Томск архитектурный

Об уникальности деревянных построек
Деревянная застройка русских городов второй половины XIX - начала XX столетия - наиболее распространенная и количественно преобладающая до сих пор часть отечественного историко-архитектурного наследия. Это уникальный в мировом масштабе культурный и исторический феномен. Во-первых, уникальность порождена самим строительным материалом. Ни в одном регионе мира (даже там, где именно деревянное зодчество является синонимом народного), в городах не существует таких крупных художественно-полноценных массивов деревянной застройки. 

Во-вторых, уникальны конструкция и обусловленный ею облик зданий - бревенчатые стены, рубка бревен с остатком - "в обло". Но самое главное, уникален круг ассоциирующихся и выражаемых этой архитектурой идей о национальном мироощущении. Наряду с урбанизацией в сибирской глубинке развивалось деревянное зодчество, в основе своей крестьянское. Нигде в мире не существовало ничего сопоставимого по масштабам и значимости с имевшим место в России многоаспектным и сложным процессом возрождения в городской застройке традиций и опыта деревянного народного зодчества.

Такие архитектурно выдающиеся памятники, как двадцатидвуглавый Преображенский собор, построенный в 1714 году на острове Кижи, являются вещественными символами высокого уровня культуры народа в прошлом и одновременно достойным вкладом России во всемирное культурное наследие. Так же и в Томске деревянное зодчество - это то, что отличает наш город от других "лица особым выраженьем". Заведите разговор о Томске с москвичами, прибалтами, американцами, и те из них, кто когда-то бывал в Томске или что-то слышал о нем, непременно вспомнят о деревянной архитектуре.

В январе 2004 Банк России выпустил в обращение серебряную монету серии "Памятники архитектуры России", посвященную деревянному зодчеству Томска. Такие монеты пользуются большим спросом у коллекционеров. Почему на коллекционных монетах не разместили рельефные изображения нефтяных вышек или мирного атома?
Побывавший в Томске профессор Хартмут Баумбах делает нашему гу­бернатору предложение подать заяв­ку в ЮНЕСКО о внесении уникальных памятников деревянной архитектуры Томска в Список всемирного культурного наследия. "Я не знаю больше ни одного места, которое в таком изобилии и разнообразии предлагает свои красоты, как Томск! - ишет германский учёный. - Почему Сибирь должна оставаться белым пятном в мировой культуре?". И в самом деле, почему?

О пластичности и конструктивности дерева
Гимн деревянному зодчеству написан художником А. Шиловским в 1926 году. Его статья "Деревянная архитектура г. Томска" опубликована была в первом выпуске "Трудов Томского Краевого Музея". Из этой статьи позволим себе привести несколь­ко примечательных выдержек.

"Есть характерная черта, отличающая их (деревянные постройки) от каменных. Это удивительная возможность деформации. Дом может покоситься необычайно, изогнуться бог знает как, и всё-таки держаться, поставить "ершом" все доски крыши и жить. ...Это ничто иное, как удивительная способность всего сущего приспособляться. И деревянное строение приспособляется куда лучше, ем каменное, которое статично, а это динамично. Оно живёт... Оно видоизменяется, оно усыхает, трескается, кривится сообразно различным условиям. Его крутит, гнет, распирает или сдавливает, ломает, выворачивает, а оно не поддаётся. ...В красочном отношении дерево разнообразно и богато. Мох, плесень, сухость или сырость вносят свою художественность в его красочный лик. То оно желтеет, буреет, зеленеет, синеет, сереет, то в нем преобладают горячие тона, то холодные, и надо быть слепым, чтобы этого не заметить. Наконец, сама форма рубки, конструктивные особенности дерева, возможность больших выносов и нависших балконов, тонких колонок, косяков, ставен, вывесок, характерность углов, рубленых в "обло" или "в лапу", наконец, округлость самого дерева - всё это есть элементы архитектурной художественной красоты, из которых сла­гается и художественный образ...".

Каждая эпоха, по наблюдениям А. Шиловского, вносила свои стилевые особенности и традиции в деревянное зодчество. Например, эпоха узорного ампира "подарила" традиции обшивки, имитации под камень, обшивки углов рустами, а не скатами, железные крыши, карниз с простыми классическими обломами. Барокко - резьба с выпилкой, раскраска. Потом эпоха новая - обшивка не под камень, а характерная дереву - шпоном. Окна - богатство резьбы. Характер орнаментации растительный, азиатский, виртуозность. Окраска разными колерами непременно. Балконы с цветными стеклами. Ажур, кружеватость. Любовь к серебрению. Второе течение - это влияние каменной московской архитектуры. В дереве повторяют её формы. Богатство, солидность, почти дворцы. Нежная полихромия. Карнизы с выпиленными кронштейнами.


Любопытно, что деревянные дома с рубкой "модерн", которые считаются сейчас шедеврами томских зодчих, в 20-е годы прошлого века А. Шиловский оценивал очень сдержанно и критично, называя "коробками".

О долговечности дерева как строительного материала

Многие думают, что дерево - это недолговечный материал. Деревянные дома в Томске, к сожалению, стали синонимом ветхого жилья. Едва ли не каждый день в криминальной хронике по телевизору можно увидеть пепелища на месте деревянных строений. Но разве дерево самовозгорается? Причина пожаров - это разруха, которая творится в наших головах, наше небрежное и порой преступное отношение к деревянным памятникам. 

Если дом не ремонтируется, у него из года в год протекает крыша, летом не открываются отдушины в межэтажных перекрытиях и дом перестаёт дышать, то он разрушится независимо от того, из какого материала сделан. Дому нужен хозяин, и только бережное отношение к собственности продлит жизнь строения настолько, насколько оно будет находиться под хозяйской опекой.

Получается, что надпись "Охраняется государством" означает на практике "Никому нет до этого дела". Опыт показал, что наличие подобной таблички обрекает постройку на скорую и неминуемую гибель. Потому что государство - неэффективный собственник. Потому что у государства столько собственности, что чиновники не в состоянии за всем уследить. Потому что в бюджете всегда не хватает денег на ремонт.

Дерево - это очень долговечный материал. Оно живёт дольше, чем сталь и бетон, если его беречь. В Норвегии сохранились 27 деревянных церквей, возведенных в XII-XIII веках, сотни жилых и хозяйственных построек со времен Средневековья! Подобные строения есть в Швеции, в Швейцарии, Германии и Франции. Наши родные томские терема по сравнению с ними - младенцы. Только скандинавы сохранили свои сооружения, а мы храм Троицы Живо-начальной (XYII век) утратили.

Дерево - не только долговечный, но и самый лёгкий, самый конструктивный и самый экологичный строительный материал. За рубежом, где живут побогаче россиян, всё больше строят жилья из дерева. В США ежегодно 25 тысяч семей приобретают дома из брёвен. Во время XYII Зимних Олимпийских игр Норвегия удивила мир спортивными аренами в Хамаре и Лиллехаммере, построенными из дерева. Хоккейный дворец "Северное сияние, где из дерева выполнены не только внутренние, но и наружные стены, стал самым большим деревянным сооружением в мире. Современные технологии позволяют сделать древесину равнодушной к воде и огню. Сегодня деревянные конструкции превосходят стальные по прочности. Так что стоит более убедительно и настойчиво рекомендовать дерево в качестве лучшего строительного материала.

О сибирском стиле в зодчестве

В художественной культуре Томска на рубеже XIX - XX века нашла отражение сибирская тема. Она представляла собой поиски регионального своеобразия в живописи, прикладном искусстве, музыке, а также в архитектуре. Это самобытное явление имело свою социально-идеологическую основу, заложенную идеологами сибирского областничества Г. Потаниным, Н. Ядринцевым, А. Адриановым, которые добивались культурной и экономической самостоятельности Сибири. Распространение областнических идей способствовало развитию краеведения, изучению быта, традиций, искусства коренных народов Сибири. Работа, проводимая этнографами и историками, была тесно связана с деятельностью художественной интеллигенции. В 1908-1909 годах было создано "Томское общество любителей художеств", в числе организаторов которого были не только известные художники М. Щеглов, Л. Базанова, 3. Рокачевский, но и архитекторы К. Лыгин, В. Оржешко и Т. Фишель.

Поиски сибирского стиля проходили по двум основным направлениям. В основе одного из них был метод детально-декоративной стилизации мотивов северной природы и орнаментов коренных народов края. К примеру, в доме на Верхней Елани (нынешний адрес: Ленина, 23) фронтоны наличников имеют стилизованные изображения хвойных деревьев и шишек. Дома на Красноармейской, 79, Вершинина, 14, Горького, 15, украшены одинаковыми наличниками, в которых верхняя лобовая доска содержит мелкий пропильной декор в виде нескольких стилизованных мотивов хантыйского орнамента.

Другое направление поисков шло о пути образно-ассоциативного осприятия архитектуры. Здесь за основу была взята идея о том, что североевропейская архитектура наиболее адекватно соответствует природно-климатическим условиям Сибири. оэтому зодчие обращались как к налогам скандинавской архитектуры, так и к приемам, выработанным петербургскими зодчими в русле северного модерна. Одной из наиболее интересных построек такого типа в Томске стал особняк Быстржицкого (Красноармейская, 68), возведенный в 1910-х годах. В объемном построении, элементах и деталях этого дома присутствуют прямые заимствования мотивов скандинавских жилых и культовых сооружений. Это практически весь декор дома с наличниками и венчающими частями фронтонов в виде голов дракона и шпилеобразное завершение башни по типу древних норвежских церквей. Особняк стал одним из самых заметных архитектурных акцентов в городской среде.

В других сибирских городах в деревянной архитектуре встречаются и местный орнамент, и северный модерн, но в меньших масштабах.

О традициях и новаторстве в архитектуре
Почему многие поколения наших предков строили дома из дерева? Потому ли, что древесины было всегда в избытке вокруг? Конечно, деревянное зодчество связано со средой обитания так же, как и с народной культурой. Формой русской национальной жизни было непрерывное движение, перемещение, освоение и преобразование. Отсюда приверженность к строительству именно деревянных зданий, которые прекрасно поддаются переделкам, усовершенствованиям, изменениям, без значительного ущерба для эстетических достоинств.

Каждое поколение в новом сооружении имело возможность проявить свой художественный вкус, показать свое прочтение известных канонов. А при необходимости и без сожаления, даже с надеждой смириться с утратой здания, погибшего, например, в пожаре, поскольку всегда существовала уверенность в возможности возведения нового, одновременно и несущего элементы преемственности, и отвечающего потребностям времени. Поэтому деревянный Томск, как мифический Феникс, горел и возрождался много раз за 400 лет.

Дерево - естественный материал, традиционный для Сибири, определявший веками характер застройки городов, их самобытность. Поэтому возрождение деревянного зодчества - это путь к формированию региональной архитектуры. Пора распрощаться с однообразием индустриального домостроения. Хватит ставить однообразно унылые ряды серийных "девятиэтажек-гвоздей". Надо учиться связывать архитектурное решение с ландшафтом местности, который у нас в Томске уникален. Именно ландшафт был основой архитектуры старого Томска. Так зачем же отказываться от традиций?

Традиции хороши, но нельзя и бесконечно пребывать на духовном иждивении томских зодчих прошлых веков. Не в каждом областном центре есть архитектурно-строительный университет, выпускающий кадры по специальности "Реставрация архитектурного наследия". Нет больше в Сибири и такого института, как наш "Сибспецпроектреставрация". Необходимо поднимать эстетический уровень дизайна архитектурной среды, смелее предлагать оригинальные архитектурные решения в томском домостроении. В том числе и из дерева.

Проблема старого и нового существовала во все исторические эпохи. Однако старые города, отличаясь стилевым многообразием, поражают единством архитектурного образа. Следовательно, задача состоит в том, чтобы взять все лучшее из принципа формирования старых городов.

О программе "возрождение деревянного зодчества в Сибири"
Существует программа "Энергосбережение", программа "Льноводство" и другие программы областного масштаба. К сожалению, у нас нет областной программы возрождения деревянного зодчества. Хотя проект её был разработан еще лет пять назад. Чтобы появилась программа действий, надо сформировать общественное мнение в пользу деревянных построек. Сегодня о них говорится только в "00 часов" - "Деревяшки горят". Поэтому представители власти раздражаются, когда разговор заходит о деревянных домах, ставших давно синонимом ветхого жилья, подлежащего сносу. Такая программа работала в Нижнем Новгороде. Есть в столице аналогичная программа, в рамках которой уже десять лет правительство Москвы проводит конкурс "Реставрация" и награждает ежегодно десятки объектов-лауреатов. Кстати, финансирование таких программ редко идёт через Минкультуры. У М. Швыдкого кроме памятников хватает забот о картинах, песнях и плясках. Поэтому, наверное, всего два памятника деревянного зодчества федерального значения в Томске попали в списки первоочередных реставрационных работ с финансированием Минкультуры (Дом А. Крячкова на пр. Кирова, 7 и дом Шишкова, 10), да и на них обещанные деньги в полном объёме не поступили.

Не министры, а мы - хозяева своей территории. Если мы решаем, что наш дом должен быть сохранён для потомков, надо самим изыскивать для этого финансовые ресурсы. Кстати, томские бизнесмены уже готовы вкладывать деньги в мемориальные архитектурные комплексы в Коларово и других исторических районах. Есть идея создать плотницкий центр, возрождающий исторические технологии деревянных срубов. В Сибири такого нет. А конкурс на лучшего подрядчика, инвестора, арендатора почему не провести? У нас есть восстановленные объекты, которые лю­бому не стыдно показать. Тот же глав­ный корпус Томского государствен­ного университета и Научную библи­отеку ТГУ. А если так, то можно учре­дить и антиприз (вроде "Серебряной калоши") за самый неудачный архи­тектурный проект. На этот приз най­дётся много претендентов.
Формирование деревянной мало­этажной застройки - это возмож­ность снизить стоимость жилища и избежать финансового тупика в строительстве социального жилья. Это и основа для модернизации и технологического подъёма лесной и лесоперерабатывающей отраслей, которые пролежали у нас все 1990-е годы "на боку". Возрождение деревянного зодчества - это путь к гуманизации архитектурной среды, чрезмерно обезличенной и урбанизированной сегодня, "трансваально" враждебной человеку.

О Татарской слободе, выводящей Томск к реке
Природа словно специально отделила этот район цепью озёр (вдоль неё прошла улица Неточная) и верхней террасой, на которой расположилась центральная часть города. Наши талантливые предки застроили этот участок, создав удивительный по художественной ценности массив, характеризующий наилучшим образом городскую среду купеческого Томска. К особенностям декоративного убранства Татарской слободы следует отнести восточные мотивы, создающие особый колорит, который не встретишь в других районах города. Высокая концентрация архитектурных памятников позволила обозначить Татарскую слободу как охранную зону.

Зачем вообще охранять архитектурные памятники? - Они как банки информации хранят в себе ключ к традициям прошлого, к исторической памяти нации. Народные мастера умели гармонично вписать свои сооружения в природный ландшафт, тонко подметив и максимально использовав особенности рельефа местности. Поэтому их строения имеют чёткую прописку во времени и пространстве, чего нельзя сказать о многих современных зданиях, между которыми почти и не найдешь архитектурных различий.

Чтобы сохранить индивидуальный облик Татарской слободы, специалисты института "Сибспецпро-ектреставрация" разработали план комплексной реконструкции исторического района. Здесь предлагается строить только жилые и общественные здания, оговариваются возможные габариты и материал стен, запрещено промышленное складирование. Если всерьёз рассматривать вопрос о развитии в Томске туристического бизнеса, то лучшего места не найти. Известно, что на Татарской, Неточной и Береговой находились прежде постоялые дворы, магазины и трактиры, скорняжные, каретные, шорные, часовые и ювелирные мастерские. Частично можно было бы восстановить Конный и Сенной рынки, каретники, завозни, придав Татарской слободе больший колорит и заодно оправдав современное наличие лошади на гербе Томска и губернии.

В настоящее время только на двух коротких участках набережной реки Томи (в районе площади Ленина и Лагерного сада) можно полюбоваться красотой сибирской реки. В проекте можно было бы предусмотреть мероприятия по благоустройству набережной вдоль реконструируемого исторического района, в результате чего выиграла бы не только Татарская слобода, а весь Томск - за счёт дополнительного облагороженного пространства с эспланадой скверов и раскрытия города к реке. Вообще, жить надо не в мегаполисах, а в историческом небольшом городе, который расположился вдоль реки. Это со всех точек зрения правильно.

О корабле викингов и старом Салеме
Каждый исследователь деревянной архитектуры должен побывать в Норвегии, где дерево было и остаётся основным строительным материалом. Как скандинавам удаётся сохр­нить деревянные церкви, амбары и другие постройки более 800 лет? Хозяйка старого дома в деревушке Голнес захотела вернуть утраченные в процессе ремонта наличники на окна первого этажа. Хозяин другого дома в местечке Паддеби решил заменить обветшалый материал кровли на новый. В обоих случаях хозяевам понадобился полный состав чертежей: планы строений, фасады, разрезы. И эти чертежи были им предоставлены муниципальными архитекторами. Заметим, что норвежцы не писали писем в ЖЭК о протекающей крыше и необходимом ремонте за счёт государства.

У норвежцев 147 музеев под открытым небом. Дети любят в этих музеях рассматривать корабли викингов. В домах норвежцев можно увидеть много старинных предметов. П.Ю. Рачковский на одном из шкафчиков, например, разглядел дату -1756 год. Все эти семейные реликвии передаются из поколения в поколение, пробуждая чувство причастности к делам своих предков. И ещё один факт - каждый год норвежские лесники высаживают около 80 миллионов саженцев, что втрое превышает количество срубленных деревьев. Наблюдая за такой заботой об окружающей среде, становится ясно, почему Норвегию называют государством всеобщего благоденствия.

Если обратиться к опыту другой, совсем уже не социалистической страны - США, то и у американцев можно обнаружить живой интерес к прошлому и гордость за достижения соотечественников. Томской делегации довелось побывать в маленьком американском городке Олд Салем (Old Salem), известном одноименной маркой ментоловых сигарет. Так вот жители этого ничем не примечательного прежде городка несколько лет носились с идеей реконструировать в исторических кварталах деревянную застройку XIX века. Они провели через муниципалитет закон, запрещающий всякое строительство в центре, получили банковский кредит и привезли сто старинных домов со всего штата Северная Каролина, отреставрировали их. Теперь там любимое место отдыха, паломничества туристов и постоянных съёмок вестернов.

Если рабочие посёлки и ковбойские салуны попадают в списки культурного наследия и охраняются так бережно, как в Норвегии, Канаде и США, то наши томские деревянные дома с резными наличниками - это просто мировые шедевры зодчества, увидеть которые будут счастливы и американцы, и туристы из любой другой страны, падкие на всё уникальное.

Об архитектурном туризме
Не секрет, что экономика таких стран, как Греция, Кипр, Турция и Египет, базируется главным образом на туризме. Одна из составляющих туристического бизнеса - экскурсии по маршрутам памятников архитектуры. Были времена, когда краеведы в Томске проводили по пять экскурсий в день, а поезда привозили сюда туристов со всего Советского Союза. Гости из европейской части России (особенно прибалты) просили экскурсионные бюро формировать программу так, чтобы в Томске находиться не один день, а больше. За один день они просто не успевали ознакомиться со всей деревянной архитектурой.

Если в Томске когда-нибудь разовьётся международный туризм, то главной причиной, по которой в сибирскую глубинку поедут иностранцы, будет деревянное зодчество. Иностранцам есть что показать не только в Томске. Например, в Кожевниковском районе сохранилась четырехэтажная (!) деревянная паровая мельница, построенная 100 лет назад. В Первомайском районе есть эстонская деревня Березовка. Там ежегодно проводят национальный эстонский праздник "Янов день". Существует проект по устройству в поселке Тимирязевский музейно-туристкого комплекса «Тоянов городок». В Сибирском музее леса предлагается показывать легенды и сказки коренных народов, связанных с лесом и его обитателями, всевозможные постройки и предметы быта. Это был бы прорыв в сельский туризм, который стал популярен в Европе и активно внедряется в Алтайском крае.
Надо на уровне аппарата представителя президента в Сибирском Федеральном округе выстроить туристические маршруты в Сибири подобные «Золотому кольцу». Почему не может быть «Сибирского кольца»? В каждом из стран сибирских городов есть свои уникальные архитектурные памятники. А еще можно терминал построить на середине всех транспортных путей, где собрать старинные избы, обустроить музей плотницкого искусства и традиционных ремёсел. Была ведь идея организовать нечто подобное в Коломенском. Музей архитектуры России может быть не только под Москвой, но и в Сибири. Каждая из девятнадцати областей Сибирского Федерального округа привезла бы усадьбу, баню, сарайчики и амбары... Г. Крылов мечтал сделать такой музей в Лагерном саду ещё до Первой мировой войны. Позже хотели сделать нечто подобное в новосибирском Академгородке. Потом в селе Коларово. Идея витает в воздухе, а значит, рано или поздно такой национальных парк архитектуры будет создан. Почему не у нас?

Вместо заключения: Деревянные ворота в компьютерный век
Валентин Распутин в одной из публикаций лет тридцать назад посетовал на то, что Иркутск из-за бездумно проводившейся массовой застройки потерял свое историческое лицо. И позавидовал томичам - мол, задержка в темпах жилищного строительства Томску пошла только на пользу. Безликие панельные дома тогда здесь строились в основном на окраинах, не затрагивая исторические кварталы города, и Томску удалось сохранить свой облик - уникальную деревянную архитектуру. Позднее это обстоятельство получило официальное признание - Томску был присвоен статус исторического города.

Восстановлению и ремонту памятников, кроме правовых причин (хотя вопросы собственности и ответственности арендатора не носят непреодолимого характера), мешают чаще причины сугубо материального порядка. В основной массе памятников деревянной архитектуры живут обычные малоимущие граждане. С удобствами во дворе. Ясно, с какими трудностями может быть сопряжен ремонт такого сооружения и расселение многочисленных жильцов. Но есть примеры удачного решения проблемы исторического наследия.

Скажем, у подлинного шедевра томской деревянной архитектуры, находящегося на магистральной улице - Красноармейской, 71, счастливая судьба. Сказочный терем практически разваливался. Судьбоносным оказалось решение губернатора передать его Российско-Немецкому центру. Германия вложила в капитальный ремонт здания более миллиона дойчемарок. Попробуй, допусти поджог такого здания - разгорится международный скандал. В местной прессе высказывались предложения раздать такие памятники по национальным обществам. Но, увы, памятников в Томске больше, чем богатых дядюшек за рубежом…

Сейчас в Томске идет подготовка к празднованию 400-летнего юбилея города. В столице выбиваются средства на ремонт и реконструкцию. И город становится заметно нарядней. Хорошо, если в череде юбилейных торжеств тема деревянного зодчества не забудется, не заболтается, а перейдет в конкретные дела, подкрепленные полновесным финансированием. Кто-то из депутатов заметил, что спонсорская покупка компьютеров обошлась ему значительно дороже, чем благоустройство подшефной территории. Конечно, в век информатизации без компьютеров и Интернета никуда не продвинешься, но мы же не в виртуальном пространстве живём. Нам же не всё равно, в какой среде будут обитать наши дети!

Юрий Ершов. Автор благодарит Павла Юрьевича Рачковского, главного специалиста департамента по культуре Администрации Томской области за любезно предоставленный текстовый и фотографический иллюстративный материал для подготовки данной публикации, а также за консультации в разработке темы номера.

"Томск Magazine", №2/2004

Нашли ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Закрыть
Оцените, насколько обращение к сайту было полезным для вас.
закрыть
Сообщение об ошибке
Орфографическая ошибка в тексте:
Отправить сообщение администратору сайта: