Медведи рядом
Недавно на озере Холодном, близ Киргисака, мой знакомый лицом к лицу столкнулся с медведем. Завидев рыбака, зверь развернулся и ушел в сторону льнозавода. Другие рассказывали, что встречали медведей на старом Чулыме, возле протоки Лангуша и на Швыревом острове. Если честно, я им не верил. В голове не укладывается, что совсем рядом с городом бродят опасные хищники. Более сорока лет я охочусь в окрестностях Асино и ни разу не замечал их присутствия. А неделю назад отправился караулить уток на озеро Щучье, (рядом с Пышкинской курьей есть Щучье озеро, возле поселка Большой Кордон). Напрасно бродил по маленьким болотцам в надежде увидеть хотя бы чирка, зато наткнулся на свежие следы медведя. Рядом были заросли тальника. Наверняка мишка там и живет. Сердце неприятно защемило: у меня ведь только мелкая дробь. Как опытный охотник я знаю, что медведь боится запаха человека и, учуяв его, сразу уходит. Опасна лишь внезапная встреча с хозяином тайги. Особую угрозу для людей представляют шатуны и подранки. Словом, на этот раз обошлось.
В выходные поехал на Денисов остров. И неподалеку от Курьи, на заливных лугах, снова увидел свежие медвежьи следы. Видимо, звери по каким-то причинам выходят из тайги поближе к людям, да и СМИ регулярно сообщают о случаях их появления возле населенных пунктов. Значит, надо бить тревогу. Ведь нахождение большого количества медведей в местах массового отдыха и хозяйственной деятельности человека может привести к беде. А если они не наберут за лето необходимую жировую массу и не залягут в берлогу, то в тайге появятся шатуны.
В годы моего детства охотничье оружие, в том числе мелкокалиберные винтовки, свободно продавались в магазинах. В лес без ружья вообще не ходили. А сейчас, собирая грибы-ягоды либо отдыхая на природе, человек беззащитен перед хозяином тайги. Об этой проблеме я в срочном порядке проинформировал депутатов областной Думы. Написал обращение председателю комиссии по вопросам природопользования Дмитрию Никулину с просьбой рассмотреть мои предложения о снижении численности популяции медведей.
20 сентября вопрос был рассмотрен комиссией при участии начальника департамента охотничьего и рыбного хозяйства Константина Осадчего, который подтвердил актуальность поднятой темы. По его словам, оптимальная численность медведей в Томской области, которых может прокормить тайга, должна быть в пределах 6 тысяч особей. В 2016 году в регионе насчитывалось почти 10 тысяч медведей. И это без учета тех, что мигрировали к нам из Красноярского края после лесных пожаров. Начальник департамента высказал тревогу о том, что охотники приобрели всего 200 лицензий, а необходимо в разы больше, ведь основной причиной роста численности медведей являются низкие показатели их добычи. В результате члены комиссии единодушно поддержали мою инициативу. Было решено направить обращение в адрес правительства с предложением на законодательном уровне увеличить сроки отстрела медведей. Несколько лет назад по инициативе «зеленых» сроки охоты ограничили первым декабря. Ранее охота на медведя была разрешена до конца февраля.
Кроме этого, я буду добиваться снижения до минимума стоимости лицензии на отстрел (сегодня лицензия стоит 3 тыс. рублей и минимум 3 тыс. рублей берет собственник охотничьих угодий за оформление путевки). Более того, при формировании областного бюджета я буду выходить с инициативой о выделении средств на премирование охотников за добычу медведя, как это было принято в советское время.
Когда медведи постоянно живут рядом с людьми, они привыкают к шуму машин и человеческим голосам. Перестают бояться человека и в любую минуту могут проявить агрессивность, а это недопустимо.
О.В. ГРОМОВ, депутат Законодательной Думы Томской области