Рынок без правил
Сегодня рабочая группа областного парламента по вопросам реализации законодательства о погребении и похоронном деле провела первое выездное заседание. Систематизировать информацию о пробелах, требующих правового регулирования, группа начала на Воронинском кладбище и в муниципальном Комбинате спецобслуживания.
Директор Службы городских кладбищ Елена Гарус в Воронино рассказала, что главная проблема здесь – земля. Точнее, её нехватка. По расчетам на момент открытия этого некрополя, его ресурсов должно было хватить на несколько десятилетий. А места заканчиваются уже сейчас. Свои возможности почти исчерпал 33-й участок. В среднем в день в Воронино приезжает 13 траурных кортежей. Новых кварталов в год нужно вводить как минимум два, а лучше четыре. Цена одного – более 20 миллионов рублей. А тем временем на официально закрытых городских кладбищах в активную практику вошли самовольные захоронения:
– 500 рублей штраф за самовольный захват земельного участка. И это проблема законодательства. Люди знают о том, что штраф пустяковый, и эти самовольные могилы то тут, то там возникают каждый день. Ни в одном реестре они не числятся. Пока не появятся серьезные штрафы за такие нарушения, эта практика будет процветать. Другая проблема, которую мы своими силами сейчас пытаемся решать путем составления договоров. Формально могила – это участок земли, отданный в безвозмездное пользование близким усопшего. Но ни один закон не обязывает их за этим участком следить. Поэтому бесхозные могилы иногда в таком состоянии, что рассказывать не хочется.
И. о. директора муниципального Комбината спецобслуживания (КСО) Татьяна Дашевская пояснила первопричину внепланового сокращения штата «50-й бригады» (занимается транспортировкой тел умерших в судмедэкспертизу):
– 14 человек на зарплате, а транспортировок в сутки всего одна-две. Активные «частники» возникают на пороге через 10 минут после звонка родственников о смерти в скорую или милицию. Но сейчас не об этом. По федеральному закону перевозку тел умерших на экспертизу может осуществлять только специализированная организация. В Томске она одна — Комбинат спецобслуживания. Но закон никак не поясняет, какая именно организация «специализированная», каким конкретно требованиям она должна отвечать? Ну как минимум, обязательная санитарная обработка машины после каждой перевозки тела нужа? Конечно! Но кто это должен проверять, с какой частотой, какая ответственность за нарушение регламента работы. Этого ничего в законе нет. И почему бы не подумать над тем, что этот вид деятельности в принципе должен стать лицензируемым?
Руководитель рабочей группы, областной депутат Сергей Брянский подчеркивает, что первая её задача – собрать информацию о пробелах, требующих правового регулирования. Но при этом важно понимать, какие из них могут быть устранены на региональном уровне, а какие – только на федеральном. Новая редакция федерального закона еще готовится к рассмотрению в Госдуме, но уже сейчас надо готовить областной закон, который будет принят сразу после федерального:
– Мы и в обсуждении федерального закона также должны принять участие, нужно готовить наши предложения. И заранее понимать контуры областного закона. Все участники рынка, с которыми мы сегодня говорили в целом едины, констатируя отсутствие правил игры. У муниципального КСО свои ограничения. Он не вынесет венки на продажу на обочину. Это ведь не пирожки, которые надо с лотка продавать. Это ритуальный товар. А частник ничем не ограничен, навязывая свои услуги. Я бы поддержал норму о том, чтобы не демонстрировать это на улице. Эта сфера неизбежно коснется каждого, но не хотелось бы ускорять этот процесс. Навязывание услуг и торговля информацией об усопших – это неприемлемо. И это все должно быть отражено в законе.
Следующее заседание рабочей группы по вопросам реализации законодательства о погребении и похоронном деле на территории Томской области пройдет в областной думе во вторник 28 ноября 2017 в 10:00.