Выступление О.В. Козловской на расширенном заседании Комитета Государственной Думы по науке и высшему образованию
Выступление О.В. Козловской
на совещании по обсуждению вопроса
«О подготовке системных предложений
по качественному преобразованию системы
высшего образования Российской Федерации»
с участием заместителя председателя ГД РФ И.А. Яровой
9 июня 2022г.
Уважаемая Ирина Анатольевна!
Уважаемый Сергей Владимирович!
Уважаемый Дмитрий Владимирович!
По инициативе Ирины Анатольевны Комиссии Совета законодателей по образованию и науке предложено подготовить информацию из регионов по вопросу повестки.
Информацию дали 51 субъекта Российской Федерации. Часть регионов уже на этом этапе провела обсуждение с участием профессионального, экспертного сообщества (Крым, Курск, Саратов, Томск, Ростов и др.)
По мнению большинства регионов в ситуации беспрецедентных экономических ограничений и вызовов, с которыми столкнулась Россия, вопрос о развитии российской системы высшего образования – является архиважным и для страны и для регионов.
Вопрос этот – многофакторный, требует комплексного анализа и обсуждения. Это позиция большинства регионов, в их числе (Республики Башкортостан, Крым, Татарстан, Московская, Омская, Саратовская, Томская области, г.Санкт-Петербург).
Как отмечают почти половина субъектов Российской Федерации и ряд университетов, необходимо предварительно изучить возможные изменения под запрос национальных интересов:
• в части оптимального сочетания уровней образования и их особенностей (бакалавриат, специалитет, магистратура);
• учета лучших практик ведущих российских вузов и передовых разработок по качеству образования, взаимодействию вузов с промышленными партнерами;
• необходимо провести анализ рынка труда на средне- и долгосрочную перспективу с учетом структурных изменений экономики в современных условиях.
Среди важных тем также регионы называют:
• Сохранение достижений и опыта российского высшего образования за последние десятилетия (Республика Башкортостан, Камчатский край, Амурская, Архангельская, Астраханская, Воронежская, Ивановская, Магаданская, Омская, Псковская, Саратовская, Томская области и другие)
• Необходимость гибкого подхода к структуре высшего образования, интегрированной со структурой региональных экономик. С учетом особенностей подготовки кадров в современных условиях.
Например:
1) В высокотехнологичных отраслях, инженерно-технической и педагогической сферах, а также в сферах национальной безопасности регионы предлагают увеличить долю «специалитета» и повысить объем практической подготовки;
2) По ряду направлений подготовки, прежде всего, в медицине – предлагается сохранить «специалитет»;
3) В сферах услуг, туризма, креативной, творческой индустрии и других предлагается рассмотреть возможное сочетание разных уровней высшего образования
Кроме того, важно установить правовые границы и случаи, в которых целесообразно дистанционное образование, пример, пандемии (Кабардино-Балкарская Республика, Алтайский край, Сахалинская область).
По мнению регионов необходимо развивать механизмы академической мобильности преподавателей и студентов как внутри России, так и с дружественными странами- партнерами.
А также нужны правила перехода от бакалавриата к магистратуре по более близким направлениям подготовки (Республика Удмуртия, Архангельская, Курская, Московская, Омская, Самарская, Томская области). (Например: биолог – химик, юрист – юридический менеджер).
Большинство субъектов предлагает проанализировать правовое поле в сфере высшего образования. И, прежде всего, в части гармонизации государственных образовательных и профессиональных стандартов, защите прав тех кто учится, и тех кто уже получил диплом (Республики Башкортастан, Дагестан, Коми; Алтайский, Камчатский края, Владимирская, Ивановская, Курская, Липецкая, Московская, Саратовская области). Это важно для работодателя при трудоустройстве на конкретную должность (пока «специалитет» завершается присвоением квалификации, напр., инженер – гидролог. А «бакалавриат» – имеет степень бакалавра (академическую или прикладную), напр., прикладной бакалавр экономики).
В очередной раз субъекты предлагают рассмотреть вопросы модернизации материально-технической базы образовательных организаций высшего образования, оплаты труда педагогических работников и размеров стипендий (Республики Крым, Удмуртия, Башкортастан, Алтайский край).
Учитывая изложенное мы поддерживаем проведение парламентских слушаний на площадке Государственной Думы РФ с участием регионов и университетского сообщества. И предлагаем:
1. Обеспечить широкое информирование населения о подходах к изменениям в Национальной системе высшего образования на всех этапах переходного периода.
2. И отдельно рассмотреть вопрос ранней профориентации школьников с учетом опыта регионов (образовательные лифты, начиная с детского сада и другие модели).
Спасибо за внимание.