Постановление
25.02.2021 № 2795
г. Томск
Рассмотрев отчет бюджетно-финансового комитета Законодательной Думы Томской области об итогах работы за 2020 год,
Законодательная Дума Томской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:
Утвердить отчет бюджетно-финансового комитета Законодательной Думы Томской области об итогах работы за 2020 год согласно приложению.
Приложение к постановлению
Законодательной
Думы Томской области
от 25.02.2021 № 2795
I. Организационные вопросы
В 2020 году в составе 6 созыва бюджетно-финансовый комитет Законодательной Думы Томской области, образованный в соответствии с постановлениями Законодательной Думы Томской области от 07.10.2016 № 6
«О структуре Законодательной Думы Томской области шестого созыва» (с изменениями, внесенными постановлением Законодательной Думы Томской области от 24.11.2016 № 119), от 07.10.2016 № 7 «Об образовании комитетов Законодательной Думы Томской области», а также постановлением Законодательной Думы Томской области от 07.10.2016 № 13 «О составах комитетов Законодательной Думы Томской области», действовал в составе: Куприянец А.Б. (заместитель Председателя Законодательной Думы Томской области, председатель комитета), Баранов Е.В., Громов О.В., Звонарев С.В., Мальцев Б.А., Собканюк Е.М., Титов А.И., Федоров А.Г., Чернышев И.Н., Чубик П.С., Ростовцев А.В. (до сентября 2020 года), Мирошников Д.А. (с 29.10.2020).
В организации своей работы комитет руководствовался Регламентом Законодательной Думы Томской области, принятым постановлением Законодательной Думы Томской области от 26.07.2012 № 460; Положением о комитете Законодательной Думы Томской области, утвержденным постановлением Думы от 22.11.2001 № 1085; Планом законотворческой деятельности Законодательной Думы Томской области на 2019 год, утвержденным постановлением Законодательной Думы Томской области от 25.12.2018 № 1456 (с изменениями, внесенными постановлениями Законодательной Думы Томской области от 28.02.2019 №1529, от 29.08.2019 № 1837), поступившими предложениями субъектов права законодательной инициативы в Законодательной Думе Томской области.
Кроме того, депутаты комитета выполняли решения и поручения, принятые Законодательной Думой Томской области.
Деятельность бюджетно-финансового комитета осуществлялась в постоянном взаимодействии с другими комитетами Думы, Контрольно-счетной палатой Томской области, Администрацией Томской области и иными исполнительными органами государственной власти Томской области, Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Томской области, прокуратурой Томской области, Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Томской области, Управлением Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Томской области, органами местного самоуправления Томской области, иными организациями Томской области.
В 2020 году действовали три постоянных комиссии бюджетно-финансового комитета: комиссия по бюджету (председатель Собканюк Е.М.), комиссия по налогам (председатель Чубик П.С.), комиссия по имуществу (председатель Звонарев С.В.). Составы комиссий определены постановлением от 24.11.2016 № 127 «О составах постоянных комиссий бюджетно-финансового комитета Законодательной Думы Томской области».
В 2020 году проведено 6 заседаний комиссий бюджетно-финансового комитета (в т.ч. 1 – выездное), рассмотрено 19 вопросов.
В 2020 году бюджетно-финансовым комитетом проведено 17 заседаний комитета. На заседаниях комитета рассмотрено 128 вопросов, в том числе 45 проектов законов Томской области и 55 проектов постановлений Думы. Всего комитетом подготовлено к рассмотрению на собраниях Законодательной Думы Томской области 133 постановления, касающихся социально-экономического положения Томской области, бюджетной, финансово-кредитной и налоговой политики, межбюджетных отношений с муниципальными образованиями Томской области, областной и муниципальной собственности. Бюджетно-финансовый комитет обсудил на своих заседаниях и подготовил для принятия в окончательной редакции 36 законов Томской области (9 из которых – базовые).
Деятельность депутатов комитета носила открытый характер: заседания комитетов освещались аккредитованными средствами массовой информации, информация о работе регулярно отражалась в информационных бюллетенях Думы и на официальном сайте Думы, члены комитета систематически выступали на телевидении, радио и в печатных средствах массовой информации.
II. Основные направления деятельности Комитета:
1. Бюджетное законодательство
По направлению подготовлены и приняты в окончательной редакции 22 закона Томской области (в 2019 году - 38 законов), из которых 7 являются базовыми (в 2019 году – 10 законов).
Основным направлением деятельности бюджетно-финансового комитета является работа над главным финансовым документом области – законом об областном бюджете. Комитетом подготовлены для рассмотрения на собраниях Думы следующие принятые законы Томской области:
«О внесении изменений в Закон Томской области «Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» - 4 закона;
«О внесении изменения в Закон Томской области «О расходах областного бюджета, обеспечивающих инвестиционную и инновационную деятельность в Томской области, на 2020 год» - 1 закон;
«Об областном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» (принят постановлением от 24.12.2020 № 2706);
«О расходах областного бюджета, обеспечивающих инвестиционную и инновационную деятельность в Томской области, на 2021 год» (принят постановлением от 24.12.2020 № 2707).
В целях реализации контрольных полномочий Законодательной Думы Томской области, обеспечения открытости и прозрачности бюджетного процесса комитет принимал участие в организации и проведении публичных слушаний по:
- годовому отчету об исполнении областного бюджета за 2019 год(публичные слушания прошли в заочной форме (в связи с запретом на проведение массовых мероприятий) с 15 по 19 июня 2020 года включительно). Поступило 6 предложений. Результаты публичных слушаний Законодательной Думы Томской области оформлены протоколом;
- проекту закона «Об областном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» (публичные слушания состоялись 9 декабря 2020 года). Поступило 21 предложение. Результаты публичных слушаний Законодательной Думы Томской области оформлены протоколом.
Все поступившие в ходе публичных слушаний вопросы и предложения рассмотрены, проработаны, в том числе с привлечением Администрации Томской области. По всем обращениям подготовлены и направлены ответы.
При подготовке Закона Томской области «Об областном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» к рассмотрению во втором чтении комитетом обеспечено проведение заседаний согласительной комиссии, сформированной на паритетных началах из депутатов Думы и представителей Администрации Томской области и иных исполнительных органов государственной власти Томской области (по 9 человек с каждой стороны) и руководимой сопредседателями - Председателем Думы и заместителем Губернатора Томской области - начальником Департамента финансов Томской области. Согласительная комиссия начала свою работу 20 ноября и завершила 2 декабря 2020 года. Проведено 5 заседаний, подписано 5 протоколов, сформирован реестр решений согласительной комиссии по предложениям и замечаниям к проекту закона Томской области «Об областном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» (реестр направлен всем депутатам Законодательной Думы Томской области).
В работе согласительной комиссии принимал участие заместитель Председателя Законодательной Думы Томской области, председатель бюджетно-финансового комитета - член согласительной комиссии: Куприянец А.Б., а также депутаты комитета Баранов Е.В., Собканюк Е.М. и Мирошников Д.А., не входившие в состав согласительной комиссии.
Согласительной комиссией приняты решения по 78 предложениям, поступившим от субъектов права законодательной инициативы, в том числе 66 предложений от 15 депутатов Законодательной Думы Томской области, 12 предложений от Федерации профсоюзных организаций Томской области.
В 2020 году бюджетно-финансовым комитетом проведена работа по принятию Закона Томской области «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Томской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» (принят постановлением от 24.12.2020 № 2708). Комитет также работал над законами о внесении изменений в бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Томской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов – бюджет фонда корректировался 3 раза.
В течение 2020 года бюджетно-финансовый комитет осуществлял текущий и последующий финансовый контроль исполнения областного бюджета, бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Томской области. По представлению комитета Думой приняты следующие нормативные правовые акты:
- Закон Томской области «Об исполнении областного бюджета за 2019 год» (принят постановлением от 25.06.2020 № 2415);
- Закон Томской области «Об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Томской области за 2019 год» (принят постановлением от 25.06.2020 № 2416).
В целях законодательного обеспечения бюджетного процесса на территории Томской области и его совершенствования в 2020 году комитет подготовил к принятию следующие законы Томской области, регулирующие бюджетный процесс:
1) Законы Томской области «О внесении изменений в Закон Томской области «О бюджетном процессе в Томской области» (приняты постановлениями от 23.04.2020 № 2298, от 25.06.2020 № 2418, от 29.10.2020 № 2604). Изменения в действующий закон внесены в целях совершенствования нормативного правового акта и приведения его в соответствие с Бюджетным кодексом Российской Федерации, в том числе уточнить понятийный аппарат, полномочия участников бюджетного процесса: Администрации Томской области, Департамента финансов Томской области, администратора доходов областного бюджета. Дополнен перечень приложений, которые представляются в Законодательную Думу Томской области, новым приложением к проекту закона об областном бюджете, устанавливающим показатели распределения бюджетных ассигнований областного бюджета по разделам, подразделам классификации расходов бюджетов на очередной финансовый год и на плановый период, с целью повышения открытости бюджетных данных. Также закреплено положение, согласно которому получатель бюджетных средств принимает новые бюджетные обязательства в объеме, не превышающем разницы между доведенными до него соответствующими лимитами бюджетных обязательств и принятыми, но неисполненными бюджетными обязательствами. Внесены изменения в закон в целях совершенствования процедуры проведения публичных слушаний по годовому отчету об исполнении областного бюджета. Согласно внесенным изменениям стало возможным проводить публичные слушания по годовому отчету об исполнении областного бюджета, а не по закону Томской области об отчете об исполнении областного бюджета за отчетный финансовый год, что позволило проводить публичные слушания до рассмотрения проекта указанного закона Томской области на собрании Законодательной Думы Томской области;
2) Закон Томской области «Об утверждении Дополнительного соглашения о реструктуризации обязательств (задолженности) Томской области перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам» (принят постановлением от 24.12.2020 № 2710). Дополнительным соглашением предусматривается продление периода погашения реструктурированной задолженности по бюджетным кредитам в 2020 году до 2029 года включительно;
3) Законы Томской области «О внесении изменения в статью 1 Закона Томской области «О предоставлении межбюджетных трансфертов» (приняты постановлениями от 27.02.2020 № 2145, от 27.02.2020 № 2149, от 26.03.2020 № 2235, от 29.10.2020 № 2605). Внесенные в действующий закон изменения направлены на уточнение перечня иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых из областного бюджета местным бюджетам;
4) Закон Томской области «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Томской области» (принят постановлением от 29.10.2020 № 2604). Внесены изменения в Закон Томской области «О межбюджетных отношениях в Томской области» в части уточнения наименования субсидии на софинансирование расходных обязательств по решению вопросов местного значения, возникающих в связи с реализацией проектов, предложенных непосредственно населением муниципальных образований Томской области, отобранных на конкурсной основе;
5) Закон Томской области «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов Томской области отдельными государственными полномочиями по расчету и предоставлению бюджетам поселений субвенций на осуществление полномочий по первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты» (принят постановлением от 27.08.2020 № 2490). Закон наделяет органы местного самоуправления муниципальных районов Томской области отдельными государственными полномочиями по расчету и предоставлению бюджетам поселений субвенций на осуществление полномочий по первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты.
В рамках реализации Закона Томской области «О стратегическом планировании в Томской области» комитетом с приглашением депутатов других комитетов рассмотрен сводный годовой доклад о ходе реализации и об оценке эффективности государственных программ Томской области за 2019 год, внесенный Губернатором Томской области.
В 2020 году осуществляла работу постоянная комиссия по бюджету бюджетно-финансового комитета, в состав которой входят депутаты Собканюк Е.М. (председатель комиссии), Федоров А.Г., Чубик П.С.
2. Налоговое законодательство
По направлению подготовлены и приняты в окончательной редакции 11 законов Томской области (в 2019 году - 7 законов), из них 2 - базовых.
В числе основных итогов законотворческой деятельности Комитета в 2020 году по реализации налоговой политики следующие важнейшие законы:
1) Закон Томской области «О введении в действие специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» на территории Томской области» на территории Томской области ввел на территории Томской области новый налоговый режим в виде налога на профессиональный доход для самозанятых. Закон призван минимизировать налоговую и административную нагрузку на малый бизнес Томской области, снизив финансовые потери в условиях ухудшения ситуации в экономике, и дать возможность для его дальнейшего восстановления. Упрощённая система администрирования и низкая налоговая нагрузка новой налоговой системы должны стать стимулирующим фактором снижения неформальной занятости населения и сокращения теневого сектора экономики.
2) Закон Томской области «О внесении изменений в статью 2 Закона Томской области «О предоставлении налоговых льгот участникам специальных инвестиционных контрактов – инвесторам в Томской области» снял ограничения по сроку действия налоговых льгот для участников специальных инвестиционных контрактов. Ранее этот срок был установлен до 2025 года.
Воспользоваться льготными налоговыми ставками по налогу на прибыль организаций участник специального инвестиционного контракта может до окончания отчетного или налогового периода, в котором совокупный объем поддержки участника специального инвестиционного контракта из бюджетов всех уровней (включая недополученные доходы бюджета), превысит 50 процентов объема капитальных вложений в инвестиционный проект, размер которых предусмотрен специальным инвестиционным контрактом.
В целях реализации региональных мер поддержки экономики в сфере налогообложения на время уменьшения деловой и потребительской активности из-за угрозы распространения новой коронавирусной инфекции бюджетно-финансовым комитетом был инициирован пакет законопроектов, принятых Законодательной Думой Томской области, в части установления льготных ставок и иных налоговых преференций для предпринимателей Томской области в отраслях экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.
3) Законом Томской области «О внесении изменений в приложение к Закону Томской области «О патентной системе налогообложения» для наиболее пострадавших отраслей экономики был установлен на период с 1 января 2020 года по 31 декабря 2020 года включительно размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода в размере 16,67 рублей. Стоимость патента при этом составила 1 рубль в год. Также был расширен перечень видов предпринимательской деятельности по патентной системе налогообложения за счёт введения нового вида деятельности «Животноводство, услуги в области животноводства», объединены два вида деятельности «Растениеводство, услуги в области растениеводства» и «Животноводство, услуги в области животноводства» для получения налогоплательщиком одного патента вместо двух, скорректированы названия некоторых видов деятельности.
4) Законом Томской области «О внесении изменений в Закон Томской области «О налоге на имущество организаций» предлагается предоставить организациям-собственникам торговых и офисных помещений, являющихся арендодателями, право на уменьшение суммы налога на имущество организаций за 2020 год, при условии снижения ими арендной платы для арендаторов. Организация вправе снизить сумму уплачиваемого налога на имущество на величину снижения арендной платы, но не более 50% суммы налога. Льгота применяется по объекту, в отношении которого осуществляется снижение арендной платы.
5) Законом Томской области «О внесении изменения в Закон Томской области «Об установлении на территории Томской области налоговых ставок по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения» установлена на 2020 год льгота в виде снижения налоговой ставки по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, с 6 процентов до 3 процентов для налогоплательщиков наиболее пострадавших отраслей экономики, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы.
6) Законом «О внесении изменения в статью 4 Закона Томской области «О налоге на имущество организаций» установлена льгота по налогу на имущество организаций в размере 50% от суммы исчисленного налога за 2020 год для организаций, осуществляющих деятельность в отраслях экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции. Предусмотренная законом налоговая льгота была установлена на один год с 1 января 2020 года.
7) Закон Томской области «О внесении изменения в статью 1.1 Закона Томской области «Об установлении на территории Томской области налоговых ставок по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения» установил «налоговые каникулы» в виде налоговой ставки в размере 0 процентов для впервые зарегистрированных налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения и осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере услуг по предоставлению мест для временного проживания в целях сокращения финансовой нагрузки для вновь создаваемых субъектов малого предпринимательства, призванных в сложившейся экономической ситуации оказывать услуги населению и обеспечивать занятость.
8) Закон Томской области «О внесении изменения в статью 2.1 Закона Томской области «О патентной системе налогообложения» устанавливает упрощенный порядок предоставления льготной ставки в размере 0% для предпринимателей группы небольших отдаленных населенных пунктов Томской области, исключив требование о том, что среднемесячная заработная плата в расчете на одного наемного работника в налоговом периоде должна составлять не менее двукратного минимального размера оплаты труда.
9) Закон Томской области «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Томской области в сфере налогообложения» продлевает действие льготной налоговой ставки в размере 0 процентов для впервые зарегистрированных налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения и осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению, и для впервые зарегистрированных налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения и осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению и услуг по предоставлению мест для временного проживания, до 1 января 2024 года.
Продление сроков действия льготной ставки налога позволит вовлечь в экономику Томской области новых предпринимателей, создать новые предприятия, дополнительные рабочие места и увеличить поступления доходов от налога на доходы физических лиц.
10) Закон Томской области «О внесении изменений в статьи 2 и 3 Закона Томской области «О предоставлении дополнительных налоговых льгот организациям, осуществляющим инвестиционную деятельность на территории Томской области» с учетом практики правоприменения вышеуказанных положений Закона № 30-ОЗ, признал утратившими силу положения Закона № 30-ОЗ, потерявшие актуальность и не применяющиеся с момента установления.
11) Закон Томской области «Об установлении на 2021 год коэффициента, отражающего особенности рынка труда Томской области при исчислении налога на доходы физических лиц для некоторых категорий иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность по найму на территории Томской области на основании патента» сохранил значение регионального коэффициента на 2021 год. Стоимость патента на территории Томской области на 2021 год составит 4 317 рублей в месяц.
В 2020 году бюджетно-финансовым комитетом ЗДТО проведен мониторинг важного для экономики Томской области Закона «О налоге на имущество организаций».
Эффективность действия Закона всесторонне проанализирована, в том числе с учетом мнения налоговой службы, внесены предложения и рекомендации, в том числе о продолжении работы с федеральным законодательством по снижению количества льгот по региональным и местным налогам, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, и по законодательному закреплению обязательной ежегодной компенсации из федерального бюджета выпадающих доходов региональных и местных бюджетов в связи с установлением налоговых льгот или принятия иных решений на федеральном уровне, влияющих на доходы и расходы региональных бюджетов.
Администрации Томской области также рекомендовано:
- рассмотреть целесообразность продления льготы для организаций-концессионеров, реализующих на территории Томской области инвестиционные проекты в регулируемых сферах деятельности по обеспечению тепло-, водо-, газо-, энергоснабжения, водоотведения, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов;
- исключить действующее ограничение для налогообложения от кадастровой стоимости торговых объектов юридических лиц в размере свыше 100 кв. м в целях обеспечения равенства налоговых условий ведения предпринимательской деятельности юридическими и физическими лицами;
- проанализировать причины невостребованности льгот по налогу на имущество организаций в отношении объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность;
- рассмотреть целесообразность сохранения невостребованной льготы по налогу на имущество для резидентов особой экономической зоны технико-внедренческого типа, созданной на территории города Томска.
- продолжить работу по выявлению и устранению несоответствий в утвержденных результатах государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, расположенных на территории Томской области.
В 2020 году осуществляла работу постоянная комиссия по налогам бюджетно-финансового комитета. В ее составе депутаты Чубик П.С., Барышникова Н.Г., Громов О.В. За отчетный период состоялось, учитывая режим ограничений в связи
с эпидемией новой коронавирусной инфекции, 3 заседания комиссии. Рассмотрено
7 вопросов, в том числе проекты законов Томской области в сфере налогов и сборов:
- «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Томской области в сфере налогообложения»;
- «О внесении изменений в статьи 2 и 3 Закона Томской области «О предоставлении дополнительных налоговых льгот организациям, осуществляющим инвестиционную деятельность на территории Томской области»;
- «Об установлении на 2021 год коэффициента, отражающего особенности рынка труда Томской области при исчислении налога на доходы физических лиц для некоторых категорий иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность по найму на территории Томской области на основании патента»;
- «О признании утратившим силу Закона Томской области «О применении пониженной ставки по налогу на прибыль организаций для учреждений, исполняющих наказания, и федеральных государственных унитарных предприятий уголовно-исполнительной системы, а также организаций, в которых работают лица, осужденные к исправительным работам и(или) освобожденные из мест лишения свободы».
