Информация о состоянии законности и мерах прокурорского реагирования в сфере защиты прав предпринимателей (декабрь 2016 г.)
Развитие российской экономики как обязательное условие успешного развития страны невозможна без создания благоприятных условий для бизнеса.
Президентом России перед органами прокуратуры поставлена задача предотвратить незаконное вмешательство государственных и контролирующих органов в правомерную предпринимательскую деятельность.
Генеральный прокурор Российской Федерации определил прокурорский надзор за соблюдением прав предпринимателей в качестве приоритетного, обозначив основные направления деятельности прокуроров по снижению административного давления и ликвидации бюрократических барьеров, мешающих ведению бизнеса.
Для эффективного решения поставленных задач в прокуратуре Томской области с 2013 года образован отдел по надзору за соблюдением прав предпринимателей. Одновременно создана постоянно действующая межведомственная рабочая группа по вопросам защиты прав предпринимателей. К ее работе привлечены представители бизнес-сообщества, контролирующих и правоохранительных органов. Кроме того, с 2008 года при прокуратуре области действует Общественный совет по защите малого и среднего бизнеса, в состав которого входят представители общероссийских общественных организаций предпринимателей.
После назначения в регионе Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Томской области с ним заключено соглашение о взаимодействии. В рамках реализации соглашения проводятся совместные встречи с предпринимателями, на которых рассматриваются наиболее яркие и острые проблемы. В целях получения оперативной информации о нарушениях прав прокурором области совместно с Уполномоченным проводится личный прием представителей бизнеса, в том числе в районах области.
Является действенной работа межведомственной группы по вопросам защиты прав предпринимателей, на заседаниях которой обсуждаются проблемы взаимоотношения власти и бизнеса, конкретные случаи нарушений прав хозяйствующих субъектов, предложения по совершенствованию действующего законодательства.
В текущем году на заседаниях рабочей группы с участием представителей бизнес-сообщества рассмотрены вопросы, связанные с введением платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения грузовым транспортом.
С участием Уполномоченного по защите прав предпринимателей, сотрудников Комитета по лицензированию с представителями торговых структур обсуждены вопросы защиты их прав при работе в единой государственной автоматизированной информационной системе (ЕГАИС).
Предметом обсуждения на заседаниях группы были также вопросы дополнительных мер по защите прав сельхозтоваропроизводителей, оказания предпринимателям государственных услуг при лицензировании отдельных видов деятельности, осуществления торговой деятельности, в том числе размещения временных (нестационарных) торговых объектов в г.Томске, деятельности легкового такси, пресечения нелегального игорного бизнеса, неправомерных методов взыскания задолженности коллекторами, организации контрольно-надзорных мероприятий в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе в связи с введением «надзорных каникул» и риск-ориентированного подхода при осуществлении государственного контроля (надзора), проведения мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, ведения Единого реестра проверок.
Принятые организационные меры позволили повысить интенсивность и улучшить качество надзора за исполнением законодательства, обеспечивающего защиту прав предпринимателей.
За последние 3 года прокурорами пресечено свыше 5 тысяч нарушений законов, по их протестам в соответствии с законом приведено около 600 нормативных правовых актов, по требованиям прокуроров более 400 должностных лиц привлечены к дисциплинарной и административной ответственности.
Важным фактором, оказывающим серьезное влияние на условия ведения бизнеса в регионе, является состояние правового регулирования.
Меры прокурорского реагирования позволили значительно усовершенствовать нормативную правовую базу в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг субъектам предпринимательской деятельности (оспорено свыше 300 нормативных актов в данной сфере), в том числе 82 – в градостроительной, более 60 – в сфере осуществления муниципального контроля.
Проведенной проверкой исполнения законодательства, обеспечивающего защиту прав предпринимателей в сфере инвестиционной деятельности, прокурорами выявлено около 200 нарушений федерального законодательства.
Потребовалось прокурорское вмешательство в связи с неисполнением заказчиками требований о соблюдении необходимой доли закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства, а также в связи с несвоевременной оплатой государственным и муниципальным заказчиками обязательств по исполненным контрактам перед субъектами предпринимательской деятельности.
Так, по состоянию на 1 декабря текущего года задолженность девяти областных государственных учреждений по исполненным государственным контрактам перед хозяйствующими субъектами составила 41 млн.рублей, в том числе около 30 млн.рублей – у областных государственных учреждений здравоохранения. В этой связи в конце ноября 2016 года данный вопрос рассмотрен на заседании межведомственной рабочей группы по защите прав субъектов предпринимательской деятельности прокуратуры области с участием сотрудников Департамента здравоохранения и Территориального фонда обязательного медицинского страхования, на котором выработаны мероприятия по погашению образовавшейся задолженности до конца текущего года.
Выявлялись органами прокуратуры нарушения законов в деятельности органов, уполномоченных на осуществление разрешительных, лицензионных, регистрационных и других правоприменительных процедур, затрагивающих права предпринимателей. Проведенной проверкой выявлены многочисленные факты истребования у соискателей лицензий и лицензиатов не предусмотренных законодательством документов, предъявления к ним обременительных требований, нарушения сроков принятия решений о выдаче лицензий.
Особое внимание в ходе надзорной деятельности органами прокуратуры уделяется вопросам исполнения уполномоченными контролирующими органами требований закона при осуществлении государственного и муниципального контроля и надзора.
При формировании регионального сегмента ежегодного Сводного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей прокуратурой области ежегодно отклоняются предложения контролеров о проведении порядка тысячи таких проверок. При рассмотрении заявлений контролирующих органов о согласовании проведения внеплановых выездных проверок в среднем отклоняется каждая третья проверка.
В деятельности контролирующих органов по прежнему выявляются многочисленные нарушения: это и проведение проверок в отсутствие законных оснований, без распоряжений и без получения согласия органов прокуратуры, зачастую не соблюдаются сроки проведения проверок, допускаются иные нарушения.
Управлением Россельхознадзора по Томской области, Управлением охотничьего и рыбного хозяйства Томской области были превышены сроки проведения проверок в отношении малых предприятий. Вместо возможных 50-ти рабочих часов проверки проводились по 20 рабочих дней.
В распоряжениях Государственной инспекции труда в Томской области не конкретизировались правовые основания проведения проверок, что предопределяло необоснованно широкие полномочия проверяющих инспекторов.
Территориальными органами МЧС, Россельхознадзора, Росздравнадзора, Росприроднадзора, Департаментом по культуре и туризму Томской области при определении правовых оснований проведения проверок не всегда указывались обязательные требования, подлежащие проверкам; в отдельных случаях в качестве предмета проверок ссылки делались на утратившие силу правовые акты.
Факты незаконного проведения контрольных мероприятий за пределами предоставленных полномочий выявлены в деятельности Управления ветеринарии Томской области и областного государственного учреждения «Томское объединение ветеринарии».
За указанные нарушения закона по требованию прокуратуры виновные должностные лица контролирующих органов привлечены к административной ответственности.
В соответствии с требованиями законодательства с 1 июля 2015 года информация о проведенных проверках в отношении предпринимателей должна размещаться контролирующими органами в федеральной государственной информационной системе «Единый реестр проверок».
Вместе с тем, Государственной инспекцией труда в Томской области и Управлением ГИБДД по Томской области сведения о проведенных во втором полугодии 2015 года, а также в 1 квартале 2016 года плановых и внеплановых проверках систему не вносились.
На особом контроле в отделе по надзору за соблюдением прав предпринимателей находится рассмотрение обращений предпринимателей в органы прокуратуры. В текущем году таких обращений поступило 87, из которых 14 – удовлетворено.
Выявлены факты, когда администрацией сельского поселения субъекту предпринимательства неправомерно отказано в заключении договора аренды земельного участка на новый срок, а также в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства на этом участке. Однако в силу требований закона такой договор аренды земельного участка считается заключенным на неопределенный срок. По представлению прокурора Томского района нарушения устранены, права предпринимателя восстановлены.
По жалобе общества с ограниченной ответственностью прокуратурой области опротестовано предписание Управления Роспотребнадзора по Томской области об устранении нарушений санитарного законодательства, так как при проведении внеплановой проверки в отношении общества сотрудниками Управления допущены грубые нарушения закона.
Неправомерные действия выявлялись и в деятельности налоговых органов.
За 11 месяцев 2016 года в сфере осуществления надзора за исполнением законодательства о защите прав субъектов предпринимательской деятельности выявлено боле 1.5 тысяч нарушений, в целях их устранения опротестовано 190 правовых актов, внесено 188 представлений, к дисциплинарной и административной ответственности привлечено 130 должностных лиц.
Работа в сфере надзора за исполнением законодательства о защите прав субъектов предпринимательской деятельности будет продолжена и в будущем, с учетом тех важных задач, которые ставятся, в том числе перед органами прокуратуры, руководством страны.