Поводом для волнений послужило желание областной, а вслед за ней и городской администраций пересмотреть транспортную систему города. ("Томский вестник", 15.03.2006)
Конкретных мероприятий в этом пересмотре планируется целых два. Первое - заменить привычные пазики на большегрузные автобусы. Нововведение второе - расторгнуть договоры со всеми пассажироперевозчиками и на освободившиеся вакантные места организовать новый конкурс. После этого пассажироперевозчиков должно стать на порядок меньше, что соответственно уменьшит неорганизованность и неразбериху. Многочисленные владельцы автобусов, по мнению власти, должны в едином порыве "слиться" в три-четыре автопредприятия, иметь дело с которыми для властей будет, разумеется, куда легче. Эти решения были приняты на совместном заседании совета общественной безопасности и комиссии по борьбе с коррупцией. Подписаны пункты еще 25 февраля. Сроки реализации оговорены также - до конца 2006 года. Из решения ясно следует, что замена пазиков на "большегрузки" произойдет только на маршрутах, пролегающих по центральным улицам города, - там, мол, и пассажиропоток наибольший, и в этом реальная необходимость есть.
А 13 марта на очередном аппаратном совещании В. Кресс дал четкое указание начальнику департамента развития предпринимательства и реального сектора экономики А. Трубицыну провести по этой животрепещущей теме круглый стол и разъяснить все забившим тревогу маршрутникам. Руководитель независимого профсоюза предпринимателей А. Остроушко тоже настоятельно рекомендует маршрутникам от посещения круглого стола не уклоняться: "Я не скажу, что губернатор осознанно и со всей ответственностью решил нанести такими решениями ущерб не только маршрутникам, но и горожанам. Возможно, ему просто не объяснили как следует все возможные последствия". Первое. По простому математическому расчету ясно, что вместо 700 ПАЗов, ныне циркулирующих по городу, удастся вывести только 150 большегрузных. Больше - нерентабельно. Почему? Потому что один пазик стоит около 600 тысяч, а один "большой" - около 2,5 миллиона. Но, несмотря на разницу в цене, им обоим красный срок эксплуатации - 5 лет. И если пазик, по большому счету, может окупить себя года за 3, то большегрузный даже при большом желании и в пятилетний лимит не уложится. Зато при этом успеет превратиться в развалюху.
Второе. 700 автобусов - все же гораздо больше, чем 150. Если сейчас интервалы между маршрутками составляют 3-5 минут, то интервалы между автобусами будет составлять от 10 минут до получаса. Третье. Поскольку также планируется расторжение договоров с прежними пассажироперевозчиками, то, соответственно, их станет меньше. Возможно, будет 4-5 перевозчиков, а остальные - наемные работники. С одной стороны - это хорошо, поскольку порядка станет больше. Но, с другой стороны, четырем-пяти частникам гораздо проще установить на рынке перевозок монополию. А несколько участников рынка, как показывает мировая практика, всегда могут договориться между собой в сторону повышения цены. Триллер "семь рублей - еще не конец"... Четвертое. Практика морозного января показала, что большие автобусы его не переносят, поскольку они в большинстве своем работают на дизельных двигателях. А. Остроушко: "В январе, если вы помните, весь город вывозили пазики". Имеются еще аргументы: "лучше строить широкие дороги, чем притеснять маршрутников", "пазики более верткие на таких узких улицах, чем неповоротливые "большегрузки" и много других. Водители маршруток настроены более чем воинственно и собираются идти до конца. Дата круглого стола между тем станет известна в ближайшее время.
С. Лазарев: "Только комплексный подход может разрешить проблемы в этой сфере, потому что все они взаимосвязаны. В Германии мы приобрели программу, которая позволит проанализировать пассажиропотоки на улицах Томска. По ней возможно оценить, что произойдет, если в какой-нибудь части города расширить или перекрыть улицу. Я думаю, что все наши проблемы именно от отсутствия такой программы анализа пассажиропотока: тогда мы сможем оценивать ситуацию правильно и, при таком комплексном подходе, принимать правильные решения. Этими разработками и будет заниматься недавно созданная в мэрии рабочая группа, ответственная за разработку общественного транспорта в Томске". А. Деев: "Я поддерживаю инициативу губернатора. Он видит, что городские власти не справляются. Пора навести порядок, выставить маршруты на конкурсы. Мы недополучаем в городской бюджет десятки миллионов рублей. Одна маршрутка приносит в год 2 миллиона. Это копейки".
А. Макаров: "С одной стороны, действительно нет совершенного опыта. С другой стороны, не все руководители городского транспорта хотят наведения порядка. Кому-то выгоден этот бардак. Убрать из города маршрутный транспорт - только сумасшедший может такое сказать. Город будет совершенно парализован. При том, что мы ругаем маршрутки, мы должны быть им благодарны, что они выполняют важнейшую городскую функцию - перевозку пассажиров. Сегодня мы можем потребовать, что с 1 января 2007 года на проспекте Ленина вообще не будет пазиков. Есть фирмы, готовые покупать такие автобусы, но им вклиниться некуда, потому что кто-то лоббирует маршрутки. Не надо никого выгонять, нужно разработать условия, которые будут нормальны для всех. Во многих городах начинали с "газелей", потом перешли на пазики, а уже потом - на большегрузные. Таким путем и надо идти".
"Томский вестник", 15.03.2006