
Памяти одного героя
Бой за Днепр. 1943 год.
- Летом 1943 года Шакшуева и других воспитанников Асиновского пехотного училища, в том числе ставших известными после войны - А.И. Алтунина, П.А. Глазырина, Г.А. Моисеева, А.В. Попадейкина, И.П.Чучалина, - направили под Курск в 62-ю Гвардейскую дивизию. Они не успели тогда получить даже ускоренного военного образования. Но в бой этих мальчишек (им было тогда по 17-19 лет), не бросили. Получив пополнение, дивизия готовилась к дальнейшему наступлению. Командование понимало, что "неприступный Восточный вал" и Днепр трупами не завалишь, надо учиться воевать.
А учителя были достойными! В 1938 году любой мальчишка мог рассказать о том, как 6 августа 1938 года у озера Хасан парторг полка лейтенант Мошляк заменил в бою командира батальона и, будучи раненым, водрузил полковое знамя на освобожденной от японцев высоте Заозерной, за что получил Золотую Звезду Героя Советского Союза N 93. "Вот такими мы будем, когда понадобится!" - думали мы, понимая, что понадобимся обязательно...
<…> Шакшуев был ординарцем командира роты старшего лейтенанта А.П. Калашникова, 26 июня 1941 года окончившего Томский пединститут. Он стал Героем Советского Союза, проявив мужество в том же бою, что и Шакшуев. Когда я стал собирать материалы о Калашникове, началась наша переписка с Федором Ивановичем.
Он родился 14 октября 1925 года в Забайкальской губернии в семье крестьянина. Вдумайтесь: в день ранения ему не было еще и восемнадцати лет! Призыву в первом полугодии 1943 года не подлежал, но в марте 1943 года добровольно пошел в РККА, в Асиновское ВПУ. А в 62-й дивизии он стал самым юным Героем Советского Союза.
<…> - Когда стемнело, комроты приказал пройти вдоль всей обороны до стыка с соседом, предупредить о готовящейся атаке. Я проскочил через шоссе. Ребята из первой траншеи угостили меня медом, за которым ходили на нейтралку в погреб. Принес командиру роты. Затем он послал меня в штаб батальона за журналом наблюдений. А на обратном пути впереди что-то блеснуло, завизжало, я упал, почувствовал, что у меня перебиты кисти обеих рук, ранен в левую ногу и голову. Рядом были связисты, они перевязали меня, и я пошел на КП роты. Вытащили у меня журнал из-за пояса, а он весь пробит осколками мин.
<…> В 1946 году, через год после демобилизации, Федор узнал, что он - Герой Советского Союза, получил заслуженные им три года назад Золотую Звезду и орден Ленина. Окончил техникум. Более сорока лет работал поваром в столовой завода "Сельхоздеталь" в Симферополе.
<…> Когда в 2005 году президент Украины В. Ющенко предложил совершить "акт примирения" и усадить за один стол ветеранов Великой Отечественной войны и бандеровцев из ОУН-УПА, встречавших немцев цветами, присягавших на верность Адольфу Гитлеру, воевавших в дивизии СС "Галичина" и в других фашистских частях против советских людей, убивавших с невиданной жестокостью мирных жителей только за то, что они сотрудничали с "москальской" властью, Герой Советского Союза Ф.М. Шакшуев открыто ответил на это предложение: "Ветераны, проливавшие кровь за Родину, никогда с бандеровской нечистью за один стол не сядут. Никакого примирения не будет. Их преступлениям нет срока давности". Это заявление - достойное завершение жизни нашего "асиновца".
Полный текст статьи Льва Пичурина опубликован в газете «Красное знамя» от 13.09.2016г.