
Отголоски прошлого
- Двумя событиями отметился Томск на прошлой неделе. Оба получили широкий общественный резонанс и оба имеют отношение к горькой и страшной странице нашей истории - политическим репрессиям. А Томску в ней отведено особое место - сюда направляли ссыльных, и здесь многие сгинули в застенках НКВД.
Первое - покаянное письмо внучки, узнавшей правду о своем деде - сотруднике НКВД, который принимал участие в расстреле узника и ответ на это письмо правнука этого расстрелянного узника. Второе связано с фактом вандализма - на памятнике скорби неизвестные ночью нанесли красной краской трафарет портрета Сталина и сделали это не в первый раз.
<…> Откровенно говоря, мне очень не хотелось вмешиваться в бурное обсуждение переписки москвички Юлии, внучки "палача Томского ГО НКВД Н.А.Зырянова, убившего" 21.01.38 года" швейцара мукомольно-элеваторного института С.А.Карагодина и еще не менее 35 человек, с Денисом, правнуком убитого. (Думаю, точнее было написать казненного, да и должности "палач" в штатном расписании НКВД не было, но я цитирую публикацию). Во-первых, меня сразу насторожила её тональность, и даже заданность (хотелось бы думать, что не кем -то). Во-вторых, для меня это слишком болезненная тема, чтобы так, между прочим, вспоминать многие страницы судьбы собственной семьи. И главное, в третьих. Уже давно я понял, что в сегодняшних попытках обратить внимание общества к фактам, имевшим место восемьдесят лет назад, в первой половине прошлого века, главным являются не поиск истины и нравственное очищение, а совсем иное, иногда похожее на дурно попахивающую провокацию.
<…> Конечно, прошлое надо знать, учиться у него необходимо, но есть тут некие мудрые пределы. Едва ли не ежедневное обсуждение тем о застенках, палачах, считаю - малопродуктивно. Оно ведет к все большему расколу нашего, далекого от совершенства общества.
Я немало поработал в соответствующих архивах. Имени деда Юлии, Н.Зырянова, встретить не довелось, информация о С.Карагодине опубликована более двадцати лет назад в открытой печати. И разве Юля несет ответственность за работу деда в правоохранительных органах? А Денису разве необходимо, чтобы жизнь его семьи стала предметом всеобщего обсуждения? Да, их горе есть частица нашей общей трагедии. Мы в будущем году отмечаем 100-летие Октября, а всякая революция, как писал еще Ф.Энгельс, есть трагедия. Наша революции еще не закончилась, но не пора ли в XXI веке понять, что знать о ней надо всё, для нас не должно быть запрещенных имен и закрытых тем, но надо уметь использовать наши знания для нашего же блага, а не для конфликтов.
Почитайте внимательно сегодняшние публикации о нашем прошлом! Сколько в некоторых из них яда, злобы, неуважения к самим себе, элементарного бескультурья! Мне иногда кажется, что всё это далеко не случайно и продиктовано чем угодно, но только не уважением к Родине.
<…> Изучайте нашу историю сами, думайте над прошлым сами, дайте ему свою оценку, только не навязывайте её мне и другим. Пусть она будет составной частью именно ваших убеждений, а не копией чужих, нередко предвзятых или заказных. Это мои убеждения, я вам их не навязываю.
Полный текст статьи Льва Пичурина опубликован в газете "АиФ в Томске" от 30.11.2016г.