“Кто хочет сделать дело - находит средства, кто не хочет делать ничего - находит причины”

Единственная Москва! 
И тем-то град сей дивен, 
Что он из собственных составился красот!”


Москву часто называют самым русским из всех городов России. Тысячи памятников истории и культуры, олицетворяющие богатейшее прошлое столицы, составляют ее неповторимый силуэт. Москва прошла многовековой путь от маленького деревянного поселения до современного мегаполиса и, естественно, многоликость города - главная его архитектурная особенность.

Неотъемлемой частью московской застройки являются удивительные по своему разнообразию памятники деревянного зодчества, без которых невозможно пол­ностью представить и оценить архитектурно-художественный облик столицы. К сожалению, их осталось не так много, некоторые еще находятся в неудовлетво­рительном состоянии, но москвичи активно занимаются их реставрацией. На протяжении последнего десятилетия Московское правительство осуществляет крупномасштабные работы по реконструкции и сохранению историко-культурного наследия города. С 1993 года в столице проводится ежегодный правительственный Конкурс на лучшую реконструкцию, реставрацию, воссоздание памятников архите­ктуры и других объектов историко-градостроительной среды. В этом Конкурсе могут участвовать любые отечественные и зарубежные организации, фирмы и специали­сты: проектировщики, реставраторы, дизайнеры, строители, инвесторы и др. Около 250 объектов стали победителями в состоявшихся уже восьми Конкурсах. Среди них, безусловно, и памятники деревянного зодчества. Один из первых лау­реатов Конкурса 1993 года - деревянный одноэтажный с мезонином жилой дом начала XIX века в Большом Афанасьевском переулке, 8-10. Он является типичным для деревянной застройки Москвы того времени. Здесь в 1835-1837 гг. жил поэт и философ Н.В.Станкевич. После проведения полного комплекса ремонтно-рес-таврационных работ здание приспособлено под учебное заведение для детей. Дворцово-парковый ансамбль "Кусково", древнейшая вотчина графов Шереме­тевых, - уникальный памятник русской художественной культуры XYIII века, В 1994 году деревянный дворец усадьбы стал также лауреатом Конкурса "Реставрация". В 1994 году восстановлен особняк XIX века в Денежном переулке, 11. Дом по­строен в стиле классицизма, с пышным декором. Карниз фронтона поддержива­ют шесть небольших кариатид. Возрожденный памятник в настоящее время ис­пользуется под офис и поистине является украшением переулка. Редким образцом деревянной архитектуры послепожарной (1812 г.) Москвы можно назвать жилой дом начала XIX века (Зубовский бульвар, 15, стр.2), в ко­тором одно время проживал академик В.И.Вернадский. Реставрация особого ро­да сложности продолжалась около 10 лет, и в конечном итоге дом был отрестав­рирован с воссозданием интерьеров и сохранением всех элементов позднего ампира. Этот объект является лауреатом Конкурса "Реставрация" 1997 года. В 1998 г. дипломантом конкурса "Реставрация" стала бывшая городская усадьба Хрущевых-Селезневых (ныне Государственный музей А.С.Пушкина), представляю­щая собой один из лучших и наиболее полно сохранившихся образцов ампирной жилой застройки Москвы. Нельзя не отметить большую заслугу в воссоздании этого памятника мэра Москвы Юрия Лужкова и директора музея Евгения Богаты­рева. Реставрация и реконструкция интерьеров музея, необыкновенный дизайн, интереснейшие решения по приспособлению здания к современной жизни - все это преобразило старую усадьбу в волшебный дворец, который является настоя­щей гордостью москвичей, помогает узнать пушкинскую Москву многим и многим гостям, а, главное, нашим детям.

К победителям Конкурса "Реставрация-! 998" относится также дом Лошаковского-Всеволожского по ул. Остоженка, д.49 - образец подлинного ампира, строение, наиболее характерное для "уютной" застройки этого района Москвы XIX века. Памятником архитектуры зрелого классицизма XVIII-XIX вв. является загородный дом графа Орлова, так называемая "Голубятня" (2-й Верхне-Михайловский пер., д.2), по преданию, и построенный как голубятня. При реставрации была сохране­на необычная форма здания, круглые планы 2-го этажа и бельведера. В настоя­щее время в доме размещается клуб "Граф Орлов". Это здание поражает своей необычной "воздушной" архитектурой. В 1999 году был восстановлен жилой двухэтажный дом XVIII-XIX вв. в стиле ампир - главный дом в дворянской усадьбе Арсеньевых (ул. Б.Ордынка, 45). Здание привлекает к себе внимание завершенностью фронтона, арочными окнами, вы­соким мезонином.

Десятилетия ждал реставрации уникальный памятник московского классицизма -жилой дом М.Я.Протковой (ул. Садовая-Кудринская, 15) - ныне лауреат Кон­курса "Реставрация-2000", один из немногих памятников, сохранившихся после московских пожаров. Высокий уровень работ по интерьерам выделяет его среди других дипломантов Конкурса.

Благодаря истинному желанию Московского правительства сохранить историко-культурное наследие столицы и высочайшему уровню реставрации, осуществля­емой профессионалами, деревянная Москва не ушла из жизни города, а значит из нашей с вами жизни.

Все, что написано в этой статье, могло бы радовать всех москвичей безмерно, ес­ли бы не существовали совсем другие объекты, федеральные, невольно вызыва­ющие мысли о судьбе, которая благоволит к одним памятникам и абсолютно равнодушна к другим. Легко произнести это слово "судьба", и как бы никто не вино ват! Однако, увидев на улице Казакова "полуздание", оставшееся от памятника архитектуры, построенного для графа А.К.Разумовского и сохранившееся в послепожарной Москве, хочется спросить, кто отвечает за этот вандализм, почему Министерство культуры РФ не бьется за спасение столь уникального произведе­ния русского зодчества, так же как и деревянных памятников на Вологодской земле, в Тверской, Мурманской и других областях? 

Видимо, до настоящего времени в "знаменитом" Министерстве культуры РФ либо еще не нашелся тот чиновник, который может взять но себя ответственность и, с привлечением специалистов-профессионалов, не на словах, а на деле организовать специальную службу по сохранению памятников деревянного зодчества России, либо Министерство культуры не считает деревянное зодчество уни­кальным наследием Руси, достойным сохранения, либо, как всегда, появляется единственная непреодолимая причина - отсутствие средств. Выходов может быть множество. Прежде всего, хотелось бы посоветовать не от­нимать деньги у одних памятников, спасая другие. Скорее здесь можно предло­жить проведение Конкурса ''Реставрация", опыт которого показывает, что тот, кто хочет делать дело, делает его. Было бы желание и люди, а деньги найдутся. Восточная мудрость гласит: "Кто хочет сделать дело - находит средства, кто не хочет делать ничего - находит причины".

А.В. Касаткина, заместитель начальника главного управления охраны памятников г. Москвы, генеральный директор Центра по пропаганде историко-культурного наследия Москвы в России и за рубежом, Академик Международной академии информатизации, член-корреспондент РАЕН, член Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО

Опубликовано в издании «Русское деревянное зодчество», 2001 год

Нашли ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Закрыть
Оцените, насколько обращение к сайту было полезным для вас.
закрыть
Сообщение об ошибке
Орфографическая ошибка в тексте:
Отправить сообщение администратору сайта: