компаний на мировые рынки.
1. Законотворческая деятельность
В отчетном периоде работа Комитета была выстроена с учетом приоритетов социально-экономического развития Томской области и планов законотворческой деятельности Думы, утвержденных постановлениями Думы от 28.02.2023 № 675 «О плане законотворческой деятельности Законодательной Думы Томской области на первое полугодие 2023 года», от 24.08.2023 № 920 «О плане законотворческой деятельности Законодательной Думы Томской области на второе полугодие 2023 года».
В процессе законотворческой деятельности депутаты Комитета осуществляли постоянное взаимодействие с депутатами других комитетов Думы, Администрацией Томской области, прокуратурой Томской области, Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Томской области, Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Томской области, Ассоциацией «Совет муниципальных образований Томской области», органами местного самоуправления муниципальных образований Томской области.
Всего за отчетный период Комитетом рассмотрены:
– 16 проектов законов Томской области (по 10-ти Комитет являлся основным);
– 13 проектов постановлений Думы (по 11-ти Комитет являлся основным);
– 175 проектов федеральных законов, внесенных в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, а также 8 законодательных инициатив и 9 обращений субъектов Российской Федерации.
По итогам данной работы Думой приняты:
– 14 законов Томской области (по 8 из которых Комитет являлся основным);
– более 49 постановлений Думы Томской области (перечень представлен в приложении к настоящему отчету), из них: 26 постановлений о поддержке проектов федеральных законов.
Информация об основных из принятых актов представлена далее.
1.1. Стимулирование инвестиционной и предпринимательской деятельности
В целях совершенствования законодательства в сфере инвестиционной деятельности депутатами Комитета поддержан Закон Томской области «О внесении изменений в Закон Томской области «О промышленных (индустриальных) парках в Томской области».
С учетом результатов мониторинга правоприменения, проведенного Думой в 2022 году, в законе уточнено понятие «резидент», дополнен перечень информации, которая должна содержаться в правовом акте Администрации Томской области о включении промышленного парка в «реестр», определено, что последствия лишения статуса промышленного парка для резидента должны быть отражены в «Соглашении», а также дополнен перечень прав органов местного самоуправления «иными правами».
В целях стимулирования инвестиционной активности поддержано принятие Закона Томской области «О внесении изменений в статьи 2 и 3 Закона Томской области «О предоставлении дополнительных налоговых льгот организациям, осуществляющим инвестиционную деятельность на территории Томской области» (основной – бюджетно-финансовый комитет). В законе, среди прочего, уточнены положения, связанные с установлением права на применение налоговых льгот субъектом инвестиционной деятельности в зависимости от реализуемого инвестиционного проекта.
Помимо этого, в связи с внесением изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 12.02.2019 № 132 «О создании территории опережающего развития «Северск» поддержан внесенный депутатами Думы Козловской О.В., Куприянцем А.Б. и Власовым В.А. Закон Томской области «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Томской области», предусматривающий изменение Законов Томской области от 9 сентября 2019 года № 81-ОЗ «Об установлении налоговых льгот для резидентов территории опережающего социально-экономического развития «Северск» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Томской области», от 27 ноября 2003 года № 148-ОЗ «О налоге на имущество организаций» и от 7 апреля 2009 года № 51-ОЗ «Об установлении на территории Томской области налоговых ставок по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения» в части переименования «территории опережающего социально-экономического развития» в «территорию опережающего развития».
В сфере развития малого и среднего предпринимательства Комитетом рассмотрен и принят к сведению проект закона Томской области «О внесении изменений в Закон Томской области «Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Томской области», предлагающий обеспечивать возможность защиты прав и законных интересов «самозанятых» через Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Томской области в целях обеспечения дополнительными правовыми гарантиями государственной защиты физических лиц, применяющих «Налог на профессиональный доход».
Решением Комитета поддержано принятие Закона Томской области «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Томской области в сфере налогообложения» (основной – бюджетно-финансовый комитет), направленного на продление действия льготной налоговой ставки в размере 0 % для впервые зарегистрированных налогоплательщиков – индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения либо упрощенную систему налогообложения, осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах, а также в сфере оказания отдельных видов услуг населению, до 1 января 2025 года.
Кроме того, Комитетом рекомендовано принятие постановления Думы «О внесении изменений в постановление Законодательной Думы Томской области от 23 апреля 2020 года № 2315 «Об оказании имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями и применяющим специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход».
Внесенные в постановление изменения закрепили возможность отчуждения движимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, а также были направлены на приведение в соответствие с федеральным законодательством.
1.2. Совершенствование законодательства в сфере сельского хозяйства
Традиционно значительная часть областных законов, рассмотренных и поддержанных депутатами Комитета, относилась к сфере сельского хозяйства.
В сфере ветеринарии в целях приведения в соответствие с федеральным законодательством поддержано принятие Закона Томской области «О внесении изменений в Закон Томской области «Об обеспечении эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия в Томской области».
Помимо этого, во исполнение поручений Президента Российской Федерации Путина В.В. от 31.10.2018 № Пр-2014 (пункт 3) и Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации от 06.11.2018 № АГ-П11-7606 о принятии системных мер по привлечению специалистов в области ветеринарии для работы в сельской местности в целях устранения дефицита кадров Комитетом рекомендовано установление новой меры поддержки для молодых врачей-ветеринаров в виде единовременной денежной выплаты в размере 500 тысяч рублей в целях стимулирования молодых специалистов ветеринарии к трудоустройству в Учреждения Государственной ветеринарной службы Томской области в сельской местности.
В сфере развития агропромышленного комплекса в целях приведения в соответствие с федеральным законодательством поддержано принятие законов Томской области «О внесении изменения в статью 12 Закона Томской области «О семеноводстве сельскохозяйственных растений в Томской области» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Томской области в сфере сельского хозяйства», в том числе в части корректировки наименования направления мер государственной поддержки сельскохозяйственного производства и отдельного переданного государственного полномочия по государственной поддержке сельскохозяйственного производства, что позволит предоставлять субсидии на поддержку приоритетных направлений агропромышленного комплекса и развитие малых форм хозяйствования посредством объединения ранее предусмотренных субсидии на поддержку сельскохозяйственного производства по отдельным подотраслям растениеводства и животноводства и субсидии на стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса и развитие малых форм хозяйствования.
В первом чтении рекомендовано принятие проекта закона Томской области «О прекращении осуществления органами местного самоуправления отдельного государственного полномочия и внесении изменений в Закон Томской области «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по государственной поддержке сельскохозяйственного производства», которым предлагается корректировка механизма доведения средств областного бюджета на осуществление мероприятий по осеменению коров (телок) в личных подсобных хозяйствах, крестьянских (фермерских) хозяйствах с возможностью предоставления услуг по осеменению коров напрямую управлениями ветеринарии на территориях муниципальных образований.
1.3. Совершенствование регулирования в сфере услуг
В феврале и апреле 2023 года депутатами Комитета поддержаны законы Томской области «О внесении изменения в статью 2 Закона Томской области «Об установлении предельного срока, на который могут заключаться договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории Томской области». Одним из них установлен предельный срок, на который могут заключаться договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, продолжительностью 10 лет, вторым установлен срок вступления в силу этого закона с 1 января 2026 года (с учетом действующих договоров в г. Томске).
В целях регулирования отдельных вопросов осуществления государственного контроля (надзора) в области технического состояния и эксплуатации аттракционов на территории Томской области Комитетом поддержано принятие Закона Томской области «О региональном государственном контроле (надзоре) в области технического состояния и эксплуатации аттракционов на территории Томской области», которым определено, что региональный государственный контроль (надзор) осуществляется уполномоченным исполнительным органом Томской области – Инспекцией государственного технического надзора Томской области.
В сфере организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси поддержано принятие Закона Томской области «Об отдельных вопросах организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси на территории Томской области и о признании утратившими силу отдельных законодательных актов Томской области» (основной – комитет по строительству, инфраструктуре и природопользованию), разграничивающего полномочия в данной сфере, в том числе:
Законодательной Думы Томской области – принятие законов Томской области и осуществление контроля за их исполнением;
Губернатора Томской области – определение исполнительного органа Томской области, уполномоченного на осуществление функций по организации перевозок и региональному государственному контролю (надзору);
Администрации Томской области – утверждение положения о региональном государственном контроле (надзоре);
уполномоченного органа – утверждение порядка предоставления разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, порядка размещения службой заказа легкового такси сведений о платных услугах, оказываемых перевозчикам, об их стоимости, о правилах оплаты таких услуг, порядка приостановления, аннулирования и возобновления действия разрешения на осуществление юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или физическими лицами деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Томской области и другие полномочия.
Помимо этого, депутатами Комитета поддержано принятие постановления Думы «Об обращении Законодательной Думы Томской области к Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.В. Володину по вопросу ограничения продажи в ночное время алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в объектах общественного питания, расположенных в многоквартирных домах и (или) на прилегающих к ним территориях». В обращении депутатами Думы предложено рассмотреть вопрос о необходимости принятия федерального закона, предоставляющего органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочие устанавливать законом субъекта Российской Федерации дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в объектах общественного питания, расположенных в многоквартирных домах и (или) на прилегающих к ним территориях.
1.4. Обеспечение реализации стратегических важных проектов
В целях реализации полномочий Думы Томской области, установленных Законом Томской области от 06.09.2016 № 109-ОЗ «О реализации полномочий органов государственной власти Томской области, установленных Федеральным законом «О концессионных соглашениях», на Комитете поддержано принятие Закона Томской области «Об утверждении заключения концессионного соглашения о создании современного межвузовского кампуса в г. Томске».
Реализация концессионного соглашения окажет положительное влияние на развитие научно-технологического потенциала Томской области и сферы образования.
Регулирование на рынке труда
В ноябре 2023 года в связи с необходимостью ежегодного установления значения регионального коэффициента, отражающего особенности рынка труда, при исчислении налога на доходы физических лиц для некоторых категорий иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность по найму, на Комитете рассмотрен и поддержан Закон Томской области «Об установлении коэффициента, отражающего особенности рынка труда Томской области, на 2024 год» (основной – бюджетно-финансовый комитет). Согласно закону региональный коэффициент сохранен в размере, равному 2 (стоимость патента на территории Томской области в 2024 году составит 5 760 рублей в месяц).
Мониторинг правоприменения
В отчетном году Комитетом в соответствии с Положением о проведении мониторинга правоприменения нормативных правовых актов Томской области, принятых Думой (постановление Думы от 25.06.2015 № 2768), и Планом мониторинга (постановление Думы от 18.11.2021 № 82) проведен мониторинг правоприменения Закона Томской области от 19 ноября 1999 года № 33-ОЗ «О туристской деятельности на территории Томской области» (далее – Закон № 33-ОЗ).
В рамках мониторинга проведены анализ и обобщение положений регионального и федерального законодательства, использована информация, представленная Администрацией Томской области, Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Томской области, прокуратурой Томской области, Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Томской области, Администрацией Города Томска, Ассоциацией «Совет муниципальных образований Томской области», юридическим отделом аппарата Думы, а также сводные материалы, находящиеся в свободном доступе, подготовленные Правительством Российской Федерации, Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, Российским союзом туриндустрии, Ассоциацией некоммерческих организаций «Национальные приоритеты».
По итогам проведения мониторинга Администрации Томской области даны рекомендации по совершенствованию Закона № 33-ОЗ, в том числе в части: корректировки понятия «туристический поток»; уточнения полномочий Администрации Томской области по утверждению документов стратегического планирования; установления ответственности за нарушение законодательства о туристской деятельности; соответствия образовательных организаций иным требованиям, установленным Федеральным законом от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» при подготовке специалистов в сфере туризма.
Кроме того, рекомендовано изучить лучшие практики субъектов Российской Федерации по поддержке научно-популярного и промышленного туризма в целях развития таких направлений на территории Томской области.
Результаты мониторинга рассмотрены и утверждены на собрании Думы в сентябре 2023 года (постановление Думы от 28.09.2023 № 961).
Замечания и предложения изучены Администрацией Томской области и приняты в работу. Соответствующие изменения будут внесены в Закон № 33-ОЗ в 2024 году, в том числе с учетом принятия нового федерального закона «О туризме».
На 2024 год комитетом Думы запланирован мониторинг правоприменения Закона Томской области от 18 марта 2003 года № 29-ОЗ «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Томской области» (постановление Думы от 25.12.2023 № 1113 «О плане мониторинга правоприменения нормативных правовых актов Томской области, принятых Законодательной Думой Томской области, на 2024 год»).
Совершенствование федерального законодательства
В отчетном периоде на заседаниях комитета рассмотрено 175 проектов федеральных законов, внесенных в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, а также 8 законодательных инициатив и 9 обращений субъектов Российской Федерации. Комитетом подготовлены к рассмотрению и приняты Думой 26 постановлений о поддержке проектов федеральных законов. Основные изменения федерального законодательства подготовлены с целью создания условий для развития экономики в условиях внешнего санкционного давления и нивелирования последствий ограничений в отношении РФ.
Из 175 законопроектов, рассмотренных комитетом, 47 % предполагают изменения в сфере предпринимательства и промышленности, основные из которых направлены на законодательное обеспечение социально-экономического развития, в том числе: внедрение экспертной оценки наилучших доступных технологий при реализации инвестиционных проектов, предусматривающих создание или модернизацию промышленности; определение понятий «российская промышленная продукция», «производитель российской промышленной продукции», «цифровой паспорт промышленной продукции»; создание системы цифровых паспортов промышленной продукции; законодательное закрепление понятия «технопарк в сфере высоких технологий», разграничения его с индустриальными парками и промышленными технопарками и обеспечение возможности применения к нему мер стимулирования деятельности в сфере промышленности; использование русского языка для обозначения коммерческой информации о классе или виде товара, его дополнительных потребительских свойствах и характеристиках, акциях, скидках, распродажах и льготах; включение в категории социально уязвимых категорий граждан, обеспечение занятости которых дает возможность стать «социальным предпринимателем», лиц, проходивших военную службу в зоне специальной военной операции, а также ветеранов боевых действий; предоставление права туристам согласиться или отказаться от оказания услуг добровольного страхования; закрепление в законодательстве понятий «винный туризм», «объекты винного туризма» и определение требований к размещению таких объектов; сокращение времени на выделение земельных участков при реализации инвестиционных проектов в целях развития туризма; продление срока ликвидации или реорганизации государственных и муниципальных унитарных предприятий, осуществляющих деятельность на товарных рынках; расширение полномочий уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации.
19 % проектов федеральных законов призваны усовершенствовать законодательство в сфере сельского хозяйства и ветеринарии, основные цели которых: совершенствование правового регулирования обращения с пестицидами и агрохимикатами; уточнение понятия «подкарантинная продукция» и включение в него в качестве отдельной категории продукции органического растениеводства; увеличение срока заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных; обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения; защита территории Российской Федерации от заноса заразных болезней животных из иностранных государств; создание федеральной государственной информационно-аналитической системы племенных ресурсов (ФГИАС ПР) для регистрации племенных животных, племенных стад, учета племенных хозяйств, выданных разрешений на импорт племенной продукции (материала), а также осуществление анализа и обработки представленных сведений; закрепление термина «мед» и расширение перечня продукции пчеловодства; наделение правом сельскохозяйственных товаропроизводителей, помимо сельскохозяйственного производства, осуществлять деятельность в сфере сельского туризма.
13 % законопроектов направлены на развитие и усовершенствование законодательства в сфере науки и высшего образования, основные из которых направлены на: совершенствование процедуры государственной аккредитации образовательной деятельности; закрепление понятия «научная (научно-техническая) экспертиза» и установление порядка проведения такой экспертизы; закрепление единой формулировки понятия «молодой ученый»; создание Фонда биологических (биоресурсных) коллекций, ведение Госреестра биологических (биоресурсных) коллекций РФ и формирование системы управления подобными коллекциями через наделение научных или образовательных организаций статусом биоресурсных центров; установление государственных стипендий не ниже минимального размера оплаты труда; предоставление победителям официальных международных спортивных соревнований особых прав при приеме на обучение по программам бакалавриата и специалитета; предоставление особых прав приема для получения высшего образования победителям и призерам международных олимпиад, которые состоят в российском гражданстве или являются соотечественниками, проживающими за рубежом.
Еще 21 % составляют законопроекты, направленные на повышение эффективности:
- государственного контроля в сфере государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в том числе: наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации полномочием по установлению дополнительных ограничений времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания; установление порядка реализации лицензиатом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции во время банкротства;
- налогообложения и административного регулирования, в том числе: освобождение от налогообложения сумм материальной поддержки, оказываемой нуждающимся студентам; установление налоговых льгот для участников свободной экономической зоны; установление ответственности за платную передачу данных из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) третьим лицам;
- контрактной системы обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе: осуществление закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц у социально ориентированных некоммерческих организаций; предоставление Госкорпорацией «Роскосмос» на платной основе данных дистанционного зондирования Земли из космоса, в том числе органам государственной власти, иным государственным органам и органам местного самоуправления; увеличение до уровня авансов размера обеспечения исполнения для госконтрактов, находящихся на казначейском сопровождении.
Среди рассмотренных комитетом проектов федеральных законов можно выделить следующие, имеющие наибольшее значение:
Проект федерального закона № 265452-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» и статью 44 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в части расширения лицензируемых видов деятельности) предлагает запретить осуществление без лицензии деятельности по оказанию дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных услуг в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие указанную деятельность, обязаны будут получить соответствующую лицензию не позднее 1 марта 2025 года. Обязательные лицензионные требования к соискателю лицензии, лицензиату, требования к порядку организации и проведения оценки соблюдения лицензионных требований, порядку государственного контроля (надзора) за соблюдением лицензионных требований будут установлены актом Правительства Российской Федерации.
Проект федерального закона № 162738-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 4 Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике» (в части возможности трудоустройства обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования и высшего образования) предлагает изменения, согласно которым в образовательных организациях высшего образования и научных организациях обучающимся по образовательным программам высшего образования предоставляется право на занятие должностей учебно-вспомогательного персонала и работников сферы научного обслуживания. Предусматриваются критерии допуска лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования, к занятию педагогической деятельностью по образовательным программам дошкольного и начального общего образования, а также по дополнительным общеобразовательным программам. Кроме того, предусматривается допуск к занятию педагогической деятельностью лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования, и возможность самостоятельного исполнения указанными обучающимися трудовых функций вне зависимости от их возраста (в том числе до достижения возраста 18 лет) и уровня базового образования, а также трудоустройство при прохождении практической подготовки.
Проект федерального закона № 316685-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О племенном животноводстве» (в части создания федеральной государственной информационно-аналитической системы племенных ресурсов) предлагает создание федеральной государственной информационно-аналитической системы племенных ресурсов (ФГИАС ПР) для регистрации племенных животных, племенных стад, учета племенных хозяйств, выданных разрешений на импорт племенной продукции (материала), а также осуществления анализа и обработки представленных в нее сведений. Кроме этого, предлагается уточнить понятия «племенное животное», «бонитировка», «племенное свидетельство (паспорт)», «племенное стадо», а также «племенная ценность». Законопроект устанавливает обязательные требования к государственной регистрации племенных животных и племенных стад, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Проект федерального закона № 366535-8 «О внесении изменений в статьи 3 и 4 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и Федеральный закон «О защите конкуренции» (о переносе срока вступления в силу запрета на осуществление деятельности унитарных предприятий на конкурентных рынках) предлагает продлить до 1 января 2030 года срок ликвидации или реорганизации государственных и муниципальных унитарных предприятий, осуществляющих деятельность на товарных рынках, установленный Федеральным законом от 27 декабря 2019 года № 485-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и Федеральный закон «О защите конкуренции», так как ликвидация или реорганизация унитарных предприятий не решают проблему конкуренции на локальном и товарном рынке. Кроме этого, конкурентные рынки, на которых деятельность унитарных предприятий мешает развитию конкуренции, не определены.
Проект федерального закона № 406658-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной политике в Российской Федерации» (в части мер стимулирования приобретения российской промышленной продукции) определяет понятия «российская промышленная продукция», «производитель российской промышленной продукции», «цифровой паспорт промышленной продукции». Предусматривается создание системы цифровых паспортов промышленной продукции, целью которой является установление единого динамического инструмента идентификации однотипных товаров, работ, услуг, призванного объединить разрозненную классификацию и описание единичных ресурсов в справочниках различных объектов информационных технологий (программно-аппаратных комплексов), агрегировать информацию и обеспечить развитие сопутствующих сервисов для пользователей (регулятор, заказчик, производитель, поставщик, потребитель) на всем жизненном цикле товаров, работ, услуг. Вводится механизм стимулирования спроса на промышленную продукцию посредством использования логотипа государственной информационной системы промышленности (ГИСП) в целях распространения информации о товаре в целях продвижения товара на рынке. Кроме этого, предусматривается актуализация установленных целей, задач и принципов промышленной политики, а также полномочий Правительства Российской Федерации и Минпромторга России.
Проект федерального закона № 415235-8 «О внесении изменений в статью 24.1 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (о дополнении перечня социально уязвимых категорий граждан, занятость которых обеспечивает социальное предприятие, лицами, проходившими военную службу в зоне специальной военной операции, а также ветеранов боевых действий) предлагает включить в категории социально уязвимых граждан, обеспечение занятости которых дает возможность стать «социальным предпринимателем», лиц, проходивших военную службу в зоне специальной военной операции, а также ветеранов боевых действий. Это предоставит органам государственной власти и органам местного самоуправления возможность оказывать поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим деятельность в сфере социального предпринимательства, если организация обеспечивает занятость лиц, проходивших военную службу в зоне специальной военной операции, а также ветеранов боевых действий.
Проект федерального закона № 441427-8 «О внесении изменений в статью 14 Закона Российской Федерации «О ветеринарии» (в части защиты территории Российской Федерации от заноса заразных болезней животных из иностранных государств) предусматривает проведение дезинфекции въезжающих транспортных средств в автомобильных и смешанных пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации в целях охраны территории Российской Федерации от заноса заразных болезней животных из иностранных государств. Полномочиями по проведению указанной дезинфекции наделяется федеральный орган исполнительной власти в области ветеринарного надзора.
Исполнение контрольных полномочий
В отчетном периоде Комитетом уделялось внимание вопросам контроля исполнения ранее принятых нормативных правовых актов Томской области, в том числе рассмотрены:
- отчет о результатах деятельности исполнительных органов Томской области за 2022 год;
- доклад Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Томской области о деятельности в 2022 году;
- прогноз социально-экономического развития Томской области на 2024 год и на плановый период 2025-2026 годов;
- отчет о реализации в 2023 году программы развития Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР) на 2021-2030 годы в рамках программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030»;
- отчет о реализации в 2023 году программы развития Сибирского государственного медицинского университета Министерства здравоохранения Российской Федерации (СибГМУ) на 2021-2030 годы в рамках программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030».
По итогам рассмотрения подготовлены соответствующие проекты постановлений Законодательной Думы Томской области.
В период осенней сессии Комитетом рассмотрен и поддержан проект Закона Томской области «Об областном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов». Депутаты Комитета Власов В.А. и Немцева Г.Г. приняли участие в работе согласительной комиссии по подготовке к рассмотрению закона о бюджете во втором чтении.
Кроме того, в течение отчетного периода Комитетом совместно с профильными комиссиями заслушана информация Администрации Томской области, региональных институтов развития, членов постоянных комиссий Комитета:
– о деятельности НО «Фонд развития промышленности Томской области»: поддержка бизнеса в современных условиях, итоги и перспективы;
– о реализации действующих соглашений и перспективах сотрудничества Томской области с дружественными государствами в новых условиях;
– о новых задачах и приоритетах в работе Центра поддержки экспорта Томской области в 2023 году с учетом современных вызовов;
– о новых задачах и приоритетах в работе некоммерческой организации «Фонд развития бизнеса» в современных условиях;
– об итогах социологического онлайн-опроса «Инвестиционный климат в Томской области»;
– об итогах участия в межрегиональном агрофоруме «День поля – 2023» в Томской области;
– о приемной кампании томских вузов – 2023: предварительные итоги, особенности набора в новых условиях;
– о реализации государственной программы «Улучшение инвестиционного климата и развитие экспорта Томской области»: краткие итоги и перспективы;
– о государственной поддержке малого и среднего предпринимательства в Томской области: эффективность инфраструктуры поддержки;
– об итогах заседания постоянной комиссии по вопросам стратегического развития, науке, высшей школе и инновационной политике Комитета.
По итогам рассмотрения на Комитете вопроса о реализации государственной программы «Улучшение инвестиционного климата и развитие экспорта Томской области» с учетом проведенного Контрольно-счетной палатой Томской области экспертно-аналитического мероприятия по оценке эффективности ее реализации совместно в Администрацией Томской области запланирована работа по интеграции данной государственной программы с иными государственными программами Томской области, а также определению внебюджетных источников финансирования. Результаты работы будут учтены при подготовке областного бюджета на 2025 год.
Замечания и предложения, поступившие от депутатов Комитета и членов постоянных комиссий по итогам вышеуказанных информационных выступлений, направлены для проработки ответственным исполнителям.
Иные вопросы, рассмотренные Комитетом
За отчетный период Комитетом рассмотрены 3 ходатайства о награждении Почетной грамотой Думы, по которым подготовлены решения с рекомендацией о награждении Почетной грамотой Думы Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Томской области Падерина В.А., доктора педагогических наук, профессора кафедры математики, теории и методики обучения математике Томского государственного педагогического университета Гельфман Э.Г., заместителя Губернатора Томской области по экономике Антонова А.А.
Комитетом, учитывая состоявшееся обсуждение с постоянной комиссией по промышленности и предпринимательству, поддержано предложение Губернатора Томской области Мазура В.В. о кандидатуре Браниште И.Н. для назначения на должность Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Томской области.
Работа постоянных комиссий Комитета
Согласно постановлению Думы от 14.10.2021 № 6 «О структуре Законодательной Думы Томской области седьмого созыва» в структуре Комитета образованы 3 постоянные комиссии, состав которых утвержден постановлением Думы от 22.12.2021 № 130 «О составах постоянных комиссий комитета Законодательной Думы Томской области по экономической политике»:
– по вопросам стратегического развития, науке, высшей школе и инновационной политике (председатель – Рулевский В.М.);
– по промышленности и предпринимательству (председатель – Пушкарев И.И.);
– по вопросам агропромышленного комплекса (председатель – Сергеенко Г.Н.).
В отчетном периоде Комитетом поддержаны 3 проекта постановлений Думы о внесении изменений в составы постоянных комиссий Комитета.
Изменения связаны с включением в состав постоянной комиссии по промышленности и предпринимательству директора некоммерческой организации «Фонд развития промышленности Томской области» Беляева Е.В., в состав постоянной комиссии по вопросам агропромышленного комплекса – аудитора Контрольно-счетной палаты Томской области Букова А.В., а также произошедшими кадровыми изменениями.
В отчетном периоде проведено 9 заседаний постоянных комиссий:
– 7 заседаний проведено совместно с Комитетом (комиссией по промышленности и предпринимательству – 5, комиссией по вопросам стратегического развития, науке, высшей школе и инновационной политике – 2) по вопросам поддержки промышленности, инвестиционной и предпринимательской деятельности, проведения приемных компаний, участия томских вузов в программе стратегического академического лидерства «Приоритет-2030»;
– 2 заседания проведено комиссией по вопросам стратегического развития, науке, высшей школе и инновационной политике по вопросам развития Томской области как центра суверенных ИТ-решений, создания сибирского радиохимического кластера, реализации проектов в рамках передовой инженерной школы «Электронное приборостроение и систем связи» им. А.В. Кобзева на базе Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники.
В результате рассмотрены актуальные вопросы обеспечения технологической независимости в области программного обеспечения и оборудования, участия передовых инженерных школ, созданных томскими вузами, в развитии экономики региона и обеспечении технологического суверенитета страны, а также выработаны рекомендации для Администрации Томской области. Решения, принятые комиссией по итогам заседаний, направлены в Комитет.
Приложение к отчету
комитета Законодательной Думы Томской области
по экономической политике
об итогах работы за 2023 год
Перечень постановлений Законодательной Думы Томской области, подготовленных комитетом по экономической политике в 2023 году
Дата принятия |
№ постановления |
Наименование нормативного правового акта |
28.02.2023 |
651 |
О Законе Томской области «О региональном государственном контроле (надзоре) в области технического состояния и эксплуатации аттракционов на территории Томской области» |
28.02.2023 |
652 |
О Законе Томской области «О внесении изменения в статью 2 Закона Томской области «Об установлении предельного срока, на который могут заключаться договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории Томской области» |
28.02.2023 |
671 |
Об отчете комитета Законодательной Думы Томской области по экономической политике об итогах работы за 4 квартал 2021 года и 2022 год |
28.02.2023 |
687 |
О проекте федерального закона № 265452-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» и статью 44 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в части расширения лицензируемых видов деятельности) |
28.02.2023 |
688 |
О проекте федерального закона № 251963-8 «О внесении изменения в статью 9 Федерального закона «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации» (о досрочном прекращении полномочий уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации) |
28.02.2023 |
689 |
О проекте федерального закона № 285562-8 «О внесении изменений в статьи 14 и 15¹ Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике» и статьи 7 и 12 Федерального закона «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части регулирования отношений, связанных с проведением научной (научно-технической) экспертизы) |
30.03.2023 |
713 |
О докладе Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Томской области о деятельности в 2022 году |
30.03.2023 |
714 |
О кандидатуре на должность Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Томской области |
30.03.2023 |
731 |
О Законе Томской области «О внесении изменений в Закон Томской области «Об обеспечении эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия в Томской области» |
30.03.2023 |
745 |
О проекте федерального закона № 301946-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной политике в Российской Федерации» и статью 44 Федерального закона «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» (о поддержке развития технопарков в сфере высоких технологий) |
25.04.2023 |
771 |
О Законе Томской области «О внесении изменения в статью 2 Закона Томской области «О внесении изменения в статью 2 Закона Томской области «Об установлении предельного срока, на который могут заключаться договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории Томской области» |
25.04.2023 |
785 |
Об итогах рассмотрения доклада Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Томской области о деятельности в 2022 году |
25.04.2023 |
786 |
О внесении изменений в постановление Законодательной Думы Томской области от 22 декабря 2021 года № 130 «О составах постоянных комиссий комитета Законодательной Думы Томской области по экономической политике» |
25.04.2023 |
796 |
О проекте федерального закона № 316685-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О племенном животноводстве» (в части создания федеральной государственной информационно-аналитической системы племенных ресурсов) |
25.04.2023 |
797 |
О проекте федерального закона № 304969-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О карантине растений» (в части урегулирования процедуры проведения карантинного фитосанитарного обеззараживания подкарантинной растениеводческой продукции) |
25.05.2023 |
824 |
О Законе Томской области «О внесении изменений в Закон Томской области «О промышленных (индустриальных) парках в Томской области» |
25.05.2023 |
832 |
О проекте федерального закона № 333156-8 «О внесении изменений в статью 2 Федерального закона «О пчеловодстве в Российской Федерации» (о понятии «продукция пчеловодства») |
25.05.2023 |
833 |
О проекте федерального закона № 319616-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (в части наделения туроператоров и турагентов обязанностью информирования туристов о возможности добровольного страхования) |
29.06.2023 |
860 |
О проекте федерального закона № 366535-8 «О внесении изменений в статьи 3 и 4 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и Федеральный закон «О защите конкуренции» (о переносе срока вступления в силу запрета на осуществление деятельности унитарных предприятии на конкурентных рынках) |
29.06.2023 |
861 |
О проекте федерального закона № 365108-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части установления правовых основ винного туризма) |
24.08.2023 |
888 |
Об отчете о результатах деятельности исполнительных органов Томской области за 2022 год |
24.08.2023 |
918 |
О внесении изменений в постановление Законодательной Думы Томской области от 23 апреля 2020 года № 2315 «Об оказании имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями и применяющим специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» |
24.08.2023 |
919 |
Об обращении Законодательной Думы Томской области к Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.В. Володину по вопросу ограничения продажи в ночное время алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в объектах общественного питания, расположенных в многоквартирных домах и (или) на прилегающих к ним территориях |
24.08.2023 |
927 |
О проекте федерального закона № 406658-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной политике в Российской Федерации» (в части мер стимулирования приобретения российской промышленной продукции) |
24.08.2023 |
928 |
О проекте федерального закона № 391999-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной политике в Российской Федерации» (о проведении экспертной оценки наилучших доступных технологий) |
28.09.2023 |
961 |
О результатах мониторинга правоприменения Закона Томской области от 19 ноября 1999 года № 33-ОЗ «О туристской деятельности на территории Томской области |
28.09.2023 |
962 |
Об отчете Губернатора Томской области о результатах деятельности исполнительных органов Томской области за 2022 год |
28.09.2023 |
963 |
О внесении изменений в постановление Законодательной Думы Томской области от 22 декабря 2021 года № 130 «О составах постоянных комиссий комитета Законодательной Думы Томской области по экономической политике» |
28.09.2023 |
964 |
О проекте федерального закона № 415235-8 «О внесении изменений в статью 24.1 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (о дополнении перечня социально уязвимых категорий граждан, занятость которых обеспечивает социальное предприятие, лицами, проходившими военную службу в зоне специальной военной операции, а также ветеранов боевых действий) |
26.10.2023 |
982 |
Об отчете о реализации в 2023 году программы развития Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР) на 2021-2030 годы в рамках программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030» |
26.10.2023 |
983 |
Об отчете о реализации в 2023 году программы развития Сибирского государственного медицинского университета Министерства здравоохранения Российской Федерации (СибГМУ) на 2021-2030 годы в рамках программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030» |
26.10.2023 |
1003 |
О проекте федерального закона № 415519-8 «О внесении изменений в статью 92 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (в части совершенствования процедуры государственной аккредитации образовательной деятельности) |
26.10.2023 |
1004 |
О проекте федерального закона № 441427-8 «О внесении изменений в статью 14 Закона Российской Федерации |
26.10.2023 |
1005 |
О проекте федерального закона № 418126-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части осуществления закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц у социально ориентированных некоммерческих организаций) |
26.10.2023 |
1006 |
О проекте федерального закона № 410198-8 «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (в части наделения органов государственной власти субъектов Российской Федерации полномочием по установлению дополнительных ограничений времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания) |
30.11.2023 |
1033 |
О Законе Томской области «О внесении изменения в статью 12 Закона Томской области «О семеноводстве сельскохозяйственных растений в Томской области» |
30.11.2023 |
1034 |
О проекте закона Томской области «О прекращении осуществления органами местного самоуправления отдельного государственного полномочия и внесении изменений в Закон Томской области «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по государственной поддержке сельскохозяйственного производства» |
30.11.2023 |
1035 |
О Законе Томской области «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Томской области» |
30.11.2023 |
1056 |
О проекте федерального закона № 468216-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации» (в части расширения полномочий) |
30.11.2023 |
1057 |
О проекте федерального закона № 453522-8 «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (в части установления ограничений времени продажи алкогольной продукции в объектах общественного питания, расположенных в многоквартирных домах и (или) на прилегающих к ним территориях) |
30.11.2023 |
1058 |
О проекте федерального закона № 471418-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» (в части совершенствования правового регулирования обращения с пестицидами и агрохимикатами) |
30.11.2023 |
1059 |
О проекте федерального закона № 471065-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (в части установления возможности поставки этилового спирта организацией в случае аннулирования или прекращения лицензии такой организации на производство, хранение и поставки этилового спирта, а также установления порядка реализации лицензиатом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в рамках процедуры банкротства) |
30.11.2023 |
1060 |
О проекте федерального закона № 483486-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (о совершенствовании законодательного регулирования розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в объектах общественного питания, расположенных в многоквартирных домах и (или) прилегающих к ним территориях) |
30.11.2023 |
1061 |
О проекте федерального закона № 450825-8 «О внесении изменений в статью 397 и признании утратившим силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации и внесении изменений в статью 3 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» (в части изменения порядка расчёта арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности) |
25.12.2023 |
1094 |
О Законе Томской области «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Томской области в сфере сельского хозяйства» |
25.12.2023 |
1114 |
О внесении изменений в постановление Законодательной Думы Томской области от 22 декабря 2021 года № 130 «О составах постоянных комиссий комитета Законодательной Думы Томской области по экономической политике» |
25.12.2023 |
1118 |
О проекте федерального закона № 474273-8 «О внесении изменения в статью 71 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (в части предоставления победителям официальных международных спортивных соревнований особых прав при приеме на обучение по программам бакалавриата и специалитета) |
25.12.2023 |
1119 |
О проекте федерального закона № 485458-8 «О внесении изменений в статью 71 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и статью 17 Федерального закона «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» (в части предоставления особых прав приема для получения высшего образования членам сборных команд иностранного государства – победителям и призерам международных олимпиад, которые состоят в российском гражданстве или являются соотечественниками, проживающими за рубежом) |
25.12.2023 |
1120 |
О проекте федерального закона № 501146-8 «О внесении изменений в статью 19 Федерального закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и статью 3 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» (в части регулирования порядка осуществления деятельности в сфере сельского туризма) |