Обращение Председателя Думы
Председатель Законодательной Думы Томской области Оксана Козловская
— Однажды я услышала о том, что Всемирная организация здравоохранения предлагает собственную шкалу возраста, где, например, возраст с 11 до 20 лет называть юностью, а с 20 до 40 – ранней взрослостью...
Применительно к Законодательной Думе Томской области и вообще региональному законодательству, можно было бы с улыбкой сказать, что «юность» уходит и через год мы войдем в пору «ранней взрослости». Но путь, пройденный Думой, количество и, главное, качество принятых ею за двадцать лет законов, свидетельствует о том, что период «взросления» начался для нашего регионального парламента гораздо раньше. Да и «юности» как таковой не было. И даже права на нее...
В 1994 году Томская область избрала первую областную Думу. В ее состав вошли 21 депутат, избранные на основе мажоритарной системы по одномандатным избирательным округам. Среди депутатов — работники промышленности, строительства, связи, сельского хозяйства, сферы науки, образования и здравоохранения, представители бизнеса, а также органов местного самоуправления. Задача стояла перед ними «простая». Новые условия жизни требовали новых законов. Причем, тех, которые в кратчайший срок могли бы обеспечить базу для развития области в новых социально-экономических и политических условиях. В условиях стремительно меняющейся ситуации 90-х годов прошлого столетия федеральное законодательство не успевало оперативно реагировать. Областная Дума была вынуждена принимать новаторские законы, восполняя «пробелы» федерального законодательства.
И каким бы представительным не был новый орган власти, опыта законотворчества у Думы первого созыва было ноль. Это сейчас можно скачать из Интернета все, что угодно. Изучить опыт соседей. Примерить «на себя». Но в 1994-м об этом даже мечтать не приходилось. «Качать» законы для Томской области было негде – формирование представительных органов власти в стране шло практически одновременно. Поэтому первые законы принимались, исходя из принципа – «наболело». Первым томским областным законом, принятым на основе новой Конституции, стал Закон Томской области «Об административной ответственности граждан за правонарушения, посягающие на общественный порядок на территории Томской области»...
На нем, пожалуй, и закончилась «юность» областной Думы. Потому как уже через год был принят Устав Томской области – основной Закон нашего региона.
Так вот даже не «взросление», а зрелость регионального парламента первого созыва доказана тем, что наш областной Устав с того времени кардинально не менялся до сих пор. Документ получился юридически совершенным. Уставу Томской области дана высокая оценка не только в России, но и за рубежом. Он – один из немногих уставов, который был переведен на английский язык в качестве примера дееспособности российской демократии.
Первый созыв областной Думы заложил первые и, как показало время, очень прочные камни в фундамент регионального законодательства в сфере государственного строительства, формирования бюджетного и налогового законодательства, социальной политики, экономики и промышленности, что определялось насущными задачами перехода к рыночной экономике и новой системе управления территорией.
В декабре 1997 года состоялись выборы депутатов Государственной Думы Томской области второго созыва, которые также проходили на основе мажоритарной системы, но уже по двухмандатным избирательным округам. В результате число народных избранников увеличилось вдвое и составило 42 депутата.
На мой взгляд, это был самый напряженный период в жизни регионального парламента. Это был период масштабных изменений в федеральном законодательстве, связанных с передачей части полномочий от федерального центра на уровень субъекта Российской Федерации и муниципальный уровень.
А еще не нужно забывать о лете 1998-го. Экономический кризис ударил по России, в одночасье изменив жизнь страны, жизнь миллионов людей.
Томская область выдержала удар. В том числе и благодаря депутатскому корпусу. Именно Дума второго созыва разработала и приняла невероятно инновационный для того времени закон «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности». Этот закон стал настоящим «энергетиком» для всех предпринимателей Томской области. И с этого момента наш регион стал одним из лидеров в Сибири и России по развитию малого бизнеса.
В период работы Думы третьего созыва ключевыми событиями в стране стали радикальные изменения в выборном законодательстве. В частности, после трагических событий в Беслане, была введена система назначения, а не избрания глав регионов. Изменилась и система формирования самой Законодательной Думы Томской области и уже следующие выборы в региональный парламент пройдут по мажоритарно-пропорциональной избирательной системе: половина депутатов изберутся по одномандатным округам, а вторая половина – по партийным спискам.
А еще на эти годы пришелся старт самой серьезной программы развития России за ее постсоветские годы – 5 сентября 2005 года в обращении к правительству, парламенту и руководителям регионов Президент страны Владимир Путин сформулировал Программу приоритетных национальных проектов. В качестве приоритетных направлений «инвестиций в человека» глава государства выделил: здравоохранение, образование, жильё, сельское хозяйство.
Практически одновременно с этим, в марте 2006 года Дума и администрация региона создают и принимают Программу социально-экономического развития Томской области на 2006 – 2010 годы (затем Программа была продлена на период до 2012 года – прим. автора).
Инновационный и малый бизнес – были объявлены «локомотивами» томской экономики. Время показало правоту всех, кто создавал, отстаивал и принимал эту Программу. По сути, мы сделали тогда не первый, конечно, но чрезвычайно значимый шаг по направлению к будущему проекту ИНО Томск 2020.
Соответственно, законодательное обеспечение реализации программы стало приоритетным для депутатского корпуса. Именно тогда появился Закон Томской области «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Томской области». были приняты Думой региональные целевые программы «Развитие инновационной деятельности в Томской области на 2006 – 2008 годы», «Развитие малого предпринимательства в Томской области на 2005-2007 годы».
Областная Дума приняла целый ряд законов, которыми были утверждены региональные целевые программы в рамках реализации приоритетных нацпроектов.
Наша областная Дума третьего созыва начала строительство законодательного фундамента для построения гражданского общества. Принят закон «Об Общественной палате Томской области», принята регламентация деятельности общественных образований при Думе, в частности, Молодежного парламента, Совета общественных инициатив.
Профессионализм депутатов этого созыва проявился в полной мере. В количестве и в качестве наших законов, многие из которых остаются по сей день лучшими в России.
11 марта 2007 года, в результате выборов по смешанной системе, родился первый многопартийный парламент нашей области. В областной Думе появились партийные фракции, изменилась и правовая регламентация деятельность депутатских объединений в Думе. Образование фракции осуществляется на собрании Думы, члены фракции самостоятельно принимают документы, регламентирующие их деятельность, руководитель фракции должен работать в Думе, как правило, на постоянной основе.
Думу четвертого созыва тоже смело можно назвать «антикризисной», поскольку на ее долю выпала работа в условиях мирового экономического кризиса. И, безусловно, в эффективности этой работы главную роль сыграл мощный «директорский корпус». Нужно отдать должное моим коллегам из этого созыва – для них на первом плане всегда стояла главная задача – обеспечение необходимого уровня государственных гарантий и социальных обязательств.
Я намеренно не стала говорить о Думе пятого созыва, Председателем которой являюсь. Во-первых, мы еще работаем менее двух лет. Во-вторых, не очень корректно оценивать ситуацию, являясь ее непосредственным участником.
Но хочу сказать вот что. Анализируя минувшие годы, я убеждена, что Томской области всегда везло с депутатами областной Думы. Несмотря на политические убеждения, социальный статус народных избранников и прочие составляющие, мы никогда не «воевали» с исполнительной властью региона. Остро дискутировали – да, отстаивали свое мнение – да. Нужно подчеркнуть, что и исполнительная власть всегда – и в прежние годы, и сегодня – внимательно и конструктивно оценивала позицию и предложения депутатов. Принцип, заложенный в Уставе Томской области – «Никто ни над кем не довлеет», соблюдался и соблюдается до сих пор обеими ветвями власти – исполнительной и представительной.
Интересы области, ее жителей, обеспечение конституционных прав человека – были и остаются главными приоритетами для каждого, кто носил и носит депутатский значок.