Постановление
27.02.2020 № 2178
г. Томск
Рассмотрев отчет комитета Законодательной Думы Томской области по экономической политике об итогах работы за 2019 год, представленный председателем комитета В.А. Власовым,
Законодательная Дума Томской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:
Утвердить отчет комитета Законодательной Думы Томской области по экономической политике об итогах работы за 2019 год согласно приложению.
Приложение к постановлению Законодательной Думы
Томской области
от 27.02.2020 № 2178
Комитет Законодательной Думы Томской области по экономической политике (далее – комитет) образован в соответствии с постановлениями Законодательной Думы Томской области от 07.10.2016 № 6 «О структуре Законодательной Думы Томской области шестого созыва» и от 07.10.2016 № 7 «Об образовании комитетов Законодательной Думы Томской области».
Состав комитета утвержден постановлением Законодательной Думы Томской области от 07.10.2016 № 13 «О составах комитетов Законодательной Думы Томской области». В отчетном периоде в составе комитета произошли кадровые изменения. В частности, в мае 2019 года постановлением Законодательной Думы Томской области от 30.05.2019 № 1696 досрочно прекращены полномочия Сёмкина Василия Васильевича в связи с его смертью. В сентябре 2019 года согласно поступившему заявлению Начкебия Антон Михайлович переведен из состава комитета по труду и социальной политике в состав комитета по экономической политике (постановление Законодательной Думы Томской области от 26.09.2019 № 1876).
Итого в составе комитета в 2019 году работали следующие депутаты: Власов В.А. (председатель комитета), Галажинский Э.В., Начкебия А.М. (с 26.09.2019 по н.в.), Пушкарев И.И., Сёмкин В.В. (по 30.05.2019), Сергеенко Г.Н., Фоменко А.В., Яврумян П.А.
В соответствии с распоряжением Председателя Законодательной Думы Томской области от 19.10.2016 № 482-р «О вопросах ведения комитетов Законодательной Думы Томской области» к вопросам ведения комитета отнесены следующие.
1. Стратегическое и программно-целевое планирование, в том числе:
– рассмотрение и утверждение Стратегии социально-экономического развития Томской области, внесение изменений и осуществление контроля за ее реализацией;
– создание условий для реализации приоритетных проектов развития Томской области, таких как создание центра образования, исследований и разработок ИНОТомск’2020, в том числе создание условий для формирования и функционирования институтов развития на территории Томской области, а также механизмов проектного финансирования;
– рассмотрение прогноза социально-экономического развития Томской области на среднесрочный период и проектов концепций приоритетных направлений развития Томской области;
2. Промышленная политика и развитие предпринимательства, в том числе:
– содействие развитию передового промышленного производства продукции с высокой добавленной стоимостью и экспортным потенциалом;
– создание условий для защиты рынка от фальсифицированной и контрафактной продукции;
– создание благоприятной деловой и инвестиционной среды для предпринимателей, малого и среднего бизнеса, в том числе через установление оптимальной налоговой нагрузки и предоставление мер государственной поддержки, стимулирующих развитие производственного сектора в целях импортозамещения;
– создание условий для эффективного функционирования и развития нефтегазодобывающего комплекса;
– развитие экспортного потенциала несырьевого бизнеса за счет мер системной государственной поддержки экспортеров;
– развитие и создание промышленных парков, создание условий для привлечения резидентов промышленных парков;
– повышение эффективности промышленного использования возобновляемых природных ресурсов, внедрение ресурсосберегающих технологий;
– государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, создание благоприятных условий для развития предпринимательства и привлечения инвестиций;
– создание благоприятных условий и делового климата для привлечения инвестиций в регион;
– содействие развитию института уполномоченного по защите прав предпринимателей.
3. Инновационная деятельность, наука и высшее образование, в том числе:
– создание условий для развития и увеличения числа инновационных компаний, стимулирование объединения академической науки, высшей школы и промышленных предприятий в продвижении инноваций на российский и зарубежные рынки;
– стимулирование развития территориальных инновационных кластеров, особой экономической зоны технико-внедренческого типа «Томск», инновационного окружения томских университетов и научных организаций.
4. Потребительский рынок, в том числе:
– регулирование отдельных вопросов ценообразования на товары и услуги организаций, повышение доступности населению качественных и безопасных потребительских товаров и услуг, содействие развитию профессиональных объединений и ассоциаций в сфере потребительского рынка;
– создание условий для минимизации возможных негативных последствий от вступления России во Всемирную торговую организацию.
5. Регулирование отношений, связанных с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности.
6. Лесопромышленный комплекс, в том числе:
– создание условий для формирования и реализации политики, обеспечивающей эффективное, многоцелевое, рациональное, неистощительное промышленное использование лесов и лесных ресурсов и устойчивое развитие лесопромышленного комплекса;
– содействие развитию приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, глубокой переработки древесины и создание лесопромышленного кластера.
7. Агропромышленный комплекс и ветеринария, в том числе:
– создание условий для активного импортозамещения в сельском хозяйстве путем реализации мероприятий по государственной поддержке сельхозтоваропроизводителей и создание условий для устойчивого развития сельских территорий Томской области;
– стимулирование институциональных и отраслевых преобразований в экономике сельских районов, ускоренное развитие животноводства, стимулирование развития малых форм хозяйствования, формирование эффективного кадрового потенциала сельского хозяйства, обеспечение продовольственной безопасности в Томской области;
– регулирование земельных отношений, в части оборота земель сельскохозяйственного назначения и особо ценных продуктивных земель.
8. Регулирование отношений, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг.
9. Иные вопросы, отнесенные к ведению комитета актами Думы и распоряжениями Председателя Думы.
Всего в отчетном периоде проведено 19 заседаний комитета (в 2018 – 10) Законодательной Думы Томской области по экономической политике, на которых рассмотрено 102 вопроса (в 2018 – 76). По итогам рассмотрения подготовлено 88 проектов (в 2018 – 72) постановлений Законодательной Думы Томской области. Также в отчетном периоде проведено 14 заседаний (в 2018 – 6) постоянных комиссий комитета, в том числе 1 выездное. В рамках выездного расширенного заседания постоянной комиссии по вопросам агропромышленного комплекса депутаты посетили животноводческий комплекс молочного направления ООО «СПК «Межениновский», расположенный в с. Карбышево Томского района, зерносушильный комплекс в с. Рыбалово Томского района, завод по переработке рапсового масла ООО «Сибирская Олива» и логистический центр ООО «Межениновская птицефабрика» в п. Светлый Томского района. На пленарной части участникам заседания представлена информация о предварительных итогах реализации государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулируемых рынков в Томской области» в 2019 году, и о подходах к формированию государственной программы на 2020 год в связи с изменениями государственной поддержки на федеральном уровне. Также представлена информация о государственной программе «Комплексное развитие сельских территорий Томской области» с учетом принятия новой государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий».
В отчетном году комитетом в соответствии с Положением о проведении мониторинга правоприменения нормативных правовых актов Томской области, принятых Законодательной Думой Томской области (постановление Законодательной Думы Томской области от 25.06.2015 № 2768) и Планом мониторинга (постановление Законодательной Думы Томской области от 28.02.2019 № 1528) проведен мониторинг правоприменения Закона Томской области от 4 мая 2016 года № 44-ОЗ «О промышленной политике в Томской области». В рамках мониторинга проведен анализ и обобщение положений регионального и федерального законодательства, информации, представленной Администрацией и прокуратурой Томской области, органами местного самоуправления, Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Томской области. Результаты мониторинга рассмотрены и утверждены на октябрьском собрании Законодательной Думы Томской области (постановление Законодательной Думы Томской области от 31.10.2019 № 1942).
1 Законотворческая деятельность
В отчетном периоде работа комитета была выстроена с учетом приоритетных направлений законотворческой деятельности Законодательной Думы Томской области, утвержденных постановлением Законодательной Думы Томской области от 25.12.2018 № 1456 «О плане законотворческой деятельности Законодательной Думы Томской области на 2019 год»:
– совершенствование системы стратегического планирования в Томской области в целях создания условий для реализации национальных проектов, мероприятий Национальной технологической инициативы, Стратегии пространственного развития Российской Федерации;
– стимулирование развития производственного сектора экономики региона, экспортного потенциала несырьевого бизнеса за счет расширения кооперационных связей, межрегионального и международного сотрудничества промышленных предприятий региона, обеспечения их доступа к льготным кредитным ресурсам в рамках взаимодействия с Фондом развития промышленности;
– содействие формированию в регионе благоприятных условий для привлечения инвестиций, в том числе через совершенствование мер государственной поддержки и расширение инфраструктуры поддержки бизнеса;
– содействие инновационному развитию региона посредством поддержки высокотехнологического бизнеса, создания условий для развития инновационного окружения томских университетов и научных организаций, их участия в работе центров компетенции Национальной технологической инициативы и формирования пула успешно развивающихся инновационных наукоемких компаний;
– законодательное обеспечение эффективного, многоцелевого, рационального, неистощимого промышленного использования лесов и лесных ресурсов, поддержка развития лесопромышленного кластера;
– стимулирование развития агропромышленного комплекса региона за счет реализации мероприятий по государственной поддержке сельхозтоваропроизводителей, включая малые формы хозяйствования, а также создания и развития деятельности учебных центров повышения квалификации работников сельскохозяйственных организаций;
– совершенствование областного законодательства в сфере торговой деятельности в целях оказания содействия сбыту сельскохозяйственной продукции, производимой в Томской области.
В процессе осуществления законотворческой деятельности депутаты комитета осуществляли постоянное взаимодействие с депутатами других комитетов Законодательной Думы Томской области, Администрацией Томской области, прокуратурой Томской области, Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Томской области, Контрольно-счетной палатой Томской области, Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Томской области, Ассоциацией «Совет муниципальных образований Томской области», органами местного самоуправления муниципальных образований Томской области.
Так, в отчетном периоде проведено заседание рабочей группы, на которой рассмотрена целесообразность корректировки отдельных положений Законов Томской области от 05.05.2012 № 48-ОЗ «Об отдельных вопросах регулирования розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Томской области» и от 09.04.2012 № 35-ОЗ «О минимальном размере оплаченного уставного капитала (уставного фонда) для организаций, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции на территории Томской области». По итогам заседания разработан проект закона Томской области «О внесении изменения в статью 2 Закона Томской области «Об отдельных вопросах регулирования розничной продажи алкогольной продукции на территории Томской области», которым предложено ввести дифференцированное для городских и сельских населенных пунктов ограничение минимальной общей площади торгового объекта, расположенного в многоквартирном доме (в пристроенном, встроенном, встроенно-пристроенном помещении к многоквартирному дому), в котором осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, включая пиво, пивные напитки, сидр, пуаре и медовуху. Данный законопроект в октябре 2019 года направлен в Администрацию Томской области для проведения оценки регулирующего воздействия.
Всего за отчетный период комитетом рассмотрены 32 проекта законов Томской области (в 2018 – 27), 15 проектов постановлений Законодательной Думы Томской области, 131 проект федеральных законов, внесенных в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, а также 11 законодательных инициатив и 7 обращений субъектов Российской Федерации.
Итогом данной работы стало принятие Законодательной Думой Томской области 15-ти законов Томской области (в 2018 – 11), по которым комитет является ответственным, 11-ти законов Томской области, которые по итогам рассмотрения были поддержаны комитетом, а также более 70-ти постановлений Законодательной Думы Томской области (в 2018 – 60), основные из них представлены далее.
1.1 Стратегическое планирование
В отчетном году для закрепления положительных тенденций в развитии взаимовыгодного сотрудничества и укрепления межрегиональных связей принято два областных закона об утверждении договоров Томской области с другими субъектами Российской Федерации об осуществлении межрегиональных связей. Так, в июне принят Закон Томской области от 18.06.2019 № 47-ОЗ «Об утверждении Соглашения между Кемеровской областью и Томской областью о сотрудничестве в торгово-экономической, научно-технической, социально-культурной и иных сферах», а в октябре – Закон Томской области от 07.10.2019 № 102-ОЗ «Об утверждении Соглашения между Томской областью и Республикой Тыва о торгово-экономическом, научно-техническом, социально-культурном и ином сотрудничестве». Принятие данных законов направлено на обеспечение возможности участия в совместной работе сторон заинтересованных органов государственной власти, а также предприятий и организаций субъектов РФ. Также заключенные соглашения позволят участникам межрегионального взаимодействия обеспечить поддержку своим инициативам на региональном уровне, в том числе посредством создания совместных рабочих групп с участием уполномоченных представителей сторон.
В рамках совершенствования областного законодательства депутатами О.В. Козловской и В.А. Власовым внесен проект закона, направленный на приведение двух областных законов «О стратегическом планировании в Томской области» и «О реализации полномочий в области содействия занятости населения в Томской области» в соответствие с Федеральным законом от 18.07.2019 № 183-Ф3 «О внесении изменений в статьи 33 и 35 Федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации» и статью 7.1-1 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации». В частности, Законом Томской области от 07.10.2019 № 100-ОЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Томской области» уточнено, что разработка и реализация государственных программ Томской области осуществляется с учетом целей и задач, установленных в национальных проектах, а также, что прогнозы социально-экономического развития Томской области на долгосрочный и среднесрочный периоды должны включать прогноз баланса трудовых ресурсов, в том числе потребность в привлечении иностранных работников по отдельным видам экономической деятельности.
1.2 Повышение инвестиционной привлекательности региона
В целях стимулирования инвестиционной активности в регионе принят Закон Томской области от 11.12.2019 № 132-ОЗ «О регулировании отдельных вопросов реализации региональных инвестиционных проектов в Томской области», которым определяется порядок принятия решения о включении организации в реестр участников региональных инвестиционных проектов в Томской области. Регистрация организации в данном реестре позволит оплачивать налог на прибыль организаций, подлежащий зачислению в областной бюджет, по ставке 10 процентов. Такую ставку налогоплательщики смогут применять, начиная с налогового периода, в котором получена первая прибыль от реализации товаров, произведенных в результате реализации регионального инвестиционного проекта, и заканчивая отчетным (налоговым) периодом, в котором разница между суммой налога, рассчитанной исходя из ставки налога в размере 20 процентов, и суммой налога, исчисленного с применением пониженной налоговой ставки (10 процентов), определенная нарастающим итогом за указанные отчетные (налоговые) периоды, составила величину, равную объему осуществленных капитальных вложений в целях реализации инвестиционного проекта.
