Новый выпуск спецпроекта «Женское лицо войны», посвященного 75-летию Великой Победы — о Нине Васильевне Киселевой. Она ушла на фронт в санитарно-эпидемиологическую лабораторию вместе с мужем в 1941 году, а вернулась к мирной жизни только в 1948-м. До 1989 года работала в детской инфекционной больнице имени Сибирцева, и в год юбилея Победы отметила 102-летие.

Нина Васильевна Киселева родилась 15 января 1918 года в селе Карасук Алтайского края. Папа был священником, мама после окончания Женского епархиального училища в Томске — учительницей. Чтобы учить детей, родители в 1931 году переехали в Томск.

Здесь на пятом курсе Нина вышла замуж за однокурсника Виктора Киселева. В 1940 году по окончании мединститута получили назначение на работу в Барнаул. Оттуда в 1941 году вместе с мужем и отправилась в санитарно-эпидемиологическую лабораторию на фронт.

«На вокзале картина жуткая — эшелон за эшелоном везут раненых, как из мясорубки. Не доехали до Вязьмы, как на нас налетели немецкие самолеты и начали бомбить. Эшелон не совсем остановился, мы выскакивали и прятались в кусты», — вспоминает Нина Васильевна первые дни войны.

Осенью 1941 года стране грозила эпидемия тифа и дизентерии. Именно на борьбу с инфекциями и были брошены силы фронтовой семьи Киселевых:

«Всем составом лаборатории мы в штабе Западного фронта в Сокольниках проходили специализацию по токсикологии, бактериологии и другим методам исследования. И на базе нашей лаборатории был сформирован санэпидотряд 3-го Прибалтийского фронта…выехали в воинские части в первых числах февраля 1942 года по Волоколамскому шоссе. Населенные пункты были разрушены. Торчали только трубы. Остановились для работы в небольшом сохранившемся домике около разрушенного сгоревшего госпиталя. Когда его фашисты подожгли, наши раненые из постельного белья делали веревки и пытались выбраться через окна, но немцы в них стреляли».

Без санитарно-эпидемических служб в фронтовые годы сдержать эпидемию не получилось бы, уверена ветеран войны. Ежедневные осмотры, проверки, не заражена ли вода. Санитарная лаборатория, где Нина Васильевна работала с мужем, курсировала по маршруту «Москва-Смоленск». Сейчас уже и не сосчитать, скольких бойцов и мирных жителей спасла она от смерти от инфекционных болезней. И каждый день жизнь висела на волоске:

«Однажды меня направили на выполнение задания в одну из рот полка. Пришлось идти через поле. Пули свистели мимо моей головы. Знала, что уже пролетели, и все равно не выдерживала — падала. Стреляли в меня, больше никого не было. Когда до землянок дошла, получила замечание, что я их рассекречиваю. Надо было заползать в них — они вровень с землей».

Победу встретили под Ригой, работали там до июля 1945 года. Потом их отряду пришлось пройти еще и войну с Японией. Демобилизовались только летом 1948 года. Дальше было несколько переездов, а весной 1970-го уже в Томске не стало главы семейства, он похоронен на Вокзальном кладбище (Томск-II).

До 1989 года наша героиня работала в детской инфекционной больнице имени Сибирцева. И даже уйдя на пенсию, отдала профессии еще 16 лет. В январе 2020 года Нине Васильевне Киселевой исполнилось 102 года.

О том, зачем кавалер орденов Красной Звезды и Отечественной войны использует Skype — читайте и слушайте в подкастах на портале Tomsk.ru.

Нашли ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Закрыть
Оцените, насколько обращение к сайту было полезным для вас.
закрыть
Сообщение об ошибке
Орфографическая ошибка в тексте:
Отправить сообщение администратору сайта: