Процесс складывания анархистских концепций в России занял не один десяток лет и имел свои особенности. В 40 - 50-е годы XIX в. элементы анархических идей прослеживаются у А.И. Герцена, петрашевцев, других радикально настроенных представителей освободительной мысли; в это же время со своими произведениями, в которых излагались теории анархизма, выступили М. Штирнер и П.Ж. Прудон. Как массовое революционное движение анархизм оформился и начал играть определенную роль в системе общественно-политических взглядов народников в 70-х годах XIX в., под влиянием идеи выдающегося мыслителя и революционера М.А. Бакунина (1814 - 1876).

Стремясь к осуществлению социальной революции, М.А. Бакунин первое место выдвигал борьбу с государственностью, ибо государство было для него источником всякого социального неравенства. Бакунин знал только единственную форму революционной борьбы — немедленное всенародное восстание рабочих масс для разрушения государственного буржуазного строя и организацию на его развалинах снизу вверх вольного братского союза "вольных производительных ассоциаций, общих и областных федераций, обнимающих безгранично, потому что свободно, людей всех языков и народностей". 

Дальнейшее развитие анархистской доктрины связано с именем П. А. Кропоткина. В своих работах конца 70-х — начала 90-х годов XIX в. ("Речи бунтовщика", "Завоевание хлеба", "Анархия, её философия, ее идеал", "Государство и его роль в истории" и др.) он изложил концепцию анархо-коммунизма. В своих построениях значительное место Кропоткин уделял вопросам теории революции, которую он считал закономерным явлением исторического процесса, «резким скачком вверх», который должен был привести к полному уничтожению всех государственных институтов и учреждений. 

В начале XX в. в России, в условиях общего революционного подъема и невиданной по накалу классовой борьбы, анархизм, вновь заявил о себе как об общественно-политическом движении. В 1900 г. в Женеве возникает организация российских анархистов-эмигрантов под названием "Группа русских анархистов за границей", издавшая воззвание с призывом к свержению самодержавия и социальной революции. Ее лидерами были Мендель Дайнов, Георгий и Лидия Гогелия (Л. В. Иконникова). 

В 1900 - 1904 гг. небольшие группы российских анархистов-эмигрантов появляются и в других государствах (в Болгарии, Германии, Соединенных Штатах, Франции). В 1904 г. соотечественниками были созданы крупнейшие анархические издательские центры, предназначенные для издания и распространи, анархической литературы как за границей, так и в России: "Издательская группа "Анархия" (Париж, лидер — Б. Я. Энгедьсон) и "Группа русских рабочих анархистов-коммунистов" (Лондон, лидер Кропоткин). 

Принципиально новым фактом в деятельности этой организаций было их тесное организационное сотрудничество с социалистическими и анархистскими кругами различных стран мира. 

В самой России первые анархистские группы появляются весной 1903 г. в г. Белостоке Гродненской губернии среди еврейской интеллигенции и присоединившихся к ней ремесленных рабочих; летом - в г. Нежине Черниговской губернии в среде учащейся молодежи. Уже к концу 1903 г. функционировало 12 организаций в 11 городах, а в 1904 г.—29 групп в 27 населенных пунктах Северо-Запада, Юго-Запада и Юга страны.

Вскоре усилиями первых российских пропагандистов анархизма сформировались три крупных центра анарходвижения — Белосток, Екатеринослав и Одесса. Свою ведущую роль организации этих городов подтвердили и в революции 1905—1907 гг., став центрами движения. 

Менее сильные формирования анархистов в это же время существовали на Юго-Западе (Житомир — Каменец-Подольский — Киев), в Центральном районе (Н. Новгород — Саратов — Пенза), на Северном Кавказе и в районе Придонья. В Закавказье центрами анархистов были Тифлис, Кутаиси, Баку. Незначительную роль в анархистской среде играли организации Прибалтики и Польши. Анархические организации на огромных территориях Урала, Сибири, Средней Азии, Дальнего Востока были представлены единичными формированиями.

В годы революции существенно возросла численность анархических организаций. В 1905 г. их насчитывалось уже 125 (в 110 городах и населенных пунктах), в 1906 г. - 221 (в 155 городах) и в 1907 г., считавшемся «вершиной» движения, в стране уже действовало 253 формирований в 180 городах и населенных пунктах. В целом за 1903— 1910 гг. деятельность анархистов проявилась в 218 населенных пунктах империи, в 51 губернии и 7 областях. 

За эти же годы в состав анархистских организаций по стране входило около 7 тыс. человек (период революции их насчитывалось немногим более 5 тыс. человек. В организационной структуре анархистских образований имелись особенности. Среди анархистов преобладали сравнительно малочисленые группы (от 3—6 до 30 членов), но встречались и крупные формирования (федерации) групп с большим числом участников (от 80 – 90 до 150—200 человек) с разветвленной сетью кружков и «сходок» для различных категорий и слоев населения.

Социальную основу анархистского движения составляли преимущественно кустари, ремесленники, торговцы, крестьяне, деклассированные элементы, часть интеллигенции, а также немногочисленные группы рабочего класса, недовольные существующими порядками, но слабо представлявшие пути и средства борьбы с ними. В составе анархистских организаций наблюдалось почти полное отсутствие рабочих ведущих отраслей промышленности, зато обильно были представлены труженики сферы услуг — сапожники, портные, кожевенники, мясники и т. д. 

В движении преобладали евреи (по отдельным выборкам их численность достигала 50%), русские (до 41%), украинцы. Среди анархистов практически не было лиц зрелого возраста. Самыми пожилыми были основатель Движения П. А. Кропоткин (родился в 1842 г.) и его ближайшая последовательница Мария Гольдсмит (в 1858 г.). 

В годы первой российской революции в анархизме явственно опое делились три основных направления: анархо-коммунизм, анархо-синдикализм и анархо-индивидуализм, которые были обособлены друг от друга. Помимо различий программных и тактических они имели собственные печатные органы, определенные сферы социального влияния, регионы действий.

Такое положение в анархистском движении сложилось не сразу. Накануне и в первые месяцы революции 1905 г. большинство анархистских групп состояло из последователей теории П.А. Кропоткина, анархистов-коммунистов (хлебовольцев). Стратегические и тактические задачи хлебовольцев в революции были намечены на их I съезде в Лондоне (декабрь 1904 г.). Целью действий анархистов объявлялась "социальная революция, т. е. полное уничтожение капитализма и государства и замена их анархическим коммунизмом". 

Главными методами анархистской борьбы в России провозглашались "восстание и прямое нападение как массовое, так и личное, на угнетателей и эксплуататоров". Вопрос о применении личных террористических актов должен был решаться только местными жителями, в зависимости от конкретной ситуации.

На II съезде в Лондоне, состоявшемся 17—18 сентября 1906 г, вопросы стратегии и тактики хлебовольцев в революции получили дальнейшее развитие и конкретизацию. Важнейшим документом съезда была написанная Кропоткиным резолюция об экономическом и политическом моменте в революции, в которой давалась оценка и раскрывался характер революции, уточнялись задачи анархистов. В вопросах организации всячески поощрялись самостоятельность и независимость в действиях анархистов.

Крупными, идеологами и организаторами "анархо-синдикализма" в России были Яков Исаевич Кирилловский (Д.И. Новомирский) Борис Наумович Кричевский, Владимир Александрович Поссе. Значительная часть сторонников этого течения воспитывалась на дискуссиях об отношении к синдикализму, продолжавшихся из года в год на страницах анархистских печатных органов различных направлений.

Д.И. Новомирский, возглавлявший в годы революции 1905—1907 гг. организации синдикалистов в Одессе, в брошюрах "Программа синдикального анархизма", "Манифест Анархистов-Коммунистов", в уставе Всероссийского Союза Труда и программе "Южно-Русской группы анархистов-синдикалистов" последовательно изложил стратегию и тактику синдикалистов в России. Основной целью своей деятельности синдикалисты считали полное, всестороннее освобождение труда от всех форм эксплуатации и власти и создание свободных профессиональных объединений трудящихся как главной и высшей формы их организации. Из всех видов борьбы синдикалисты признавали только непосредственную, прямую борьбу рабочих с капиталом, а также бойкот, стачки, уничтожение имущества (саботаж) и насилие над капиталистами.

К последователям индивидуалистического анархизма можно отнести махаевцев (махаевистов), высказывавших враждебное отношение к интеллигенции, власти и капиталу. Создателем и теоретиком учения был польский революционер Я. В. Махайский (он публиковался под псевдонимами А. Вольский, Махаев), а наиболее известным из его последователей был Е. И. Лозинский (Е. Устинов). Число представителей индивидуалистического анархизма было невелико. Зачастую их действия и концепции, опережавшие свое время, вызывали резкое неприятие и нелепые обвинения, которые порой стоили жизни их авторам. 

Осенью 1905 г. в анархо-коммунизме оформилось движение анархистов-коммунистов (чернознаменцев). Организатором и идеологом чернознаменства в России был И. С. Гроссман (Рощин). Изданный им в Женеве в декабре 1905 г. единственный номер газеты "Черное Знамя" дал название целому направлению анархистов, в революции 1905—1907 гг. это течение анархической мысли играло одну из ведущих ролей. Наиболее сильные группы чернознаменцев действовали на северо-западе, и юге России (Белосток, Варшава Вильно, Екатеринослав, Одесса). Социальную базу течения составили отдельные представители интеллигентской богемы, люмпен-пролетарии и некоторые рабочие, занятые на маломощных, ремесленного типа предприятиях. 

Своей главной задачей чернознаменцы считали создание широкого массового анархического движения, установление прочной связи со всеми направлениями анархизма. Чернознаменцы выступали за активные действия и в процессе теоретической борьбы с хлебовольцами обосновали следующую программу: "Постоянные партизанские выступления пролетарских масс, организация безработных для экспроприации жизненных припасов, массовый антибуржуазный террор и частные экспроприации".

В ходе боевых операций в конце 1905 г. чернознаменцы раскололись на две группировки: безмотивных террористов во главе с В. Лапидусом (Стригой) и анархистов-коммунистов. Безмотивные террористы основной целью своей деятельности считали организацию "безмотивного антибуржуазного террора" путем индивидуальных покушений против представителей буржуазии не за какие-либо определенные проступки (донос, провокаторство и т. д.), а исключительно за принадлежность к классу "паразитов-эксплуататоров". 

Подобную тактику действия чернознаменцы особенно рекомендовали рабочему классу, полагая, что путем таких акций можно обострить классовую борьбу против всех властвующих и угнетающих.

Уже в 1904—1905 гг. анархистский террор и экспроприации стали значительным явлением. Наряду с отдельными героическими эпизодами борьбы в движении все больше процветали убийства из удальства, грабежи с целью обогащения и наживы. Значительная часть анархистов предпринимала подобные акции по личной инициативе, не согласуя их с решениями организаций или съездов. 

Частыми в годы первой революции были теракты, направленные против высших чинов администрации, полицейских и судебных органов. Российские анархисты не оставались равнодушными и к просьбам «коллег» из других стран, оказывая им поддержку в совершении терактов. Так, они участвовали в подготовке покушений на германского императора Вильгельма и некоторых высокопоставленных лиц Франции.

Кроме массы негативных "операций", в истории российского анархизма зафиксированы и несколько крупных боевых акций, имевших огромное воспитательное и практическое значение для всех сторонников анархии. Суть этих мероприятий состояла в том, что все средства, захваченные анархистами во время их проведения, пошли на поддержку товарищей, содержавшихся в тюрьмах, и их освобождение, на издание пропагандистской литературы. 

Так, например, в ноябре 1906 г. в Одессе члены "Южно-Русской группы энархистов-синдикалистов" совместно с эсерами организовали ограбление местного отделения Санкт-Петербургского коммерческого банка На сумму 60 тыс. рублей. По взаимной договоренности анархисты получили половину денег и использовали их на выпуск программных произведений своего лидера — Новомирского и на издание газеты "Вольный рабочий". 

В 1910—1913 гг. на волне общего революционного подъем отдельных городах страны создаются подпольные революционные кружки для изучения социалистической (в том числе и анархистской) литературы. 

В 1915 г. анархистские организации имелись в восьми городах страны, в конце следующего года их насчитывалось уже 15 (в семи населенных пунктах). Было заметно, что анархисты нащупывали свои пути воздействия на массы, но их общее число, вероятно, едва достигало 250—300 человек.

Февральская революция 1917 г. принесла обновление и русскому анархизму. Вновь на арену политической борьбы вышли анархо-коммунисты, индивидуалисты и сторонники анархо-синдикализма. "Свои первые восторги,— писал известный анархист Г. Б. Сандомирский,— анархисты слили с народом, сбросившим с себя ярмо тирана. (Они) понесли свою проповедь социальной революции в массы, которых... справедливо желали предохранить от увлечения одной политической стороной сложившегося переворота".

Нашли ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Закрыть
Оцените, насколько обращение к сайту было полезным для вас.
закрыть
Сообщение об ошибке
Орфографическая ошибка в тексте:
Отправить сообщение администратору сайта: