Россия снова станет Гардарикой 

Одним из самых примечательных гостей форума стал главный архитектор Барселоны Хосе Асебильо Марин.

На пресс-конференции "Перспективы развития российских агломераций" испанский зодчий представил красноярцам свои взгляды на агломерацию. 
- Достаточно взглянуть на карту России, чтобы понять: на огромной территории нехватка больших городов, - начал доклад Хосе Марин. - Сегодня мы отмечаем глобальное лидерство Москвы и недоразвитие других регионов. Действительно, Россия уже много веков не соответствует образу Гардарики, страны городов - так скандинавы называли древнюю Русь. По мнению испанца, на карте нашей Родины должно быть как минимум десять полицентрических градостроительных систем. Основа агломерации, по Марину, - промышленность и развитая сфера услуг. Плюс творческий класс - научно-исследовательские институты. Хосе Асебильо привел в пример кризис индустриального Детройта, который так и не был облагорожен образовательными центрами. Перед агломерацией встает проблема мобильности. Московский хаос на дорогах - тому подтверждение. Супергороду необходим общественный транспорт нового поколения, парковки для частного транспорта, ведь Россия семимильными шагами движется к европейскому стандарту - 600 автомобилей на тысячу жителей. С транспортным коллапсом связана экологическая проблема больших городов. Решение-переход на водородные, электрические двигатели. Марин говорил о новой городской культуре, включающей в себя строительство социального жилья, совершенствование мест общественного пользования.

- Отсутствие социального жилья задушит город, - считает испанский архитектор. - В Сингапуре 80% жилья - социальное. Программы по интенсивному строительству социального жилья успешно воплощают Нью-Йорк, Амстердам, другие агломерации.

Конечно, Хосе Марин не мог не сказать о необходимости сохранения архитектурного наследия: - Новая архитектура невозможна без старой. Этот постулат испанца касается и Красноярска. Архитектор удивил своим взглядом на климатические преимущества Сибири: - Глобальное потепление выгодно для материковой части России. Упрощается доступ к богатейшим природным ресурсам, облегчается прокладывание транспортных путей из Европы в Азию. Сибирь приобретает статус центрального региона на глобальном уровне. Человечество неизбежно лишится периферического восприятия Сибири. По мнению Марина, нашему городу надо готовиться к новому статусу, поэтому красноярская агломерация должна уже сегодня представлять собой глобальный градостроительный проект, воплощаемый при поддержке государства. После доклада испанского архитектора участники пресс-конференции пришли к выводу, что в России реально существует одна агломерация, и то возникшая неуправляемо, эволюционным путем, со многими издержками, - Москва и Московская область. Наверное, этот факт явился поводом для обозначения слова "агломерация" как ненормативной лексики. Так пошутил иркутский градостроитель Алексей Казьмин:

- Слово "агломерация" нигде законодательно не закреплено. Так мы называем потребность в концентрации рыночных сил, особенно актуальную для Сибири и Дальнего Востока, которые фиксируют интенсивный отток населения на запад России. Проще говоря, агломерация - гигантский город с качественным уровнем жизни, перспективой экономического и личностного роста. Это город, в котором есть все. Как в Москве, куда сегодня стремится активная часть населения. Агломерации должны стать каркасом, скрепляющим страну с востока на запад.

- Этих крупных центров должно быть в восточной части России хотя бы пять, о десяти мечтать не приходится, - считает председатель комиссии Общественной палаты по вопросам регионального развития и местного самоуправления Вячеслав Глазычев. Пять ли, десять городов, но одна из агломераций - наш Красноярск, это уже решено. Проект создания красноярской агломерации, разделенный на три временных этапа, представил участникам форума руководитель департамента градостроительства Анатолий Григоренко.

По словам Анатолия Анушавановича, в ходе первого этапа, с 2008 по 2013 год, будет создан ряд инновационных производств - база агломерации. С 2014 по 2017 год в городе возведут множество жилищных комплексов, а на завершающем этапе проекта, с 2018 по 2020 год, будет реализовываться проект транспортного логистического узла. В ознаменование создания агломерации Григоренко пообещал красноярцам Всемирную выставку на площади 170 га между Красноярском и Емельянове. 

16 февраля Хосе Асебильо Марин выступил перед студентами архитектурного факультета СФУ, рассказал молодежи о своем видении агломерации, а потом совершил променад по проспекту Мира и набережной Енисея. Архитектор высказался о Красноярске в превосходной степени: - Я прогуливался по центру города около двух часов. Удивительно, но на улицах было много людей - как на средиземноморских бульварах! Проспект Мира очень красив. Отлично распланирована береговая линия вдоль Енисея. Уверен, вам нет необходимости изобретать какой-то новый внешний вид Красноярска.
Любопытно, что еще до городской прогулки Асебильо Марина мы спрашивали у красноярских архитекторов и чиновников, чем можно удивить испанского маэстро.

- Достаточно показать ему Енисей, - сказал Николай Глушков. Во мнении с заместителем губернатора сошлись главный строитель Красноярска Анатолий Григоренко и главный архитектор края Константин Шумов. И не удивительно: рельеф Красноярска и великая река могут поспорить даже с Барселоной, творческой родиной гениального Гауди...

19.02.2008 00:00 «Проекты Красноярья», Номер: 5 
Автор: Елена Семенова 

Нашли ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Закрыть
Оцените, насколько обращение к сайту было полезным для вас.
закрыть
Сообщение об ошибке
Орфографическая ошибка в тексте:
Отправить сообщение администратору сайта: