Введение
Комитет Законодательной Думы Томской области по строительству, инфраструктуре и природопользованию (далее – комитет) образован в соответствии с постановлениями Законодательной Думы Томской области:
от 14.10.2021 № 6 «О структуре Законодательной Думы Томской области седьмого созыва»;
от 14.10.2021 № 7 «Об образовании комитетов Законодательной Думы Томской области седьмого созыва»;
от 14.10.2021 № 10 «Об избрании на должность председателя комитета Законодательной Думы Томской области по строительству, инфраструктуре и природопользованию».
Утвержденный состав комитета представлен семью депутатами Законодательной Думы Томской области: Автомонов Сергей Борисович – председатель комитета, Колесников Александр Владимирович, Никулин Дмитрий Васильевич, Радионова Екатерина Ивановна, Резников Владимир Тихонович, Юденко Павел Николаевич, Яврумян Паруйр Амаякович.
В соответствии с распоряжением Председателя Законодательной Думы Томской области от 31.01.2023 № 7-п «О вопросах ведения (направления деятельности) комитетов Законодательной Думы Томской области» к вопросам ведения комитета отнесены следующие:
Градостроительная деятельность, в том числе вопросы:
стимулирования устойчивого развития строительного комплекса;
подготовки документов территориального планирования Томской области и муниципальных образований Томской области, градостроительного зонирования, планировки территории, утверждения региональных нормативов градостроительного проектирования;
комплексного развития территорий;
регионального строительного надзора;
установления случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство на территории Томской области;
благоустройства территорий муниципальных образований Томской области;
создания условий для развития механизма государственно-частного партнерства, в том числе в форме концессионных соглашений;
Жилищная политика, в том числе вопросы:
содействия улучшению качества жилищных условий и повышению доступности жилья, создания условий для формирования рынка наемных домов и строительства стандартного жилья;
определения порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Томской области, порядка и условий пользования специализированными жилыми помещениями;
переселения граждан из аварийного жилищного фонда;
защиты прав участников долевого строительства;
обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.
Жилищно-коммунальный комплекс, в том числе вопросы:
формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом;
создания условий для развития жилищно-коммунального хозяйства;
установления правовых и организационных основ своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Томской области;
содействия развитию и модернизации коммунальной инфраструктуры, повышению надежности функционирования жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению населения топливно-энергетическими ресурсами;
регулирования отношений в сфере тарифной политики в жилищно-коммунальном комплексе и энергетике;
регулирования отношений в сфере содержания, эксплуатации и использования жилищного фонда;
привлечения инвестиций в коммунальную отрасль на условиях концессионных соглашений;
государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля в Томской области.
Обращение с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами на территории Томской области, в том числе вопросы:
регулирования отношений по обращению с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья;
деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Томской области.
Энергетический комплекс, в том числе вопросы:
создания условий для обеспечения энергобезопасности Томской области;
содействия в эффективном и рациональном использовании энергетических ресурсов, стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории Томской области;
содействия развитию возобновляемой энергетики;
использования атомной энергии и радиационной безопасности населения Томской области.
Газификация, в том числе вопросы:
содействия развитию газотранспортной системы и расширению газораспределительных сетей в Томской области;
газификации и догазификации населенных пунктов Томской области;
социальной поддержки отдельных категорий граждан, осуществляющих газификацию жилых помещений на территории Томской области.
Транспорт, в том числе вопросы:
создания условий для развития транспортной инфраструктуры региона, в том числе водного транспорта и малой авиации, содержания, развития и организации эксплуатации аэропортов и (или) аэродромов, речных портов, вертодромов, посадочных площадок гражданской авиации, находящихся в собственности Томской области;
регулирования отношений в сфере организации транспортного обслуживания населения воздушным, водным, автомобильным транспортом, включая легковое такси, в межмуниципальном и пригородном сообщении и железнодорожным транспортом в пригородном сообщении;
установления требований к перевозкам пассажиров легковыми такси на территории Томской области.
Дорожный комплекс, в том числе вопросы:
создания условий для развития дорожной инфраструктуры региона;
содержания и развития сети автомобильных дорог Томской области, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), предоставляемых на платной основе и без взимания платы;
безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах.
Связь, в том числе вопросы:
содействия развитию и повышению доступности и качества услуг связи;
регулирования отношений в сфере информатизации и развития информационных технологий;
развития перспективных направлений средств коммуникаций и современной почтовой связи.
Природопользование, недропользование и охрана окружающей среды, в том числе вопросы:
лесного хозяйства, лесоустройства, управления в области использования и охраны лесных ресурсов, учета лесов;
воспроизводства, рационального и эффективного использования, сохранения и воспроизводства природных ресурсов, в том числе: лесных, объектов животного мира, водных биологических ресурсов;
экологии, в том числе экологического контроля (надзора), государственного экологического мониторинга;
регулирования отношений в сфере охраны окружающей среды, в том числе охраны атмосферного воздуха, озелененных территорий, внедрения эффективных систем управления в области охраны окружающей среды, сохранения уникальных природных экосистем;
содействия формированию экологической культуры, стимулирования снижения негативного воздействия на окружающую среду;
охоты и охотничьего хозяйства;
рыбохозяйственного комплекса;
особо охраняемых природных территорий;
охраны недр, рационального использования, мониторинга состояния недр в рамках государственного мониторинга окружающей среды;
управления водными ресурсами и объектами;
рассмотрения государственного доклада о состоянии и охране окружающей среды Томской области.
Земельные отношения, в том числе вопросы:
регулирования земельных отношений, землеустройства, рационального использования земель и эффективного землепользования (за исключением отношений в сфере оборота земель сельскохозяйственного назначения и особо ценных продуктивных земель), земельного контроля;
предоставления отдельным категориям граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности для индивидуального жилищного строительства и для целей, не связанных со строительством, в собственность бесплатно.
Иные вопросы, отнесенные к ведению комитета актами Думы и распоряжениями Председателя Думы.
Всего за отчетный период проведено 16 заседаний комитета. На заседаниях комитета рассмотрено 84 вопроса (информация представлена в таблице ниже).
|
Комитет |
Комиссии |
Рабочие группы |
Заседания, в т.ч. |
12 |
4 |
1 |
выездные |
1 |
0 |
0 |
Количество рассмотренных вопросов |
58 |
6 |
1 |
Направление работы |
Рассмотрено комитетом |
Базовые (новые) законы |
6 |
Законы о внесении изменений и дополнений* |
24 |
Утратившие силу законы |
0 |
Проекты федеральных законов, в т.ч.: |
105 |
поддержано |
47 |
не поддержано |
2 |
подготовлены поправки |
0 |
принято к сведению |
56 |
Законодательные инициативы и обращения субъектов РФ, в т.ч.: |
11 |
поддержано |
2 |
не поддержано |
0 |
подготовлены поправки |
0 |
принято к сведению |
47 |
Законодательные инициативы и обращения ЗДТО, в т.ч.: |
2 |
направлены в ГД РФ |
0 |
направлены в СЗ РФ |
1 |
направлены в Правительство РФ |
1 |
Награждение Почетными грамотами Томской области |
1 |
Отчеты, доклады, информация о правоприменении |
6 |
Протесты прокурора ТО |
0 |
Парламентские слушания |
0 |
Совет общественных инициатив |
0 |
Иные вопросы |
9 |
* в работе комитета учитываются все рассмотренные вопросы, в т.ч. законы в двух чтениях и вопросы (НПА), рассмотренные совместно с другими комитетами
1. Законотворческая деятельность
Основной вектор работы комитета был направлен на решение задач, поставленных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21 февраля 2023 года и Указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и от 21 июля 2020 года «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
Комитет осуществлял работу в соответствии с планами законотворческой деятельности Законодательной Думы Томской области на первое и второе полугодия 2023 года (утв. постановлениями Думы от 28.02.2023 № 675 и от 24.08.2023 № 920) и предложениями субъектов права законодательной инициативы. Также комитетом проделана законотворческая работа в дополнение к запланированной. Подготовка законопроектов была направлена как на приведение областного законодательства в соответствие с изменениями федерального законодательства, так и на его совершенствование.
В процессе законотворческой деятельности депутаты комитета осуществляли постоянное взаимодействие с депутатами других комитетов Законодательной Думы Томской области, Администрацией Томской области, прокуратурой Томской области, Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Томской области, Контрольно-счетной палатой Томской области, Ассоциацией «Совет муниципальных образований Томской области», органами местного самоуправления муниципальных образований Томской области, представителями бизнес-сообщества, а также с экспертами по вопросам ведения комитета Законодательной Думы Томской области по строительству, инфраструктуре и природопользованию.
Комитетом совместно с Департаментом по государственно-правовым вопросам и законопроектной деятельности Администрации Томской области, а также руководителями профильных Департаментов Администрации Томской области по вопросам ведения комитета на постоянной основе велась работа по внесению изменений в законодательство Томской области, в том числе в целях приведения законов Томской области в соответствие с федеральным законодательством.
Комитетом рассмотрено и подготовлено для рассмотрения Законодательной Думой Томской области 22 проекта закона Томской области, в том числе 5 базовых.
В отчетном периоде комитетом также велась самостоятельная работа по приведению регионального законодательства в соответствие с федеральным. На рассмотрение Думы депутатами комитета было внесено 2 проекта закона Томской области, направленных на приведение областных законов в соответствие с федеральным законодательством.
1.1. Законы Томской области в сфере градостроительной деятельности
Закон Томской области от 13.03.2023 № 8-ОЗ «О внесении изменения в статью 4 Закона Томской области «О разграничении полномочий органов государственной власти Томской области в сфере комплексного развития территорий»
Направлен на совершенствование Закона Томской области от 28 декабря 2021 года № 126-ОЗ «О разграничении полномочий органов государственной власти Томской области в сфере комплексного развития территорий».
На основании пункта 3 части 8 статьи 65 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях комплексного развития территории жилой застройки для государственных или муниципальных нужд могут быть изъяты земельные участки с расположенными на них домами блокированной застройки, объектами индивидуального жилищного строительства, садовыми домами, которые признаны аварийными или которые соответствуют критериям, установленным субъектом Российской Федерации.
Установление таких критериев отнесено законом к полномочиям Департамента архитектуры и строительства Томской области.
Закон Томской области от 12.04.2023 № 30-ОЗ «О внесении изменений в Закон Томской области «О порядке предоставления отдельным категориям граждан жилых помещений или единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения»
Направлен на приведение Закона Томской области от 11 мая 2011 года № 71-ОЗ «О порядке предоставления отдельным категориям граждан жилых помещений или единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения» в соответствие с Федеральным законом от 14 июля 2022 года № 282-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Законом дополнен перечень лиц, на которые распространяется мера поддержки по обеспечению жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета, следующими категориями:
члены семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, независимо от общей продолжительности военной службы, имевших основания для признания нуждающимися в жилых помещениях, установленные статьей 51 Жилищного кодекса РФ (ранее – имевших основания быть признанными нуждающимися в соответствии с № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»);
члены семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, независимо от общей продолжительности военной службы в случае, если основания для признания таких членов семей нуждающимися в жилых помещениях, установленные статьей 51 Жилищного кодекса РФ, возникли вследствие рождения в этих семьях детей после гибели (смерти) указанных военнослужащих, в отношении которых отцовство установлено в соответствии с пунктом 2 статьи 48 Семейного кодекса РФ (новая категория).
Скорректирована отсылочная норма на абзац шестой пункта 31 статьи 24 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».
Закон Томской области от 03.05.2023 № 41-ОЗ «О внесении изменений в статьи 2 и 3 Закона Томской области «О порядке подготовки и утверждения документации по планировке территории, осуществляемой на основании решений уполномоченного исполнительного органа Томской области в сфере градостроительной деятельности»
Направлен на приведение Закона Томской области от 13 ноября 2018 года № 131-ОЗ «О порядке подготовки и утверждения документации по планировке территории, осуществляемой на основании решений уполномоченного исполнительного органа Томской области в сфере градостроительной деятельности» в соответствие с нормами Градостроительного кодекса РФ.
Федеральным законом от 29 декабря 2022 года № 612-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившим силу абзаца второго пункта 2 статьи 16 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» внесены изменения в статью 45 Градостроительного кодекса РФ в части сокращения сроков:
- согласования документации по планировке территории органами исполнительной власти субъекта РФ (с 15 до 10 дней);
- принятия решения об утверждении документации по планировке территории (с 20 до 15 рабочих дней).
Соответствующие изменения внесены в статьи 2 и 3 Закона № 131-ОЗ.
Закон Томской области от 10.10.2023 № 83-ОЗ «О внесении изменений в статью 6 Закона Томской области «О проекте схемы территориального планирования Томской области»
Направлен на приведение Закона Томской области от 9 ноября 2011 года № 293-ОЗ «О проекте схемы территориального планирования Томской области» в соответствие с Градостроительным кодексом РФ.
Федеральным законом от 4 августа 2023 года № 438-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» изменен порядок актуализации схем территориального планирования субъектов РФ:
ранее схемы утверждались на срок не менее чем двадцать лет, сейчас подлежат актуализации не реже одного раза в двадцать лет – для линейных объектов регионального значения;
в иных случаях ранее схемы утверждались на срок не менее чем 10 лет, сейчас – подлежат актуализации не реже одного раза в десять лет.
Аналогичные изменения внесены в часть 7 статьи 6 Закона № 293-ОЗ.
Закон Томской области от 02.11.2023 № 92-ОЗ «Об утверждении заключения Соглашения об описании местоположения границы между субъектами Российской Федерации Новосибирской областью и Томской областью и Дополнительных соглашений к нему»
Базовый закон, направленный на утверждение Соглашения об описании местоположения границы между субъектами Российской Федерации Новосибирской областью и Томской областью, заключенного 30 июня 2022 года № 39, и Дополнительных соглашений к нему.
Заключение указанного Соглашения необходимо для включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о местоположении границы между субъектами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 2021 года № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» заключение и расторжение договоров субъекта Российской Федерации утверждаются законом субъекта.
Закон Томской области от 27.12.2023 № 133-ОЗ «О реализации отдельного полномочия в области градостроительной деятельности»
Базовый закон, закрепляющий полномочие Администрации Томской области по утверждению порядка принятия управленческих решений и внесения в них изменений в отношении незавершенных объектов капитального строительства, включенных в региональный реестр незавершенных объектов капитального строительства (завершение строительства, приватизация, снос).
Закон Томской области от 27.12.2023 № 126-ОЗ «О перераспределении отдельных полномочий в области градостроительной деятельности, области земельных отношений между органами местного самоуправления отдельных муниципальных образований Томской области и исполнительными органами Томской области»
Базовый закон, направленный на формирование единой инфраструктуры для осуществления градостроительной политики и повышения качества и темпов реализации национальных проектов и государственных программ.
Законом перераспределены на региональный уровень отдельные полномочия органов местного самоуправления г. Томска, Томского района, 19 сельских поселений Томского района в области градостроительной деятельности и земельных отношений.
1.2. Законы Томской области в сфере жилищно-коммунального хозяйства
Закон Томской области от 13.03.2023 № 9-ОЗ «О разграничении полномочий органов государственной власти Томской области в сфере газоснабжения и газификации Томской области»
Базовый закон, которым установлены полномочия Законодательной Думы Томской области, Губернатора Томской области, Администрации Томской области и исполнительных органов Томской области в сфере газоснабжения и газификации:
- Департамента тарифного регулирования;
- Департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора;
- Департамента архитектуры и строительства;
- Департамента социальной защиты населения;
- Департамента по социально-экономическому развитию села.
Согласно п. 169 ч. 1 ст. 44 Федерального закона № 414-ФЗ, вступившему в силу 01.01.2023, к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации отнесено решение вопросов создания условий для развития газификации и участия в организации газоснабжения граждан, утверждения программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, установления, изменения, прекращения существования охранной зоны газопровода газораспределительной сети.
Закон Томской области от 02.11.2023 № 100-ОЗ «О внесении изменений в Закон Томской области «О льготных тарифах на тепловую энергию (мощность) и (или) горячую воду»
Закон направлен на совершенствование Закона Томской области от 8 декабря 2017 года № 140-ОЗ «О льготных тарифах на тепловую энергию (мощность) и (или) горячую воду». Предусматривает расширение сферы деятельности льготных тарифов на коммунальные ресурсы и географии их применения: кроме сферы теплоснабжения включаются сферы водоснабжения и водоотведения, а также снимается ограничение по территории действия закона – распространено на всю территорию Томской области.
Закон Томской области от 14.12.2023 № 114-ОЗ «О внесении изменения в статью 5 Закона Томской области «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Томской области»
Направлен на приведение Закона Томской области от 7 июня 2013 года № 116-ОЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Томской области» в соответствие с Жилищным кодексом РФ.
Установлены полномочия Департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области по утверждению состава работ, входящих в перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, финансируемых за счет средств фонда капитального ремонта, установленный частью 1 статьи 166 Жилищного кодекса РФ.
Закон Томской области от 27.12.2023 № 134-ОЗ «О внесении изменений в статьи 4 и 5 Закона Томской области «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности на территории Томской области»
Направлен на совершенствование Закона Томской области от 19 октября 2010 года № 238-ОЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности на территории Томской области».
Распоряжением Правительства Российской Федерации 8 декабря 2023 года Томская область включена в перечень пилотных территорий по созданию зарядной инфраструктуры для электротранспорта, в связи с чем наш регион получил право на выделение из средств федерального бюджета субсидии на реализацию мероприятий по развитию зарядной инфраструктуры для электромобилей на 2024 год в размере 24 млн руб. в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие энергетики». Проект областного бюджета предусматривает необходимые средства в качестве софинансирования в размере 3,6 млн руб.
Законом уточнены наименования расходного обязательства субъекта Российской Федерации в сфере развития зарядной инфраструктуры для электромобилей. Исполнительные органы Томской области наделены полномочиями по осуществлению взаимодействия с Министерством энергетики Российской Федерации при предоставлении субсидий на возмещение части затрат юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в том числе являющимся территориальными сетевыми организациями, подключающими объекты зарядной инфраструктуры к своим сетям, или производителями объектов зарядной инфраструктуры, реализующими инвестиционные проекты по строительству объектов зарядной инфраструктуры для быстрой зарядки электрического автомобильного транспорта.
1.3. Законы Томской области в сфере обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами
Закон Томской области от 02.11.2023 № 99-ОЗ «О внесении изменений в статью 4 Закона Томской области «О разграничении полномочий органов государственной власти Томской области в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории Томской области»
Направлен на приведение Закона Томской области от 10 ноября 2017 года № 118-ОЗ «О разграничении полномочий органов государственной власти Томской области в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории Томской области» в соответствие с Федеральным законом от 4 августа 2023 года № 476-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и признании утратившей силу части 3 статьи 3 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и Федеральный закон «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом».
Законом установлены следующие полномочия Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды:
по определению способа расчета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в целях расчетов по договорам на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором и (или) потребителем услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами;
по утверждению порядка выбора способа указанного расчета.
Указанные способ и порядок могут предусматривать расчет объема и массы твердых коммунальных отходов исходя из нормативов накопления или путем определения фактического объема и массы накопленных твердых коммунальных отходов.
1.4. Законы Томской области в сфере транспорта и дорожной деятельности
Закон Томской области от 12.04.2023 № 29-ОЗ «О внесении изменения в статью 6 Закона Томской области «О разграничении полномочий органов государственной власти Томской области в области использования автомобильных дорог, осуществления дорожной деятельности, организации дорожного движения и обеспечения безопасности дорожного движения»
Направлен на приведение Закона Томской области от 11 апреля 2013 года № 61-ОЗ «О разграничении полномочий органов государственной власти Томской области в области использования автомобильных дорог, осуществления дорожной деятельности, организации дорожного движения и обеспечения безопасности дорожного движения» в соответствие с Федеральным законом от 06.03.2022 № 39-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Согласно пункту 4 статьи 1 Федерального закона № 39-ФЗ с 1 марта 2023 года информационное обеспечение пользователей автомобильными дорогами общего пользования регионального или межмуниципального значения осуществляется в том числе посредством системы контроля за формированием и использованием средств дорожных фондов.
Законом конкретизируется полномочие Департамента транспорта, дорожной деятельности и связи Томской области.
Закон Томской области от 12.07.2023 № 62-ОЗ «Об отдельных вопросах организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси на территории Томской области и о признании утратившими силу отдельных законодательных актов Томской области»
Базовый закон направлен на совершенствование правоотношений в сфере организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси на территории Томской области.
Законом разграничены полномочия Законодательной Думы Томской области, Губернатора Томской области, исполнительных органов Томской области по отдельным вопросам регулирования перевозок пассажиров и багажа легковым такси на территории Томской области, установлен порядок размещения сведений о тарифах на перевозку легковым такси. Законом предусматривается возможность применения мер государственной поддержки перевозчиков, в том числе в целях стимулирования использования в качестве легкового такси электромобилей, легковых автомобилей с двигателями, работающими на газомоторном топливе, а также осуществления перевозок пассажиров из числа инвалидов, многодетных семей и иных категорий граждан.
Закон Томской области от 14.12.2023 № 109-ОЗ «О внесении изменений в Закон Томской области «Об организации транспортного обслуживания населения воздушным транспортом на внутриобластных маршрутах в Томской области»
Направлен на совершенствование Закона Томской области от 28 июня 2017 года № 65-ОЗ «Об организации транспортного обслуживания населения воздушным транспортом на внутриобластных маршрутах в Томской области».
Предусматривает распространение действия закона не только на внутриобластные маршруты, но и на региональные. А также законодательное закрепление полномочий Департамента транспорта, дорожной деятельности и связи Томской области по предоставлению субсидий муниципальным образованиям на компенсацию затрат на вертолетные перевозки пассажиров в границах муниципальных образований, а также субсидий авиаперевозчикам на региональных маршрутах.
1.5. Законы Томской области в сфере земельных отношений, недропользования и природопользования
В Закон Томской области от 09.07.2015 № 100-ОЗ «О земельных отношениях в Томской области» вносились следующие изменения:
Закон Томской области от 15.03.2023 № 18-ОЗ «О внесении изменения в статью 9 Закона Томской области «О земельных отношениях в Томской области»
Принят во исполнение подпункта «б» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2022 года № 629 «Об особенностях регулирования земельных отношений в Российской Федерации в 2022 и 2023 годах», согласно которому в 2023 году земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам Российской Федерации или российским юридическим лицам в аренду без проведения торгов в целях осуществления деятельности по производству продукции, необходимой для обеспечения импортозамещения в условиях введенных ограничительных мер со стороны иностранных государств и международных организаций, перечень которой устанавливается решением органа государственной власти Российской Федерации.
Соответствующие изменения внесены в часть 1 статьи 9 Закона № 100-ОЗ, устанавливающую перечень случаев предоставления земельных участков в аренду без проведения торгов.
Перечень импортозамещающей продукции установлен распоряжением Администрации Томской области от 17.10.2022 № 658-ра «Об установлении перечня продукции, необходимой для обеспечения импортозамещения в условиях введенных ограничительных мер со стороны иностранных государств и международных организаций на территории Томской области».
Закон Томской области от 03.05.2023 № 42-ОЗ «О внесении изменения в статью 3 Закона Томской области «О земельных отношениях в Томской области»
Принят в целях реализации положений Федерального закона от 7 октября 2022 года № 385-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и признании утратившей силу части 7 статьи 34 Федерального закона «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Федерального закона № 385-ФЗ за Администрацией Томской области закрепляется полномочие по определению перечня муниципальных образований, на территориях которых расположены находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, в отношении которых до 1 января 2026 года аукционы по продаже земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо на право заключения договоров аренды таких участков в соответствии со статьей 3918 Земельного кодекса Российской Федерации в электронной форме не проводятся по причине технической невозможности участия в них граждан и (или) крестьянских (фермерских) хозяйств в связи с ограничением либо отсутствием доступа к подключению к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на территориях данных муниципальных образований (проектом закона статья 3 Закона Томской области от 9 июля 2015 года № 100-ОЗ «О земельных отношениях в Томской области» дополняется пунктом 9-5).
Закон Томской области от 30.08.2023 № 69-ОЗ «О внесении изменений в Закон Томской области «О земельных отношениях в Томской области»
Направлен на приведение Закона Томской области от 9 июля 2015 года № 100-ОЗ «О земельных отношениях в Томской области» в соответствие с пунктом 3 статьи 3936 Земельного кодекса Российской Федерации.
Полномочия Администрации Томской области, Департамента архитектуры и строительства Томской области и органов местного самоуправления по размещению отдельных видов объектов (тепловые, водопроводные и канализационные сети, объекты благоустройства, пандусы и др.) без предоставления земельных участков и установления сервитутов, приведены в соответствие с изменениями, внесенными в статью 3936 Земельного кодекса Российской Федерации.
Земельным кодексом РФ установлены исключения по размещению без предоставления земельных участков для нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а с 1 сентября 2023 года и для некапитальных строений и сооружений, расположенных в границах национальных парков.
Кроме того, с 1 сентября 2023 года установлена возможность размещения отдельных видов объектов без предоставления публичного сервитута.
Закон Томской области от 02.11.2023 № 98-ОЗ «О внесении изменений в Закон Томской области «О земельных отношениях в Томской области»
Принят в целях совершенствования Закона Томской области от 9 июля 2015 года № 100-ОЗ «О земельных отношениях в Томской области» с учетом предложений органов местного самоуправления.
В Законе предусматривается:
- сокращение сроков оформления документов (принятие муниципального правового акта о предоставлении земельного участка – с 45 до 30 дней);
- дополнение перечня оснований для отказа в постановке на учет на получение земельного участка (непредоставление или не полное предоставление пакета документов).
А также в Законе сохранено право на получение земельных участков для лиц из категории «молодые специалисты», достигших возраста 36 лет и более, имеющих среднее профессиональное или высшее образование, если они продолжают работать по трудовому договору в соответствии с уровнем профессионального образования и квалификацией в сфере сельскохозяйственного производства, ветеринарии, образования, здравоохранения, культуры, лесного хозяйства в сельских населенных пунктах.
Закон Томской области от 15.03.2023 № 15-ОЗ «О внесении изменений в Закон Томской области «Об установлении порядка и нормативов заготовки гражданами древесины для собственных нужд»
Направлен на приведение в соответствие с действующим законодательством и его совершенствование:
- урегулирована процедура предоставления гражданам права заготовки древесины для собственных нужд;
- установлены нормативы заготовки древесины для применения в расчете на:
семью/одиноко проживающего,
отапливаемое жилое помещение;
- исключены из предмета регулирования Закона № 165-ОЗ вопросы заготовки валежника;
- закреплено право граждан, владеющих садовыми домами, на заготовку древесины;
- скорректировано понятие «молодой специалист».Закон Томской области от 30.08.2023 № 66-ОЗ «О внесении изменения в статью 2 Закона Томской области «О недропользовании на территории Томской области»
Направлен на приведение Закона Томской области от 12 сентября 2003 года № 116-ОЗ «О недропользовании на территории Томской области» в соответствие с Федеральным законом от 10 июля 2023 года № 296-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
С 1 октября 2023 года без проведения конкурса или аукциона можно предоставлять права пользования участком недр местного значения, содержащим общераспространенные полезные ископаемые, необходимые для целей выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования, не только юридическим лицам, с которыми заключены гражданско-правовые договоры в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» или Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», но и концессионерам в отношении объектов, предусмотренных подпунктом 1 части 1 статьи 4 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», а также частным партнерам по соглашениям о государственно-частном партнерстве, соглашениям о муниципально-частном партнерстве в отношении объектов, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 7 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Соответствующие изменения внесены в абзац восьмой пункта 9.1 Закона Томской области № 116-ОЗ, устанавливающий полномочия Администрации Томской области по принятию решений о предоставлении таких участков недр.
Закон Томской области от 02.11.2023 № 101-ОЗ «О внесении изменений в статью 5 Закона Томской области «Об охране окружающей среды в Томской области»
Подготовлен в целях приведения Закона Томской области от 10 июля 2007 года № 134-ОЗ «Об охране окружающей среды в Томской области» в соответствие с федеральным законодательством.
Федеральным законом от 4 августа 2023 года № 449-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» были внесены изменения в статью 6 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», часть 1 статьи 44 Федерального закона от 21 декабря 2021 года № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», согласно которым за органами государственной власти субъектов Российской Федерации закреплены новые полномочия по выявлению объектов накопленного вреда окружающей среде и организации ликвидации накопленного вреда окружающей среде.
Соответствующие изменения предлагается внести в статью 5 Закона № 134-ОЗ, дополнив ее новым пунктом 13, устанавливающим указанные полномочия Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области.
1.6. Участие в доработке и рассмотрении проектов законов Томской области по смежным вопросам ведения
Комитет принимал участие в рассмотрении следующих законов Томской области:
Закон Томской области от 27.12.2023 № 128-ОЗ «Об областном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов» (ответственный – бюджетно-финансовый комитет Законодательной Думы Томской области);
Закон Томской области от 04.09.2023 № 74-ОЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Томской области» (ответственный – комитет Законодательной Думы Томской области по труду и социальной политике).
Направлен на приведение в соответствие с федеральным законодательством двух законов Томской области:
от 12 августа 2013 года № 143-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан, осуществляющих газификацию жилых помещений на территории Томской области»;
от 7 июня 2013 года № 109-ОЗ «О социальной помощи на зубопротезирование отдельным категориям граждан, проживающим на территории Томской области».
Из требований к жилому помещению, подлежащему газификации, исключены слова «ветхих и» в связи с тем, что в действующем законодательстве данное понятие не используется и его определение отсутствует (жилое помещение, подлежащее газификации, должно быть пригодным для проживания и не быть включенным в реестр ветхих и аварийных жилых помещений).
К ветеранам Великой Отечественной войны, имеющим право на получение социальной помощи на зубопротезирование и газификацию жилого помещения, отнесены лица, награжденные знаком «Житель осажденного Сталинграда».
Закон Томской области от 30.08.2023 № 67-ОЗ «О внесении изменений в Закон Томской области «О реализации полномочий органов государственной власти Томской области, установленных Федеральным законом «О концессионных соглашениях» (ответственный – бюджетно-финансовый комитет Законодательной Думы Томской области)
Направлен на совершенствование Закона Томской области от 06.09.2016 № 109-ОЗ «О реализации полномочий органов государственной власти Томской области, установленных Федеральным законом «О концессионных соглашениях».
Законом уточнены полномочия органов государственной власти Томской области в сфере концессионных соглашений:
- Законодательная Дума Томской области наделена полномочием по утверждению законами Томской области заключения и расторжения подписанных концессионных соглашений в отношении объекта концессионного соглашения, право собственности на который принадлежит или будет принадлежать Томской области.
- Администрации Томской области наделена полномочиями по:
1) принятию решения о заключении концессионного соглашения, концедентом в котором является Томская область, с концессионером, определенным решением Правительства Российской Федерации.
Решением о заключении концессионного соглашения устанавливаются существенные условия концессионного соглашения, порядок заключения концессионного соглашения и требования к концессионеру;
2) принятию решения о заключении концессионного соглашения, концедентом в котором является Томская область, на срок, превышающий срок действия утвержденных главному распорядителю средств областного бюджета лимитов бюджетных обязательств.
1.7. Совершенствование федерального законодательства
За отчетный период на заседаниях комитета рассмотрено 105 проектов федеральных законов, внесенных в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, по 47-ми из которых комитетом подготовлены проекты постановлений Законодательной Думы Томской области.
Всего комитетом были рассмотрены 11 законодательных инициатив и обращений субъектов Российской Федерации, из них 2 – поддержаны.
В 2023 году комитетом проводилась работа по следующим проектам законодательных инициатив по внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проектов федеральных законов и обращений субъекта Российской Федерации:
Проект законодательной инициативы Законодательной Думы Томской области по внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменений в статью 281 Федерального закона «О теплоснабжении» и статью 411 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении».
Внесен Ассоциацией «Совет муниципальных образований Томской области».
Законодательная инициатива направлена на обеспечение возможности выбора наиболее оптимального способа передачи прав владения или пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности объектами теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения исходя из особенностей конкретного региона или муниципального образования.
Законопроектом закрепляется право органов местного самоуправления передавать указанное имущество по договорам аренды в тех случаях, когда передача его в концессию экономически не оправдана. При этом сохранится возможность передачи объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения как по договору аренды, так и в рамках концессионного соглашения.
Советом законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации рассмотрен проект постановления Законодательной Думы Томской области «О законодательной инициативе Законодательной Думы Томской области по внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменений в статью 281 Федерального закона «О теплоснабжении» и статью 411 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении», внесенный в порядке реализации права законодательной инициативы Ассоциацией «Совет муниципальных образований Томской области» и не рекомендован к внесению в Государственную Думу.
По мнению Совета законодателей, принятие данного законопроекта не будет способствовать развитию не только объектов коммунальной инфраструктуры, но и всей политики в сфере теплоснабжения, горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, поскольку к обязанностям арендаторов объектов коммунальной инфраструктуры осуществление реконструкции (модернизации) не отнесено.
При этом на этапе рассмотрения инициативы в Совете законодателей была отмечена актуальность данной проблемы для объектов коммунальной инфраструктуры, находящихся в муниципальной собственности, но не в государственной.
В соответствии с п. 16 Положения о порядке реализации Законодательной Думой Томской области права законодательной инициативы в Федеральном Собрании Российской Федерации, утвержденного постановлением Законодательной Думы Томской области от 28.06.2017 № 518, Комитетом принято решение о направлении вышеуказанного проекта постановления Законодательной Думы Томской области Ассоциации «Совет муниципальных образований Томской области» для доработки.
Проект законодательной инициативы Законодательной Думы Томской области по внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменений в статью 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды»
Внесен депутатами Козловской О.В., Куприянцем А.Б., Автомоновым С.Б.
Законопроект был направлен на приведение Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ) в соответствие с Федеральным законом от 21 декабря 2021 года № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации».
Так, в действующей редакции Закона № 7-ФЗ полномочия федеральных органов исполнительной власти в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, могут передаваться органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее – Закон № 184-ФЗ).
С 1 января 2023 года Закон № 184-ФЗ утратил силу в связи с принятием Закона № 414-ФЗ. В этой связи ссылку на Закон № 184-ФЗ предлагается заменить ссылкой на Закон № 414-ФЗ.
Вместе с тем законодательная инициатива была отклонена Советом Законодательной Думы Томской области в связи с внесением в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта Федерального закона № 375982-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (внесен сенаторами РФ Шевченко А.А., Тимченко В.С., депутатами Государственной Думы ФС РФ Неверовым С.И., Вяткиным Д.Ф., Паниным Г.О., Морозовым С.И., Любарским Р.В., Фадиной О.Н., Кисляковым М.Л., Парфеновым А.Б., Диденко А.Н., Матвеевым М.Н., Чемерисом Р.Б., Кабышевым С.В., Лисицыным А.И.).
Проект постановления Законодательной Думы Томской области «Об обращении Законодательной Думы Томской области к Заместителю Председателя Правительства Российской Федерации Хуснуллину М.Ш. по вопросу исключения требования об обязательности заключения концессионных соглашений в целях передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, находящимися в муниципальной собственности».
Внесен депутатами Козловской О.В., Куприянцем А.Б., Автомоновым С.Б.
Учитывая необходимость продолжения работы над сложившейся в муниципальных образованиях Томской области ситуацией по передаче объектов коммунальной инфраструктуры в концессию, было подготовлено обращение к Заместителю Председателя Правительства Российской Федерации Хуснуллину Марату Шакирзяновичу с просьбой предусмотреть в законодательстве Российской Федерации более гибкие условия для реализации полномочий органов местного самоуправления в сфере теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения.
Предлагалось исключить из федеральных законов № 190-ФЗ и № 416-ФЗ ограничения по заключению договоров аренды в отношении объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, находящихся в муниципальной собственности, и предусмотреть возможность заключения таких договоров при любых сроках ввода таких объектов в эксплуатацию.
Законодательная инициатива была поддержана 17-ю субъектами Российской Федерации, но не была поддержана Минэкономразвития России.
2. Исполнение контрольных полномочий
За отчетный период комитетом рассмотрено 6 информационных вопросов:
- «О вопросах заготовки гражданами древесины для собственных нужд на территории Томской области»;
- О реализации национального проекта «Жилье и городская среда» (регионального проекта «Формирование комфортной городской среды», г. Томск) – выездное заседание комитета;
- «О регулировании деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси и перспективах её развития на территории Томской области»;
- «О состоянии и перспективах развития федеральной почтовой связи на территории Томской области»;
- «Об основных задачах цифровой трансформации в Томской области»;
- «О проекте закона Томской области «О перераспределении отдельных полномочий между органами местного самоуправления отдельных муниципальных образований Томской области и исполнительными органами Томской области» (расширенное заседание комитета совместно с членами постоянной комиссии по градостроительству, инфраструктуре и жилищно-коммунальному комплексу, представителями органов местного самоуправления и экспертным сообществом).
3. Работа постоянных комиссий комитета
Важная роль в работе комитета принадлежит постоянным комиссиям комитета:
– комиссия по градостроительству, инфраструктуре и жилищно-коммунальному комплексу (председатель – Автомонов С.Б.);
– комиссия по вопросам природопользования, экологии и земельным отношениям (председатель – Никулин Д.В.).
За истекший период проведено 4 заседания постоянных комиссий комитета.
Деятельность постоянных комиссий затрагивает актуальные социально-экономические вопросы в сфере строительного комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, дорожного хозяйства, природопользования, экологии и земельных отношений.
Основными направлениями работы комиссий являются:
1) участие в законотворческой деятельности Законодательной Думы Томской области, включающее в себя рассмотрение законопроектов (проектов законов Томской области, законодательных инициатив Законодательной Думы Томской области, проектов федеральных законов) и мониторинг реализации действующего областного законодательства.
Комиссией по градостроительству, инфраструктуре и жилищно-коммунальному комплексу совместно с комитетом по строительству, инфраструктуре и природопользованию, представителями органов местного самоуправления и экспертным сообществом была рассмотрена информация «О проекте закона Томской области «О перераспределении отдельных полномочий между органами местного самоуправления отдельных муниципальных образований Томской области и исполнительными органами Томской области».
2) рассмотрение информации по актуальным отраслевым вопросам:
Комиссией по градостроительству, инфраструктуре и жилищно-коммунальному комплексу была рассмотрена информация: о платежах за жилищно-коммунальные услуги в Томской области, в том числе с учетом субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;
Комиссией по вопросам природопользования, экологии и земельных отношений в течение года дважды была рассмотрена информация Департамента лесного хозяйства Томской области «О ходе подготовки к проведению санитарно-оздоровительных мероприятий в орехово-промысловых зонах погибших насаждений».
По итогам вышеуказанной деятельности комиссиями приняты соответствующие решения с рекомендациями.
4. Иные мероприятия, проводимые комитетом Законодательной Думы Томской области по строительству, инфраструктуре и природопользованию
Подготовлен к рассмотрению на 26 собрании Законодательной Думы Томской области 30.11.2023 вопрос «О перспективах развития Международного аэропорта Томск им. Н.И. Камова».
Внесен в установленном порядке к рассмотрению на собрании Законодательной Думы Томской области вопрос «О награждении Почетной грамотой Законодательной Думы Томской области» сотрудника ООО «Горсети» за многолетний добросовестный труд и значительный вклад в развитие энергетической отрасти Томской области.
В ноябре 2023 года принято постановление Законодательной Думы Томской области «О результатах мониторинга правоприменения Закона Томской области от 9 августа 2007 года № 165-ОЗ «Об установлении порядка и нормативов заготовки гражданами древесины для собственных нужд».
По результатам мониторинга отмечено следующее:
Проведя правовую оценку Закона № 165-ОЗ, несогласованности рассматриваемого нормативного правового акта с иными нормативными правовыми актами Томской области, регламентирующими вопросы установления порядка и нормативов заготовки гражданами древесины для собственных нужд, а также коллизии норм не выявлено. Дублирующие нормы права в нормативных правовых актах отсутствуют.
Коррупциогенных факторов в Законе № 165-ОЗ не выявлено. Противоречия между нормативными правовыми актами общего характера и нормативными правовыми актами специального характера, регулирующими однородные правоотношения, не обнаружены.
- В ходе анализа полученных предложений большинство муниципалитетов отметили, что пересматривать ставки платы для граждан на сегодняшний день также не требуется.
Вместе с тем в ходе мониторинга выработаны предложения по приведению Закона № 165-ОЗ в соответствие с законодательством.
В результате правовой оценки Закона № 165-ОЗ прокуратурой Томской области выявлено, что:
в нарушение статьи 30 Лесного кодекса Российской Федерации Законом № 165-ОЗ не регламентирована процедура предоставления древесины коренным малочисленным народам;
не определен порядок расчета годовых объемов заготовки гражданами древесины для собственных нужд.
А также рекомендовано разработать форму списка граждан, нуждающихся в древесине для собственных нужд для целей унификации и единообразия информации, предоставляемой органами местного самоуправления.
Кроме того, в ходе мониторинга выработаны предложения по совершенствованию Закона № 165-ОЗ:
- проработать вопрос контроля за целевым использованием древесины, заготовленной на основании договоров купли-продажи лесных насаждений.
- дополнить перечень категорий граждан, для которых ставки платы по договорам купли-продажи лесных насаждений снижаются на 50 процентов, гражданами, принимающими (принимавшими) участие в специальной военной операции (в выполнении задач специальной военной операции) на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Херсонской области, Запорожской области, а также супругом (супругой), не вступившим в повторный брак, и несовершеннолетним детям погибшего (умершего) участника специальной военной операции из числа детей-сирот.
Процесс реализации Закона № 165-ОЗ в электронной форме (в части вопросов заключения договоров купли-продажи лесных насаждений) обнаружил следующие проблемные вопросы.
Администрации Томской области было рекомендовано:
разработать и внести в установленном порядке в Законодательную Думу Томской области проект закона Томской области, определяющий порядок предоставления древесины коренным малочисленным народам;
разработать нормативные правовые акты, определяющие типовой договор подряда и содержания доверенности в целях возможности введения солидарной ответственности гражданина и третьих лиц при несоблюдении условий договора купли-продажи лесных насаждений;
усовершенствовать процедуру предоставления государственной услуги в электронном виде, учитывая особенности регионального законодательства, а именно перевести в электронный вид услугу по включению граждан в список нуждающихся в древесине;
проработать и предложить варианты создания и актуализации информационного ресурса о предпринимателях, оказывающих услуги гражданам по заготовке древесины в области лесного хозяйства;
оценить целесообразность и экономическую эффективность оказания услуг по заготовке древесины гражданам и необходимость повышения эффективности работы Областного государственного автономного учреждения «Томское лесохозяйственное производственное объединение»;
Администрации Томской области совместно с органами местного самоуправления также было рекомендовано:
проводить разъяснительную работу с гражданами о возможности газификации жилых помещений, а также информировать о Законе Томской области от 12.08.2013 № 143-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан, осуществляющих газификацию жилых помещений на территории Томской области»;
Органам местного самоуправления было рекомендовано на площадке Ассоциации «Совет муниципальных образований Томской области» создать постоянно действующий совещательный орган по вопросу реализации Закона № 165-ОЗ для обсуждения оперативных вопросов и вопросов необходимости совершенствования Закона № 165-ОЗ.
Комитету Законодательной Думы Томской области по строительству, инфраструктуре и природопользованию рекомендовалось держать на контроле исполнение решений, сформированных в рекомендациях к настоящему мониторингу.
5. Работа с обращениями граждан
За отчетный период в комитет поступило 36 обращений по вопросам ведения комитета. Актуальны вопросы организации и проведения капитального ремонта многоквартирных жилых домов, проблемы благоустройства жилых микрорайонов, улиц и придомовых территорий, а также работа коммунальных служб и управляющих компаний. Часть обращений касается проблем, связанных с порядком начисления оплаты за потребленные услуги ЖКХ.
Также поступило предложение о необходимости внесения изменений в Закон Томской области «Об особо охраняемых природных территориях в Томской области».
Каждое обращение, поступившее в Законодательную Думу Томской области, было рассмотрено и не было оставлено без соответствующего ответа. В отдельных случаях были организованы выездные встречи с заявителями, проведены телефонные переговоры. С целью объективного и всестороннего изучения поступивших обращений запрашивалась дополнительная информация от государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц.
Вопросы жилищно-коммунального хозяйства и транспортного сообщения |
|
перечень вопросов |
всего |
о ремонте дорог, благоустройстве жилых микрорайонов и улиц |
18 |
о транспортном обслуживании населения |
4 |
о реализации программы кап. ремонта общего имущества в МЖД |
4 |
газификация, электроснабжение, водоснабжение |
3 |
о ремонте и строительстве объектов социальной инфраструктуры |
3 |
работа управляющих компаний, ТСЖ |
3 |
о тарифах на коммунальные услуги |
2 |
6. Перечень постановлений Законодательной Думы Томской области, подготовленных комитетом Законодательной Думы Томской области по строительству, инфраструктуре и природопользованию за 2023 год
28.02.2023 |
648 |
О Законе Томской области «О внесении изменения в статью 4 Закона Томской области «О разграничении полномочий органов государственной власти Томской области в сфере комплексного развития территорий» |
№ 8-ОЗ от 13.03.2023 |
28.02.2023 |
649 |
О Законе Томской области «О внесении изменений в Закон Томской области «Об установлении порядка и нормативов заготовки гражданами древесины для собственных нужд» |
№ 15-ОЗ от 15.03.2023 |
28.02.2023 |
650 |
О Законе Томской области «О разграничении полномочий органов государственной власти Томской области в сфере газоснабжения и газификации Томской области» |
№ 9-ОЗ от 13.03.2023 |
28.02.2023 |
659 |
О Законе Томской области «О внесении изменения в статью 9 Закона Томской области «О земельных отношениях в Томской области» |
№ 18-ОЗ от 15.03.23 |
28.02.2023 |
672 |
Об отчете комитета Законодательной Думы Томской области по строительству, инфраструктуре и природопользованию об итогах работы за 2022 год |
Сайт ЗДТО |
28.02.2023 |
690 |
О проекте федерального закона № 267846-8 «О внесении изменений в статьи 396 и 398 Земельного кодекса Российской Федерации» (о предоставлении в аренду без торгов земельных участков, занятых мелиоративными лесами) |
|
28.02.2023 |
691 |
О проекте федерального закона № 263340-8 «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и статьи 11 и 16.5 Федерального закона «О содействии развитию жилищного строительства» (в части расширения перечня категорий граждан, которые могут быть приняты в члены жилищно-строительного кооператива) |
|
28.02.2023 |
692 |
О проекте федерального закона № 265996-8 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации» (в части совершенствования порядка проведения общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме) |
|
28.02.2023 |
693 |
О проекте федерального закона № 272604-8 «О внесении изменений в статью 1611 Жилищного кодекса Российской Федерации» (в части упрощения процедуры представления председателем совета многоквартирного дома интересов собственников в многоквартирном доме) |
|
30.03.2023 |
727 |
О Законе Томской области «О внесении изменения в статью 6 Закона Томской области «О разграничении полномочий органов государственной власти Томской области в области использования автомобильных дорог, осуществления дорожной деятельности, организации дорожного движения и обеспечения безопасности дорожного движения» |
№ 29-ОЗ от 12.04.2023 |
30.03.2023 |
728 |
О проекте закона Томской области «О внесении изменения в статью 5 Закона Томской области «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Томской области» |
|
30.03.2023 |
729 |
О Законе Томской области «О внесении изменений в Закон Томской области «О порядке предоставления отдельным категориям граждан жилых помещений или единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения» |
№ 30-ОЗ от 12.04.2023 |
30.03.2023 |
730 |
О проекте закона Томской области «О внесении изменений в статьи 2 и 3 Закона Томской области «О порядке подготовки и утверждения документации по планировке территории, осуществляемой на основании решений уполномоченного исполнительного органа Томской области в сфере градостроительной деятельности» |
|
30.03.2023 |
732 |
О проекте закона Томской области «О внесении изменения в статью 3 Закона Томской области «О земельных отношениях в Томской области» |
|
30.03.2023 |
747 |
О проекте федерального закона № 286758-8 «О внесении изменений в статью 37 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в части совершенствования правового регулирования вопросов приобретения гражданами прав на земельные участки под гаражами) |
|
30.03.2023 |
748 |
О проекте федерального закона № 288302-8 «О внесении изменений в статью 2 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» (в части изменения правового регулирования охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения) |
|
30.03.2023 |
749 |
О проекте федерального закона № 301955-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (в части нормативов образования отходов и лимитов на их размещение) |
|
30.03.2023 |
750 |
О проекте федерального закона № 287036-8 «О внесении изменения в статью 3911 Земельного кодекса Российской Федерации» (в части установления дополнительного основания для отказа в предоставлении земельного участка) |
|
30.03.2023 |
751 |
О проекте федерального закона № 301981-8 «О северном завозе» |
|
30.03.2023 |
752 |
О проекте федерального закона № 301929-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в целях обеспечения реализации положений проекта федерального закона «О северном завозе») |
|
25.04.2023 |
775 |
О Законе Томской области «О внесении изменений в статьи 2 и 3 Закона Томской области «О порядке подготовки и утверждения документации по планировке территории, осуществляемой на основании решений уполномоченного исполнительного органа Томской области в сфере градостроительной деятельности» |
№ 41-ОЗ от 03.05.2023 |
25.04.2023 |
776 |
О Законе Томской области «О внесении изменения в статью 3 Закона Томской области «О земельных отношениях в Томской области» |
№ 42-ОЗ от 03.05.2023 |
25.04.2023 |
798 |
О проекте федерального закона № 321568-8 «О внесении изменения в статью 199 Жилищного кодекса Российской Федерации» (в части непрерывного управления многоквартирными домами)
|
|
25.04.2023 |
799 |
О проекте федерального закона № 309789-8 «О внесении изменения в статью 40 Жилищного кодекса Российской Федерации» (в части обеспечения единообразного подхода к рассмотрению органами местного самоуправления заявлений граждан о согласовании перепланировки жилого помещения) |
|
25.04.2023 |
800 |
О проекте федерального закона № 322233-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (о переходе к параметрическому нормированию в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений) |
|
25.04.2023 |
801 |
О проекте федерального закона № 322234-8 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в целях регулирования вопросов, связанных с установлением границ населенных пунктов и границ территориальных зон) |
|
25.04.2023 |
802 |
О проекте федерального закона № 316690-8 «О внесении изменений в статью 31 Федерального закона «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (об уточнении оснований досрочного расторжения договора аренды федерального имущества, находящегося в морских портах) |
|
29.06.2023 |
846 |
О Законе Томской области «Об отдельных вопросах организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси на территории Томской области и о признании утратившими силу отдельных законодательных актов Томской области» |
№ 62-ОЗ от 12.07.2023 |
29.06.2023 |
852 |
Об обращении Законодательной Думы Томской области к Заместителю Председателя Правительства Российской Федерации Хуснуллину М.Ш. по вопросу исключения требования об обязательности заключения концессионных соглашений в целях передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, находящимися в муниципальной собственности |
Официальные ведомости ЗДТО 21 (311) –23 (313) от 08.09.2023 |
29.06.2023 |
862 |
О проекте федерального закона № 345338-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части совершенствования системы расширенной ответственности производителей и импортеров товаров и упаковки) |
|
29.06.2023 |
863 |
О проекте федерального закона № 334464-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части совершенствования механизмов предоставления земельных участков гражданам в безвозмездное пользование, расположенных в границах зон затопления, подтопления) |
|
29.06.2023 |
864 |
О проекте федерального закона № 352566-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (о передаче Росаккредитации полномочий по аккредитации операторов технического осмотра и контролю за их деятельностью) |
|
29.06.2023 |
865 |
О проекте федерального закона № 342275-8 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации» (в части устранения трудновыполнимых условий осуществления реконструкции, перепланировки и (или) переустройства помещений, расположенных в многоквартирных домах) |
|
29.06.2023 |
866 |
О проекте федерального закона № 337932-8 «О внесении изменения в Федеральный закон «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (о порядке внесения изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации) |
|
29.06.2023 |
867 |
О проекте федерального закона № 337950-8 «О внесении изменения в Федеральный закон «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» (о порядке внесения изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации) |
|
29.06.2023 |
868 |
О проекте федерального закона № 134779-8 «О внесении изменений в статью 5516 Градостроительного кодекса Российской Федерации» (об использовании кредитной организацией средств компенсационных фондов на уплату налога, уплачиваемого в связи с применением саморегулируемыми организациями упрощенной системы налогообложения) |
|
29.06.2023 |
869 |
О проекте федерального закона № 363143-8 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» (в целях установления порядка оценки прогнозных ресурсов полезных ископаемых) |
|
29.06.2023 |
870 |
О проекте федерального закона № 362749-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» (об особенностях установления цен (тарифов) на электрическую энергию в регионах Дальнего Востока и Арктической зоны Российской Федерации) |
|
29.06.2023 |
871 |
О проекте федерального закона № 350929-8 «О внесении изменения в статью 398 Земельного кодекса Российской Федерации» (в части уточнения сроков аренды отдельных земельных участков) |
|
29.06.2023 |
872 |
О проекте федерального закона № 367889-8 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (в части совершенствования порядка установления зон с особыми условиями использования территории) |
|
24.08.2023 |
912 |
О Законе Томской области «О внесении изменений в Закон Томской области «О земельных отношениях в Томской области» |
№ 69-ОЗ от 30.08.2023 |
24.08.2023 |
913 |
О Законе Томской области «О внесении изменения в статью 2 Закона Томской области «О недропользовании на территории Томской области» |
№ 66-ОЗ от 30.08.2023 |
24.08.2023 |
929 |
О проекте федерального закона № 378044-8 «О внесении изменений в статью 14 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (об изменении условий предоставления финансовой поддержки ФРТ в целях расширения возможности использования земельных участков, на которых располагались снесенные многоквартирные дома) |
|
24.08.2023 |
930 |
О проекте федерального закона № 394486-8 «О внесении изменений в статью 37 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в части уточнения порядка предоставления гражданам земельных участков под гаражами) |
|
24.08.2023 |
931 |
О проекте федерального закона № 401561-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части совершенствования правового регулирования обращения с биологическими отходами, эксплуатации и ликвидации скотомогильников) |
|
28.09.2023 |
950 |
О Законе Томской области «О внесении изменений в статью 6 Закона Томской области «О проекте схемы территориального планирования Томской области» |
№ 83-ОЗ от 10.10.2023
|
28.09.2023 |
951 |
О проекте закона Томской области «О внесении изменений в Закон Томской области «О земельных отношениях в Томской области» |
|
28.09.2023 |
965 |
О проекте федерального закона № 421343-8 «О внесении изменений в статьи 6 и 7 Федерального закона «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» (в части оптимизации состава информации, подлежащей размещению в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства) |
|
28.09.2023 |
966 |
О проекте федерального закона № 416434-8 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и статьи 6 и 7 Федерального закона «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» (в части совершенствования полномочий органов государственного жилищного надзора при осуществлении контроля за проведением капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах) |
|
26.10.2023 |
988 |
О Законе Томской области «О внесении изменений в Закон Томской области «О льготных тарифах на тепловую энергию (мощность) и (или) горячую воду» |
2 ноября 2023 года № 100-ОЗ
|
26.10.2023 |
989 |
О Законе Томской области «О внесении изменений в статью 4 Закона Томской области «О разграничении полномочий органов государственной власти Томской области в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории Томской области» |
2 ноября 2023 года № 99-ОЗ
|
26.10.2023 |
990 |
О Законе Томской области «О внесении изменений в статью 5 Закона Томской области «Об охране окружающей среды в Томской области» |
2 ноября 2023 года № 101-ОЗ
|
26.10.2023 |
991 |
О Законе Томской области «Об утверждении заключения Соглашения об описании местоположения границы между субъектами Российской Федерации Новосибирской областью и Томской областью и Дополнительных соглашений к нему» |
2 ноября 2023 года № 92-ОЗ
|
26.10.2023 |
992 |
О Законе Томской области «О внесении изменений в Закон Томской области «О земельных отношениях в Томской области» |
2 ноября 2023 года № 98-ОЗ
|
26.10.2023 |
1007 |
О проекте федерального закона № 441537-8 «О внесении изменений в статьи 57 и 95 Жилищного кодекса Российской Федерации» (в части внеочередного предоставления жилого помещения по договору социального найма) |
|
26.10.2023 |
1008 |
О проекте федерального закона № 452646-8 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (о регулировании вопросов комплексного развития территории) |
|
26.10.2023 |
1009 |
О проекте федерального закона № 90784-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О мелиорации земель» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования регулирования правоотношений по оформлению прав на мелиоративные сооружения» |
|
30.11.2023 |
1023 |
О Законе Томской области «О внесении изменений в Закон Томской области «Об организации транспортного обслуживания населения воздушным транспортом на внутриобластных маршрутах в Томской области» |
14 декабря 2023 года № 109-ОЗ
|
30.11.2023 |
1032 |
О Законе Томской области «О внесении изменения в статью 5 Закона Томской области «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Томской области» |
14 декабря 2023 года № 114-ОЗ
|
30.11.2023 |
1048 |
О результатах мониторинга правоприменения Закона Томской области от 9 августа 2007 года № 165-ОЗ «Об установлении порядка и нормативов заготовки гражданами древесины для собственных нужд» |
Оф.Вед. № 24(314) – 26 (316) от 15.12.2023 |
30.11.2023 |
1062 |
О проекте федерального закона № 446965-8 «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации» (в части регулирования отдельных вопросов заготовки кедрового ореха) |
|
30.11.2023 |
1063 |
О проекте федерального закона № 458276-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О содействии развитию жилищного строительства» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части содействия развитию туризма на территории Российской Федерации) |
|
30.11.2023 |
1064 |
О проекте федерального закона № 471420-8 «О строительстве жилых домов по договорам строительного подряда с использованием счетов эскроу» (о проектном финансировании профессиональных подрядных организаций в частном домостроении) |
|
30.11.2023 |
1065 |
О проекте федерального закона № 471417-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О строительстве жилых домов по договорам строительного подряда с использованием счетов эскроу» (о совершенствовании законодательства в связи с введением проектного финансирования подрядных организаций в частное домостроение) |
|
25.12.2023 |
1086 |
О Законе Томской области «О перераспределении отдельных полномочий в области градостроительной деятельности, области земельных отношений между органами местного самоуправления отдельных муниципальных образований Томской области и исполнительными органами Томской области» |
27 декабря 2023 года № 126-ОЗ
|
25.12.2023 |
1092 |
О Законе Томской области «О реализации отдельного полномочия в области градостроительной деятельности» |
27 декабря 2023 года № 133-ОЗ
|
25.12.2023 |
1093 |
О Законе Томской области «О внесении изменений в статьи 4 и 5 Закона Томской области «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности на территории Томской области» |
27 декабря 2023 года № 134-ОЗ
|
25.12.2023 |
1121 |
О проекте федерального закона № 487723-8 «О внесении изменений в статьи 194 и 202 Жилищного кодекса Российской Федерации» (сокращение срока принятия решения о предоставлении лицензии или об отказе в предоставлении лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами) |
|
25.12.2023 |
1122 |
О проекте федерального закона № 477495-8 «О внесении изменений в статьи 621 и 624 Федерального закона «Об охране окружающей среды» (в части уточнения механизма создания и функционирования лесопарковых зеленых поясов на территории субъектов Российской Федерации) |
|
25.12.2023 |
1123 |
О проекте федерального закона № 475113-8 «О внесении изменений в статью 7 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (продление срока действия особенностей при осуществлении градостроительной деятельности) |
|
25.12.2023 |
1124 |
О проекте федерального закона № 498549-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части защиты прав собственности приобретателя жилого помещения и обеспечения защиты прав бывших членов семьи собственника отчуждаемого жилого помещения) |
|
25.12.2023 |
1125 |
О проекте федерального закона № 501213-8 «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации» (в части регулирования отношений в сфере создания, содержания и эксплуатации лесных дорог) |
|