Российские регионы, особенно те, которые сегодня относятся к числу самодостаточных, похоже, получают еще один повод серьезно задуматься над перспективами своего социально-экономического роста. Министерство регионального развития России собирается внести, а по другим данным, уже внесло в Правительство документ, который аналитики успели окрестить сенсационным.

Речь идет о так называемой программе пространственного развития страны. Если эта программа будет принята, то у нас, правда, через несколько десятков лет, должно появиться четырнадцать мегаполисов, способных аккумулировать громадные ресурсы и ставших огромными агломерациями, в которые со временем перетечет и население, и производство из всех близлежащих пригородных мест. Предполагается, что консолидированный бюджет готов потратить на создание каждого из таких мегагородов несколько сотен миллиардов рублей, а реальностью они станут через каких-то 20 лет. Среди них числятся Ростов-на-Дону, Казань, Нижний Новгород, Владивосток, Хабаровск и другие. Но уже сегодня во всю продвигается проект иркутской агломерации. Или создается лишь иллюзия ее реализации? 

Иркутский эксперимент

В мае прошлого года губернатор Иркутской области Александр Тишанин, который уже почти полтора года возглавляет регион, высказал мнение о возможном объединении Иркутска с Ангарском и Шелеховым. Как полагают специалисты, после создания такой агломерации его население достигнет миллиона и ста тысяч человек. По заявлениям разработчиков, сам проект будет окончательно готов к 2008 году. Всего на этой базе в Иркутской области планируется реализовать три мегапроекта, результатом которых станет создание в регионе мощных инфраструктурных узлов. В целом же, как отмечалось на всероссийском совещании "Об итогах социально-экономического развития субъектов РФ в 2006 году", которое прошло в Минрегионразвития в апреле нынешнего года, реализация этих планов заложит в среднесрочной перспективе экономическую основу не только для создания комфортной среды проживания, но и закрепления на востоке России квалифицированных кадров, а также общего улучшения демографической ситуации. Первым мегапроектом является формирование крупного постиндустриального центра на базе агломерации городов Иркутск - Ангарск - Шелехов, в котором будут созданы новые промышленно-производственные площадки индустриальных и постиндустриальных ресурсов. По сути, речь идет о все тех же особых экономических зонах туристско-рекреационного и промышленного типа, новом административном и деловом центре, а также инфраструктурном обеспечении жизнедеятельности самой агломерации. Как сообщают в администрации области, уже получено около десяти предложений от потенциальных резидентов, которые хотели бы работать в таких ОЭЗ. 

Второй мегапроект предполагает инфраструктурную и промышленную интеграцию северо-востока Иркутской области и регионов Дальневосточного федерального округа. Он связан прежде всего с освоением месторождений нефти и газа Восточной Сибири, а также формированием трансконтинентальных транспортных коридоров, отмечается в докладе. В нем, как говорят эксперты, особое внимание уделяется инфраструктуре, обеспечивающей транспортные коммуникации Иркутской области с регионами Дальнего Востока. Это подразумевает не только сохранение и развитие речного транспорта и местной авиации региона, но и строительство дорог, особенно в Якутии и Читинской области, технологическое объединение энергосистем Якутии и ЕЭС России через Иркутскую область. Реализация третьего мегапроекта подразумевает инфраструктурную и промышленную интеграцию запада и северо-запада области с Красноярским краем и охватывает западные районы области, которые в настоящее время выполняют транзитную функцию. Существующий потенциал расположенного здесь транспортного узла - города Тайшета - используется далеко не в полном объеме. Основу же укрепления производственных связей с соседними территориями Красноярского края должна составить энергетическая инфраструктура и прежде всего Богучанская ГЭС. Не последнее место отводится и реализации потенциала существующей транспортной инфраструктуры. 
В области создали специальный фонд регионального развития, который координирует разработку проекта. Но все-таки разговоров об иркутской агломерации больше, чем реальных шансов на получение серьезных финансовых преференций, а следовательно, и на то, чтобы остановить отток населения из Иркутска, закрепить здесь кадры. Не секрет, что сегодня здесь это главная проблема. В начале проекта, как отмечают эксперты, попытка губернатора действовать сугубо административным путем вызвала бурю протеста, что потребовало, поимеющейся информации, даже вмешательства федерального центра. И без того расколотая региональная элита чуть было не выступила единым фронтом против этой инициативы.

Более того, выясняется, что не предусмотрено финансирование из федерального бюджета Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, которые недавно успешно провели референдум по объединению даже в рамках целевой программы развития Дальнего Востока и Забайкалья. Между тем речь может идти о 40 миллиардов рублей в 2007 - 2008 годах. Такие деньги региона были бы далеко не лишними. И это, по мнению аналитиков, служит косвенным показателем того, что у проекта агломерации немало "подводных" камней.

Впрочем, как оказывается, идея агломерации городов овладела умами руководства не только Иркутска. По имеющейся информации, власти Красноярска рассматривают план агломерации столицы края и городов-спутников - Сосновоборска, Дивногорска и пригородного Березовского района. 

Точка или "кочка" роста?

Чем же все-таки сегодня так привлекательна и заманчива идея укрупнения не только регионов, но и крупных городов и превращения их в мегаполисы? Во-первых, вероятнее всего, это надежда на существенное увеличение финансирования. Во-вторых, по мнению разработчиков, создание мегаполиса позволит объединить средства, научные и бизнес-силы, что, в свою очередь, позволит создать столь необходимые здесь новые условия для экономического роста. И, в-третьих, что немаловажно, сократит тот самый бюрократический аппарат и снизит административное давление на региональный бизнес. 
Если не вдаваться в детали, создание агломераций предусматривает, в первую очередь, укрепление связей между соседними городами, развитие междугороднего скоростного транспорта, который позволил бы существенно сократить время переезда из одной части агломерации в другую. Это предполагает и застройку свободных земель между городами, а также более свободную трудовую миграцию жителей между муниципальными образованиями, входящими в эту самую агломерацию.

Но дело не только в финансовых амбициях. В частности, предполагаемое создание в Самарской области агломерации Самара-Тольятти, в которую, возможно, войдут Новокуйбышевск и Чапаевск, вообще не требует никаких финансовых затрат. По словам местных чиновников, речь идет в первую очередь о том, чтобы разрешить городам застраивать пустующие земли, не входящие в городскую черту. И эта земельная проблема, оказывается, становится чуть ли не самой главной. Идеи агломерации охватили сегодня даже Калининградскую область, которая, напоминаем, является анклавной. И здесь уже региональные власти говорят о том, что через пару-тройку десятков лет Калининград превратится в супергород. По крайней мере, задатки, по их оценкам, к этому есть. Только если в Сибири надеются привлечь и задержать население агломерацией, то в самой западной области ее хотят создать на основе привлеченных трудовых ресурсов. Губернатор Георгий Боос, как известно, собирается переселить в Калининградскую область если не миллион, то несколько десятков тысяч человек точно. В результате Калининград, как полагают аналитики, территориально наверняка раздуется, поглотив Светлый, Гурьевский район, а в качестве городов-спутников выступят населенные пункты Балтийского побережья. На востоке области образуется вторая агломерация - Черняховск - Гусев, которая прихватит с собой еще Советск. В Шанхай, не без намека говорят в областном руководстве, "не превратимся, но потесниться придется". Как всегда в последнее время, федеральный центр выделяет деньги под конкретные проекты, поэтому регионам, как воздух, нужны новые идеи. Например, в администрации Воронежской области считают, что включение Воронежа в программу развития городских агломераций и инвестиций позволило бы решить многие проблемы. Но известный принцип "Утром деньги - вечером стулья", похоже, не вдохновляет региональные власти. Так, по имеющейся информации, Минэкономразвития пока отклонило предложенный администрацией области проект создания транспортного центра, который включал бы в себя новый аэропорт, вокзал и окружную трассу с выходом на дорогу Волгоград-Москва. И причина проста - к сожалению, за последние пятнадцать лет в Воронеже не появилось почти никаких крупных инфраструктурных объектов.

Впрочем, как недавно сообщил один из чиновников департамента регионального социально-экономического развития Минрегиона РФ, пока создание агломераций нельзя назвать проектом в полном смысле слова. По его словам, проект будет разрабатываться для каждого региона в отдельности при участии региональных властей. Сами же предложения по созданию агломераций должны были быть вынесены на заседание Правительства еще в марте, но из-за срыва сроков внесения документов вопрос, похоже, завис. Впрочем, изменение границ муниципальных образований проектом не предусматривается хотя бы потому, что в рамках федерального законодательства этот процесс достаточно длительный и трудоемкий. При этом эксперты подчеркивают, что, вероятнее всего, для решения вопросов, касающихся функционирования агломерации, потребуется некий общий управляющий орган. Есть предложения о том, чтобы это было совместное управление, например, комитет или комиссия, которая бы учитывала интересы всех муниципалитетов, входящих или планирующих входить в агломерацию. Правда, одновременно высказываются мнения, что функции управляющего органа может выполнять областная администрация и губернатор. 

Забытые "овраги" 

Более осторожны в своих прогнозах главы муниципальных образований. Они считают, что вхождение в мегаполис-агломерацию для малых городов окажется привлекательным в том случае, если это вызовет увеличение финансирования территорий и будет проходить с учетом особенностей отдельных муниципальных образований. Кроме того, все вопросы, связанные с изменением границ городов и муниципалитетов, которые будут входить в агломерацию, находятся в компетенции исполнительных и законодательных органов муниципальных образований. И для того чтобы изменить границы того же Иркутска, нужно провести референдум с жителями муниципального образования, получить соответствующие решения местных органов самоуправления - Иркутская городская Дума должна выйти с инициативой. Все это должно быть связано с деятельностью областного Законодательного собрания региона и позицией депутатов и депутатских групп. А это - вполне реальная перспектива обострения региональной политической борьбы и передела сфер влияния. Поэтому, как считают эксперты, будет лучше, если проект создания агломераций повлечет за собой не слияние муниципалитетов, а упрощение взаимодействия между близлежащими городами, создание общей инфраструктуры. Но у нас ведь всегда - гладко лишь на бумаге…

06.06.2007, «Российские вести», Номер: 20 ( 1870 ) 
Автор: Сергей МУНИЦИПАЛОВ.
 

Нашли ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Закрыть
Оцените, насколько обращение к сайту было полезным для вас.
закрыть
Сообщение об ошибке
Орфографическая ошибка в тексте:
Отправить сообщение администратору сайта: