О работе бюджетно-финансового комитета в IV созыве
Информация о работе бюджетно-финансового комитета за период с 29 марта 2007 года по 31 июля 2011 года
В настоящее время членами бюджетно-финансового комитета являются 10 депутатов Законодательной Думы Томской области: В.Л.Пономаренко (председатель комитета), Ч.М.Акатаев, Н.А.Вяткин, О.В.Громов, А.П.Кадесников, И.Г.Кляйн, И.М.Кучеров, В.Ф.Попов, Е.Л.Рубцов, А.В.Беседин.
Сформированы и действуют три постоянных комиссии комитета:
- комиссия по бюджету (председатель Е.Л.Рубцов);
- комиссия по налогам (председатель И.Г.Кляйн);
- комиссия по имуществу (председатель В.Ф.Попов).
Председатели комиссий по должности являются заместителями председателя комитета.
Комитет работает во взаимодействии с другими комитетами Думы, Контрольной палатой Законодательной Думы Томской области, Администрацией Томской области, прокуратурой Томской области, Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Томской области, Управлением Федеральной налоговой службы России по Томской области, органами местного самоуправления Томской области, иными организациями Томской области.
В отчетном периоде бюджетно-финансовым комитетом проведено 75 заседаний. Без учета проектов федеральных законов и законодательных инициатив субъектов Российской Федерации на заседаниях комитета рассмотрено 862 вопроса. Всего комитетом подготовлено к рассмотрению на собраниях Законодательной Думы Томской области 514 постановлений, касающихся социально- экономического положения, бюджетной, финансово-кредитной и налоговой политики в Томской области, областной государственной собственности, финансового обеспечения доходами соответствующих бюджетов. Бюджетно-финансовый комитет обсудил на своих заседаниях и подготовил для принятия в окончательной редакции 260 законов Томской области.
Деятельность депутатов комитета носит открытый характер: заседания комитетов освещаются аккредитованными средствами массовой информации, информация о работе регулярно отражается в информационных бюллетенях и на официальном сайте Думы, члены комитета систематически выступают на телевидении, радио и в печати.
Депутаты комитета организуют выполнение принятых решений и поручений Законодательной Думы Томской области.
Базовым направлением законотворческой деятельности бюджетно-финансового комитета является законодательное обеспечение бюджетного процесса на территории Томской области. В отчетном периоде по этому направлению подготовлено и принято 210 законов Томской области. В четвертом созыве комитет подготовил к принятию основополагающие законы Томской области, регулирующие бюджетный процесс и принципы построения межбюджетных отношений на территории Томской области в условиях реформы местного самоуправления, внедрения среднесрочного бюджетного планирования:
- «О межбюджетных отношениях в Томской области»;
- «О бюджетном процессе в Томской области»;
- «О порядке отбора инвестиционных проектов на объекты капитального строительства муниципальной собственности и распределения субсидий для их софинансирования из областного бюджета»;
- «О предоставлении межбюджетных трансфертов»;
- «О порядке отражения бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства областной государственной собственности»;
- «Об отдельных вопросах осуществления деятельности областных государственных бюджетных и казенных учреждений»;
- «О резервном фонде Томской области»;
- «О дорожном фонде Томской области».
Основным содержанием деятельности бюджетно-финансового комитета является работа над главным финансовым документом области – законом об областном бюджете. Комитет рассмотрел и внес на собрания Думы следующие Законы Томской области:
- «Об областном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов»;
- «Об областном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов»;
- «Об областном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов»;
- «Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов».
Ежегодно при подготовке законов Томской области об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период ко второму чтению комитет обеспечивал проведение заседаний согласительных комиссий, сформированных на паритетных началах из депутатов Думы и представителей Администрации Томской области и руководимых Председателем Думы и первым заместителем Губернатора Томской области. По итогам работы согласительных комиссий комитетом формировались реестры решений по предложениям и замечаниям к проекту закона Томской области об областном бюджете на предстоящий период. Реестры направлялись всем депутатам Законодательной Думы Томской области.
Всего за отчетный период проведено 41 заседание согласительных комиссий, подписан 41 протокол. В среднем на заседаниях согласительной комиссии ежегодно рассматривалось около 180 предложений, из которых большая часть принадлежала депутатам Законодательной Думы Томской области.
В работе согласительных комиссий принимали активное участие депутаты - члены комитета В.Л.Пономаренко, Е.Л.Рубцов, Ч.М.Акатаев, И.Г.Кляйн, А.П.Кадесников, В.Ф.Попов, И.М.Кучеров, С.Л.Закурский, С.А.Сахаров.
В работе над бюджетом комитет сотрудничает с Советом общественных инициатив при Законодательной Думе Томской области. Ежегодно комитетом организовывались заседания Совета по проекту закона об областном бюджете на предстоящий период. Предложения Совета поступали в согласительную комиссию и рассматривались с вынесением решений.
Для своевременной корректировки бюджета принято 45 законов о внесении изменений в Законы Томской области об областном бюджете на соответствующий год и плановый период: в 2007 году - 8 законов, в 2008 году - 13 законов, в 2009 году - 10 законов, в 2010 году - 9 законов; с 1 января и по 31июля 2011 года - 5 законов.
Регулярно принимались законы о внесении изменений в Закон Томской области «О расходах областного бюджета, обеспечивающих инвестиционную и инновационную деятельность в Томской области», всего за отчетный период принято 40 таких законов.
В течение отчетного периода бюджетно-финансовый комитет вел большую работу по принятию законов о бюджете Томского территориального фонда обязательного медицинского страхования на соответствующий год и на плановый период (принято 4 закона), а также законов о внесении изменений в бюджет фонда (всего бюджет фонда корректировался 18 раз).
Важной частью работы комитета являлся контроль за исполнением областного бюджета и бюджета Томского территориального фонда обязательного медицинского страхования. По представлению комитета Думой приняты следующие законы:
Законы Томской области об исполнении областного бюджета за 2006, 2007, 2008, 2009, 2010 годы;
Законы Томской области об исполнении бюджета Томского территориального фонда обязательного медицинского страхования за 2006, 2007, 2008, 2009, 2010 годы.
Также в соответствии с бюджетным законодательством на заседаниях комитета ежеквартально рассматривалась информация об исполнении областного бюджета и об исполнении бюджета Томского территориального фонда обязательного медицинского страхования.
Еще одним важным вопросом ведения комитета является регулирование в сфере налогового законодательства, которое осуществляется по трем основным направлениям:
- формирование регионального налогового законодательства, в том числе приведение в соответствие с изменениями федерального законодательства;
- реализация регулирующей функции налогов с учетом особенностей развития Томской области (предоставление и отмена налоговых льгот);
- участие в формировании федерального налогового законодательства в рамках реализации права законодательной инициативы Законодательной Думы Томской области.
По этим вопросам за отчетный период подготовлено и принято в окончательной редакции 32 закона Томской области и отдельно 10 постановлений Законодательной Думы Томской области. К самым важным из них относятся следующие Законы Томской области:
- «Об упрощенной системе налогообложения на основе патента на территории Томской области», принятый в целях легализации доходов индивидуальных предпринимателей от некоторых видов деятельности, осуществляемых индивидуальными предпринимателями без привлечения наемных работников, а также для упрощения предоставления налоговой отчетности и снижения налоговой нагрузки на индивидуальных предпринимателей;
- «Об установлении на территории Томской области налоговых ставок по единому налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения», целью которого является финансовая поддержка субъектов малого бизнеса, для чего введены пониженные ставки налога для налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов: для резидентов особой экономической зоны технико- внедренческого типа, созданной на территории города Томска – 5%, для остальных налогоплательщиков – 10%.
Кроме того, в целях реализации регулирующей функции налогов вносились изменения в ряд действующих Законов Томской области, в том числе:
- «О налоге на имущество организаций» - в части освобождения от уплаты налога на имущество организации – в отношении недвижимого имущества, расположенного в границах территории особой экономической зоны технико-внедренческого типа в г. Томске, на 10 лет; предоставления дополнительной льготы по налогу на недвижимое имущество, используемое для обеспечения транспортирования и распределения газообразного топлива и сырья по распределительным сетям газоснабжения; предоставления дополнительной льготы по налогу на имущество организациям почтовой связи для оказания поддержки отдельным категориям работников таких организаций;
- «О транспортном налоге» - в том числе в части освобождения от уплаты транспортного налога лиц, удостоенных почетного звания «Почетный гражданин Томской области»; увеличения с 1 января 2009 года на 40% ставок транспортного налога для автомобилей с мощностью двигателя свыше 150 лошадиных сил и некоторых других транспортных средств; уменьшения величины ставок транспортного налога в 2 раза для снижения налоговой нагрузки на владельцев автотранспортных средств, вызванной ростом акцизов на нефтепродукты; установления нового (более льготного) срока уплаты транспортного налога для налогоплательщиков – физических лиц: до 10 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом (начиная с налогового периода 2010 года);
- «Об установлении на территории Томской области налоговых ставок по единому налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения» - в целях оказания финансовой поддержки субъектам малого бизнеса продлено на 2010, 2011 годы действие пониженных ставок налога для налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов;
- «О льготном налогообложении на территории Томской области» - в части распространения действия закона на организации Томской области, повышающие показатели энергоэффективности.
Активно работает постоянная комиссия по налогам бюджетно-финансового комитета, оперативно рассматривая поступающие от организаций и граждан обращения, связанные с проблемами налогообложения на территории Томской области.
Кроме того, бюджетно-финансовый комитет является организатором деятельности межведомственной рабочей группы по предварительной подготовке законопроектов по вопросам налогового законодательства, созданной постановлением Законодательной Думы Томской области от 31.05.2007 № 212. Законопроекты, касающиеся вопросов налогообложения, в случае необходимости в соответствии с поручением председателя комитета, перед заседанием комитета проходят экспертную оценку на заседании рабочей группы. Руководителем группы является В.Л.Пономаренко, членами группы – депутаты И.Г.Кляйн, О.В.Громов. Кроме депутатов Законодательной Думы Томской области в состав рабочей группы входят представители Администрации Томской области, администрации города Томска, администрации ЗАТО Северск, администрации Томского района, Управления Федеральной налоговой службы России по Томской области, Томской Ассоциации пищевиков, Межотраслевого производственного объединения работодателей Томской области, Союза строителей г. Томска и Томской области.
В компетенцию комитета входят вопросы управления и распоряжения государственной собственностью Томской области. За период с 29 марта 2007 года по 31 июля 2011 года по этому направлению подготовлено и принято в окончательной редакции 18 законов Томской области и отдельно 158 постановлений Законодательной Думы Томской области.
В 2008 году был принят Закон Томской области «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Томской области или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, в Томской области». Законом установлены предельные значения площади арендуемого имущества (1000 кв.м.) в отношении недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Томской области или муниципальной собственности, а также срок рассрочки оплаты такого имущества (в пределах трех лет), приобретаемого субъектами малого и среднего предпринимательства при реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества. При подготовке данного закона бюджетно-финансовым комитетом были запрошены и изучены предложения представительных органов местного самоуправления всех муниципальных образований Томской области по установлению предельных значений площади и срока рассрочки.
Изменения, внесенные в действующие законы Томской области по вопросам управления и распоряжения областной государственной собственностью, носят существенный характер. Так, Законом Томской области «О внесении изменений в Закон Томской области «О порядке управления и распоряжения государственным имуществом Томской области» и статью 4 Закона Томской области «О жилищном фонде социального использования в Томской области» установлен не определенный ранее порядок передачи гражданами приватизированных жилых помещений в областную государственную собственность, а также определены условия заключения договора социального найма жилого помещения с гражданином, передавшим принадлежащее ему на праве собственности приватизированное жилье в собственность Томской области.
Внесенные в Закон Томской области «О приватизации государственного имущества Томской области» изменения устанавливают необходимость опубликования в официальных печатных изданиях и размещения в сети «Интернет» актов планирования приватизации имущества, находящегося в собственности Томской области, решений об условиях приватизации государственного имущества, информационных сообщений о продаже указанного имущества и об итогах его продажи.
Законами Томской области «О внесении изменений в Закон Томской области «О предоставлении государственного имущества Томской области в аренду и безвозмездное пользование» упорядочены полномочия органов государственной власти Томской области в части принятия и согласования решений о предоставлении областного государственного имущества в аренду и безвозмездное пользование; уточнены типы областных государственных учреждений и особенности распоряжения имуществом учреждений каждого типа. Кроме того, в целях привлечения и эффективного использования государственных, муниципальных, частных ресурсов для развития экономики и социальной сферы Томской области, повышения уровня жизни населения из предмета правового регулирования Закона Томской области «О предоставлении государственного имущества Томской области в аренду и безвозмездное пользование» исключены отношения, складывающиеся в рамках государственно-частного партнерства.
Бюджетно-финансовым комитетом изучены и внесены на рассмотрение Законодательной Думы Томской области имущественные отчеты Администрации Томской области:
- Об отчете об исполнении Программы приватизации (продажи) государственного имущества и приобретения имущества в государственную собственность Томской области за 2006, 2007, 2008, 2009, 2010 годы;
- Об отчете об аренде и безвозмездном пользовании областным государственным имуществом за 2006, 2007, 2008, 2009, 2010 годы;
- Об отчете о результатах управления и распоряжения областным государственным имуществом за 2006, 2007, 2008, 2009, 2010 годы;
- Об отчете о деятельности областных государственных унитарных предприятий за 2006, 2007, 2008, 2009, 2010 годы.
В комитете проходили согласования проекты постановлений Думы о предоставлении государственного имущества Томской области в безвозмездное пользование и о согласовании областным государственным бюджетным учреждениям решений о передаче имущества, закрепленного за ними на праве оперативного управления, в безвозмездное пользование. Всего за отчетный период депутатами рассмотрено и затем принято 107 таких постановлений. Кроме того, рассмотрено и принято 12 постановлений Думы о передаче государственного имущества Томской области в муниципальную собственность.
Для предметного рассмотрения перед заседанием бюджетно-финансового комитета возникающих вопросов в части имущественных отношений действует постоянная комиссия по имуществу, которая имеет оперативный характер работы. Комитет на своих заседаниях рассмотрел более 280 проектов законов, ответственными по которым были другие комитеты Думы.
Бюджетно-финансовым комитетом в четвертом созыве организовано проведение 3-х заседаний Координационного совета по местному самоуправлению при Законодательной Думе Томской области на темы:
- «О резервах и возможностях наращивания доходного потенциала местных бюджетов на основе реализации программ социально-экономического развития муниципальных образований»;
- «Стимулирование повышения качества управления бюджетным процессом и эффективности использования бюджетных средств в муниципальных образованиях»;
- «О деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований Томской области в новых условиях (с учетом реализации Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ)».
По итогам заседаний Координационных советов приняты решения о направлениях совместной деятельности Думы, Администрации Томской области и органов местного самоуправления Томской области по развитию системы условий и предпосылок для максимально эффективного управления муниципальными финансами в соответствии с приоритетами социально- экономической политики Томской области, по обеспечению правового регулирования организации и деятельности Контрольной палаты Законодательной Думы Томской области и контрольно-счетных органов муниципальных образований Томской области в соответствии с Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».
Бюджетно-финансовый комитет осуществляет работу с отчетами Контрольной палаты Законодательной Думы Томской области о целевых проверках использования средств областного бюджета, управления и распоряжения государственным имуществом Томской области, своевременности и полноты поступлений в областной бюджет арендных платежей, доходов от приватизации областного государственного имущества.
Всего комитетом в отчетном периоде рассмотрен 71 отчет Контрольной палаты о целевых проверках, предложения по работе с ними представлены в Совет Думы. Материалы о результатах всех проверок направлены в Администрацию Томской области для ознакомления и принятия мер по устранения и предупреждению выявленных нарушений. Бюджетно-финансовым комитетом предметно рассматриваются ежегодные планы работы и отчеты о работе Контрольной палаты Законодательной Думы Томской области.
Комитетом рассмотрено 540 проектов федеральных законов (по предметам ведения бюджетно-финансового комитета), прошедших регистрацию в Совете Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации. Кроме того, рассмотрено 174 законодательные инициативы по проектам федеральных законов и 55 обращений субъектов Российской Федерации.
Бюджетно-финансовым комитетом подготовлены 3 законодательных инициативы Законодательной Думы Томской области по внесению в Государственную Думу Федерального собрания Российской Федерации проектов федеральных законов:
- «О внесении изменений в пункт 3 статьи 222 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации». Проект направлен на защиту интересов большого количества граждан, построивших гаражи, погреба, жилые дома и пристройки к ним на земельных участках, предоставленных, например, гаражно-строительным и иным кооперативам;
- «О внесении изменения в статью 335 части второй Налогового кодекса Российской Федерации». Проектом предлагается внести уточнение в понятие «место нахождения участка недр», используемое для целей исчисления налога на добычу полезных ископаемых, что позволит муниципальным образованиям, на территориях которых ведется добыча полезных ископаемых, более эффективно использовать налоговый потенциал для увеличения доходной части местных бюджетов, а также обеспечит заинтересованность органов местного самоуправления в усилении контроля по пресечению безлицензионного пользования недрами;
- «О признании утратившими силу подпункта 1 пункта 2 статьи 23 и статьи 118 части первой Налогового кодекса Российской Федерации» В действующем налоговом законодательстве в настоящее время содержатся нормы (информация об открытии либо закрытии налогоплательщиком счетов в банках), устанавливающие дублирующие друг друга обязанности для различных субъектов налоговых правоотношений (налогоплательщиков и банков) и, как следствие, приводящие к увеличению объёмов документооборота, а также без необходимости устанавливающие дополнительную обязанность налогоплательщику. Предлагается исключить норму о предоставлении налогоплательщиком информации налоговым органам об открытии (закрытии) счета в банке.
За время работы четвертого созыва в комитет поступило около 780 писем и обращений граждан, организаций, депутатов Законодательной Думы Томской области, органов местного самоуправления Томской области. Большая часть из них посвящена просьбам по оказанию финансовой помощи местным бюджетам и общественным организациям, об освобождении от уплаты налогов или предоставлении налоговых льгот, о предоставлении в безвозмездное пользование помещений. Все поступившие документы рассмотрены, проработаны с соответствующими специалистами и комитетами Администрации области, по некоторым подготовлены необходимые решения, по другим подготовлены авторам писем ответы и разъяснения в соответствии с действующим законодательством и финансово-экономической ситуацией.