Материальное обеспечение депутатов Государственной думы
Материальное обеспечение народных представителей было определено заранее, ещё до начала работы I Государственной думы. Депутатам Думы согласно ст. 23 Уч. Государственной думы от 1906 года были определены выплаты суточных: 10 рублей в день на все время работы думской сессии.
6 июля 1906 года порядок оплаты был изменён и уточнён. Депутатам назначено было годичное жалованье в размере 4 тысяч 200 рублей (т.е. 350 рублей в месяц), считая с момента избрания членом Государственной думы. Причём жалование депутатам выплачивалось при условии обязательного подписания "торжественного обещания".
Если депутат по каким-либо причинам отказывался от депутатства, то избранный вместо него получал зарплату со дня отказа от депутатского звания своего предшественника. Члену Государственной думы, временно отстраненному от участия в общих собраниях Думы или в случае привлечения его к судебной ответственности, денежное довольствие выплачивалось вплоть до постановления Государственной думы о признании члена Думы выбывшего из её состава.
Члены думской комиссии во время работы комиссий и в сессионном месяце получали 10 рублей в день суточных (за каждый день работы комиссии). Кроме того, 10 рублей в сутки выплачивалось как дополнительное денежное довольствие Секретарю Думы, и его "старшему товарищу", т.е. первому заместителю, с условием, что они будут исполнять свои обязанности во время летних каникул Государственной думы.
Материальное благополучие большей части депутатов не зависело от думского жалованья, были помимо богатых депутатов, крупных помещиков, предпринимателей и депутаты-интеллигенты, как-то: врачи, адвокаты, профессора, они имели должностные оклады и гонорары, что было несопоставимо с депутатским жалованьем.
Но для депутатов из крестьян оно казалось огромным. Для примера скажем, что крестьянская семья, переселяясь в Сибирь, получала ссуду до 170 рублей на обзаведение (не считая, конечно, земельного надела, лесного материала для строительства дома и двора и пр.).
Депутатская десятка (суточная) была весьма весома. Проезд в столичном трамвае стоил пять копеек (в войну 10 копеек). Килограмм хлеба (ситного) — 12 копеек, картофель — 2 копейки за килограмм, мясо (говядина) — 50 копеек за килограмм, масло — менее рубля и пр. Билеты в театры (галерка) — около 30 копеек. Квартплата исчислялась из расчета 20 копеек за кв. метр жилья.
Визит к врачу обходился в 20 коп. Для сопоставления — депутатское жалование приравнивалось к среднему довольствию чиновника четвертого класса, действительного статского советника.
Для сравнения скажем, что перед I Мировой войной, начавшейся в 1914 году, содержание царского двора обходилось казне около 0,5% годового бюджета, инженер в год получал на казенных заводах до 2 тысяч рублей в год, на частных — до 3-х тысяч. Земский врач получал зарплату в размере до 1,5 тысяч рублей. Примерно столько же имел офицер (средних чинов), причем 95% офицеров не имели недвижимой собственности (безземельные дворяне), профессорский годовой оклад составлял 3-5 тысяч рублей. Средний заработок квалифицированного рабочего — от 300 до 360 рублей, сельский священник и учитель получали по 150-200 рублей.
Депутат Думы получал квартиру от казны, имел право на отпуск (летний двухмесячный перерыв в заседаниях Думы и, кроме того, полтора месяца для работы в округах с избирателями и для решения личных дел). Дума не заседала в праздничные дни, сессии прерывались на время Рождества и Пасхи (двухнедельные перерывы).
Заседания Думы начинались в 11 часов утра, а длились с перерывом на обед иногда до позднего вечера. Во время думской сессии депутаты сами определяли порядок своей работы.
Предусматривалось законом, что депутат, пропускающий заседания без уважительных причин, подвергался денежному штрафу в 25 руб. за каждый пропущенный день, если депутата удаляли из зала заседаний — а Дума имела право удалять на срок от 1 до 15 заседаний - то суточные за эти дни не выплачивались.
Вычетам из заплаты не подвергались депутаты, находящиеся в отпуске или не прибывшие на заседания по уважительным причинам (например, по болезни). Закон оговаривал, что член Государственной думы, не принявший участия в поименном голосовании, считается отсутствующим, даже если он был зарегистрирован как присутствующий перед заседанием.
Кроме того, членам Государственной думы возмещались один раз в год дорожные издержки из расчета 5 копеек за версту от места их жительства до Санкт-Петербурга и обратно. Депутату, отказавшемуся от своего звания, возмещались обратные дорожные затраты.
Если депутат не подчинялся решению председателя и продолжал нарушать спокойствие, он удалялся из зала специальными лицами, так называемым приставом Думы и его помощниками, находившимися в распоряжении Председательствующего. Права пристава были точно определены на этот счет документами внутреннего распорядка Думы.
Источники:
- Обзор деятельности Государственной думы третьего созыва 1907 – 1919 гг. - Ч.1. - СПб., 1912. - С. 15–18.
- Смирнов А.Ф. Государственная дума Российской импери