Выступление О.В. Козловской

на совещании по обсуждению вопроса

«О подготовке системных предложений

по качественному преобразованию системы

высшего образования Российской Федерации»

с участием заместителя председателя ГД РФ И.А. Яровой

9 июня 2022г.

Уважаемая Ирина Анатольевна!

Уважаемый Сергей Владимирович!

Уважаемый Дмитрий Владимирович!

По инициативе Ирины Анатольевны Комиссии Совета законодателей по образованию и науке предложено подготовить информацию из регионов по вопросу повестки.

Информацию дали 51 субъекта Российской Федерации. Часть регионов уже на этом этапе провела обсуждение с участием профессионального, экспертного сообщества (Крым, Курск, Саратов, Томск, Ростов и др.)

По мнению большинства регионов в ситуации беспрецедентных экономических ограничений и вызовов, с которыми столкнулась Россия, вопрос о развитии российской системы высшего образования – является архиважным и для страны и для регионов.

Вопрос этот – многофакторный, требует комплексного анализа и обсуждения. Это позиция большинства регионов, в их числе (Республики Башкортостан, Крым, Татарстан, Московская, Омская, Саратовская, Томская области, г.Санкт-Петербург).

Как отмечают почти половина субъектов Российской Федерации и ряд университетов, необходимо предварительно изучить возможные изменения под запрос национальных интересов:

• в части оптимального сочетания уровней образования и их особенностей (бакалавриат, специалитет, магистратура);

• учета лучших практик ведущих российских вузов и передовых разработок по качеству образования, взаимодействию вузов с промышленными партнерами;

• необходимо провести анализ рынка труда на средне- и долгосрочную перспективу с учетом структурных изменений экономики в современных условиях.

Среди важных тем также регионы называют:

• Сохранение достижений и опыта российского высшего образования за последние десятилетия (Республика Башкортостан, Камчатский край, Амурская, Архангельская, Астраханская, Воронежская, Ивановская, Магаданская, Омская, Псковская, Саратовская, Томская области и другие)

• Необходимость гибкого подхода к структуре высшего образования, интегрированной со структурой региональных экономик. С учетом особенностей подготовки кадров в современных условиях.

Например:

1) В высокотехнологичных отраслях, инженерно-технической и педагогической сферах, а также в сферах национальной безопасности регионы предлагают увеличить долю «специалитета» и повысить объем практической подготовки;

2) По ряду направлений подготовки, прежде всего, в медицине – предлагается сохранить «специалитет»;

3) В сферах услуг, туризма, креативной, творческой индустрии и других предлагается рассмотреть возможное сочетание разных уровней высшего образования

Кроме того, важно установить правовые границы и случаи, в которых целесообразно дистанционное образование, пример, пандемии (Кабардино-Балкарская Республика, Алтайский край, Сахалинская область).

По мнению регионов необходимо развивать механизмы академической мобильности преподавателей и студентов как внутри России, так и с дружественными странами- партнерами.

А также нужны правила перехода от бакалавриата к магистратуре по более близким направлениям подготовки (Республика Удмуртия, Архангельская, Курская, Московская, Омская, Самарская, Томская области). (Например: биолог – химик, юрист – юридический менеджер).

Большинство субъектов предлагает проанализировать правовое поле в сфере высшего образования. И, прежде всего, в части гармонизации государственных образовательных и профессиональных стандартов, защите прав тех кто учится, и тех кто уже получил диплом (Республики Башкортастан, Дагестан, Коми; Алтайский, Камчатский края, Владимирская, Ивановская, Курская, Липецкая, Московская, Саратовская области). Это важно для работодателя при трудоустройстве на конкретную должность (пока «специалитет» завершается присвоением квалификации, напр., инженер – гидролог. А «бакалавриат» – имеет степень бакалавра (академическую или прикладную), напр., прикладной бакалавр экономики).

В очередной раз субъекты предлагают рассмотреть вопросы модернизации материально-технической базы образовательных организаций высшего образования, оплаты труда педагогических работников и размеров стипендий (Республики Крым, Удмуртия, Башкортастан, Алтайский край).

Учитывая изложенное мы поддерживаем проведение парламентских слушаний на площадке Государственной Думы РФ с участием регионов и университетского сообщества. И предлагаем:

1. Обеспечить широкое информирование населения о подходах к изменениям в Национальной системе высшего образования на всех этапах переходного периода.

2. И отдельно рассмотреть вопрос ранней профориентации школьников с учетом опыта регионов (образовательные лифты, начиная с детского сада и другие модели).

Спасибо за внимание.

Нашли ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Закрыть
Оцените, насколько обращение к сайту было полезным для вас.
закрыть
Сообщение об ошибке
Орфографическая ошибка в тексте:
Отправить сообщение администратору сайта: