Организационное оформление Партии Демократических реформ (ПДР) как самостоятельной партии происходило в течение ноября 1905 – января 1906 гг. Инициатива создания партии принадлежала А.С. Посникову – видному экономисту и земскому деятелю. 

Численность Партии Демократических Реформ колебалась от 1 до 2 тыс. человек. А печати партия носила название "партией древних", так как средний возраст лидеров равнялся 62 годам, а рядовых членов – 50-ти. Среди партийцев преобладали люди с высшим образованием, чья профессиональная деятельность была связана с интеллектуальным трудом – преподаванием, юридической практикой, журналистикой. Они занимали высокие посты в Сенате, министерствах финансов, земледелия и государственных имуществ, путей сообщения и других, участвовали в деятельности акционерных обществ, коммерческих банков, управляли частными промышленными предприятиями.

Так, у истоков создания партии стоял К.К. Арсеньев – юрист, историк, литературовед, ведущий сотрудник "Вестника Европы". Вместе с ними в организационный комитет ПДР вошли: профессора Петербургского политехнического института К.П. Боклевский, А.Г. Гусаков, И.И. Иванюков, А.П. Македонский, Н.А. Меншуткин, М.И. Носач; члены редакции "Вестника Европы" М.М. Стасюлевич, В.Д. Кузьмин-Караваев, а также популярный петербургский адвокат Д.В. Стасов и М.М. Ковалевский.

Программа партии демократических реформ (ПДР) представляла собой вариант переустройства политического и социального строя России на основе гражданского согласия. Главной была мысль, что переход от режима царского самодержавия к гражданскому обществу должен сопровождаться укреплением и обновлением государства. Именно сильному государству идеологи ПДР отводили ведущую роль в определении направлении реформ и координации преобразовательной деятельности. 
Политическая часть программы ПДР включала два основных принципа: конституционная монархия с двухпалатным парламентом, наделенным законодательными функциями, и разделение властей. 

Гарантом реального единства государства и согласия в обществе выступал высший орган народного представительства – парламент, который должен быть двухпалатным. Главная роль отводилась нижней палате – Государственной думе, перед которой несло ответственность правительство, и которая имела решающий голос в бюджетно-финансовых вопросах. Верхняя палата – Государственный совет, избираемый органами местного самоуправления, – должна была стать своего рода посредником между Государственной думой и монархом. Важнейшая функция Госсовета – выработка национальной политики России с правом предоставления отдельным народам культурно - национальной автономии. 

В программе ПДР провозглашались равноправие граждан России, широкие гражданские и политические свободы. Партия считала необходимым включение всех коренных прав граждан в текст Основных законов Российской империи, а также обеспечение этих прав в судебном порядке. Судебная реформа, предложенная ПДР, являлась непосредственным развитием основных положений судебной реформы 1864 года. Партия выступала за несменяемость судей, гласность судопроизводства, отстаивала важность сохранения института присяжных заседателей.

Признавая неравенство способностей людей и неизбежность существования в обществе социальных групп с различным материальным достатком, ПДР считала одной из основных задач государственной политики стремление к ограничению крайностей имущественного неравенства, создание условий для того, чтобы обеспечить "возможно большему числу лиц доступ к земле и заработок, достаточный для покрытия издержек существования".

В основе аграрной программы ПДР было стремление решить земельный вопрос с учетом конкретных местных условий и привлечением всех заинтересованных сторон – крестьян, помещиков, органов местного самоуправления и администрации. При этом делался акцент на сохранении и упрочении в общественном сознании принципа частной собственности. Партия выступала за свободное развитие всех форм собственности. 

Понимая важность укрепления в обществе института частной собственности, она вместе с тем не противопоставляла ее общественной, не приписывала частнособственническому интересу некую "магическую силу". Гораздо большее значение придавалось деятельности управленческих структур, народного образования, судебных органов, налоговой, кредитной системы и т, д. Именно эти сферы жизнедеятельности общества должны были быть приведены в соответствие с требованиями экономики правового государства. 

В основу раздела, посвященного рабочему вопросу, также был положен принцип экономической целесообразности, стремление учесть интересы непосредственных производителей и общества в целом. Важная роль в защите интересов рабочих отводилась их профессиональным объединениям. Как обязательное рассматривалось государственное страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний, а также по старости. Особо выделялись меры по охране труда, решению жилищного вопроса и т.д. С позиций здравого смысла программа предлагала подходить и к определению продолжительности рабочего времени. Она выступала за "возможно большее" сокращение рабочего времени, хотя критически оценивала возможность повсеместного введения 8-часового рабочего дня. 

ПДР была ориентирована на работу в парламенте. "Вся наша сила в убеждении и слове. Парламентская трибуна – кафедра, которой нет равной", – подчеркивал Ковалевский. В период предвыборных кампаний в I и II Государственные думы ПДР пропагандировала идею блока конституционных сил, считая возможным временное соглашение с кадетами, партиями свободомыслящих и мирного обновления, а также с левыми, отвергающими насилие. В качестве почвы для такого блока рассматривалось стремление к мирной борьбе "за установление нового государственного строя и за проведение широких социальных реформ, необходимых для его укрепления".

Самостоятельными фракциями в I (около 15 депутатов) и II Думах (2 депутата) партия не располагала, но тем не менее, деятельность партии была заметной благодаря личному авторитету М.М.Ковалевского, В.Д. Кузьмина-Караваева, С.Д. Урусова.

Не сумев добиться официальной регистрации, ПДР уже к концу 1907 г. существовала "только по имени". Попытки лидеров ПДР найти внепартийные формы объединения своих единомышленников не увенчались успехом. Отдельные члены ПДР примкнули к мирнообновленцам, а затем – к прогрессистам.

Несмотря на краткий срок своего существования, ПДР сыграла в политической жизни России заметную роль. Она оказала определенное влияние на развитие идеологии русского либерализма, формирование и эволюцию программ ряда либеральных партий, в том числе конституционно-демократической. Прослеживающаяся преемственность в программах ПДР, мирнообновленцев и прогрессистов, схожие организационные принципы этих трех партий, тождество их социальной базы, наконец видная роль лидеров ПДР Ковалевского, Кузьмина-Караваева, Посникова в становлении и развитии партий мирного обновления и прогрессистов – все это позволяет рассматривать ПДР как идейную предтечу российского прогрессизма.

Нашли ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Закрыть
Оцените, насколько обращение к сайту было полезным для вас.
закрыть
Сообщение об ошибке
Орфографическая ошибка в тексте:
Отправить сообщение администратору сайта: