Приложение к постановлению
Законодательной Думы
Томской области
от 28.02.2019 № 1534
Комитет Законодательной Думы Томской области по экономической политике (далее – комитет) образован в соответствии с постановлениями Законодательной Думы Томской области от 07.10.2016 № 6 «О структуре Законодательной Думы Томской области шестого созыва» и от 07.10.2016 № 7 «Об образовании комитетов Законодательной Думы Томской области».
Состав комитета утвержден постановлением Законодательной Думы Томской области от 07.10.2016 № 13 «О составах комитетов Законодательной Думы Томской области». В отчетном периоде изменений в составе комитета не происходило. В 2018 году в комитете работали следующие депутаты: Власов В.А. (председатель комитета), Галажинский Э.В., Пушкарев И.И., Сёмкин В.В., Сергеенко Г.Н., Фоменко А.В., Яврумян П.А.
В соответствии с распоряжением Председателя Законодательной Думы Томской области от 19.10.2016 № 482-р «О вопросах ведения комитетов Законодательной Думы Томской области» к вопросам ведения комитета отнесены следующие:
1. Стратегическое и программно-целевое планирование, в том числе:
– рассмотрение и утверждение Стратегии социально-экономического развития Томской области, внесение изменений и осуществление контроля за ее реализацией;
– создание условий для реализации приоритетных проектов развития Томской области, таких как создание центра образования, исследований и разработок ИНОТомск’2020, в том числе создание условий для формирования и функционирования институтов развития на территории Томской области, а также механизмов проектного финансирования;
– рассмотрение прогноза социально-экономического развития Томской области на среднесрочный период и проектов концепций приоритетных направлений развития Томской области;
2. Промышленная политика и развитие предпринимательства, в том числе:
– содействие развитию передового промышленного производства продукции с высокой добавленной стоимостью и экспортным потенциалом;
– создание условий для защиты рынка от фальсифицированной и контрафактной продукции;
– создание благоприятной деловой и инвестиционной среды для предпринимателей, малого и среднего бизнеса, в том числе через установление оптимальной налоговой нагрузки и предоставление мер государственной поддержки, стимулирующих развитие производственного сектора в целях импортозамещения;
– создание условий для эффективного функционирования и развития нефтегазодобывающего комплекса;
– развитие экспортного потенциала несырьевого бизнеса за счет мер системной государственной поддержки экспортеров;
– развитие и создание промышленных парков, создание условий для привлечения резидентов промышленных парков;
– повышение эффективности промышленного использования возобновляемых природных ресурсов, внедрение ресурсосберегающих технологий;
– государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, создание благоприятных условий для развития предпринимательства и привлечения инвестиций;
– создание благоприятных условий и делового климата для привлечения инвестиций в регион;
– содействие развитию института уполномоченного по защите прав предпринимателей.
3. Инновационная деятельность, наука и высшее образование, в том числе:
– создание условий для развития и увеличения числа инновационных компаний, стимулирование объединения академической науки, высшей школы и промышленных предприятий в продвижении инноваций на российский и зарубежные рынки;
– стимулирование развития территориальных инновационных кластеров, особой экономической зоны технико-внедренческого типа «Томск», инновационного окружения томских университетов и научных организаций.
4. Потребительский рынок, в том числе:
– регулирование отдельных вопросов ценообразования на товары и услуги организаций, повышение доступности населению качественных и безопасных потребительских товаров и услуг, содействие развитию профессиональных объединений и ассоциаций в сфере потребительского рынка;
– создание условий для минимизации возможных негативных последствий от вступления России во Всемирную торговую организацию.
5. Регулирование отношений, связанных с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности.
6. Лесопромышленный комплекс, в том числе:
– создание условий для формирования и реализации политики, обеспечивающей эффективное, многоцелевое, рациональное, неистощительное промышленное использование лесов и лесных ресурсов и устойчивое развитие лесопромышленного комплекса;
– содействие развитию приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, глубокой переработки древесины и создание лесопромышленного кластера.
7. Агропромышленный комплекс и ветеринария, в том числе:
– создание условий для активного импортозамещения в сельском хозяйстве путем реализации мероприятий по государственной поддержке сельхозтоваропроизво-дителей и создание условий для устойчивого развития сельских территорий Томской области;
– стимулирование институциональных и отраслевых преобразований в экономике сельских районов, ускоренное развитие животноводства, стимулирование развития малых форм хозяйствования, формирование эффективного кадрового потенциала сельского хозяйства, обеспечение продовольственной безопасности в Томской области;
– регулирование земельных отношений, в части оборота земель сельско-хозяйственного назначения и особо ценных продуктивных земель.
8. Регулирование отношений, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг.
9. Иные вопросы, отнесенные к ведению комитета актами Думы и распоряжениями Председателя Думы.
Всего в отчетном периоде проведено 10 заседаний комитета Законодательной Думы Томской области по экономической политике, на которых рассмотрено 76 вопросов. По итогам рассмотрения подготовлено 72 проекта постановления Законодательной Думы Томской области. Также в отчетном периоде проведено 6 заседаний постоянных комиссий комитета, в том числе
3 выездных заседания. В рамках контроля за реализацией Закона Томской области от 15.12.2014 № 182-ОЗ «О промышленных (индустриальных) парках в Томской области» организовано выездное заседание на площадки промышленного парка «Томск», где проведены встречи с представителями компаний-резидентов. На другом выездном заседании рассмотрена текущая ситуация и перспективы развития территории особой экономической зоны технико-внедренческого типа «Томск». В рамках выездного заседания в с. Ягодное Асиновского района депутаты комитета посетили молочно-товарную ферму ООО «Сибирское молоко» и первый в Томской области Учебный центр молочного животноводства, созданный в целях повышения квалификации работников сельскохозяйственных организаций и прохождения практики студентов, обучающихся по аграрным образовательным программам. На пленарной части заседания депутатам комитета представлена информация о предварительных итогах работы сельскохозяйственной отрасли региона в 2018 году и планах на 2019 год.
В отчетном году комитетом в соответствии с Положением о проведении мониторинга правоприменения нормативных правовых актов Томской области, принятых Законодательной Думой Томской области (Постановление Законодательной Думы Томской области от 25.06.2015 № 2768) и Планом мониторинга (Постановление Законодательной Думы Томской области от 20.02.2018 № 894) проводился мониторинг правоприменения Закона Томской области от 18 марта 2003 № 29-ОЗ «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Томской области». В рамках мониторинга проведен анализ и обобщение положений регионального и федерального законодательства, информации, представленной Администрацией и прокуратурой Томской области, органами местного самоуправления, Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Томской области. Результаты мониторинга рассмотрены и утверждены на декабрьском собрании Законодательной Думы Томской области (Постановление Законодательной Думы Томской области от 25.12.2018 № 1448).
Также в 2018 году утверждены результаты мониторинга правоприменения Законов Томской области от 12.03.2015 № 25-ОЗ «Об инновационной деятельности в Томской области» (Постановление Законодательной Думы Томской области от 20.02.2018 № 896) и от 12.03.2015 № 24-ОЗ «О стратегическом планировании в Томской области» (Постановление Законодательной Думы Томской области от 24.04.2018 № 1046), проведенные в 2017 году.
1. Законотворческая деятельность
В отчетном периоде работа комитета была выстроена с учетом приоритетных направлений законотворческой деятельности Законодательной Думы Томской области, утвержденных постановлением Законодательной Думы Томской области от 21.12.2017 № 821 «О плане законотворческой деятельности Законодательной Думы Томской области на 2018 год»:
– совершенствование системы стратегического планирования в Томской области, создание условий для структурных изменений экономики через реализацию приоритетных направлений ключевого проекта региона – «ИНО Томск», территориальных инновационных кластеров (включая SMART Technologies Tomsk), продолжение работы по созданию территории опережающего развития;
– содействие инновационному развитию региона, в том числе обеспечение на территории Томской области реализации программы «Цифровая экономика Российской Федерации», Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации в части полномочий субъекта Российской Федерации, содействие включению томских проектов в «дорожные карты» Национальной технологической инициативы, развитие ОЭЗ ТВТ «Томск»;
– повышение инвестиционной привлекательности региона и улучшение условий ведения предпринимательской деятельности, в том числе через развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего бизнеса, развитие промышленного (индустриального) парка в г. Томске;
– развитие промышленного производства в регионе (в том числе импортозамещающих производств), в том числе путем создания на территории области регионального фонда развития промышленности в Томской области;
– создание условий для добычи трудноизвлекаемых запасов нефти и газа путем предоставления комплексных мер государственной поддержки компаниям, внедряющим высокотехнологичные способы добычи;
– обеспечение продовольственной безопасности в Томской области, в том числе за счет создания условий для активного импортозамещения в сельском хозяйстве путем реализации мероприятий по государственной поддержке сельхоз-товаропроизводителей;
– содействие формированию и реализации политики, обеспечивающей устойчивое развитие лесопромышленного комплекса.
В процессе осуществления законотворческой деятельности депутаты комитета осуществляли постоянное взаимодействие с депутатами других комитетов Законодательной Думы Томской области, Администрацией Томской области, прокуратурой Томской области, Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Томской области, Контрольно-счетной палатой Томской области, Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Томской области, Ассоциацией «Совет муниципальных образований Томской области», органами местного самоуправления муниципальных образований Томской области.
Так, за отчетный период состоялось 2 заседания рабочих групп, на первом из которых рассмотрены предварительные итоги мониторинга правоприменения Закона Томской области от 12.03.2015 № 24-ОЗ «О стратегическом планировании в Томской области», а на втором – проект закона Томской области «О внесении изменений в Закон Томской области «О стратегическом планировании в Томской области», подготовленный Администрацией Томской области с учетом Экспертного заключения Управления Министерства юстиции РФ по Томской области и предложений, подготовленных комитетом Законодательной Думы Томской области по экономической политике по итогам проведения мониторинга правоприменения областного закона о стратегическом планировании. По итогам данных рабочих групп подготовлены согласованные предложения по совершенствованию нормативных правовых актов регионального уровня в сфере стратегического планирования, а также доработанная редакция проекта соответствующего областного закона.
Всего за отчетный период комитетом рассмотрены 27 законопроектов, более 15 проектов постановлений Законодательной Думы Томской области, 109 проектов федеральных законов, внесенных в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, а также 6 законодательных инициатив и 18 обращений субъектов Российской Федерации.
Итогом данной работы стало принятие Законодательной Думой Томской области 11 законов Томской области, по которым комитет является ответственным, 9 законов Томской области, которые по итогам рассмотрения были поддержаны комитетом, а также более 60 постановлений Законодательной Думы Томской области, основные из них представлены ниже.
1.1 Стратегическое и инновационное развитие региона
В отчетном году дважды вносились изменения в Закон Томской области от 12.03.2015 № 24-ОЗ «О стратегическом планировании в Томской области». Так, в связи с вступлением в силу положений Федерального закона от 30.10.2017 № 299-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Законом Томской области от 09.04.2018 № 26-ОЗ «О внесении изменений в Закон Томской области «О стратегическом планировании в Томской области» скорректированы положения областного закона о стратегическом планировании в целях его приведения в соответствие с нормами федерального законодательства. В частности уточнено, что ежегодный отчет о ходе исполнения плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Томской области представляется на рассмотрение Законодательной Думы Томской области в составе отчета Губернатора Томской области о результатах деятельности исполнительных органов государственной власти Томской области. Принятым же в ноябре отчетного года Законом Томской области от 13.11.2018 № 127-ОЗ
«О внесении изменений в Закон Томской области «О стратегическом планировании в Томской области» устранены замечания, изложенные в Экспертном заключении Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Томской области, а также учтены предложения, подготовленные комитетом Законодательной Думы Томской области по экономической политике по итогам проведения мониторинга правоприменения областного закона о стратегическом планировании. В результате расширены полномочия Законодательной Думы Томской области в части рассмотрения прогноза социально-экономического развития Томской области на долгосрочный период, а также введены нормы о возможности разработки и принятия схемы территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, одним из которых является Томская область.
В целях распределения существующих полномочий в сфере инновационной деятельности между Администрацией Томской области и Департаментом по развитию инновационной и предпринимательской деятельности Томской области, являющимся отдельным юридическим лицом, подготовлен и принят Закон Томской области от 10.09.2018 № 104-ОЗ «О внесении изменений в Закон Томской области «Об инновационной деятельности в Томской области». Кроме того, данным законом исключены положения, касающиеся Концепции инновационного развития Томской области, поскольку, они утратили свою актуальность, а реализация целей и задач инновационной политики в Томской области осуществляется на основании Стратегии социально-экономического развития Томской области до 2030 года.
В целях укрепления связей и развития взаимовыгодного сотрудничества между Томской областью и Республикой Татарстан принят Закон Томской области от 29.12.2018 № 160-ОЗ «Об утверждении Соглашения между Томской областью и Республикой Татарстан о торгово-экономическом, научно-техническом, социально-культурном и ином сотрудничестве», которое подписано в ноябре 2018 года в ходе официального визита в Томск Президента Республики Татарстан Р.Н. Минниханова.
1.2 Государственная поддержка агропромышленного комплекса
В течение отчетного периода дважды внесены изменения в Закон Томской области от 29.12.2005 № 248-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по государственной поддержке сельскохозяйственного производства», направленные на создание условий для развития малых форм хозяйствования хозяйств и повышение доступности государственной поддержки для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Так, Законом Томской области от 12.03.2018 № 10-ОЗ «О внесении изменений в Закон Томской области
«О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по государственной поддержке сельскохозяйственного производства», крестьянские (фермерские) хозяйства включены в перечень получателей государственной поддержки по искусственному осеменению коров, а Законом Томской области от 13.11.2018 № 136-ОЗ «О внесении изменений в Закон Томской области «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по государственной поддержке сельскохозяйственного производства» индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями, включены в перечень лиц, которым могут предоставляться субсидии на развитие и на финансирование искусственного осеменения коров. Внесенные изменения повысили доступность и эффективность использования бюджетных средств, направленных на развитие малых форм хозяйствования, а также увеличили количество искусственно-осемененных коров, и, как следствие, способствовали росту объемов производства молока.
В целях оказания содействия развитию агропромышленного комплекса региона принят Закон Томской области от 13.11.2018 № 135-ОЗ «О внесении изменений в Закон Томской области «О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Томской области». Данным законом расширен перечень направлений, по которым осуществляется государственная поддержка сельскохозяйственного производства, за счет включения следующих направлений:
– на повышение продуктивности в молочном скотоводстве;
– на содействие достижению целевых показателей реализации региональных программ развития агропромышленного комплекса;
– на поддержку и развитие малых форм хозяйствования.
1.3 Стимулирование развития промышленности, поддержка предпринимательства
В рамках оказания содействия развитию промышленного производства в регионе принят Закон Томской области от 19.06.2018 № 60-ОЗ «О внесении изменений в Закон Томской области «О промышленной политике в Томской области», которым введены положения о создании регионального фонда развития промышленности. Создание в Томской области данного фонда позволит бизнесу привлекать на реализацию своих проектов льготные заемные средства (от 1 до
5 процентов годовых) из федерального Фонда развития промышленности.
В целях улучшения инвестиционного климата и стимулирования развития реального сектора экономики региона принят Закон Томской области от 10.09.2018 № 98-ОЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Томской области». Данным законом упрощена процедура получения господдержки в форме дополнительных налоговых льгот для субъектов инвестиционной деятельности, претендующих на присвоение статуса резидента промышленного парка. Теперь решение о предоставлении дополнительных налоговых льгот будет приниматься Координационным советом по поддержке инвестиционной деятельности и предоставлению государственных гарантий одновременно с принятием решения о присвоении статуса резидента промышленного парка.
В течение отчетного года федеральное законодательство, регламентирующие государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, претерпело значительные изменения, что повлекло необходимость корректировки областного.
В этой связи принят Закон Томской области от 29.12.2018 № 159-ОЗ «О внесении изменений в Закон Томской области «О развитии малого и среднего предпринимательства в Томской области», внесенный в Законодательную Думу Томской области в порядке реализации права законодательной инициативы прокурором Томской области. Законом устранено дублирование отдельных норм, а также учтены последние изменения федерального законодательства в данной сфере.
1.4 Участие в доработке и рассмотрении проектов законов Томской области в смежных отраслях
В течение 2018 года депутаты комитета принимали активное участие в рассмотрении проектов областных законов в смежных отраслях, в том числе в сфере налогового законодательства.
Так, в ноябре отчетного года комитетом поддержан Закон Томской области от 13.11.2018 № 126-ОЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Томской области», которым на территории региона введена льгота, действовавшая ранее на федеральном уровне, по уплате налога на имущество организаций в отношении объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность (или высокий класс энергетической эффективности).
Также депутаты комитета поддержали принятие Закона Томской области от 26.11.2018 № 138-ОЗ «О внесении изменений в статью 4 Закона Томской области «О налоге на имущество организаций», подготовленного в целях приведения областного законодательства в соответствие с федеральным.
В частности в связи с принятием Федерального закона от 03.08.2018 № 302-ФЗ
«О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса РФ»
с 1 января 2019 года из объектов обложения налогом на имущество организаций исключается движимое имущество. Соответствующие изменения внесены в областное законодательство, а также уточнены организационно-правовые формы, в которых могут создаваться садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие юридические лица (теперь только садоводческие или огороднические некоммерческие товарищества).
Еще одним «налоговым законом», поддержанным комитетом, является Закон Томской области от 29.12.2018 № 157-ОЗ «О внесении изменений в Закон Томской области «О налоге на имущество организаций», которым установлены льготные налоговые ставки по налогу на имущество организаций в размере 0.2 % в отношении вновь созданного и (или) приобретенного имущества, принятого на учет в качестве объектов основных средств с 1 января 2019 года. Данной льготой могут воспользоваться организации, добывающие на территории области не менее 4 млн. тонн нефти в год, при условии ежегодного объема инвестиций в основные средства не менее 5 млрд. рублей. Предоставляемая льгота носит срочный характер и предоставляется на 6 лет.
Учитывая необходимость ежегодного установления регионального коэффициента, применяемого при исчислении НДФЛ иностранными гражданами, осуществляющих трудовую деятельность по найму на территории области на основании патента, депутатами комитета рассмотрен и поддержан Закон Томской области от 26.11.2018 № 137-ОЗ «Об установлении на 2019 год коэффициента, отражающего особенности рынка труда Томской области при исчислении налога на доходы физических лиц для некоторых категорий иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность по найму на территории Томской области на основании патента». Стоимость патента в регионе в 2019 году составит 3800 рублей в месяц.
Также в отчетном году депутатами подержано принятие Закона Томской области от 04.05.2018 № 48-ОЗ «О внесении изменения в статью 3 Закона Томской области «О земельных отношениях в Томской области», закрепившего за Администрацией Томской области полномочие по установлению порядка использования древесно-кустарниковой растительности на землях, находящихся в государственной собственности Томской области, поскольку порядок использования лесных насаждений на земельных участках, не относящихся к землям лесного фонда, в настоящее время федеральным законодательством не урегулирован.
Еще одним областным законом, принятие которого в отчетном периоде поддержано комитетом, является Закон Томской области от 10.09.2018 № 103-ОЗ «О внесении изменений в Закон Томской области «О земельных отношениях в Томской области». Закон, подготовленный в целях повышения эффективности реализации полномочий исполнительных органов государственной власти в сфере земельных правоотношений, закрепил распределение полномочий между органами государственной власти Томской области по осуществлению перевода (оказанию содействия) земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию и выдаче разрешений на использование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо госсобственность на которые не разграничена, без их предоставления и установления сервитутов.
Также депутатами комитета поддержано принятие Закона Томской области от 04.10.2018 № 105-ОЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Томской области» направленного на сохранение региональных льгот и иных мер социальной поддержки для мужчин, достигших возраста 60 лет, и женщин, достигших возраста 55 лет.
1.5 Совершенствование федерального законодательства
В отчетном периоде, на заседаниях комитета рассмотрено 109 проектов федеральных законов, внесенных в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, а также 6 законодательных инициатив и
18 обращений субъектов Российской Федерации. Комитетом подготовлены к рассмотрению и приняты Думой 46 постановлений, из них 38 – о поддержке проектов федеральных законов, в том числе 7 – с замечаниями и предложениями; 6 – о неподдержке проектов федеральных законов; 2 –
о направлении поправок к проекту федерального закона принятого в первом чтении.
Из 109 законопроектов, рассмотренных комитетом, 50 % проектов касались законодательства о контрактной системе для обеспечения государственных и муниципальных нужд (в том числе ряд проектов, предполагающих изменения сроков оплаты контрактов учреждениями здравоохранения, в том числе при закупке лекарственных средств; осуществления закупки у единственного поставщика; уменьшения размера обеспечения исполнения контракта; определения поставщика при строительстве и ремонте автомобильных дорог, осуществления контроля и др.).
Около 40 % законопроектов направлены на изменения:
– в сфере государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (в том числе ряд законопроектов уточняет и дополняет полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по установлению дополнительных ограничений времени, условий, мест розничной продажи алкогольной продукции и розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, включая полный запрет на розничную продажу отдельных видов алкогольной продукции; устанавливает запрет на использование онлайн-витрин др.);
– в сфере сельского хозяйства и ветеринарии (в том числе в части расширения основных направлений государственной аграрной политики, установления запрета на возврат поставщику продовольственных товаров, не проданных по истечении определенного срока; сельскохозяйственного страхования; признания невостребованными земельных долей, принадлежащих юридическим лицам; получения государственной поддержки; регулирования деятельности специалистов в области ветеринарии и др.);
– в сфере предпринимательства и промышленности (в том числе в части процедуры реструктуризации долгов в делах о банкротстве юридических лиц; распространения наружной рекламы, защиты конкуренции, установления требований к уставному капиталу субъектов малого и среднего предпринимательства др.).
Еще 10 % составляют законопроекты, касающиеся сферы стратегического планирования, создания и функционирования территорий социально-экономического развития, а также инновационной деятельности, науки и высшего образования.
Особое внимание комитета было направлено на подготовку замечаний и предложений по следующим проектам федеральных законов:
– проект федерального закона № 332053-7 «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» разработан Правительством Российской Федерации в рамках проведения реформы государственного и муниципального контроля и внедрения риск-ориентированного подхода при его осуществлении.
При участии Администрации Томской области, Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Томской области и Ассоциации «Союз муниципальных образований» комитетом проведена серьезная работа по сбору и анализу замечаний и предложений к указанному законопроекту.
Обобщенные предложения по проекту федерального закона направлены на:
– дополнение перечня полномочий, которыми могут наделяться государственные и муниципальные учреждения при осуществлении определенных видов государственного контроля (надзора), а также сохранение регионального государственного надзора за техническим состоянием и безопасной эксплуатацией аттракционной техники и др.;
– уточнение процедуры оформления результатов проверки;
– установление ответственности граждан и иных организаций, сообщивших заведомо ложные сведения о наличии нарушений, которые не были подтверждены (обнаружены) в ходе проверки;
– установление возможности продления сроков исполнения предписаний
о нарушении;
– использование дифференцированного подхода при применении мер ответственности по результатам контрольно-надзорного мероприятия с учетом проверяемого субъекта (микропредприятие или крупный бизнес);
По итогам рассмотрения законопроекта подготовлен проект постановления, принят на собрании Законодательной Думы Томской области.
В отчетном году в часть 1 статьи 13.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора)
и муниципального контроля», а также в пункт 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» введен объект, в отношении которого должен осуществляться региональный государственный надзор — это аттракционы (аттракционная техника);
– проект федерального закона № 509994-7 «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации» направлен на совершенствование правового регулирования в сфере правовой охраны наименований мест происхождения товаров и введения в Гражданский кодекс РФ самостоятельного объекта интеллектуальных прав – «географическое указание», принятому в первом чтении.
Основными новеллами законопроекта являются:
– определение географического указания как обозначения, которое позволяет идентифицировать товар как происходящий с территории географического объекта, при этом определенное качество, репутация или другие характеристики товара в значительной степени определяются его географическим происхождением;
– определение требований, необходимых для государственной регистрации географического указания, порядка регистрации, содержания и действия исключительного права и других особенностей гражданского-правового режима названного объекта;
– изменения отдельных особенностей правового режима НМПТ: требование в отношении НМПТ об осуществлении всех стадий производства товара
на территории соответствующего географического объекта, введение возможности подачи заявки на регистрацию НМПТ одновременно несколькими лицами и др.
По данному законопроекту комитетом также была организована работа по сбору предложений и замечаний Администрации Томской области, Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Томской области и Томской торгово-промышленной палаты. По итогам был подготовлен проект постановления Думы, содержащий поправки к тексту законопроекта.
Также в отчетном периоде комитетом подготовлено обращение к Первому заместителю Председателя Правительства Российской Федерации – Министру финансов Российской Федерации А.Г. Силуанову по вопросу совершенствования положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ
«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В обращении поднимаются четыре вопроса, решение которых отнесено к ведению Правительства Российской Федерации: увеличение суммы, при которой заказчик может осуществлять закупку у единственного поставщика; урегулирование вопроса обеспечения гарантийных обязательств по контракту, представленных в денежной форме; повышение качества продуктов, поставляемых в организации социальной сферы; сохранение возможности проведения закупок жилых помещений для детей–сирот не
в электронной форме.
2. Исполнение контрольных полномочий
В отчетном периоде комитетом уделялось серьезное внимание вопросам контроля исполнения ранее принятых нормативных правовых актов Томской области, в том числе рассмотрен Доклад Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Томской области о деятельности в 2017 году, Отчет
о деятельности областных государственных унитарных предприятий
за 2017 год, Отчет о результатах управления и распоряжения областным государственным имуществом за 2017 год (в части организаций, осуществляющих деятельность в сфере ведения комитета), а также проекты постановлений Законодательной Думы Томской области:
– Об отчете Губернатора Томской области о результатах деятельности исполнительных органов государственной власти Томской области в 2017 году;
– Об итогах рассмотрения доклада Уполномоченного по правам человека
в Томской области о результатах деятельности в 2017 году;
– Об итогах рассмотрения доклада Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Томской области о деятельности в 2017 году;
– Об итогах рассмотрения доклада Уполномоченного по правам ребенка
в Томской области «О соблюдении прав и законных интересов детей в Томской области в 2017 году».
В течение 2018 года комитетом заслушана информация Администрации Томской области и федеральных территориальных органов исполнительной власти:
– о ходе внедрения в Томской области автоматизированной информационной системы «Меркурий»;
– о реализации Национальной технологической инициативы в Томской области;
– о выполнении Указа Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период
до 2024 года» в части проводимой работы по подготовке региональных составляющих национальных проектов.
В сентябре-октябре 2018 года в рамках подготовки к рассмотрению проекта закона Томской области «Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» комитетом совместно с профильными комиссиями рассмотрены проекты внесения изменений в государственные программы Томской области, относящиеся к вопросам ведения комитета:
– «Развитие предпринимательства и повышение эффективности государственного управления социально-экономическим развитием Томской области»;
– «Развитие промышленного использования возобновляемых природных ресурсов Томской области»;
– «Улучшение инвестиционного климата, развитие внешних связей Томской области и соблюдение баланса экономических интересов потребителей и поставщиков на регулируемых рынках товаров и услуг»;
– «Развитие инновационной деятельности и науки в Томской области»;
– «Развитие сельского хозяйства и регулируемых рынков в Томской области».
По итогам рассмотрения представленных проектов постановлений Администрации Томской области поступившие замечания и предложения направлены ответственным исполнителям и в Администрацию Томской области, а также подготовлено заключение комитета на проект постановления Администрации Томской области «О внесении изменений в постановление Администрации Томской области от 26.11.2014 № 436а «Об утверждении государственной программы «Улучшение инвестиционного климата, развитие внешних связей Томской области и соблюдение баланса экономических интересов потребителей и поставщиков на регулируемых рынках товаров и услуг».
3. Иные вопросы, рассмотренные комитетом
В феврале 2018 года на заседании комитета с учетом позиции комитета Законодательной Думы Томской области по законодательству, государственному устройству и безопасности были определены кандидатуры из числа депутатов для включения в состав проектного комитета по решению вопросов проектного управления по направлению «Реформа контрольной и надзорной деятельности». По итогам обсуждения принято решение о рекомендации включения в состав проектного комитета от Законодательной Думы Томской области В.В. Сёмкина и В.В. Оглезнева.
В отчетном году комитетом по экономической политике исполнены протокольные поручения с собраний Законодательной Думы Томской области, полученные в предыдущие годы. Организованно выездное заседание на площадки промышленного парка «Томск» в рамках контроля реализации Закона Томской области от 15.12.2014 № 182-ОЗ «О промышленных (индустриальных) парках в Томской области», а также подготовлена и представлена информация:
– об актуальных проблемах, с которыми сталкиваются предприниматели, работающие в сфере инновационного бизнеса;
– о совершенствовании мер государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в рамках государственной программы «Развитие предпринимательства в Томской области»;
– о реализации Закона Томской области «О предоставлении налоговых льгот участникам специальных инвестиционных контрактов».
За 2017 год комитетом рассмотрены 14 ходатайств депутатов
о награждении Почетной грамотой Законодательной Думы Томской области, по которым подготовлены решения с рекомендацией о награждении Почетной грамотой Законодательной Думы Томской области граждан Томской области, внесших значительный вклад в социально-экономическое развитие Томской области.
В отчетном периоде комитетом по экономической политике рассмотрено и поддержано 4 проекта постановлений Законодательной Думы Томской области
о внесении изменений в составы постоянных комиссий комитета.
4. Работа постоянных комиссий комитета
Постановлением Законодательной Думы Томской области от 07.10.2016 № 6 (ред. от 24.11.2016) «О структуре Законодательной Думы Томской области шестого созыва» в составе комитета образованы 3 постоянных комиссии, состав которых утвержден постановлением Законодательной Думы Томской области от 24.11.2016 № 129 «О составах постоянных комиссий комитета Законодательной Думы Томской области по экономической политике».
Сформированы следующие постоянные комиссии комитета по экономической политике:
1. по вопросам стратегического развития, науке, высшей школе и инновационной политике (председатель – Э.В. Галажинский);
2. по промышленности и предпринимательству (председатель – И.И. Пушкарев);
3. по вопросам агропромышленного комплекса (председатель – Г.Н. Сергеенко).
В отчетном периоде проведено 6 заседаний постоянных комиссий комитета, три из которых – выездные.
Так, в июле 2018 года проведено выездное заседание постоянной комиссии по промышленности и предпринимательству комитета Законодательной Думы Томской области по экономической политике в особую экономическую зону технико-внедренческого типа «Томск». В ходе посещения особой экономической зоны комиссия ознакомились с деятельностью нескольких компаний-резидентов, заслушали информацию о текущей деятельности и дальнейшему развитию территории ОЭЗ.
В сентябре 2018 года организовано выездное заседание постоянной комиссии по вопросам агропромышленного комплекса комитета Законодательной Думы Томской области по экономической политике в с. Ягодное Асиновского района на объекты ООО «Сибирское молоко». Также в рамках заседания члены комиссии посетили первый в Томской области Учебный центр молочного животноводства, созданный в целях повышения квалификации работников сельскохозяйственных организаций и прохождения практики студентов, обучающихся по аграрным образовательным программам. В рамках пленарной части заседания рассмотрена информация о текущей ситуации и проблемах уборочной кампании 2018 года на примере Кожевниковского района, а также предварительные итоги работы сельскохозяйственной отрасли региона в 2018 году и планы на 2019 год.
В октябре 2018 года постоянная комиссия по промышленности и предпринимательству комитета Законодательной Думы Томской области
по экономической политике в рамках контроля реализации Закона Томской области от 15.12.2014 № 182-ОЗ «О промышленных (индустриальных) парках в Томской области» посетила площадки «Березовая» и «Северная» промышленного парка Томск.
В соответствии с вопросами ведения комиссий по итогам рассмотрения проектов федеральных законов, законодательных инициатив и обращений субъектов Российской Федерации, поступивших в Законодательную Думу Томской области, председателями постоянных комиссий дополнительно направлено в комитет 27 решений.
Деятельность депутатов комитета носит открытый характер. Информация результатах работы депутатов регулярно публикуется в информационных бюллетенях Думы, освещается в средствах массовой информации, материалы заседаний комитета, а также пресс-релизы по итогам заседаний размещаются на официальном сайте Законодательной Думы Томской области в сети Интернет.
Перечень постановлений Законодательной Думы Томской области, подготовленных комитетом по экономической политике в 2018 году
№ постанов-ления |
Дата принятия |
Наименование нормативного правового акта |
||
871 |
20.02.2018 |
О Законе Томской области «О внесении изменений в Закон Томской области |
||
892 |
20.02.2018 |
Об отчете комитета Законодательной Думы Томской области по экономической политике о работе за период с октября 2016 года по декабрь 2017 года |
||
896 |
20.02.2018 |
О результатах мониторинга правоприменения Закона Томской области от 12 марта 2015 года № 25-ОЗ «Об инновационной деятельности в Томской области» |
||
897 |
20.02.2018 |
О внесении изменений в постановление Законодательной Думы Томской области от 24.11.2016 № 129 «О составах постоянных комиссий комитета Законодательной Думы Томской области по экономической политике» |
||
903 |
20.02.2018 |
О проекте федерального закона № 332053-7 |
||
904 |
20.02.2018 |
О проекте федерального закона № 344300-7 |
||
905 |
20.02.2018 |
О проекте федерального закона № 302154-7 |
||
906 |
20.02.2018 |
О проекте федерального закона № 284402-7 |
||
907 |
20.02.2018 |
О проекте федерального закона № 320393-7 |
||
908 |
20.02.2018 |
О проекте федерального закона № 335823-7 |
||
909 |
20.02.2018 |
О проекте федерального закона № 364444-7 |
||
945 |
29.03.2018 |
О Законе Томской области «О внесении изменений в Закон Томской области |
||
959 |
29.03.2018 |
О внесении изменений в постановление Законодательной Думы Томской области |
||
976 |
29.03.2018 |
О проекте федерального закона № 376669-7 |
||
977 |
29.03.2018 |
О проекте федерального закона № 371795-7 |
||
978 |
29.03.2018 |
О проекте федерального закона № 381746-7 |
||
979 |
29.03.2018 |
О проекте федерального закона № 371628-7 |
||
980 |
29.03.2018 |
О проекте федерального закона № 346072-7 |
||
981 |
29.03.2018 |
О проекте федерального закона № 343329-7 |
||
982 |
29.03.2018 |
О проекте федерального закона № 346113-7 |
||
983 |
29.03.2018 |
О проекте федерального закона № 365529-7 |
||
1006 |
24.04.2018 |
О проекте закона Томской области «О внесении изменения в статью 8 Закона Томской области «О промышленной политике в Томской области» |
||
1017 |
24.04.2018 |
О докладе Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Томской области о деятельности в 2017 году |
||
1046 |
24.04.2018 |
О результатах мониторинга правоприменения Закона Томской области от 12 марта 2015 года № 24-ОЗ «О стратегическом планировании в Томской области» |
||
1054 |
24.04.2018 |
О проекте федерального закона № 403657-7 |
||
1055 |
24.04.2018 |
О проекте федерального закона № 419163-7 |
||
1056 |
24.04.2018 |
О проекте федерального закона № 390319-7 |
||
1057 |
24.04.2018 |
О проекте федерального закона № 398292-7 |
||
1075 |
31.05.2018 |
О Законе Томской области «О внесении изменений в Закон Томской области |
||
1093 |
31.05.2018 |
Об итогах рассмотрения доклада Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Томской области о деятельности в 2017 году |
||
1108 |
31.05.2018 |
О проекте федерального закона № 434181-7 |
||
1109 |
31.05.2018 |
О проекте федерального закона № 437961-7 |
||
1110 |
31.05.2018 |
О проекте федерального закона № 440116-7 |
||
1111 |
31.05.2018 |
О проекте федерального закона № 449359-7 |
||
1112 |
31.05.2018 |
О проекте федерального закона № 441399-7 |
||
1113 |
31.05.2018 |
О проекте федерального закона № 429017-7 |
||
1114 |
31.05.2018 |
О проекте федерального закона № 433434-7 |
||
1144 |
28.06.2018 |
О проекте закона Томской области «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Томской области» |
||
1170 |
28.06.2018 |
О проекте федерального закона № 456500-7 |
||
1171 |
28.06.2018 |
О проекте федерального закона № 435702-7 |
||
1172 |
28.06.2018 |
О проекте федерального закона № 452437-7 |
||
1173 |
28.06.2018 |
О проекте федерального закона № 446726-7 |
||
1205 |
23.08.2018 |
О проекте закона Томской области «О внесении изменения в статью 13 Закона Томской области «О развитии малого и среднего предпринимательства в Томской области» |
||
1212 |
23.08.2018 |
О Законе Томской области |
||
1221 |
23.08.2018 |
О Законе Томской области |
||
1227 |
23.08.2018 |
О проекте федерального закона № 495972-7 |
||
128 |
23.08.2018 |
О проекте федерального закона № 490497-7 |
||
1229 |
23.08.2018 |
О проекте федерального закона № 490860-7 |
||
1230 |
23.08.2018 |
О проекте федерального закона № 482681-7 |
||
1231 |
23.08.2018 |
О проекте федерального закона № 500154-7 |
||
1232 |
23.08.2018 |
О проекте федерального закона № 505746-7 |
||
1233 |
23.08.2018 |
О проекте федерального закона № 509994-7 |
||
1263 |
27.09.2018 |
О Законе Томской области |
||
1265 |
27.09.2018 |
О проекте закона Томской области «О внесении изменений в Закон Томской области |
||
1266 |
27.09.2018 |
О проекте закона Томской области «О внесении изменений в Закон Томской области |
||
1278 |
27.09.2018 |
О внесении изменения в Постановление Законодательной Думы Томской области от 24.11.2016 № 129 «О составах постоянных комиссий комитета Законодательной Думы Томской области по экономической политике» |
||
1283 |
27.09.2018 |
О проекте федерального закона № 506341-7 |
||
1284 |
27.09.2018 |
О проекте федерального закона № 502031-7 |
||
1304 |
25.10.2018 |
О Законе Томской области «О внесении изменений в Закон Томской области |
||
1317 |
25.10.2018 |
О Законе Томской области «О внесении изменений в Закон Томской области |
||
1318 |
25.10.2018 |
О Законе Томской области |
||
1345 |
25.10.2018 |
О проекте федерального закона № 544931-7 |
||
1346 |
25.10.2018 |
О проекте федерального закона № 546348-7 |
||
1347 |
25.10.2018 |
О проекте федерального закона № 498393-7 |
||
1401 |
22.11.2018 |
О внесении изменений в постановление Законодательной Думы Томской области от 24.11.2016 № 129 «О составах постоянных комиссий комитета Законодательной Думы Томской области по экономической политике» |
||
1409 |
22.11.2018 |
О проекте федерального закона № 552869-7 |
||
1410 |
22.11.2018 |
О проекте федерального закона № 547934-7 |
||
1429 |
25.12.2018 |
О Законе Томской области «О внесении изменений в Закон Томской области |
||
1430 |
25.12.2018 |
О Законе Томской области |
||
1448 |
25.12.2018 |
О результатах мониторинга правоприменения Закона Томской области от 18 марта 2003 года № 29-ОЗ «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Томской области |
||
1477 |
25.12.2018 |
О проекте федерального закона № 590071-7 |
||
1478 |
25.12.2018 |
О проекте федерального закона № 517657-7 |
||
Отчет комитета по экономической политике об итогах работы за 2018 год