Также постоянной комиссией рассмотрены и одобрены результаты мониторинга правоприменения Закона Томской области № 148-ОЗ «О налоге на имущество организаций».
3. Вопросы управления и распоряжения государственной собственностью Томской области
По направлению подготовлено 2 закона Томской области (в 2019 году – 5) и отдельно 42 постановления Законодательной Думы Томской области (в 2019 году – 34) из них:
1) Закон Томской области «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Томской области в целях установления дополнительных гарантий прав арендаторов» который предусматривает освобождение арендаторов от внесения арендной платы за период с 1 апреля по 30 июня 2020 года включительно в случае, если областное государственное имущество или земля предоставлены ему для осуществления видов экономической деятельности, указанных в перечне отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденном Правительством Российской Федерации от 03.04.2020 № 434 «Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции», при условии обращения с соответствующим заявлением к арендодателю не позднее 31.12.2020. Кроме того, законопроектом установлена льготная ставка арендной платы за землю (0,01% от кадастровой стоимости) спортивным организациям и общественным организациям ветеранов боевых действий (принят постановлением от 28.05.2020 № 2370);
2) Закон Томской области «О внесении изменений в Закон Томской области «О порядке управления и распоряжения государственным имуществом Томской области». Законопроектом вводится норма, согласно которой имущество ликвидируемого областного государственного учреждения, которым учреждение не отвечает по своим обязательствам, подлежит изъятию его собственником не позднее двух месяцев с даты истечения срока ликвидации областного государственного учреждения, установленного решением о ликвидации. Кроме того, законопроект определяет, что функции и полномочия учредителя (участника, члена) юридического лица от имени Томской области осуществляет исполнительный орган государственной власти Томской области, определенный распоряжением Администрации Томской области (принят постановлением от 28.05.2020 № 2371).
В целях оказания имущественной поддержки предпринимателей Законодательной Думой рассмотрено и принято постановление «Об оказании имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, а также организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства», которое предусматривает предоставление льготы по арендной плате за государственной имущество Томской области для субъектов малого и среднего бизнеса, занимающихся социально значимыми видами деятельности (по определенному перечню) в размере 50%.
В отчетном периоде комитетом подготовлены к принятию 35 проектов постановлений Законодательной Думы Томской области по передаче государственного имущества:
о предоставлении государственного имущества Томской области в безвозмездное пользование. Принято 3 постановления;
о согласии на передачу в безвозмездное пользование. Принято 32 постановлений Думы. Приняты решения о передаче имущества в безвозмездное пользование федеральным, муниципальным учреждениям, общественным организациям, религиозным организациям и др.
В 2020 году бюджетно-финансовым комитетом совместно с Контрольно-счетной палатой Томской области проведена значительная работа по подготовке к утверждению Законодательной Думой Томской области 4 отчетов об управлении и распоряжении государственной собственностью Томской области, представленных Администрацией Томской области:
1) Отчет об аренде и безвозмездном пользовании областным государственным имуществом за 2019 год (утвержден постановлением от 25.06.2020 № 2421);
2) Отчет об исполнении прогнозного плана (программы) приватизации государственного имущества Томской области 2019 год (утвержден постановлением от 25.06.2020 № 2422);
3) Отчет о деятельности областных государственных унитарных предприятий за 2019 год (утвержден постановлением от 25.06.2023 № 2420);
4) Отчет о результатах управления и распоряжения областным государственным имуществом за 2019 год (утвержден постановлением от 25.06.2020 № 2420).
Кроме того, в феврале и августе 2020 года внесены изменения в действующий план (программу) приватизации в части актуализации перечня имущества, включенного в план приватизации. Рассмотрены и приняты на собраниях Законодательной Думы Томской области проекты постановлений «О внесении изменения в постановление Законодательной Думы Томской области от 31 октября 2019 года № 1905 «О прогнозном плане (программе) приватизации государственного имущества Томской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов».
В 2020 году осуществляла работу постоянная комиссия по имуществу бюджетно-финансового комитета. Председатель комиссии – депутат Звонарев С.В. В работе комиссии приняли участие депутаты: Брянский С.Н., Ростовцев А.В.
За отчетный период состоялось 3 заседания комиссии, на которых рассмотрено 10 вопросов.
По поручению комитета в марте 2020 года осуществлено выездное заседание комиссии с целью проверки фактического использования передаваемого в безвозмездное пользование имущества:
- Томская региональная молодежная общественная организация «Поисковый отряд «ПАТРИОТ» г. Томск, Путевой переулок, д. 38, стр. 3;
- Томская региональная общественная организация «Спортивный клуб «Сибирь» г. Томск, Шевченко улица, д. 40/2.
24.09.2020 проведено совместное заседание бюджетно-финансового комитета и постоянной комиссии по имуществу. Рассмотрены вопросы по итогам проведенной государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, а также о предварительных результатах государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных на территории Томской области.
Кроме того, во исполнение протокольного поручения бюджетно-финансового комитета от 18.06.2020 заслушана информация о результатах финансово-хозяйственной деятельности хозяйственных обществ и иных организаций, участником (акционером) которых является Томская область, получивших убытки по итогам деятельности в 2019 году.
4. Финансовое обеспечение расходных обязательств Томской области
Спецификой деятельности бюджетно-финансового комитета является постоянная необходимость работы над проектами законов Томской области и постановлений Законодательной Думы Томской области, ответственными по которым определены другие комитеты Думы, так как принятие новых и корректировка действующих расходных обязательств Томской области требует соответствующего финансового обеспечения за счет средств областного либо федерального бюджета.
В 2020 году бюджетно-финансовым комитетом совместно с комитетами Законодательной Думы Томской области рассмотрено 6 вопросов.
Совместно с постоянной комиссией по Регламенту и депутатской этике и комитетом по законодательству, государственному устройству и безопасности рассмотрены проекты постановлений Законодательной Думы Томской области «О внесении изменений в Регламент Законодательной Думы Томской области» в части совершенствования отдельных положений Регламента Законодательной Думы Томской области в условиях введения на территории Томской области режима функционирования «повышенная готовность».
5. Взаимодействие с Контрольно-счетной палатой Томской области
В отчетном периоде для рассмотрения в бюджетно-финансовый комитет поступило в работу 26 отчетов Контрольно-счетной палаты Томской области о проверках законности, обоснованности и результативности использования средств областного бюджета и областного имущества, реализации государственных программ, проведенных в соответствии с утвержденными планами работы Контрольно-счетной палаты на 2019, 2020 годы. В работе с отчетами Контрольно-счетной палаты бюджетно-финансовый комитет взаимодействовал с Администрацией Томской области.
В течение 2020 года на заседаниях Совета Законодательной Думы Томской области рассмотрено 13 отчетов.
Бюджетно-финансовым комитетом предметно рассмотрен и подготовлен к принятию Думой отчет о работе Контрольно-счетной палаты в 2019 году (принят постановлением от 28.05.2020 № 2352).
По поручению бюджетно-финансового комитета Администрацией Томской области на заседании БФК 20.08.2020 представлена информация о порядке реализации предложений Контрольно-счетной палаты Томской области по результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.
Кроме того, комитетом подготовлен и внесен на рассмотрение Думы проект постановления «О поручениях Законодательной Думы Томской области для Контрольно-счетной палаты Томской области на 2021 год» (принято постановление от 24.12.2020 № 2729). В перечень поручений включены 14 экспертно-аналитических и контрольных мероприятий, в том числе:
анализ структуры доходов от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства (выборочно), пути их повышения 2018 - 2021 годы;
анализ факторов, учитываемых при проведении кадастровой оценки объектов недвижимости, земель муниципальных образований, и проблем, оказывающих влияние на ее достоверность 2019 - 2020 годы;
проверка правомерности и эффективности (результативности и экономности) использования бюджетных средств, направленных на приобретение жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений;
проверка правомерности и эффективности использования бюджетных средств, направленных в 2020 году на мероприятия по развитию инфраструктуры инновационного бизнеса, инновационной инфраструктуры при реализации госпрограммы «Развитие инновационной деятельности и науки в Томской области» (выборочно);
проверка правомерности и эффективности использования бюджетных средств, направленных в 2020 году на мероприятия по повышению инвестиционной привлекательности Томской области в рамках ВЦП «Повышение инвестиционной привлекательности Томской области» при реализации госпрограммы «Улучшение инвестиционного климата и развитие экспорта Томской области» (выборочно);
эффективность осуществления фондом «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Томской области» функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, и финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества, в пределах средств фонда капитального ремонта с привлечением средств, полученных из иных источников, в том числе из областного бюджета и (или) местного бюджета, выполняемых в рамках ВЦП «Обеспечение деятельности фонда «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Томской области».
6. Совершенствование федерального законодательства по предметам ведения бюджетно-финансового комитета
В 2020 году комитетом рассмотрено 93 проекта федеральных законов (по предметам ведения бюджетно-финансового комитета), прошедших регистрацию в Совете Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Кроме того, рассмотрено 11 и поддержано 7 законодательных инициатив по проектам федеральных законов и обращений субъектов Российской Федерации. Постановлениями Думы поддержан 41 федеральный законопроект и подготовлены поправки по 1 проекту федерального закона (Приложение 1).
Депутаты бюджетно-финансового комитета приняли решение о поддержке законодательной инициативы депутатов О.В. Козловской и А.Б. Куприянца по проекту федерального закона «О внесении изменения в статью 2 Федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации», которым предлагается внести изменение в Федеральный закон № 477-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации», исключив ограничение срока предоставления льготной ставки в размере 0% «налоговые каникулы» в виде налоговой ставки 0 процентов для впервые зарегистрированных налогоплательщиков – индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения (ПСН) либо упрощенную систему налогообложения (УСН) и осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научных сферах, а также в сфере бытовых услуг населению и услуг по предоставлению мест для временного проживания (сейчас до 01.01.2021).
Законодательная инициатива депутатов нашла отклик у федеральных законодателей, Федеральным законом от 31.07.2020 № 266-ФЗ «О внесении изменений в главу 26.2 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (внесен Правительством РФ) был пролонгирован срок действия вышеуказанной льготы до 01.01.2024.
На 49 собрании Законодательной Думы Томской области по инициативе депутатов бюджетно-финансового комитета было принято «Обращение депутатов Законодательной Думы Томской области в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, к Первому заместителю Председателя Правительства Российской Федерации Белоусову А.Р. по вопросу продления срока действия специального режима налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности». Депутаты обращались с просьбой о рассмотрении вопроса продления действия специального налогового режима в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее - ЕНВД).
Обращение депутатов Законодательной Думы Томской области было поддержано большинством субъектов Российской Федерации. И хотя специальный режим налогообложения в виде ЕНВД все же был отменен, в Главу Налогового кодекса Российской Федерации «Патентная система налогообложения» были внесены изменения, приближающие условия применения ПСН к условиям применения ЕНВД.
7. Работа с обращениями юридических и физических лиц, депутатов Законодательной Думы Томской области, органов местного самоуправления Томской области
За отчетный период в комитет поступило 131 письмо и обращение граждан, организаций, депутатов Законодательной Думы Томской области, органов местного самоуправления Томской области. Большая часть из них посвящена просьбам об оказании финансовой помощи местным бюджетам и общественным организациям, о предоставлении в безвозмездное пользование помещений, о предоставлении информации и разъяснений по нормативным правовым актам Томской области в сфере ведения бюджетно-финансового комитета. Все поступившие документы рассмотрены, проработаны, в том числе с привлечением Администрации Томской области. По всем обращениям подготовлены и направлены ответы. По некоторым – приняты необходимые решения Администрации Томской области, органов местного самоуправления.
8. Выполнение протокольных поручений, принятых Законодательной Думой Томской области
В 2020 году на исполнение в бюджетно-финансовый комитет поступило 3 протокольных поручения.
В течение 2020 года комитетом исполнено 3 протокольных поручения, в том числе 1 поручение, принятое в 2019 году (исполнение 1 протокольного поручения находится на контроле комитета).
Приложение 1
Сводная таблица проектов федеральных законов, поддержанных постановлениями ЗДТО в 2020 году, ответственным по которым являлся бюджетно-финансовый комитет
№ пост. |
Дата |
Название проекта |
2211 |
27.02.2020 |
О проекте федерального закона № 875580-7 «О внесении изменений в главу 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации в части реализации отдельных положений национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» |
2212 |
27.02.2020 |
О проекте федерального закона № 875583-7 «О внесении изменений в главу 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации» (в части освобождения от обязанности представления налоговой декларации для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения и использующих контрольно-кассовую технику) |
2213 |
27.02.2020 |
О проекте федерального закона № 828549-7 «О внесении изменений в статью 933 Бюджетного кодекса Российской Федерации» (в части увеличения срока предоставления бюджетных кредитов местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, а также бюджетам городских, сельских поселений (внутригородских районов) из бюджетов муниципальных районов (городских округов с внутригородским делением) до пяти лет) |
2214 |
27.02.2020 |
О проекте федерального закона № 875578-7 «О внесении изменений в статью 1794 Бюджетного кодекса Российской Федерации» (в части зачисления штрафов за несоблюдение законодательства о внесении платы за проезд по платной автомобильной дороге общего пользования федерального значения) |
2215 |
27.02.2020 |
О проекте федерального закона № 893061-7 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации» (в части создания правовых основ применения института инициативного бюджетирования) |
2216 |
27.02.2020 |
О проекте федерального закона № 898742-7 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Закон Российской Федерации «О налоговых органах Российской Федерации» (в части отдельных мер, направленных на предоставление мер государственной социальной поддержки) |
2217 |
27.02.2020 |
О проекте федерального закона № 895545-7 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации» |
2283 |
26.03.2020 |
О проекте федерального закона № 899437-7 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (в части учета расходов при передаче в государственную или муниципальную собственность имущества, созданного за счет субсидий) |
2284 |
26.03.2020 |
О проекте федерального закона № 903584-7 «О внесении изменения в статью 38 части первой Налогового кодекса Российской Федерации» (в части признания отдельных видов объектов гражданских прав имуществом для целей налогообложения) |
2285 |
26.03.2020 |
О проекте федерального закона № 901821-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» в части требований к содержанию кассового чека или бланка строгой отчетности» |
2342 |
23.04.2020 |
О поправках к проекту федерального закона № 893061-7 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации» (в части создания правовых основ применения института инициативного бюджетирования) |
2343 |
23.04.2020 |
О проекте федерального закона № 916988-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и статьи 1 и 2 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в целях формирования единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки» (о поддержке самозанятых граждан) |
2344 |
23.04.2020 |
О проекте федерального закона № 905542-7 «О внесении изменения в статью 2 Федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» (в части особенности применения контрольно-кассовой техники государственными и муниципальными архивами) |
2345 |
23.04.2020 |
О проекте федерального закона № 911305-7 «О внесении изменений в статью 13 Федерального закона «О лотереях» и статью 6 Федерального закона «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» |
2409 |
28.05.2020 |
О проекте федерального закона № 938348-7 |
2410 |
28.05.2020 |
О проекте федерального закона № 916208-7 «О внесении изменений в статью 17 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (о расширении перечня доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации) |
2476 |
25.06.2020 |
О проекте федерального закона № 953961-7 «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» (о совершенствовании порядка уточнения платежа в части суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, возврата излишне уплаченных и излишне взысканных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование) |
2477 |
25.06.2020 |
О проекте федерального закона № 936952-7 «О внесении изменения в статью 131 Бюджетного кодекса Российской Федерации» (в части соглашений, предусматривающих меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов Российской Федерации) |
2478 |
25.06.2020 |
О проекте федерального закона № 950592-7 «О внесении изменения в статью 26.13 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в части установления возможности проводить общественные обсуждения по проекту бюджета субъекта Российской Федерации и годовому отчету о его исполнении) |
2550 |
27.08.2020 |
О проекте федерального закона № 969592-7 «О внесении изменения в статью 213 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (в части исключения из налоговой базы по налогу на доходы физических лиц сумм взносов, вносимых акционерными обществами за членов советов директоров по договорам добровольного страхования их гражданской ответственности) |
2551 |
27.08.2020 |
О проекте федерального закона № 970757-7 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации» (об уточнении отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации в связи с введением нового вида муниципального образования в систему местного самоуправления) |
2552 |
27.08.2020 |
О проекте федерального закона № 986175-7 «О внесении изменений в статью 333.35 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (в части освобождения от государственной пошлины) |
2553 |
27.08.2020 |
О проекте федерального закона № 986957-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2020 году» (о расширении механизмов осуществления заимствований для муниципальных образований) |
2554 |
27.08.2020 |
О проекте федерального закона № 973160-7 «О внесении изменений в статьи 346.43 и 346.51 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (в части регулирования отдельных положений патентной системы налогообложения) |
2555 |
27.08.2020 |
О проекте федерального закона № 984546-7 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части введения обратного акциза на этан, сжиженные углеводородные газы и инвестиционного коэффициента, применяемого при определении размера обратного акциза на нефтяное сырье» |
2556 |
27.08.2020 |
О проекте федерального закона № 984524-7 «О внесении изменений в статьи 333.31 и 333.32 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (о наделении Федеральной пробирной палаты полномочиями по сбору государственных пошлин) |
2557 |
27.08.2020 |
О проекте федерального закона № 991161-7 «О внесении изменения в статью 264 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части увеличения максимально допустимого объема потерь в виде стоимости тиража соответствующего номера периодического печатного издания или соответствующего тиража книжной продукции» |
2558 |
27.08.2020 |
О проекте федерального закона № 991147-7 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (о создании национальной системы прослеживаемости товаров)» |
2559 |
27.08.2020 |
О проекте федерального закона № 990129-7 «О внесении изменений в статью 2513-1 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (в части совершенствования порядка налогообложения контролируемых иностранных компаний) |
2596 |
29.09.2020 |
О проекте федерального закона № 1003319-7 «О внесении изменения в статью 5 Федерального закона «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» (о продлении срока действия ЕНВД) |
2644 |
29.10.2020 |
О проекте федерального закона № 1025680-7 «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в части совершенствования налогового контроля за ценами и порядка заключения соглашения о ценообразовании для целей налогообложения» |
2645 |
29.10.2020 |
О проекте федерального закона № 1018101-7 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части уточнения понятийного аппарата в связи с ратификацией Российской Федерацией Конвенции о правовом статусе Каспийского моря» |
2646 |
29.10.2020 |
О проекте федерального закона № 1022669-7 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части налогообложения доходов физических лиц, превышающих 5 миллионов рублей за налоговый период» |
2647 |
29.10.2020 |
О проекте федерального закона № 1022670-7 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части реализации отдельных положений основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации» |
2648 |
29.10.2020 |
О проекте федерального закона № 1025470-7 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с совершенствованием налогового мониторинга» |
2649 |
29.10.2020 |
О проекте федерального закона № 1025663-7 «О внесении изменения в статью 102 части первой Налогового кодекса Российской Федерации в части обеспечения функционирования информационной системы «Одно окно» в сфере внешнеторговой деятельности» |
2696 |
26.11.2020 |
О проекте федерального закона № 1048793-7 «О внесении изменений в статью 219 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части предоставления социального налогового вычета в сумме, уплаченной налогоплательщиком за оказанные ему физкультурно-оздоровительные услуги» |
2697 |
26.11.2020 |
О проекте федерального закона № 1033331-7 «О внесении изменения в статью 5 Федерального закона «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» (о продлении действия системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности) |
2698 |
26.11.2020 |
О проекте федерального закона № 1037665-7 «О внесении изменений в статью 284 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (в части уточнения периода применения повышенной ставки налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет) |
2699 |
26.11.2020 |
О проекте федерального закона № 1030177-7 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в целях совершенствования правового регулирования предоставления межбюджетных трансфертов» |
2700 |
26.11.2020 |
О проекте федерального закона № 1040067-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части казначейского обслуживания и системы казначейских платежей» |
2767 |
24.12.2020 |
О проекте федерального закона № 1040742-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» и Земельный кодекс Российской Федерации» (об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации объектов культурного наследия) |