Сибирский опыт российского парламентаризма
Раздел объединяет дореволюционные и современные биографические, аналитические и справочные материалы, а также фотографии. В нем размещена информация о том, как проходили выборы в Сибири, кто представлял регион в Думе и Государственном совете в 1906 - 1917 гг. Помимо этого, в раздел включены материалы о сибирской парламентской группе, а также связанных с ней общественных организациях.
В законодательной деятельности Государственной думы, в работе сибирской парламентской группы и отдельных сибирских депутатов отразилось своеобразие Сибири в составе Российской империи, соотношение общего и особенного в правительственной политике, в борьбе политических партий и трудящихся масс.
Сибирь занимала особое место в думских планах правительства, стремившегося закрепить за обширным краем свойственное ему положение глухой политической провинции. На примере Сибири отрабатывался эксперимент эффективности избирательных кампаний в режимах военного положения и усиленной охраны.
Вместе с тем, царское правительство в своей "думской" политике в отношении огромной территории, какой являлась Сибирь, не могло ограничиться исключительно мелкими законопроектами ("законодательной вермишелью").
Актуальные проблемы развития Западной и Восточной Сибири в начале ХХ века, о которых постоянно напоминали с думской трибуны сибирские представители, вынуждали царское правительство учитывать "сибирский вопрос" в своих законотворческих инициативах.
Например, министром юстиции был внесен в Государственную думу третьего созыва законопроект, предусматривавший введение суда присяжных заседателей в Томской и Тобольской губерниях, а также в Акмолинской области (ее центром являлся г. Омск). В 1909 году данный законопроект одобрила III Дума, и он поступил в верхнюю законодательную палату – Государственный совет и вскоре стал законом (после принятия Госсоветом и подписания императором).
На словах правительство соглашалось с общественным мнением, широко распространенным в Сибири, выступавшим за создание в крае полноценных органов местного самоуправления. Однако внести в Думу законопроект о сибирском земстве оно отказалось.
Инициатива разработки проекта соответствующего закона принадлежала сибирской парламентской группе. Эта группа была неформальным объединением не только сибирских депутатов, но и тех общественных деятелей, которые, не являясь парламентариями, разделяли озабоченность думских представителей населения губерний и областей Сибири и Дальнего Востока судьбой обширного края.
Законопроект о сибирском земстве был одобрен III Государственной думой в январе 1912 г. В мае того же года Государственный совет его отклонил, посчитав введение земских учреждений в Азиатской России делом необходимым, но преждевременным. Не случайно Сибирь дождалась земства только в 1917 г., после Февральской революции.
Депутаты Думы от Западной и Восточной Сибири выступали за отмену политической ссылки за Урал, были сторонниками беспошлинной торговли в устьях рек Обь и Енисей (режим такой торговли получил название порто-франко). Эти и некоторые другие идеи сибирских "думцев", направленные на устранение неравноправного положения Сибири в сравнении с регионами европейской части империи, не получили достаточной поддержки в российском парламенте.
Большинство депутатов края (а их разновременно в I-IV Государственные думы от Западной и Восточной Сибири, а также Акмолинской области Степного края было избрано 50 человек) пытались найти оптимальное соотношение общероссийских и региональных интересов.
Для некоторых сибирских парламентариев (Н.В. Некрасов, В.Н. Пепеляев, П.В. Вологодский и др.) думский период стал важной вехой в формировании их как политических деятелей, сыгравших впоследствии заметную роль в событиях Февральской революции и гражданской войны.
Аналитические материалы
Харусь О.А. Либерализм в Сибири начала XX века: идеология и политика
Родионов Ю.П. Социокультурные характеристики сибирских депутатов Государственной думы начала XX в