Выступление Оксаны Козловской на расширенном заседании Комитета Совета Федерации по образованию, науке и культуре 22 октября 2019 г.
Уважаемая Лилия Салаватовна!
Уважаемые члены Комитета!
Лилия Салаватовна, как член Комиссии Совета законодателей по образованию и науке, в которой мы вместе работаем, прекрасно знает приоритеты развития Томской области и проблемы, которые мы поднимаем на Совете законодателей, его Президиуме и встречах с Президентом России.
Отмечу, формированием условий для создания в Томске научно-образовательного Центра мирового уровня мы начали заниматься еще в 2000 – х. В тот период нами был принят один из первых в стране областной закон об инновационной деятельности и региональная инновационная Стратегия.
В 2005 -м – Томская область одержала победу в федеральном конкурсе на создание особой экономической зоны (ТВТипа), которая стала ядром инновационной инфраструктуры и сегодня признана одной из эффективных в стране (кстати, тогда далеко не все руководители и депутаты в это верили).
Первым был и федеральный проект «ИНОТомск» (в 2011г.), направленный на создание инновационного территориального Центра образования, исследований и разработок (а сегодня в реализации обновленного проекта участвуют 12 федеральных ведомств и ряд крупных компаний).
Именно поэтому «развитие образования» для Томской области – ключевой инвестиционный проект и градообразующий партнер (сектор экономики) для областного центра.
Но, в образовании все начинается со школы! И я хотела бы обозначить несколько важных проблем, касающихся современной школьной инфраструктуры.
Первый вопрос – капитальный ремонт, реконструкция и переоснащение всех действующих школ, как в городе, так и на селе.
У нас в области сто шестьдесят восемь школьных зданий требуют капремонта, а это – треть от общего числа школ. На это необходимо – 15 млрд.рублей. На самостоятельное решение этой проблемы у региона ресурсов мало. Но, в рамках федеральной государственной программы «Развитие образования» такая возможность – есть! А вот нормативного акта Минстроя РФ на эти виды работ – пока нет (нет приказа по определению норматива цены на капитальный ремонт, который используется при расчете федеральной субсидии).
Мы по- прежнему за счет средств областного и местных бюджетов, как и большинство регионов, ведем эту работу сами. Но только по два-три здания в год (прежде всего, в г. Томске).
Этот вопрос при обсуждении проекта федерального бюджета поднимали и другие субъекты РФ на парламентских слушаниях 4 октября.
Наши предложения о включении в госпрограмму «Развитие образование» мероприятий по капитальному ремонту десяти школьных зданий в шести районах Томской области (в том числе трех из них – в Томске) в 2021 году – Администрация в Комитет направила.
В течение 2019-2020 годов исполнительная власть планирует завершить работу по подготовке проектно-сметной документации и получить заключения об оценке достоверности сметной стоимости на все эти объекты.
Мы внесли это предложение в проект Постановления Совета Федерации. Просим членов Комитета по образованию, науке и культуре его поддержать.
Еще один вопрос касается школ малой вместимости (в том числе, малокомплектных школ). Его актуальность отмечена в поручениях Президента России по итогам апрельской встречи с Советом законодателей (в части совершенствования правового регулирования деятельности МКШ и определения критериев их сохранения с учетом территориальных особенностей).
По мнению многих регионов, пока специфика таких школ не определена, их участие в федеральных проектах – ограничено.
В Томской области их более 40 % от общего количества (а степень износа каждой третьей из них – выше 50 %). Как правило, эти школы расположены в удаленных сельских населенных пунктах.
Строительство школ малой вместимости позволит повысить доступность образования, создать современные и безопасные условия для учебного процесса (прежде всего, в части обеспечения новых требований по противопожарной безопасности).
Кстати, новые расходные обязательства регионов по обеспечению школ средствами антитеррористической защиты потребуют только в Томской области почти миллиарда рублей. А механизма финансирования – пока нет.
В настоящее время Администрация Томской области готовит проектно-сметную документацию с учетом наших территориальных особенностей на школы вместимостью 100 и 200 мест для внесения в Реестр Минстроя (это – одно из важных условий получения федеральных средств).
Предлагаем включить в федеральный проект «Современная школа» (нацпроекта «Образование») строительство пяти зданий в пяти муниципальных образованиях Томской области (перечень школ – прилагается).
Это предложение мы также внесли в проект Постановления Совета Федерации и будем благодарны, если уважаемые члены Комитета его поддержат. Тем более, что включение нашей ПСД в Реестр экономически эффективной документации Минстроя может быть полезно не только для Томской области.
И последнее. Впервые на Комитете по образованию, науке и культуре мы поднимаем проблему о состоянии общежитий в системе среднего профессионального образования.
Сегодня в Томской области 85 % всех зданий, где они расположены, требуют капремонта и переоснащения. Только каждое пятое общежитие приспособлено для проживания маломобильных групп студентов.
Уважаемая Лилия Салаватовна!
Хотели бы предложить в рамках рабочей повестки Комитета отдельно обсудить эту тему, т.к. без участия федерального центра регионы не смогут решить эту задачу.
А Комиссия Совета законодателей по образованию и науке могла бы подключиться к подготовке этого вопроса.