Итоги деятельности комиссии по изучению и оценке результатов эксперимента по введению единого государственного экзамена
Эксперимент по введению единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ) начался в соответствии с решением Правительства Российской Федерации, и его планировалось завершить в период 2001-2003 годов. Отдельными решениями Правительства Российской Федерации эксперимент был продлен до 2004 года и позднее - до 2008 года.
По мнению инициаторов эксперимента, введение ЕГЭ должно было обеспечить совмещение государственной (итоговой) аттестации выпускников со вступительными испытаниями для поступления в государственные и муниципальные учреждения высшего и среднего профессионального образования. В связи с этим его конечной целью являлось формирование объективной системы оценки качества подготовки выпускников общеобразовательных учреждений и абитуриентов. Для достижения этого Минобрнауки России и Рособрнадзор определили следующие задачи ЕГЭ:
1 Повышение доступности профессионального образования для молодежи из малообеспеченных семей и отдаленных от вузовских центров мест проживания через обеспечение равных условий при сдаче выпускных экзаменов в школах и поступлении в вузы и ссузы по всей стране.
2 Обеспечение преемственности общего и профессионального образования.
3 Обеспечение государственного контроля и управления качеством образования на основе независимой оценки качества подготовки выпускников.
При этом предполагалось, что знания должны оцениваться по единому критерию, а выпускники школ - иметь равные стартовые возможности при поступлении в вузы.
В ходе эксперимента в качестве результата введения ЕГЭ стали рассматривать возможность решения следующих задач:
- исключение коррупции при проведении государственной (итоговой) аттестации и приеме в вузы и ссузы в результате устранения влияния субъективного фактора на их результаты;
- обеспечение максимально достоверного результата ЕГЭ на основе объективности, прозрачности и независимости процедур его проведения;
- разгрузка выпускников-абитуриентов через сокращение числа испытаний за счет совмещения выпускных экзаменов в школах и вступительных экзаменов в вузах путем замены их ЕГЭ.
С 1 января 2009 года в полном объеме вступил в силу Федеральный закон от 9 февраля 2007 года № 17ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" в части проведения единого государственного экзамена", то есть проведение единого государственного экзамена перестало быть экспериментом и стало нормой.
Согласно указанному федеральному закону ЕГЭ представляет собой форму объективной оценки качества подготовки лиц, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования, с использованием заданий стандартизированной формы (контрольных измерительных материалов), выполнение которых позволяет установить уровень освоения ими федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования.
Результаты ЕГЭ признаются образовательными учреждениями, в которых реализуются образовательные программы среднего (полного) общего образования, как результаты государственной (итого вой) аттестации, а образовательными учреждения ми среднего профессионального образования и образовательными учреждениями высшего профессионального образования - как результаты вступи тельных испытаний по соответствующим общеобразовательным предметам.