В рамках развития в регионе механизма государственно-частного (муниципально-частного) партнерства посредством заключения и реализации концессионных соглашений в сфере жилищно-коммунального хозяйства принят Закон Томской области от 09.09.2019 № 85-ОЗ «О внесении изменения в статью 2 Закона Томской области «О реализации полномочий органов государственной власти Томской области, установленных Федеральным законом «О концессионных соглашениях», внесенный депутатами О.В. Козловской и В.А. Власовым. Данным законом уточнен перечень документов и материалов, которые предоставляются исполнительными органами государственной власти Томской области по запросу лица, выступающего с инициативой заключения концессионного соглашения, конкретизированы сведения, размещаемые в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в случае включения в перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений, объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, а также определено, что согласование устанавливаемых в конкурсной документации метода обеспечения доходности инвестированного капитала или метода индексации установленных тарифов, а также долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
1.3 Содействие развитию промышленности и предпринимательства
В отчетном году дважды вносились изменения в Закон Томской области от 05.12.2008 № 249-ОЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Томской области». Так, в связи с вступлением в силу положений Федерального закона от 02.08.2019 № 279-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», Законом Томской области от 07.10.2019 № 101-ОЗ «О внесении изменений в Закон Томской области «О развитии малого и среднего предпринимательства в Томской области», внесенным депутатами О.В. Козловской и В.А. Власовым, скорректированы положения областного закона в целях приведения его в соответствие с нормами федерального законодательства. В частности, уточнено наименование Стратегии социально-экономического развития Томской области, а также признано утратившим силу положение, в соответствии с которым ведение единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляет Департамент по развитию инновационной и предпринимательской деятельности Томской области в связи с тем, что данные полномочия будут осуществляться ФНС России. В соответствии с принятым в декабре отчетного года Законом Томской области от 11.12.2019 № 133-ОЗ «О внесении изменения в статью 7 Закона Томской области «О развитии малого и среднего предпринимательства в Томской области» за Департаментом по развитию инновационной и предпринимательской деятельности Томской области закреплено полномочие по предоставлению в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, перечня субъектов малого и среднего предпринимательства Томской области, имеющих статус социального предприятия.
Еще одним законом, принятым в рамках приведения положений регионального законодательства в соответствие с федеральным, стал Закон Томской области от 11.12.2019 № 138-ОЗ «О признании утратившим силу пункта 4 части 2 статьи 5 Закона Томской области «О промышленной политике в Томской области», внесенный депутатами О.В. Козловской и В.А. Власовым. В связи с вступлением в силу Федерального закона от 02.08.2019 № 290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной политике в Российской Федерации» возникла необходимость признать утратившим силу полномочие Администрации Томской области по установлению порядка заключения специального инвестиционного контракта Томской областью или Томской областью и муниципальными образованиями Томской области (без участия Российской Федерации), поскольку полномочие субъектов Российской Федерации по установлению соответствующего порядка исключено – порядок будет установлен Правительством Российской Федерации.
В октябре 2019 года принят Закон Томской области от 07.10.2019
№ 103-ОЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Томской области по вопросу оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Томской области», внесенный в рамках реализации права законодательной инициативы прокурора Томской области, подготовленный в целях приведения положений регионального законодательства в соответствие с действующими нормами Федерального закона от 06.10.1999
№ 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». В частности, ввиду расширения «федерального перечня» проектов законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, затрагивающих права субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, но в отношении которых оценка регулирующего воздействия не проводится, скорректированы положения Законов Томской области от 12.10.2015 № 182-ОЗ «О Законодательной Думе Томской области», от 27.12.2013 № 242-ОЗ «Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Томской области», от 07.03.2002 № 9-ОЗ «О нормативных правовых актах Томской области», заменив дублирование положений Федерального закона № 184-ФЗ отсылочной нормой.
1.4 Стимулирование развития агропромышленного комплекса
С 1 января 2020 года вступили в силу нормы Федерального закона от 03.08.2018 № 280-ФЗ «Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Законом Томской области от 14.11.2019 № 118-ОЗ «О внесении изменений в статьи 1 и 7 Закона Томской области «О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Томской области» расширен перечень основных направлений государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства в Томской области за счет включения таких направлений, как развитие органического сельского хозяйства и поддержка производителей органической продукции. Внесенные изменения позволят в случае выделения региону средств федерального бюджета по таким направлениям оказать соответствующую поддержку в рамках реализации государственной программы «Развитие сельского хозяйства, рынков сырья и продовольствия в Томской области».
Также в целях повышения доступности государственной поддержки для сельхозтоваропроизводителей, в том числе малых форм хозяйствования, принят Закон Томской области от 28.12.2019 № 168-ОЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Томской области». Данным законом скорректирован перечень направлений государственной поддержки в соответствии с актуальными нормами федерального законодательства, а также установлено, что при определении объема расходов на поддержку сельскохозяйственного производства по отдельным отраслям растениеводства и животноводства по муниципальному образованию для расчета ставки субсидии на молоко, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального и областного бюджетов, используются дополнительные повышающие коэффициенты, определяемые постановлением Администрации Томской области.
В рамках совершенствования областного законодательства принят Закон Томской области от 09.09.2019 № 84-ОЗ «О внесении изменений в Закон Томской области «О личном подсобном хозяйстве в Томской области», которым уточнено понятие «личное подсобное хозяйство», используемое в областном законе, а также устранено дублирование положений Федерального закона от 07.07.2003 № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» в части видов земельных участков, которые могут использоваться для ведения личного подсобного хозяйства, форм учета личных подсобных хозяйств, а также направлений, по которым может осуществляться государственная поддержка граждан, ведущих личное подсобное хозяйство.
Принятым в апреле 2019 года Законом Томской области от 30.04.2019 № 36-ОЗ «О внесении изменений в Закон Томской области «Об обеспечении эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия в Томской области» уточнены полномочия уполномоченного в области ветеринарии исполнительного органа государственной власти Томской области по выдаче заключений о соответствии размещения зданий (строений, сооружений), предназначенных для производства и хранения продуктов животноводства, действующим ветеринарным нормам и правилам, а также понятие «Государственная ветеринарная служба Томской области» приведено в соответствие с частью 2 статьи 5 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 года № 4979-1 «О ветеринарии».
Еще два областных закона в данной сфере были внесены для рассмотрения депутатами О.В. Козловской, В.А. Власовым, Г.Н. Сергеенко. Так, Законом Томской области от 18.06.2019 № 50-ОЗ «О внесении изменений в Закон Томской области «О семеноводстве сельскохозяйственных растений в Томской области» внесено уточнение, что научное обеспечение семеноводства осуществляют научные организации и образовательные организации высшего образования, которые проводят научные исследования в области семеноводства. При этом определение сортовых и посевных качеств семян сельскохозяйственных растений будет осуществляться в порядке, установленном федеральным законодательством. Законом Томской области от 11.12.2019 № 137-ОЗ «О внесении изменений в Закон Томской области «О племенном животноводстве в Томской области» внесены изменения, направленные на совершенствование управления в области племенного животноводства. В частности, законом приведены в соответствие с нормами федерального законодательства основные направления деятельности исполнительного органа государственной власти Томской области в сфере управления сельским хозяйством, уточнены положения, определяющие государственную поддержку племенного животноводства в Томской области, а также признаны утратившими силу отдельные положения закона в целях устранения дублирования федеральных норм.
1.5 Участие в доработке и рассмотрении
проектов законов Томской области в смежных отраслях
В течение 2019 года депутаты комитета принимали активное участие в рассмотрении проектов областных законов в смежных отраслях.
Так, в феврале 2019 года комитетом поддержано принятие Закона Томской области от 14.03.2019 № 4-ОЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Томской области». Законом внесены изменения в части исключения из состава документов, представляемых к отчету об исполнении областного бюджета, сводного годового доклада о ходе реализации и оценке эффективности государственных программ Томской области. Предусматривается, что данный годовой доклад будет вноситься в Законодательную Думу Томской области в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным, и рассматриваться в качестве самостоятельного документа.
По итогам рассмотрения был поддержан и Закон Томской области от 14.03.2019 № 18-ОЗ «О внесении изменений в Закон Томской области «О земельных отношениях в Томской области», подготовленный в целях наиболее эффективного и оперативного управления земельными участками, находящимися в государственной собственности Томской области посредством закрепления отдельных полномочий в сфере земельных правоотношений за конкретным исполнительным органом государственной власти Томской области.
В апреле отчетного года депутаты комитета поддержали принятие Закона Томской области от 06.05.2019 № 40-ОЗ «О внесении изменений в Закон Томской области «Об организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины на территории Томской области» и в Кодекс Томской области об административных правонарушениях», подготовленного в целях совершенствования порядка организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины, а также усиления контроля за оборотом древесины, заготовленной гражданами по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд.
Также в апреле комитетом поддержан Закон Томской области от 06.05.2019 № 39-ОЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Томской области и о признании утратившими силу отдельных положений Закона Томской области «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Томской области», которым внесен ряд изменений, в том числе скорректированы положения, определяющие особенности исчисления льготы по транспортному налогу для организаций – резидентов особой экономической зоны технико-внедренческого типа, созданной на территории г. Томска.
Но наибольшее количество проектов областных законов в смежных отраслях рассмотрено и поддержано в сфере налогового законодательства.
В целях формирования благоприятных налоговых условий для привлечения инвестиций на территорию ЗАТО Северск, обеспечения ускоренного социально-экономического развития городского округа комитетом рекомендован к принятию базовый Закон Томской области от 09.09.2019 № 81-ОЗ «Об установлении налоговых льгот для резидентов территории опережающего социально-экономического развития «Северск» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Томской области». Данным законом для резидентов территории опережающего развития установлен ряд преференций по налогу на прибыль организаций, налогу на имущество организаций и налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
Еще одним «налоговым законом», поддержанным комитетом, является Закон Томской области от 07.10.2019 № 96-ОЗ «О внесении изменений в Закон Томской области «О предоставлении льготы по налогу на прибыль организаций резидентам особой экономической зоны технико-внедренческого типа», которым установлены дифференцированные пониженные налоговые ставки налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в областной бюджет, для организаций, получивших статус резидента особой экономической зоны технико-внедренческого типа. При этом льгота по налогу на прибыль организаций будет применяться, начиная с года (период) получения первой прибыли, а не с даты регистрации налогоплательщика в качестве резидента особой экономической зоны технико-внедренческого типа. Кроме того, уточнено, что резиденты особой экономической зоны применяют пониженную налоговую ставку по налогу на прибыль организаций в отношении прибыли, полученной от осуществления технико-внедренческой деятельности, только при условии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой на территории особой экономической зоны, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении деятельности за пределами территории особой экономической зоны.
Законом Томской области от 11.12.2019 № 136-ОЗ «Об установлении пониженной налоговой ставки налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в областной бюджет, для налогоплательщиков – участников региональных инвестиционных проектов в Томской области, включенных в реестр участников региональных инвестиционных проектов», также поддержанным депутатами комитета, установлена налоговая ставка налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в областной бюджет, в размере 10 процентов для налогоплательщиков – участников региональных инвестиционных проектов в Томской области. При этом данная ставка налога будет применяться налогоплательщиками, начиная с налогового периода, в котором получена первая прибыль от реализации товаров, произведенных в результате реализации регионального инвестиционного проекта, и заканчивая отчетным (налоговым) периодом, в котором разница между суммой налога, рассчитанной исходя из ставки налога в размере 20 процентов, и суммой налога, исчисленного с применением пониженной налоговой ставки (10 процентов), определенная нарастающим итогом за указанные отчетные (налоговые) периоды, составила величину, равную объему осуществленных капитальных вложений в целях реализации инвестиционного проекта.
Учитывая необходимость ежегодного установления регионального коэффициента, применяемого при исчислении НДФЛ иностранными гражданами, осуществляющими трудовую деятельность по найму на территории области на основании патента, поддержано принятие Закона Томской области от 29.11.2019 № 129-ОЗ «Об установлении на 2020 год коэффициента, отражающего особенности рынка труда Томской области при исчислении налога на доходы физических лиц для некоторых категорий иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность по найму на территории Томской области на основании патента», в соответствии с которым стоимость патента в регионе в 2020 году составит 4 200 рублей в месяц.
Также депутаты комитета поддержали принятие Закона Томской области «Об инвестиционном налоговом вычете по налогу на прибыль организаций» (справочно: принят в первом чтении), разработанного в соответствии с пунктом 8 Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам форума «Деловая Россия» от 06.02.2019 и в соответствии со статьей 286.1 Налогового кодекса Российской Федерации. Данным законом предлагается установить право организаций, реализующих инвестиционные проекты на территории Томской области, на применение инвестиционного налогового вычета.
1.6 Совершенствование федерального законодательства
В отчетном периоде на заседаниях комитета рассмотрен 131 проект федеральных законов, внесенных в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, а также 11 законодательных инициатив и 7 обращений субъектов Российской Федерации. Комитетом подготовлены к рассмотрению и приняты Думой 57 постановлений, из них 43 – о поддержке проектов федеральных законов, в том числе 5 – с замечаниями и предложениями; 8 – о неподдержке проектов федеральных законов; 1 – о направлении поправок к проекту федерального закона, принятого в первом чтении.
Из 131 законопроекта, рассмотренных комитетом, 50 % проектов разработаны в целях совершенствования законодательства в сфере контрактной системы для обеспечения государственных и муниципальных нужд (в том числе ряд проектов, предполагающих изменения с целью: совершенствования отдельных положений в сфере культуры; упразднения плана закупок; конкретизации процедуры осуществления закупок у учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы, организаций инвалидов; заключения специальных инвестиционных контрактов для организаций оборонно-промышленного комплекса; регулирования закупок при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, референдума Российской Федерации и референдумов субъектов РФ; регулирования поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг по организации питания обучающихся и др.).
Около 40 % законопроектов предполагают изменения:
– в сфере государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (в том числе ряд законопроектов: предоставляет субъектам РФ право дополнительного регулирования условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе при оказании услуг общественного питания; уточняет требования к производству и обороту этилового спирта и спиртосодержащих лекарственных средств; дополняет перечень оснований для отказа в выдаче лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и др.);
– в сфере сельского хозяйства и ветеринарии (в том числе законопроекты: в части повышения качества и конкурентоспособности российской винодельческой продукции; в части уточнения порядка совершения сделок сельскохозяйственного кооператива; в части совершенствования правового регулирования проведения агролесомелиорации; в части применения ионизирующего излучения при переработке сельскохозяйственной продукции; в части совершенствования управления племенным животноводством; в части развития сельского туризма (агротуризма); в части признания невостребованными земельных долей, принадлежащих юридическим лицам; в части получения государственной поддержки и др.);
– в сфере предпринимательства и промышленности (значимые с точки зрения развития бизнеса законопроекты: в части закрепления понятий «социальное предпринимательство», «социальное предприятие»; в части систематизации инвестиционной деятельности в Российской Федерации. Кроме того, законопроекты, направленные: на усиление контроля государства за частной охранной деятельностью; на установление запрета на проведение плановых проверок при осуществлении операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями; на включение в общий срок проверки юридического лица времени проверки его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений; на расширение полномочий органов исполнительной власти субъектов РФ; на развитие национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего предпринимательства; на повышение эффективности выявления и пресечения ограничивающих конкуренцию соглашений и согласованных действий и др.).
10 % составляют законопроекты, касающиеся сферы стратегического планирования, создания и функционирования территорий социально-экономического развития, а также инновационной деятельности, науки, высшего образования.
Особое внимание комитета за указанный период было уделено:
1. Проекту федерального закона № 682010-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», разработанному Правительством Российской Федерации с целью совершенствования отдельных положений о закупках.
Законопроект предусматривает:
– возможность однократного изменения срока действия контракта при его срыве по вине подрядчика (при условии оплаты последним штрафных санкций) и возможность осуществлять закупку по цене за единицу товара, работы, услуги в случае невозможности определения требуемого объема товаров, работ, услуг на момент закупки;
– наделение заказчика правом заключения контракта с участником закупки, которому присвоен второй номер по итогам закупки, в случае расторжения заказчиком контракта с победителем закупки при условии уменьшения объема и стоимости нового контракта на размер ранее выполненных и оплаченных обязательств;
– исключение 10-дневного срока между внесением изменений в план-график и размещением извещения об осуществлении закупки;
– увеличение размера начальной (максимальной) цены контракта, при котором допускается проведение «короткого» электронного аукциона (срок подачи заявок не менее 7 календарных дней) с 3 до 50 млн рублей, а при проведении такого аукциона на закупку строительных работ – до 500 млн рублей и др.
