Информация об обращениях граждан, поступивших в Законодательную Думу Томской области в 2016 году
В Законодательной Думе Томской области работа с письменными и устными обращениями граждан осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, требованиями Федерального Закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Закона Томской области от 11 января 2007 года № 5-ОЗ «Об обращениях граждан в государственные органы Томской области и органы местного самоуправления». В целях усовершенствования организации работы с обращениями граждан Распоряжением Председателя Законодательной Думы Томской области № 321-р от 26.09.2014 утверждена «Инструкция о порядке организации работы с обращениями граждан».
В 2016 году в Законодательную Думу Томской области поступило 314 письменных обращений граждан. Это почти в 2 раза больше чем в 2015 году. Чуть больше половины всех обращений (159) приходится на жителей города Томска (приложение 1). На втором месте по количеству обращений – Томский район (17). От жителей Колпашевского района поступило 13 обращений, ЗАТО Северск – 11 обращений. Закрывает пятерку лидеров Асиновский район – 9 обращений. В 56 обращениях, поступивших через интернет-приемную и электронную почту Думы, заявители не указали территориальную принадлежность. Общее количество обращений, поступивших по электронной связи, составило 46 %.
Чаще других в Думу обращались пенсионеры, инвалиды и ветераны труда (приложение 2). Представители данных групп заявителей обращались с вопросом о предоставлении компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт, о снижении тарифов за коммунальные услуги, об оказании материальной помощи. Часто в обращениях, поступивших от данных заявителей, высказывалась просьба о перерасчете размера пенсии, отражались замечания относительно пенсионного законодательства и социального обеспечения.
Среди обращений лидируют обращения по вопросам предоставления мер социальной поддержки различным категориям граждан (приложение 3).
Так, в областную Думу обратились родители, имеющие детей дошкольного возраста. Поводом для обращений стали изменения в Закон Томской области «Об образовании в Томской области». Заявители высказали отрицательную позицию относительно отмены компенсации родительской оплаты на детей, посещающих детские сады. Однако принятые изменения не исключают указанную компенсацию, а являются переходом к адресным мерам соцподдержки и устанавливают критерий нуждаемости. Если ранее выплата производилась независимо от семейного бюджета, то изменения предполагают компенсацию части родительской платы за детский сад увязать с доходом семьи. Право устанавливать критерии нуждаемости при предоставлении компенсации родителям (законным представителям) за присмотр и уход за детьми в организациях дошкольного образования субъектам РФ предоставлено федеральным законодательством.
Актуальной темой обращений, поступивших в Законодательную Думу Томской области, также стала тема ограничения розничной продажи алкогольной продукции в кафе и закусочных, расположенных в многоквартирных жилых домах. Заявители отмечали, что после ввода строгих мер по ограничению времени продажи алкоголя в регионе появилось множество «кафе» и «закусочных» в магазинах шаговой доступности. По существу, предприниматели научились обходить закон: поставив прямо в торговом зале стол и стул и получив разрешительные документы как заведения общественного питания, недобросовестные продавцы продолжили розничную продажу алкогольной продукции. В целях решения обозначенной в обращениях граждан проблемы были подготовлены соответствующие изменения в Закон Томской области «Об отдельных вопросах регулирования розничной продажи алкогольной продукции на территории Томской области». На собрании Думы в июне депутаты поддержали поправки относительно запрета на продажу алкоголя с 22.00 до 10.00 предприятиями общественного питания, имеющими в залах обслуживания менее 4-х столов и менее 16 посадочных мест для размещения посетителей за столами.
Привлек внимание жителей области и проект закона «Об обеспечении тишины и покоя граждан на территории Томской области», получивший в народе название «о тишине». Заявители выразили свои замечания и предложения относительно обеспечения права на отдых граждан, проживающих в Томской области. На собрании Думы, проходившем в марте 2016 года, депутаты приняли законопроект в первом чтении. Однако во втором полугодии томичи с нетерпением стали запрашивать информацию о дальнейшей судьбе законопроекта. В настоящее время вопросы обеспечения тишины и покоя граждан в дневное время регулируются положениями Кодекса Томской области об административных правонарушениях. Доработкой законопроекта «Об обеспечении тишины и покоя граждан на территории Томской области» ко второму чтению занята специальная рабочая группа.
Актуальными проблемами для обратившихся граждан остаются проблемы благоустройства жилых микрорайонов и улиц, а также работа коммунальных служб и управляющих компаний. Поступали жалобы об отсутствии в квартире холодной воды, о необходимости ограждения пришкольной территории, о неубранном мусоре и снеге вдоль дорог. С вопросами по благоустройству обращались жители мкр. Матьянга г. Колпашево и Спасского сельского поселения Томского района. В своем обращении колпашевцы просят помочь в устройстве водоотводных каналов, поднятии и отсыпки дороги щебнем. Жители Спасского сельского поселения просят помочь в строительстве и обустройстве детских игровых площадок.
Вопросы организации и проведения капитального ремонта многоквартирных жилых домов продолжают оставаться актуальной темой. Обратившиеся недоумевали по поводу определения критерия очередности проведения капитального ремонта многоквартирного дома и включения его в региональную программу. Согласно Жилищному кодексу РФ очередность проведения капитального ремонта в многоквартирных домах определяется в региональной программе капремонта исходя из критериев, установленных региональным законом. На последнем собрании в 2016 году, состоявшемся в декабре, областные депутаты приняли поправки в областной закон «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Томской области». Новые критерии позволят усовершенствовать процесс отбора многоквартирных домов для включения в региональную программу капремонта.
Традиционно в поступивших обращениях поднимались вопросы об улучшении жилищных условий, оказании материальной помощи. Имели место обращения об оказании поддержки в реализации проектов «Страна молодых», антикафе «Partytime», «Центр допризывной подготовки», создание Томского института молодежи.
С просьбой разработать и принять положение о порядке выплаты компенсации при получении ребёнком общего образования в форме семейного образования обратились сторонники семейной формы обучения. Выплата компенсации затрат родителям (законным представителям) несовершеннолетних, получающих общее образование в форме семейного образования, областным законодательством не предусмотрена. Основным преимуществом обратившиеся граждане называют индивидуальный подход. Учителями становятся сами родители, а также не исключается возможность привлечения репетиторов. Поэтому, по мнению заявителей, возможность получения компенсации затрат будет своевременно.
Каждое обращение, поступившее в Законодательную Думу Томской области, было рассмотрено и не оставлено без соответствующего ответа. В отдельных случаях были организованы выездные встречи с заявителями, проведены телефонные переговоры. С целью объективного и всестороннего изучения поступивших обращений, запрашивалась дополнительная информация от государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц. Авторам 50 % поступивших обращений были направлены разъяснения и даны письменные консультации. 45 % обращений в установленном законодательством порядке перенаправлялись в соответствии с компетенцией поставленных вопросов по подведомственности (приложение 4).
Основное количество поступивших в Законодательную Думу Томской области обращений в 2016 году были рассмотрены комитетом по труду и социальной политике (34 %), комитетом по законодательству, государственному устройству и безопасности (23 %), комитетом по экономической политике (21 %). На четвертой позиции по количеству рассмотренных обращений находится появившийся в октябре 2016 года отдел по строительству, инфраструктуре и природопользованию (7 %) (приложение 5).
Результаты работы с обращениями граждан обобщаются и служат основанием для внесения изменений в действующее законодательство и принятия новых нормативных правовых актов в целях реализации конституционных прав граждан.
Приложение № 1
Приложение № 2
Сведения о социальном статусе граждан, обратившихся
в Законодательную Думу Томской области
в 2016 году
Социальная группа |
2016 год |
пенсионеры |
75 |
работники бюджетной сферы |
11 |
безработные |
7 |
предприниматели |
4 |
работники, занятые в промышленности |
3 |
студенты, учащиеся |
3 |
военнослужащие и военные пенсионеры |
3 |
работники, занятые в сельск. хозяйстве |
1 |
статус не определен |
207
|
в т.ч. коллективные |
39 |
Итого |
314 |
Приложение № 2
Категории получателей мер социальной поддержки |
2016 год |
Инвалиды |
21 |
ветераны труда |
12 |
участники ВОВ |
2 |
труженики тыла |
1 |
многодетные и неполные семьи |
12 |
дети-сироты и дети, находящиеся под опекой (попечительством) |
2 |
не граждане России (лица без гражданства, иностр. граждане, в т.ч. беженцы) |
2 |
категория не определена |
262 |
Итого |
314 |
Приложение № 3
Характер обращений, поступивших в Законодательную Думу
Томской области в 2016 году
|
Перечень вопросов |
по г.Томску |
по районам области |
терр-ая прин-сть не определена, др.рег.Росс. |
всего |
1. |
решение жилищной проблемы (улучшение жилищных условий, расселение из аварийных домов) |
8 |
9 |
0 |
17 |
2. |
о реализации региональной программы кап.ремонта общего имущества в МЖД |
11 |
5 |
0 |
16 |
3. |
деятельность управляющих компаний, ТСЖ |
8 |
2 |
0 |
10 |
4. |
о росте тарифов на коммунальные услуги (ОДН) |
3 |
4 |
0 |
7 |
5. |
благоустройство жилых микрорайонов и улиц |
13 |
11 |
1 |
25 |
6. |
реализация пенсионного законодательства (пенсионное обеспечение, низкий размер пенсии) |
2 |
5 |
1 |
8 |
7. |
трудоустройство |
4 |
5 |
1 |
10 |
8. |
работа правоохранительных органов |
8 |
0 |
0 |
8 |
9. |
оказание материальной помощи |
10 |
3 |
1 |
14 |
10. |
вопросы оформления земельных участков, снос жилья |
7 |
4 |
1 |
12 |
11. |
предложения по усовершенствованию областного и федерального законодательства; |
7 |
3 |
11 |
21 |
12. |
по вопросам предоставления мер социальной поддержки различным категориям граждан |
7 |
6 |
15 |
28 |
13. |
транспортное обслуживание населения |
3 |
3 |
1 |
7 |
14. |
о продаже животных, регулировании их численности |
2 |
1 |
1 |
4 |
15. |
о газификации жилых районов |
8 |
3 |
0 |
11 |
16. |
жалобы, конфликты внутри организаций |
2 |
4 |
1 |
7 |
17. |
о смене часового пояса |
6 |
3 |
4 |
13 |
18. |
«о тишине» |
4 |
3 |
11 |
18 |
19. |
рост налога на недвижимость |
1 |
1 |
0 |
2 |
20. |
коррупция |
2 |
0 |
1 |
3 |
21. |
обманутые дольщики |
3 |
0 |
0 |
3 |
22. |
проблемы предприятий |
5 |
0 |
0 |
5 |
23. |
издательство произведений |
1 |
2 |
0 |
3 |
24. |
прочие |
30 |
18 |
14 |
62 |
25. |
всего |
155 |
95 |
64 |
314 |
Приложение 4
Приложение 5