А.В. Касаткина: “Кто хочет сделать дело - находит средства, кто не хочет делать ничего - находит причины”
“Кто хочет сделать дело - находит средства, кто не хочет делать ничего - находит причины”
“Единственная Москва!
И тем-то град сей дивен,
Что он из собственных составился красот!”
Москву часто называют самым русским из всех городов России. Тысячи памятников истории и культуры, олицетворяющие богатейшее прошлое столицы, составляют ее неповторимый силуэт. Москва прошла многовековой путь от маленького деревянного поселения до современного мегаполиса и, естественно, многоликость города - главная его архитектурная особенность.
Неотъемлемой частью московской застройки являются удивительные по своему разнообразию памятники деревянного зодчества, без которых невозможно полностью представить и оценить архитектурно-художественный облик столицы. К сожалению, их осталось не так много, некоторые еще находятся в неудовлетворительном состоянии, но москвичи активно занимаются их реставрацией. На протяжении последнего десятилетия Московское правительство осуществляет крупномасштабные работы по реконструкции и сохранению историко-культурного наследия города. С 1993 года в столице проводится ежегодный правительственный Конкурс на лучшую реконструкцию, реставрацию, воссоздание памятников архитектуры и других объектов историко-градостроительной среды. В этом Конкурсе могут участвовать любые отечественные и зарубежные организации, фирмы и специалисты: проектировщики, реставраторы, дизайнеры, строители, инвесторы и др. Около 250 объектов стали победителями в состоявшихся уже восьми Конкурсах. Среди них, безусловно, и памятники деревянного зодчества. Один из первых лауреатов Конкурса 1993 года - деревянный одноэтажный с мезонином жилой дом начала XIX века в Большом Афанасьевском переулке, 8-10. Он является типичным для деревянной застройки Москвы того времени. Здесь в 1835-1837 гг. жил поэт и философ Н.В.Станкевич. После проведения полного комплекса ремонтно-рес-таврационных работ здание приспособлено под учебное заведение для детей. Дворцово-парковый ансамбль "Кусково", древнейшая вотчина графов Шереметевых, - уникальный памятник русской художественной культуры XYIII века, В 1994 году деревянный дворец усадьбы стал также лауреатом Конкурса "Реставрация". В 1994 году восстановлен особняк XIX века в Денежном переулке, 11. Дом построен в стиле классицизма, с пышным декором. Карниз фронтона поддерживают шесть небольших кариатид. Возрожденный памятник в настоящее время используется под офис и поистине является украшением переулка. Редким образцом деревянной архитектуры послепожарной (1812 г.) Москвы можно назвать жилой дом начала XIX века (Зубовский бульвар, 15, стр.2), в котором одно время проживал академик В.И.Вернадский. Реставрация особого рода сложности продолжалась около 10 лет, и в конечном итоге дом был отреставрирован с воссозданием интерьеров и сохранением всех элементов позднего ампира. Этот объект является лауреатом Конкурса "Реставрация" 1997 года. В 1998 г. дипломантом конкурса "Реставрация" стала бывшая городская усадьба Хрущевых-Селезневых (ныне Государственный музей А.С.Пушкина), представляющая собой один из лучших и наиболее полно сохранившихся образцов ампирной жилой застройки Москвы. Нельзя не отметить большую заслугу в воссоздании этого памятника мэра Москвы Юрия Лужкова и директора музея Евгения Богатырева. Реставрация и реконструкция интерьеров музея, необыкновенный дизайн, интереснейшие решения по приспособлению здания к современной жизни - все это преобразило старую усадьбу в волшебный дворец, который является настоящей гордостью москвичей, помогает узнать пушкинскую Москву многим и многим гостям, а, главное, нашим детям.
К победителям Конкурса "Реставрация-! 998" относится также дом Лошаковского-Всеволожского по ул. Остоженка, д.49 - образец подлинного ампира, строение, наиболее характерное для "уютной" застройки этого района Москвы XIX века. Памятником архитектуры зрелого классицизма XVIII-XIX вв. является загородный дом графа Орлова, так называемая "Голубятня" (2-й Верхне-Михайловский пер., д.2), по преданию, и построенный как голубятня. При реставрации была сохранена необычная форма здания, круглые планы 2-го этажа и бельведера. В настоящее время в доме размещается клуб "Граф Орлов". Это здание поражает своей необычной "воздушной" архитектурой. В 1999 году был восстановлен жилой двухэтажный дом XVIII-XIX вв. в стиле ампир - главный дом в дворянской усадьбе Арсеньевых (ул. Б.Ордынка, 45). Здание привлекает к себе внимание завершенностью фронтона, арочными окнами, высоким мезонином.
Десятилетия ждал реставрации уникальный памятник московского классицизма -жилой дом М.Я.Протковой (ул. Садовая-Кудринская, 15) - ныне лауреат Конкурса "Реставрация-2000", один из немногих памятников, сохранившихся после московских пожаров. Высокий уровень работ по интерьерам выделяет его среди других дипломантов Конкурса.
Благодаря истинному желанию Московского правительства сохранить историко-культурное наследие столицы и высочайшему уровню реставрации, осуществляемой профессионалами, деревянная Москва не ушла из жизни города, а значит из нашей с вами жизни.
Все, что написано в этой статье, могло бы радовать всех москвичей безмерно, если бы не существовали совсем другие объекты, федеральные, невольно вызывающие мысли о судьбе, которая благоволит к одним памятникам и абсолютно равнодушна к другим. Легко произнести это слово "судьба", и как бы никто не вино ват! Однако, увидев на улице Казакова "полуздание", оставшееся от памятника архитектуры, построенного для графа А.К.Разумовского и сохранившееся в послепожарной Москве, хочется спросить, кто отвечает за этот вандализм, почему Министерство культуры РФ не бьется за спасение столь уникального произведения русского зодчества, так же как и деревянных памятников на Вологодской земле, в Тверской, Мурманской и других областях?
Видимо, до настоящего времени в "знаменитом" Министерстве культуры РФ либо еще не нашелся тот чиновник, который может взять но себя ответственность и, с привлечением специалистов-профессионалов, не на словах, а на деле организовать специальную службу по сохранению памятников деревянного зодчества России, либо Министерство культуры не считает деревянное зодчество уникальным наследием Руси, достойным сохранения, либо, как всегда, появляется единственная непреодолимая причина - отсутствие средств. Выходов может быть множество. Прежде всего, хотелось бы посоветовать не отнимать деньги у одних памятников, спасая другие. Скорее здесь можно предложить проведение Конкурса ''Реставрация", опыт которого показывает, что тот, кто хочет делать дело, делает его. Было бы желание и люди, а деньги найдутся. Восточная мудрость гласит: "Кто хочет сделать дело - находит средства, кто не хочет делать ничего - находит причины".
А.В. Касаткина, заместитель начальника главного управления охраны памятников г. Москвы, генеральный директор Центра по пропаганде историко-культурного наследия Москвы в России и за рубежом, Академик Международной академии информатизации, член-корреспондент РАЕН, член Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО
Опубликовано в издании «Русское деревянное зодчество», 2001 год