По итогам рассмотрения законопроекта подготовлен проект постановления, принятый на собрании Законодательной Думы Томской области.
2. Новой редакции проекта федерального закона № 850621-7 «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», подготовленного Правительством Российской Федерации с целью проведения реформы государственного и муниципального контроля. Особый акцент при разработке новой редакции проекта сделан на стимулирование добросовестности контролируемых лиц и профилактике рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
При взаимодействии с Администрацией Томской области, Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Томской области и Ассоциацией «Совет муниципальных образований Томской области» комитетом проведена работа по выработке замечаний и предложений к указанному законопроекту, на основании которых подготовлен отзыв, в том числе:
– в части применения проверочных листов инспектором при проведении выездного обследования (рекомендовано указать порядок использования проверочного листа);
– относительно возможности осуществления государственного контроля (надзора) иными органами и организациями (государственные корпорации, публично-правовые компании и (или) их подразделения) (рекомендовано исключить);
– в части порядка досудебного (внесудебного) обжалования решений, действий (бездействия) контрольно-надзорных органов, их должностных лиц;
– в части освобождения контролируемых лиц от плановых и внеплановых контрольно-надзорных мероприятий в случае подтверждения соблюдения ими обязательных требований посредством использования негосударственных форм контроля (вероятна возможность полного отсутствия государственного контроля);
– в отношении принятия решения о проведении выездной проверки (в части основания, порядка);
– относительно обязательного использования информационных технологий при проведении государственного контроля (надзора), муниципального контроля (рекомендовано сохранить возможность обмена документами на бумажных носителях);
– в отношении обязанности инспектора выдать предписание контролируемому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения (рекомендовано указать конкретные сроки либо предельные их значения);
– в отношении перечня видов регионального государственного надзора (рекомендовано сохранить имеющиеся виды регионального контроля) и др.
По итогам рассмотрения законопроекта отзыв направлен в ответственный Комитет Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по контролю и Регламенту.
3. Проекту федерального закона № 429017-7 «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», разработанному группой депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в целях регулирования розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в объектах, расположенных в многоквартирных домах или на прилегающих к ним территориях, принятому в первом чтении.
С принятием законопроекта регионы получат необходимые ресурсы и полномочия, для того чтобы улучшить и стабилизировать ситуацию в данной сфере. Органы государственной власти получат право установления дополнительных условий розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в многоквартирных домах и на прилегающих к ним территориях.
По данному законопроекту комитетом организована работа по сбору предложений и замечаний от Администрации Томской области, Ассоциации «Совет муниципальных образований Томской области». Совместно с юридическим отделом аппарата Думы подготовлен соответствующий проект постановления о направлении поправок, принятый на собрании Законодательной Думы Томской области.
4. Проекту федерального закона № 799046-7 «О внесении изменений в статью 103 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и статью 5 Федерального закона «О науке и научно-технической политике» (в части предоставления права бюджетным и автономным учреждениям высшего образования и науки становиться участниками ранее созданных хозяйственных обществ или хозяйственных партнерств), разработанному группой депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. В соответствии с законопроектом образовательные организации высшего образования, являющиеся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями, имеют право становиться участниками ранее созданных хозяйственных обществ или хозяйственных партнерств, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат указанным образовательным организациям (в том числе совместно с другими лицами), путем внесения вклада в уставный (складочный) капитал таких обществ или партнерств.
Принятие законопроекта послужит более качественному внедрению в производство результатов интеллектуальной деятельности, созданных научными сообществами, и их более оперативной коммерциализации.
5. Проекту федерального закона № 828237-7 «О защите и поощрении капиталовложений и развитии инвестиционной деятельности в Российской Федерации» (об основах и систематизации инвестиционной деятельности в Российской Федерации), разработанному Правительством Российской Федерации во исполнение поручения Президента РФ. Проект формирует основы законодательства об инвестиционной деятельности и её развитии, создаёт правовую основу для системной и комплексной работы по поддержке вложения инвестиций частными инвесторами, вводит институт соглашения о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК).
Проект устанавливает отсрочку для вступления в законную силу тех норм, которые предусматривали бы увеличение ставок по налогам или отмену пониженных (льготных) ставок налогообложения, т.е. все, что может ухудшать условия бизнеса при реализации инвестиционных проектов.
Также в отчетном периоде комитетом подготовлены и направлены обращения к Министру сельского хозяйства Российской Федерации Д.Н. Патрушеву:
– по вопросу расширения перечня специальных автомашин, зарегистрированных на сельскохозяйственных товаропроизводителей, которые не являются объектом обложения транспортным налогом. Налоговым кодексом Российской Федерации установлен закрытый перечень транспортных средств, зарегистрированных на сельскохозяйственных товаропроизводителей, которые не облагаются транспортным налогом. В настоящее время сельхозтоваропроизводители приобретают и активно используют новые современные транспортные средства (кормораздатчики, опрыскиватели и т.п.), которые не указаны в данном перечне и, соответственно, облагаются транспортным налогом. В обращении предлагается проработать вопрос о расширении вышеуказанного перечня специальной сельскохозяйственной техники, не облагаемой транспортным налогом, а также ввести в Налоговый кодекс Российской Федерации отсылочную норму, определяющую, что указанный перечень утверждается постановлением Правительства Российской Федерации;
– по вопросу корректировки требований, предъявляемых к племенным организациям по разведению крупного рогатого скота. Приказом Минсельхоза России от 17.11.2011 № 431 утверждены Правила в области племенного животноводства, в которых установлены нормы реализации племенными заводами и племенными репродукторами молодняка крупного рогатого скота. При стабильном маточном поголовье реализация молодняка в требуемых количествах не вызывает трудностей у вышеуказанных организаций. Однако в случае увеличения либо необходимости обновления поголовья племенного хозяйства возникает ситуация нехватки молодняка для одновременного комплектования собственного стада и выполнения плана племенной продажи. В обращении предлагается рассмотреть вопрос о корректировке приложений № 1 и № 2 к Правилам в области племенного животноводства, предусмотрев возможность выполнения показателей продажи молодняка за счет увеличения численности маточного поголовья стада племенного хозяйства.
Кроме того, в отчетном году комитетом разработан проект законодательной инициативы Законодательной Думы Томской области по внесению изменений в статью 25.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Данный проект подготовлен на основе предложений Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Томской области, изложенных в докладе о своей деятельности за 2018 год. Законопроектом предлагается наделить региональных уполномоченных по защите прав предпринимателей правом быть допущенными к участию в делах об административных правонарушениях в качестве защитников субъектов предпринимательской деятельности. С 2014 года в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено право федерального Уполномоченного по ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении в области предпринимательской деятельности, быть допущенным к участию в деле в качестве защитника. Практика правоприменения данной статьи показывает, что аналогичное право целесообразно закрепить и за уполномоченными по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации.
При внесении в Совет законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации проекту законодательной инициативы присвоен единый регистрационный номер № 7-1114.
По итогам рассмотрения проект поддержан Комиссией Совета законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации по координации законотворческой деятельности и мониторингу законодательства (Заключение комиссии от 29.01.2020).
Считаем необходимым отметить, что в отчетном году принят Федеральный закон от 01.05.2019 № 71-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Данным законом внесен ряд изменений, в том числе увеличена сумма, при которой заказчик может осуществлять закупку у единственного поставщика. Данное предложение также содержалось в обращении, подготовленном комитетом Законодательной Думы Томской области по экономической политике в 2018 году, к Первому заместителю Председателя Правительства Российской Федерации – Министру финансов Российской Федерации А.Г. Силуанову по вопросу совершенствования положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
2 Исполнение контрольных полномочий
В отчетном периоде комитетом уделялось особое внимание вопросам контроля исполнения ранее принятых нормативных правовых актов Томской области, в том числе рассмотрены: Доклад Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Томской области о деятельности в 2018 году, Отчет о деятельности областных государственных унитарных предприятий за 2018 год, а также проекты постановлений Законодательной Думы Томской области:
– Об отчете Губернатора Томской области о результатах деятельности исполнительных органов государственной власти Томской области в 2018 году;
– Об итогах рассмотрения доклада Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Томской области о деятельности в 2018 году.
В течение 2019 года комитетом заслушана информация Администрации Томской области, органов местного самоуправления и федеральных территориальных органов исполнительной власти, в том числе:
– о планах по реализации в регионе национальных проектов («Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»; «Производительность труда и поддержка занятости» по направлениям: «Системные меры по повышению производительности труда» и «Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях»; «Международная кооперация и экспорт»);
– о ходе реализации Национального плана развития конкуренции;
– о результатах реализации контрольно-надзорных мероприятий в сфере обеспечения продовольственной и фитосанитарной безопасности Томской области;
– о создании территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) Северск».
Кроме того, заслушаны доклады руководителей организаций, образующих инфраструктуру поддержки бизнеса:
– о деятельности Некоммерческой организации «Фонд развития бизнеса», и практике и проблемных вопросах работы с региональным и федеральным Фондами развития промышленности;
– о деятельности Томской торгово-промышленной палаты.
В отчетном году в рамках подготовки и принятия Закона Томской области «Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» на заседании комитета рассмотрен Прогноз социально-экономического развития Томской области на 2020 год и на плановый период 2021 – 2022 годов. Также комитетом совместно с профильными комиссиями рассмотрены изменения, внесенные в государственные программы Томской области, относящиеся к вопросам ведения комитета:
– «Улучшение инвестиционного климата и развитие экспорта Томской области»;
– «Развитие сельского хозяйства, рынков сырья и продовольствия в Томской области»;
– «Комплексное развитие сельских территорий»;
– «Развитие инновационной деятельности и науки в Томской области».
Поступившие замечания и предложения по итогам рассмотрения государственных программ направлены в Администрацию Томской области и ответственным исполнителям.
3 Иные вопросы, рассмотренные комитетом
В июне 2019 года на заседании комитета рассмотрен вопрос о кандидатуре на должность Уполномоченного по защите прав предпринимателей Томской области. В соответствии с законодательством на должность Уполномоченного сроком на 5 лет назначается лицо, являющееся гражданином Российской Федерации, достигшее возраста 30 лет, имеющее высшее образование, знания и опыт работы в сфере предпринимательской деятельности или государственной гражданской службы не менее двух лет. При этом предложения о кандидатах на должность Уполномоченного вправе вносить:
– Губернатор Томской области;
– Председатель Законодательной Думы Томской области;
– группа депутатов Законодательной Думы Томской области численностью не менее одной трети от установленного числа депутатов Законодательной Думы Томской области.
По итогам обсуждения кандидатура В.А. Падерина, предложенная Губернатором Томской области С.А. Жвачкиным и Председателем Законодательной Думы Томской области О.В. Козловской, единогласно была поддержана депутатами комитета.
В отчетном году на 38-м собрании Законодательной Думы Томской области при рассмотрении вопроса «О проекте закона Томской области «Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» принято протокольное поручение о необходимости подготовки и направления в Законодательную Думу Томской области информации:
– о причинах снижения в период 2018 – 2019 годов в Томской области количества субъектов МСП и численности занятых в сфере МСП, включая индивидуальных предпринимателей;
– принимаемых мерах по достижению к 2024 году в Томской области целевых показателей национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».
Контроль за исполнением протокольного поручения возложен на комитет по экономической политике. Соответствующая информация подготовлена Администрацией Томской области, а протокольное поручение исполнено.
За 2019 год комитетом рассмотрены 13 ходатайств депутатов о награждении Почетной грамотой Законодательной Думы Томской области, по которым подготовлены решения с рекомендацией о награждении Почетной грамотой Законодательной Думы Томской области граждан и организаций Томской области, внесших значительный вклад в социально-экономическое развитие Томской области.
В отчетном периоде комитетом по экономической политике рассмотрено и поддержано 5 проектов постановлений Законодательной Думы Томской области о внесении изменений в составы постоянных комиссий комитета.
4 Работа постоянных комиссий комитета
Постановлением Законодательной Думы Томской области от 07.10.2016 № 6 «О структуре Законодательной Думы Томской области шестого созыва» в составе комитета образованы 3 постоянных комиссии, состав которых утвержден постановлением Законодательной Думы Томской области от 24.11.2016 № 129 «О составах постоянных комиссий комитета Законодательной Думы Томской области по экономической политике».
Сформированы следующие постоянные комиссии комитета по экономической политике:
1) по вопросам стратегического развития, науке, высшей школе и инновационной политике (председатель – Э.В. Галажинский);
2) по промышленности и предпринимательству (председатель – И.И. Пушкарев);
3) по вопросам агропромышленного комплекса (председатель – Г.Н. Сергеенко).
В отчетном периоде проведено 14 заседаний постоянных комиссий комитета, одно из которых – выездное.
Так, в октябре 2019 года проведено выездное заседание постоянной комиссии по вопросам агропромышленного комплекса комитета Законодательной Думы Томской области по экономической политике, в ходе которого депутаты посетили животноводческий комплекс молочного направления ООО «СПК «Межениновский», расположенный в с. Карбышево Томского района, зерносушильный комплекс в с. Рыбалово Томского района, завод по переработке рапсового масла ООО «Сибирская Олива» и логистический центр ООО «Межениновская птицефабрика» в п. Светлый Томского района. На пленарной части участникам заседания была представлена информация о текущем состоянии выполнения государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулируемых рынков в Томской области» в 2019 году, о подходах к формированию государственной программы на 2020 год в связи с изменениями государственной поддержки на федеральном уровне, а также о государственной программе «Комплексное развитие сельских территорий» на 2020 год с учетом новой идеологии федеральной программы.
Также в рамках заседаний постоянных комиссий рассматривались актуальные проблемы предпринимателей Томской области, законопроекты, направленные на совершенствование федерального и регионального законодательства, а также вопросы:
– о возможности продления региональной льготы по налогу на имущество организаций для организаций, занимающихся производством, переработкой и хранением сельскохозяйственной продукции, выращиванием, ловом и переработкой рыбы и морепродуктов;
– о перспективах создания «Технологической долины» в Томской области в рамках Федерального закона от 29.07.2017 № 216-ФЗ «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
– о необходимости разработки комплекса мер по повышению инвестиционной привлекательности особой экономической зоны технико-внедренческого типа «Томск»;
– о проектах развития научно образовательного комплекса Томской области.
Кроме того, в рамках совместных заседаний постоянной комиссии по промышленности и предпринимательству и Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Томской области рассмотрен вопрос «Новая кадастровая стоимость объектов недвижимости и порядок ее оспаривания» и проведено обсуждение сервиса «Налоговый калькулятор», разработанного Федеральной налоговой службой России, с целью формирования замечаний и предложений по его дальнейшей доработке.
В соответствии с вопросами ведения комиссий по итогам рассмотрения проектов федеральных законов, законодательных инициатив и обращений субъектов Российской Федерации, поступивших в Законодательную Думу Томской области, председателями постоянных комиссий дополнительно направлено в комитет 27 решений.
Деятельность депутатов комитета носит открытый характер. Информация о результатах работы депутатов регулярно публикуется в информационных бюллетенях Думы, освещается в средствах массовой информации, материалы заседаний комитета, а также пресс-релизы по итогам заседаний размещаются на официальном сайте Законодательной Думы Томской области в сети Интернет.
Перечень постановлений Законодательной Думы Томской области, подготовленных комитетом по экономической политике в 2019 году
№ постанов-ления |
Дата принятия |
Наименование нормативного правового акта |
1534 |
28.02.2019 |
Об отчете комитета Законодательной Думы Томской области по экономической политике об итогах работы за 2018 год |
1544 |
28.02.2019 |
О проекте федерального закона № 601732-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и статью 28 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в части совершенствования правового регулирования организации нестационарной и развозной торговли) |
1545 |
28.02.2019 |
О проекте федерального закона № 603739-7 «О внесении изменения в статью 9 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в части снятия запрета на проведение плановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями) |
1546 |
28.02.2019 |
О проекте федерального закона № 620203-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (в части закрепления понятий «социальное предпринимательство», «социальное предприятие»)» |
1547 |
28.02.2019 |
О проекте федерального закона № 634933-7 «О внесении изменения в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в части дополнения видов государственного контроля (надзора), к которым положения Федерального закона не применяются) |
1548 |
28.02.2019 |
О проекте федерального закона № 584376-7 «О внесении изменения в статью 16 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (в части уточнения условий, времени и места осуществления розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания) |
1549 |
28.02.2019 |
О проекте федерального закона № 614282-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (по вопросу совершенствования отдельных положений в сфере культуры) |
1550 |
28.02.2019 |
О проекте федерального закона № 602614-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (по вопросу совершенствования отдельных положений) |
1551 |
28.02.2019 |
О проекте федерального закона № 617692-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об инновационном центре «Сколково» и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части особенностей осуществления образовательной деятельности и присуждения ученых степеней)» |
1598 |
26.03.2019 |
Об обращении Законодательной Думы Томской области к Министру сельского хозяйства Российской Федерации Д.Н. Патрушеву по вопросу расширения перечня специальных автомашин, зарегистрированных на сельскохозяйственных товаропроизводителей, которые не являются объектом обложения транспортным налогом |
1600 |
26.03.2019 |
О внесении изменений в постановление Законодательной Думы Томской области от 24 ноября 2016 года № 129 «О составах постоянных комиссий комитета Законодательной Думы Томской области по экономической политике» |
1608 |
26.03.2019 |
О проекте федерального закона № 658681-7 «О внесении изменений в статью 1113 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (в части заключения специальных инвестиционных контрактов для организаций оборонно-промышленного комплекса) |
1609 |
26.03.2019 |
О проекте федерального закона № 640222-7 «О внесении изменения в статью 38 Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации» (в части уточнения порядка совершения сделок кооператива) |
1610 |
26.03.2019 |
О проекте федерального закона № 648675-7 «О внесении изменений в статьи 22, 24 и 31 Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации» (в части процедуры проведения общего собрания членов кооператива) |
1611 |
26.03.2019 |
О проекте федерального закона № 628901-7 «О внесении изменений в статью 8 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» в части торговли алкогольными и табачными изделиями исключительно в специализированных торговых объектах» |
1623 |
10.04.2019 |
О проекте федерального закона № 682010-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (по вопросу совершенствования отдельных положений о закупках) |
1635 |
19.04.2019 |
О докладе Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Томской области о деятельности в 2018 году |
1641 |
19.04.2019 |
О Законе Томской области «О внесении изменений в Закон Томской области «Об обеспечении эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия в Томской области» |
1653 |
19.04.2019 |
Об обращении Законодательной Думы Томской области к Министру сельского хозяйства Российской Федерации Д.Н. Патрушеву по вопросу корректировки требований, предъявляемых к племенным организациям по разведению крупного рогатого скота |
1657 |
19.04.2019 |
О проекте федерального закона № 661684-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств» в части регулирования обращения лекарственных средств для ветеринарного применения» |
1658 |
19.04.2019 |
О проекте федерального закона № 641050-7 «О внесении изменений в статью 7.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (в части исключения обязанности юридического лица и индивидуального предпринимателя направлять сведения о лицензиях в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц) |
1659 |
19.04.2019 |
О проекте федерального закона № 660621-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О мелиорации земель» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования проведения агролесомелиорации» |
1660 |
19.04.2019 |
О проекте федерального закона № 647786-7 «О внесении изменений в статью 57 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и в статьи 1 и 93 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (в части регулирования закупок при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, референдума Российской Федерации и референдумов субъектов Российской Федерации) |
1661 |
19.04.2019 |
О проекте федерального закона № 651156-7 «О внесении изменения в статью 13 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в части включения в общий срок проверки юридического лица времени проверки его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) |
1662 |
19.04.2019 |
О проекте федерального закона № 304116-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (в части установления дополнительных ограничений и запрета на розничную продажу алкогольной продукции, в том числе при оказании услуг общественного питания) |
1663 |
19.04.2019 |
О проекте федерального закона № 649498-7 «О внесении изменения в статью 2 Федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» (о предоставлении права неприменения контрольно-кассовой техники при реализации билетов для посещения театров) |
1664 |
19.04.2019 |
О проекте федерального закона № 658679-7 «О внесении изменения в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» (в части расширения полномочий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации) |
1680 |
30.05.2019 |
О Законе Томской области «Об утверждении Соглашения между Кемеровской областью и Томской областью о сотрудничестве в торгово-экономической, научно-технической, социально-культурной и иных сферах» |
1683 |
30.05.2019 |
О проекте закона Томской области «О внесении изменений в Закон Томской области «О личном подсобном хозяйстве в Томской области» |
1684 |
30.05.2019 |
О Законе Томской области «О внесении изменений в Закон Томской области «О семеноводстве сельскохозяйственных растений в Томской области» |
1694 |
30.05.2019 |
Об итогах рассмотрения доклада Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Томской области о деятельности в 2018 году |
1700 |
30.05.2019 |
О внесении изменений в постановление Законодательной Думы Томской области от 24 ноября 2016 года № 129 «О составах постоянных комиссий комитета Законодательной Думы Томской области по экономической политике» |
1704 |
30.05.2019 |
О проекте федерального закона № 689101-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной политике в Российской Федерации» в части регулирования специальных инвестиционных контрактов» |
1705 |
30.05.2019 |
О проекте федерального закона № 654742-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения ионизирующего излучения при переработке сельскохозяйственной продукции» |
1706 |
30.05.2019 |
О проекте федерального закона № 681101-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования отношений в области охраны сельскохозяйственных угодий» |
1707 |
30.05.2019 |
О проекте федерального закона № 660585-7 «О внесении изменений в статью 18 Федерального закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (в части обязательной маркировки средствами идентификации табачной продукции) |
1708 |
30.05.2019 |
О проекте федерального закона № 663958-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» в части установления особенностей размещения средств компенсационного фонда саморегулируемых организаций, находящихся в кредитных организациях, чьи лицензии были отозваны» |
1709 |
30.05.2019 |
О проекте федерального закона № 681388-7 «О внесении изменения в статью 2 Федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» (в части освобождения от обязанности применения ККТ при осуществлении расчетов при приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги) |
1753 |
27.06.2019 |
О проекте закона Томской области «О внесении изменения в статью 2 Закона Томской области «О реализации полномочий органов государственной власти Томской области, установленных Федеральным законом «О концессионных соглашениях» |
1780 |
27.06.2019 |
О проекте федерального закона № 701076-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О племенном животноводстве» в части совершенствования управления племенным животноводством» |
1781 |
27.06.2019 |
О проекте федерального закона № 684924-7 «О внесении изменений в статью 18 Федерального закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (в части перемещения по территории Российской Федерации немаркированной табачной продукции) |
1782 |
27.06.2019 |
О проекте федерального закона № 685804-7 «О внесении изменений в статью 12-1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (в части совершенствования порядка признания земельных долей невостребованными) |
1783 |
27.06.2019 |
О проекте федерального закона № 681868-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части регулирования закупок при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и в органы местного самоуправления, референдума Российской Федерации, референдумов субъектов Российской Федерации, референдумов в муниципальных образованиях) |
1808 |
29.08.2019 |
О Законе Томской области «О внесении изменений в Закон Томской области «О личном подсобном хозяйстве в Томской области» |
1809 |
29.08.2019 |
О проекте закона Томской области «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Томской области по вопросу оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Томской области» |
1810 |
29.08.2019 |
О Законе Томской области «О внесении изменения в статью 2 Закона Томской области «О реализации полномочий органов государственной власти Томской области, установленных Федеральным законом «О концессионных соглашениях» |
1811 |
29.08.2019 |
О проекте закона Томской области «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Томской области» |
1838 |
29.08.2019 |
О внесении изменений в постановление Законодательной Думы Томской области от 24 ноября 2016 года № 129 «О составах постоянных комиссий комитета Законодательной Думы Томской области по экономической политике» |
1848 |
29.08.2019 |
О проекте федерального закона № 724609-7 «О внесении изменения в статью 6.1 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации» (об отмене плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного надзора за торговым мореплаванием) |
1849 |
29.08.2019 |
О проекте федерального закона № 745091-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном материальном резерве» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (о совершенствовании системы государственного материального резерва) |
1850 |
29.08.2019 |
О проекте федерального закона № 714648-7 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» |
1851 |
29.08.2019 |
О проекте федерального закона № 707227-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (по вопросу поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг по организации питания обучающихся) |
1852 |
29.08.2019 |
О проекте федерального закона № 725130-7 «О внесении изменения в статью 22 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (в части установления методических рекомендаций для муниципальных нужд) |
1853 |
29.08.2019 |
О проекте федерального закона № 712762-7 «О внесении изменения в статью 16 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (в части установления дополнительных ограничений времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе при оказании услуг общественного питания) |
1854 |
29.08.2019 |
О проекте федерального закона № 722042-7 «О чистоте пива» |
1883 |
26.09.2019 |
О Законе Томской области «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Томской области» |
1884 |
26.09.2019 |
О Законе Томской области «О внесении изменений в Закон Томской области «О развитии малого и среднего предпринимательства в Томской области» |
1885 |
26.09.2019 |
О Законе Томской области «Об утверждении Соглашения между Томской областью и Республикой Тыва о торгово-экономическом, научно-техническом, социально-культурном и ином сотрудничестве» |
1886 |
26.09.2019 |
О Законе Томской области «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Томской области по вопросу оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Томской области» |
1894 |
26.09.2019 |
О внесении изменений в постановление Законодательной Думы Томской области от 24 ноября 2016 года № 129 «О составах постоянных комиссий комитета Законодательной Думы Томской области по экономической политике» |
1918 |
31.10.2019 |
О Законе Томской области «О внесении изменений в статьи 1 и 7 Закона Томской области «О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Томской области» |
1921 |
31.10.2019 |
О проекте закона Томской области «О внесении изменений в Закон Томской области «О племенном животноводстве в Томской области» |
1942 |
31.10.2019 |
О результатах мониторинга правоприменения Закона Томской области от 4 мая 2016 года № 44-ОЗ «О промышленной политике в Томской области» |
1957 |
31.10.2019 |
О проекте федерального закона № 778269-7 «О внесении изменения в статью 52 Федерального закона «О защите конкуренции» (в части исполнения предписаний антимонопольного органа, выданных органам государственной власти (органам местного самоуправления) |
1958 |
31.10.2019 |
О проекте федерального закона № 755217-7 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» и статью 10 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в части правомочий общественных объединений потребителей) |
1959 |
31.10.2019 |
О проекте федерального закона № 762602-7 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты в части установления возможности размещения жилого дома, предназначенного для проживания членов крестьянского (фермерского) хозяйства на земельном участке сельскохозяйственного назначения, входящем в состав имущества крестьянского (фермерского) хозяйства» |
1960 |
31.10.2019 |
О проекте федерального закона № 755207-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (о введении регулирования по управлению торговыми комплексами (торговыми центрами) и организации в них деятельности) |
1980 |
31.10.2019 |
О проекте федерального закона № 429017-7 «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» |
1988 |
28.11.2019 |
О Законе Томской области «О внесении изменения в статью 7 Закона Томской области «О развитии малого и среднего предпринимательства в Томской области» |
1993 |
28.11.2019 |
О Законе Томской области «О регулировании отдельных вопросов реализации региональных инвестиционных проектов в Томской области» |
1995 |
28.11.2019 |
О Законе Томской области «О внесении изменений в Закон Томской области «О племенном животноводстве в Томской области» |
1996 |
28.11.2019 |
О Законе Томской области «О признании утратившим силу пункта 4 части 2 статьи 5 Закона Томской области «О промышленной политике в Томской области» |
2020 |
28.11.2019 |
О внесении изменений в постановление Законодательной Думы Томской области от 24 ноября 2016 года № 129 «О составах постоянных комиссий комитета Законодательной Думы Томской области по экономической политике» |
2031 |
28.11.2019 |
О проекте федерального закона № 809044-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в части согласования с контрольным органом в сфере закупок заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случае признания определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся» |
2032 |
28.11.2019 |
О проекте федерального закона № 828237-7 «О защите и поощрении капиталовложений и развитии инвестиционной деятельности в Российской Федерации» (об основах и систематизации инвестиционной деятельности в Российской Федерации) |
2033 |
28.11.2019 |
О проекте федерального закона № 828243-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О защите и поощрении капиталовложений и развитии инвестиционной деятельности в Российской Федерации» (об обеспечении стабильных условий ведения инвестиционной деятельности в Российской Федерации) |
2034 |
28.11.2019 |
О проекте федерального закона № 815115-7 «О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации» |
2035 |
28.11.2019 |
О проекте федерального закона № 809844-7 «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (в части уточнения особых требований к розничной продаже алкогольной продукции и розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания на территориях, прилегающих к организациям, оказывающим образовательные услуги) |
2036 |
28.11.2019 |
О проекте федерального закона № 799046-7 «О внесении изменений в статью 103 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и статью 5 Федерального закона «О науке и научно-технической политике» (в части предоставления права бюджетным и автономным учреждениям высшего образования и науки становиться участниками ранее созданных хозяйственных обществ или хозяйственных партнерств) |
2037 |
28.11.2019 |
О проекте федерального закона № 817499-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (в части дополнения перечня оснований для отказа в выдаче лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции) |
2074 |
24.12.2019 |
О Законе Томской области «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Томской области» |
2108 |
24.12.2019 |
О проекте федерального закона № 831855-7 «О внесении изменения в статью 1 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» (об уточнении полномочий Правительства Российской Федерации в части регулирования деятельности владельца агрегатора) |
2109 |
24.12.2019 |
О проекте федерального закона № 843694-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в целях развития национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего предпринимательства» |
2111 |
24.12.2019 |
О проекте федерального закона № 848392-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения эффективности выявления и пресечения ограничивающих конкуренцию соглашений и согласованных действий» |
2112 |
24.12.2019 |
О проекте федерального закона № 837132-7 «О внесении изменений в статьи 1, 5 и 10 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (в части правового регулирования предоставления гостиничных услуг и классификации объектов туристкой индустрии) |
2113 |
24.12.2019 |
О проекте федерального закона № 860618-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)» |
2114 |
24.12.2019 |
О проекте федерального закона № 850621-7 «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» |
2115 |
24.12.2019 |
О проекте федерального закона № 846188-7 «О внесении изменений в статью 332 Трудового кодекса Российской Федерации» (в части изменения предельного возраста для должности ректора, проректора, руководителя филиала в государственных и муниципальных образовательных организациях высшего образования) |