Деревянное кружево Москвы

Любовь московских зодчих к возведению деревянных знаний берет свои истоки с давних времен основания города, когда все здания возводились из дерева. Градостроительные тенденции меняли облик города, но не смогли искоренить традиции городского деревянного строительства. В XVIII-XIX веках в Москве еще активно ведется деревянное строительство. 
Многие памятники этого периода сохранились.


Кусково - старинная вотчина Шереметевых. Усадебный ансамбль сложился к се­редине XVIII века. Дворец был построен в 1769-1775 годах на месте прежнегостарого дома. Строительством руководили архитекторы К.И.Бланк и А.Ф.Миро­нов, крепостной Шереметева. Деревянное одноэтажное здание дворца выдер­жано в формах раннего классицизма. Внешне сдержанный фасад дворца скры­вает великолепие внутренней отделки интерьеров.

Дворец в Останкино, построенный в 1792 - 1798 годах, также связан с именемзнаменитого рода. Н.П.Шереметев решил сделать Останкино своей летней ре­зиденцией и перевести сюда из Кусково театральную труппу. Строительство на­чалось со здания театра, которое затем было перестроено во дворец. В основу планировки был положен проект Ф.Кампорозе, дополненный и усовершенство­ванный Дж.Кваренги и крепостным архитектором П.И.Аргуновым. Не случаен выбор строительного материала. Известно, что дерево обладает великолепными акустическими свойствами.

Объем главного здания дворца с театральным залом, который мог быть превра­щен в танцевальный зал, несколько выше других построек. Низкие закрытые га­лереи соединяют его с симметрично стоящими Итальянским и Египетским павиль­онами, которые имели совершенно одинаковый декор. От них под прямым углом отходят галереи, связывающие парадную и жилые части дворца. Здание выдер­жанно в строгих формах зрелого классицизма. Фасад дворца украшен шестико-лонным портиком коринфского ордера. Портик стоит на рустованном выступе первого этажа. Парковый фасад отмечен десятиколонной лоджией ионического ордера, расположенной на втором этаже.

В центре Москвы в районе улицы Тверская находится городская усадьба А.П.Сы­тина (Сытинский переулок, 5). Усадьба является редчайшим образцом допожарной деревянной застройки Москвы. Дом построен в 1806 году на землях некогда большого владения Сытиных. В 1812 году, благодаря своей счастливой судьбе, усадьба не сгорела. Жилой дом построен из дерева, тогда как флигеля и службы были каменными. Одноэтажное здание с высокой антресолью поднято на высо­кий цокольный этаж, который, предположительно, является подклетом более древней постройки. С северной стороны к дому примыкает лестница, ведущая к парадному входу основного этажа. Классическая простота четырехколонного портика и большие окна парадной анфилады создают впечатление торжествен­ности. Центральные окна боковых частей фасада, украшенные лепниной (оче­видно появившейся уже после 1812 года) перекликаются с полуциркульным окош­ком в треугольнике фронтона, придавая фасаду стилистическую законченность. В 1980-х годах дом А.П.Сытина был отреставрирован.

Красивейшие городские усадьбы и скромные, не потерявшие своего обаяния, ма­ленькие деревянный домики сохранились в районе старых московских улиц Пречистенки и Остоженки. Городская усадьба Лопухиных (улица Пречистенка, 11) построена вышедшим из крепостных архитектором А.Г.Григорьевым в 1817 - 1822 годах. В настоящее время в ансамбль усадьбы входят главный дом, примы­кающая к нему ограда с пилонами и флигель, стоящий в глубине двора. Главный дом, почти полностью сохранивший первоначальный облик, является одним из ти­пичных образцов ампирного жилого строительства Москвы. Это одноэтажное с антресолями деревянное здание, стоящее на каменном полуподвале. Выходя­щий на улицу Пречистенка фасад здания с шестиколонным портиком украшен гипсовыми декоративными деталями и многофигурным на античные сюжеты фри­зом. Окна декорированы крупными веерными замками. В обработке фасада ис­пользованы широкий пояс руста. С 1920 года в доме открыт Музей Л.Н.Толстого. По адресу улица Пречистенка, 12 время сохранило усадьбу Хрущевых-Селезневых. Строительство ансамбля предположительно было завершено к 1815 году. Кроме главного дома, усадьба включала жилой корпус по переулку, служебные корпуса, флигели (сохранившиеся после пожара), угловой павильон (был снесен в 1960 году, вновь полностью восстановлен в 1980-е годы), палаты XVII века. Деревянный одно­этажный дом на каменном сводчатом цокольном этаже XVIII века, с мезонином и ан­тресолями предположительно построен автором усадьбы Лопухина архитектором А.Г.Григорьевым в 1814 году. Поставленный на старый цокольный этаж, дом главным фасадом выходил в Пречистенский переулок. Архитектор принял необычное реше­ние - создал второй парадный фасад, выходящий на улицу Пречистенка, который подчеркнут выступающим центром и большей высотой за счет мезонина. Портики фасадов выполнены в едином ионическом ордере. К дому со стороны сада пристро­ена терраса. Фасады щедро декорированы лепниной. Как и в усадьбе Лопухиных, в отделке окон главного фасада использован руст и декоративные замки, в свою очередь украшенные львиными масками (характерной для стиля ампир декоратив­ной деталью), созданными скульптором Г.Т.Замареновым для Московского универси­тета. Усадьба Хрущевых-Селезневых - одна из самых красивых городских усадеб Москвы. С 1961 года ее занимает Музей А.С.Пушкина. В канун 200-летнего юбилея поэта проведена капитальная реставрация дома и построек усадебного ансамбля. Еще один деревянный памятник сохранился по адресу: улица Остоженка, дом 49. Этот одноэтажный деревянный дом с каменным задним крылом построен между 1817 - 1825 годами. Он принадлежал А.В.Всеволожскому. Главный фасад оформлен шестиколонным тосканским портиком с фронтоном, огражден балюс­традой, плоскость стены декорирована ампирнами лепными деталями. В тимпане фронтона - герб семьи Всеволожских. Дом расположен в глубине участка и от­делен от улицы металлической ампирного рисунка решеткой на обновленных по­сле реставрации столбах.

В пожаре 1812 года все деревянные дома в районе Арбата сгорели, но очень бы­стро этот район был восстановлен. Улицы застраивались каменными усадьбами в стиле позднего классицизма, доходными домами. В переулках же дома были в ос­новном деревянными в стиле московского ампира. Многие сохранились и отрес­таврированы.

Жилой дом по Малому Власьевскому переулку 5, известный как дом П.А.Федоро­ва, построен в 1820 году по типовому проекту архитекторов В.Гесте и Л.Руска. Стены дома обшиты деревом, причем центральный, плоский ризалит объединен с мезонином гладкой обшивкой, тогда как обшивка боковых частей имитирует рус­товку. Фасад дома, выходящий на улицу, украшен гипсовым декором. Несколько тяжеловесные лепные украшение контрастируют с некрупным членением фасада. Городская усадьба поручика А.К,Поливанова находится на углу Денежного и Гла-зовского переулков. Здание построено в 1822 - 1823 годах, Ансамбль состоит из одноэтажного деревянного дома с мезонином и антресолями, стоящего на кирпич­ном основании флигеля, выходящего торцом на улицу и ограды с деревянными во­ротами. Главный дом усадьбы имеет массивный и строгий шестиколонный портик тосканского ордера, который отделен от мезонина сильно выступающим карнизом. Первоначально над портиком находился балкон мезонина. Наружные стены до­ма обшиты досками. Необычен мелкий горизонтальный р*уст на боковых сторонах фасада. В отличие от большинства жилых сооружений послепожарной Москвы в отделке здания почти полностью отсутствуют лепные украшения. Во внутренней планировке дома существуют некоторые отступления от традиции: зал, выходя­щий обычно окнами на улицу, здесь обращен в сторону двора. Деревянное зда­ние сильно повреждено недавним пожаром.

В районе Замоскворечья, по правому берегу Москвы-реки, было построено мно­жество деревянных, похожих друг на друга домиков с мезонинами, украшенными лепниной по вкусу и достатку хозяев. Обычно в таких небольших домикох жили ку­печеские семьи. Зо домом располагались небольшой сад и подсобные строения. Один из таких деревянных домиков стоит по линии улицы в Голиковском переулке под №9. Семь больших окон первого этажа украшены наличниками, мезонин с тремя окошками завершает небольшой треугольный фронтон. В первой половине XIX века но Большой Ордынке, 45, построена городская усадьба. Дом с мезонином состоит из основного деревянного этажа и каменного нижнего. Фасад украшает четырехколонный ионический портик. В 1840 году дом со стороны двора был расширен и фасад частично переделан. Вытянутые арочки мезонина, опирающиеся на колонны портика, придали зданию большую легкость. Портик имеет определенное градостроительное значение, так как замыкает пер­спективу выходящего на улицу переулка.

Территории от старой границы Москвы - Земляного вала и новой - Камер-Кол-лежского вало вошли в состав Москвы в первой половине XVIII века, В это время малонаселенный район начинает активно застраиваться. Так, в районе Ново-Де­вичьего монастыря сохранилось застройка конца XVIII-начала XIX века. Городской домик близ Плющихи, №23 по Долгому переулку, построен в стиле московского деревянного ампира коллежским советником Г.А.Палибиным в 1818 году. Небольшое одноэтажное здание с мезонином и антресолями поставлено торцом к переулку. Парадный двор расположен справа от дома, к которому раньше примыкал сад. К боковым фасадам дома были пристроены открытые га­лереи. Парадное крыльцо находилось на западном, боковом фасаде, и выходило в переулок. Главный фасад здания расчленен двумя ризалитами и вертикальной нишей с лепными украшениями, которые придают особняку нарядный характер. Очень украшает здание полукруглое окошко в мезонине, также обильно декори­рованное. Особый интерес представляют интерьеры особняка. Под штукатурной отделкой середины XIX века сохранились бумажные обои с росписью "по месту". В целом особняк сохранил трогательное очарование старой Москвы. Красоту некогда одной из самых оживленных московских улиц - Старой Басман­ной сохранили дошедшие до настоящего времени ее деревянные особняки. По­сле войны 1812 годо И.М.Муравьев-Апостол, дипломат, член Российской Акаде­мии, писатель, отец декабристов М.И. и С.И.Муравьевых, покупает большую го­родскую усадьбу, построенную на узком участке Старой Басманной {теперь №23). Главный дом был закончен к 1802 году. Одноэтажное деревянное здание с высокой антресолью поставлено на старый каменный сводчатый подклет XVIII ве­ка, трактованный как цокольный этаж. Шестиколонный коринфский портик с по­вышенным фронтоном, обилие лепных украшений, многофигурные рельефные фризы традиционны в обработке фасада городской застройки середины XVIII ве­ка. Парадную пышность придает зданию глубокая аркода под портиком и мощ­ная рустовка цокольного этажа, которая контрастирует с легкостью арочных ни-шек над окнами центральной анфилады. Дворовый фасад дома в настоящее вре­мя лишен какого-либо декора. Здание выстроено на пересечении Старой Бас­манной улицы с небольшим городским переулком (ныне улица Александра Лукья­нова), что определило необычное композиционное решение торцевого фасада. Своеобразие парадно развернутого по улице дома подчеркнуто угловой полуро­тондой с колонками - первоначально открытая галерея или зимний сад (в настоящее время заложена). Памятник является ярким образцов архитектуры москов­ского зрелого классицизма допожарного периода. В настоящее время пустую­щий дом находится в аварийном состояние: со сруба снята обшивка, внутренние конструкции разрушаются. Здание требует скорейшей и активной реставрации. Городской дом Кетчера, более известный как дом Василия Сергеевича Пушкина, стоит на Старой Басманной, 36. Это одноэтажный особняк с фронтоном и ант­ресолью. Девять высоких окон делят оштукатуренный фасад на три части. Перво­начально фасад украшая четырехколонный портик тосканского ордера, не со­хранившийся до настоящего времени. Рядом с домом располагались флигель и хозяйственные постройки. Со стороны двора дом двухэтажный. С тремя окнами на первом этаже и шестью маленькими окошками на втором. Вход был со сторо­ны двора. В этом доме в гостях у дяди бывал А.С.Пушкин.

В XIX веке в русском искусстве появляются новые, прогрессивные течения. Они связаны с возросшим интересом к русской народной теме, основанном на глубо­ком изучении древнерусских традиций и их современном переосмыслении. Появ­ляется новый, "русский" стиль.

В 1856 году для историка, профессора Московского университета М.П.Погодина архитектором Н.В.Никитиным был построен дом в традициях древнерусского дере­вянного зодчества (Погодинская улица, 10). Здание было перестроено из флигеля усадьбы, стоявшего на границе участка. Деревянный сруб поставлен на кирпичный цоколь. Высокий "чердак" с балкончиком под крутой кровлей украшен пропильной резьбой. Три окна на центральном фасаде с легкими ажурными наличниками и ставнями придают дому необыкновенный сказочный облик. Для создания декора были использованы рисунки художника Г.Г. Гагарина, который был исследователем и знатоком народной архитектуры. В доме, получившем название "Погодинская из­ба", находился кабинет ученого, здесь бывали СТ. и К.С.Аксаковы, А.С.Хомяков, И.В.Киреевский, А.Н.Островский, И.С.Тургенев.

В "русском стиле" в 1872 г. был выстроен и дом предпринимателя А.А. Порохов-щикова (Староконюшенный переулок, 36). Деревянная постройка была задума­на в стиле русской деревенской "избы". Дом с мезонином был поставлен на вы­сокий фундамент. Необычный облик придавало зданию резное кружево декора, выполненное в русской деревенской традиции, а также резные треугольные на-вершия окон. Очень украшало фасад дома крыльцо с резными столбиками. Отделка дома выполнена по проекту архитектора А.Л.Гуна. Стилистически про­думанный и мастерски выполненный дом Пороховщикова - яркий образей ново­го направления в архитектуре. Обветшавший к настоящему времени дом нужда­ется в срочной реставрации, иначе прекрасная резьба фасада будет утрачена. В тихом Троицком переулке (в настоящее время переулок Васнецова, 13), за Садо­вым кольцом находится дом художника В.М.Васнецова. Дом был построен в 1894 году по проекту самого художника в традициях древнерусского деревянного зодче­ства. Одноэтажный домик с четырьмя окнами на фасаде огорожен от улицы забо­ром, за ним возвышается бревенчатый сруб, напоминающий древнерусский те­рем, который венчает двускатная крыша в виде кокошника. К основному объему примыкает большая мастерская. В украшении фасадов использована деревянная резьба и изразцы. Со стороны сада к дому пристроена терраса. Интерьер дома, выдержанный в русском стиле, полностью соответствует пристрастиям ее хозяина. Необычным продолжение национальной темы является двухэтажный Швейцарский домик в Кусково. Он стоит особняком от общего ансамбля усадьбы, недалеко от дворца. Дом построен в 1870-м году академиком архитектуры Н.Л.Бенуа в духе альпийских шале - горных дач Швейцарии. В нем жила семья последнего владель­ца усадьбы графа А.Д.Шереметева. Это деревянный, обшитый тесом 2-х этажный дом под двускатной крышей. Балкон на втором этаже с резными перилами, С бо­ковой стороны к дому пристроено высокое крыльцо, украшенное деревянной резьбой. Оно ведет на открытую лестницу, соединяющую первый и второй этажи.

Появление такого необычного по архитектуре зда­ния на территории усадьбы XVIII века отразило вкусы владельца.

В Москве осталось очень мало старых деревянных храмов. Один из них - Церковь Спаса Преображе­ния находится на улице Краснобогатырской, дом "7. Село Богородское, которое здесь располага­лось, известно с XIV века. Существующая церковь выстроена и освящена в ] 880 году, на месте обвет­шавшей старой, простоявшей на этом месте двести лет. Здание храма стоит на кир­пичном фундаменте, стены сложены из бревен, внутри отштукатурены и расписаны. Церковь с шатровым навершием увенчана главой, С востока к храму примыкают три апсиды с главками. Небольшая колокольня с семью колоколами возвышается над трапезной. При входе в храм пристроена дощатая галерея. Храм имеет два при­дела - Тихвинской Божьей Матери и пророка Ильи и святителя Алексия, митрополи­та Московского. Это один из немногих действующих деревянных храмов Москвы. В Москве сохранилось довольно много памятников деревянного зодчества. Многие из них восстановлены, многие (Дом Поливанова, городская усадьба Муравьевых-Апостолов, дом Пороховщикова) нуждаются в тщательной реставрации и изучении. Благодаря уцелевшим от времени памятникам деревянного зодчества, Москва сохранила то неповторимое своеобразие, ту естественность, которую и по сей день можно почувствовать в уголках старой Москвы.

И.В. Пилишек, искусствовед

Опубликовано в издании «Русское деревянное зодчество», 2001 год

Нашли ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Закрыть
Оцените, насколько обращение к сайту было полезным для вас.
закрыть
Сообщение об ошибке
Орфографическая ошибка в тексте:
Отправить сообщение администратору сайта: