Выдержка из стенограммы 37-го собрания Государственной Думы Томской области (25 марта 2010 года)
«Информация Администрации Томской области «О финансировании в 2010 году Закона Томской области «О предоставлении субсидий местным бюджетам на обеспечение условий для развития физической культуры и массового спорта». Слово для доклада предоставляется Максимову Максиму Викторовичу, начальнику Департамента по молодежной политике, физической культуре и спорту Томской области.
Максимов М.В. Уважаемые депутаты, в 2006 году был принят вышеназванный закон Государственной Думы Томской области. И я хотел бы еще напомнить по 131 Федеральному закону, что главная задача муниципальной власти относительно физической культуры и спорта – это привлечение населения к систематическим занятиям физической культурой и спортом, увеличение количества жителей, которые занимаются данным видом деятельности. С 2006 года данный закон действует на территории области, и на основании этого закона местным бюджетам на организацию физкультурно-оздоровительной работы с населением по месту жительства выделяются денежные средства на содержание 289 ставок инструкторов. К ним же выделяются средства для приобретения спортинвентаря для каждой ставки спортивного инструктора по 50 тыс. рублей. Ставки распределяются по числу жителей в муниципальном образовании и по количеству поселений, входящих в него. Был определен норматив – 1 ставка на 2 тыс. жителей по муниципальным образованиям…
Максимов М.В. Еще раз хотел бы напомнить, что ставки распределяются по числу жителей: в муниципальных образованиях – 1 ставка на 2 тыс. жителей, для жителей городов Томска и Северска – 1 ставка инструктора на 8 тыс. жителей. На реализацию закона в 2009 году из бюджета Томской области было выделено 36 млн. 466 тыс. рублей, в 2010 году на реализацию данного закона предполагается выделить 42 млн. 67 тыс. рублей. Расхождение цифр не должно вас пугать, потому что в прошлом году в связи с сокращением бюджетных расходов в данном законе были соответственно сокращены определенные суммы средств. На сегодняшний день в Томской области заполнено 283 ставки из 289. И на этих ставках работают 444 инструктора по месту жительства. Из них 135 – штатные сотрудники, 309 – совместители. Вакантные ставки появились сейчас в г.Томске (5,5 ставок) и по полставке в Колпашево и Северске, но это текущая деятельность, потому что на сегодняшний момент, поскольку идет ротация кадров, отстраняются те, кто не справляется с обязанностями и принимаются новые. И поскольку факт такой есть, я его вам озвучиваю здесь. То, что касается количества занимающихся. В группах всех инструкторов по месту жительства занимается в области 16 тыс. 638 человек, из них 8 тыс. 525 детей. В г.Томске в среднем на 1 инструктора приходится 30 человек, в Северске - 21 человек, в Колпашево – 26, в Асино – 28, Стрежевом – 25. Но это для примера. Значительную работу инструкторы проделали по привлечению к систематическим занятиям физической культурой и спортом трудных подростков. По данным на 1 января 2010 года в Томской области 2864 человека стоят на учете в комиссии по делам несовершеннолетних. Из них 378 детей. В настоящее время уже привлечены к занятиям физической культурой и спортом данными инструкторами по месту жительства в г.Томске из 1637 человек, которые стоят на учете в комиссии по делам несовершеннолетних, 74. Работа спортивных инструкторов осуществляется в течение всего календарного года вне зависимости от каникул и отпусков во внеурочное время в зданиях общеобразовательных школ, детских садах, во дворах, на стадионах, домах культуры и т.д. Соответственно в процессе работы инструкторы непосредственно по месту жительства обучают правилам дворовых игр, проводят командные виды спорта, проводят эстафеты, конкурсы, соревнования, туристические походы, спортивные праздники.
В Томской области проводится активная работа данными спортивными инструкторами по привлечению к занятиям физкультурой инвалидов и пенсионеров. Занятия ведутся в залах общеобразовательных школ, домах-интернатах для престарелых и инвалидов. В целом удалось уже привлечь 231 инвалида из 381 человека пенсионного возраста и задействовать в систематических занятиях физкультурой и спортом благодаря спортинструкторам. В 2009 году всего на территории Томской области было проведено в целях реализации данного закона 5 тыс. 428 физкультурно-массовых мероприятий. На территории г.Томска соответственно из них это 934 мероприятия. Как наглядный пример могу привести, что в Тегульдетском, Зырянском, Первомайском районах стали проводиться первенства среди даже сельских поселений, т.е. среди деревень, и там команды, помимо того, что они участвуют между собой, они планомерно к этому готовятся, занимаются, ведут здоровый образ жизни.
В г.Томске набирает обороты спартакиада среди жителей домов и подъездов. Сегодня у нас есть такой действующий футбольный турнир на постоянной основе, который находится на Профсоюзной (территория Черемошников), где собирается постоянно до полутора сотни участников. Мы проводим ежегодные конкурсы на лучшую постановку физкультурно-оздоровительной работы по месту жительства, определяем лучшего инструктора, который работает с населением.
Однако же в процессе работы мы, проводя контроль, выявляем определенные проблемы, которые, на наш взгляд, иногда препятствуют эффективной реализации закона. Я бы сейчас хотел их перечислить, их немного, но прошу обратить внимание на это. Во многих структурах администраций муниципальных образований Томской области должности специалистов по физической культуре и спорту совмещены с должностями специалистов по молодежной политике. Это существенно затрудняет возможность специалисту по физической культуре своевременно и в полном объеме отслеживать работу спортивных инструкторов. Опять же, уже пошла речь о том, что недостаточное количество ставок инструкторов муниципальных образований, просят нас муниципальные образования выделить дополнительное количество, потому что это востребовано, это приносит свои плоды, это отвлекает население от неправильного образа жизни и ведет к здоровому образу жизни.
Второй момент – недостаточно выделяется средств из местных бюджетов на софинансирование исполнения данного закона. И многие вопросы, которые могли бы быть решены с помощью бюджетов муниципальных образований, просто либо опускаются, либо не рассматриваются, и вопросы адресовываются, опять же, к областному бюджету. В некоторых районах ставки инструкторов используют как ставки специалистов, курирующих реализацию данного закона. То есть человек принимается на ставку инструктора, а, по сути дела, он является неким администратором, который следит за исполнением данного закона в связи с отсутствием таких специалистов в администрациях муниципальных образований.
Дальше. В связи с ограниченным количеством ставок тренеров-преподавателей с ДЮСШ в муниципальных образованиях ставки инструкторов используются как ставка тренера, который работает непосредственно по вопросам развития детско-юношеского спорта, по сути дела, выполняет функцию тренера, хотя должен работать на улице с населением, которое не привлечено через систему ДЮСШ к спорту. И, конечно же, это нехватка крытых спортивных сооружений, потому что мы в эту зиму пережили низкую температуру воздуха в зимний период и определенное время работа инструкторов не велась в вынужденный перерыв. Главный показатель реализации данного закона все-таки – это увеличение количеств населения, занимающегося физической культурой, ведущего здоровый образ жизни. В цифрах это…я могу привести конкретный пример, что, несмотря на определенные существующие проблемы, которые выявляются в ходе контроля за исполнение данного закона, в 2009 году показатель по сравнению с 2008 годом увеличился на 20%. То есть количество занимающихся физической культурой и спортом, благодаря реализации данного закона, увеличилось на 20%. Данная работа, как считает наш Департамент, является удовлетворительной, и мы просим сохранить реализацию этого закона и скоординировать все наши усилия вместе с муниципальными образованиями, чтобы этот закон работал и чтобы население муниципальных образований каким-то образом привлекалось к элементарным занятиям физической культурой. Спасибо.
Шамин Г.А. Спасибо. Вопросы, пожалуйста.
Мальцев Б.А. В каких регионах есть еще такие законы?
Максимов М.В. Мы являемся примером для страны, и на коллегии министерства Томская область звучит как первопроходец по реализации данного закона.
Шамин Г.А. Спасибо. Ещё вопросы?
Чернышёв И.Н. Из представленного Вами отчета видно, что количество занимающихся по сравнению с 2008 годом в 2009 году увеличилось на 2 тыс. 200 человек, но количество участников физкультурно-оздоровительных мероприятий снизилось на 20 тысяч.
Максимов М.В. Здесь, во-первых, мы выявили недоработки и некорректность подаваемых данных со стороны муниципальных образований, потому что нам пришлось перелопатить огромное количество отчетных документов, выезды сделать на место, сделать конкретные замечания, вплоть до увольнения определенных работников из числа спортинструкторов, и мы привели в соответствие, которое отражает реальную картину, сколько человек занимается, сколько мероприятий проводится и т.д. Поэтому, исходя из таблицы, которую мы предоставляем в отчете, видно, что с 2008 по 2009 год есть определенное снижение. Сейчас мы эту ситуацию будем контролировать.
Кляйн И.Г. Максим Викторович, скажите, пожалуйста, что могут, на Ваш взгляд, сделать еще депутаты в рамках этого закона, чтобы идти впереди планеты всей?
Максимов М.В. Здесь главное сохранить данный закон, его реализацию. Что касается муниципальных образований, здесь уже нужно, наверное, рекомендовать софинансирование данного закона, а не радоваться тому, что из областного бюджета выделяется определенная сумма средств в виде субсидий и они вправе порой ею распоряжаться так, как хотят.
Шамин Г.А. Еще вопросы есть? Нет. Спасибо, Максим Викторович, присаживайтесь. Пожалуйста, Николай Алексеевич Николайчук, Мэр г.Томска.
Николайчук Н.А. Уважаемый Виктор Мельхиорович, уважаемый Борис Алексеевич, уважаемые депутаты Государственной Думы Томской области! Я очень коротко постараюсь добавить о той работе, которую мы ведем по закону в муниципальном образовании «Город Томск». У нас на сегодняшний день на 62 площадках работают 80 инструкторов по месту жительства, более 3 тыс. человек занимаются. Объем финансирования по городу – 7 млн. 883 тыс. рублей, их них 2 млн. 558 тыс. – на приобретение инвентаря. Хочу отметить, что, действительно, закон оправдал свою необходимость, более того, хочу сказать, что почти в 3,5 раза увеличилось количество людей, которые имеют ограниченные возможности (инвалиды), число таких людей по городу составляет 462 человека.
Еще несколько моментов хотел бы отразить. Понятно, что ограниченность финансирования определила и ставку. Ставка у нас по городу 4 тыс. 158 рублей, но это без начислений. С учетом начислений на оплату труда – 4 тыс. 761 рубль, поэтому на этих ставках в основном у нас работают студенты либо пенсионеры, совместителей мы стараемся не допускать.
По условиям софинансирования, безусловно, муниципальные образования обязаны это делать, и мы делаем, но на сегодняшний день, по сути дела, разделилось следующим образом: за счет средств закона финансируется и работа, и спортинвентарь. Говорилось о том, что 50 тыс. на одну ставку. Мы за счет средств местного бюджета предоставляем место, готовим его и соответственно финансируем все мероприятия. По сути дела, получается в равных долях финансирование. За 3 года реализации закона цифры небольшие, я могу сказать, но тем не менее вдвое увеличилось количество людей, которые занимаются физкультурой, - с 7,1% до 14%. От 14%, я думаю, нам надо дальше стартовать, чтобы хотя бы 50% жителей города занимались физкультурой. У меня всё. Спасибо за внимание.
Шамин Г.А. Есть вопросы по спортинструкторам? Пожалуйста, Игорь Николаевич.
Чернышёв И.Н. У меня несколько вопросов. Скажите, пожалуйста, как организовано хранение спортинвентаря, который приобретается на средства субвенции?
Николайчук Н.А. На ставку 50 тыс. рублей выделяется, соответственно, он не хранится, он сразу на баланс ставится и используется. В связи с тем, что у нас больше 3 тыс. человек сегодня занимается, этот инвентарь быстро изнашивается. Поэтому мы ставим уже сегодня задачу за счет местного бюджета этот инвентарь обновлять. Это стало действительно проблемой за 3 года. Инвентарь активно используется, но не хранится.
Шамин Г.А. Еще вопросы?
Чернышёв И.Н. А скажите, список занимающихся есть? Чтобы у нас отчетность была. А то вы с департаментом разные цифры приводите по количеству инвалидов, которые охвачены физкультурой и спортом. Департамент одни цифры привел, а Вы другие.
Николайчук Н.А. Я говорил о людях с ограниченными возможностями.
Чернышёв И.Н. Ну, люди с ограниченными возможностями.
Николайчук Н.А. Максим Викторович говорил о тех, кто имеет фактически зарегистрированную инвалидность.
Чернышёв И.Н. Хорошо, пусть будет так. Как у вас ведется учет? Как он организован? Какой-то централизованный учет ведется? Где эту информацию можно посмотреть?
Николайчук Н.А. Учёт ведётся по месту работы инструктора в журнале, с росписью, проводится проверка Управлением по делам молодежи, туризму и спорту. Такие проверки проводились, и никаких приписок не выявлено.
Чернышёв И.Н. То есть вся информация о занимающихся есть у вас в Управлении по делам молодежи, туризму и спорту?
Николайчук Н.А. Да.
Чернышёв И.Н. Какие конкурсы проводятся между инструкторами или занимающимися у инструкторов в г.Томске?
Шамин Г.А. Закон этого не требует.
Чернышёв И.Н. Закон не требует, но результат какой-то тоже должен быть.
Николайчук Н.А. Можно я отвечу? На 4 тыс. 158 рублей много желающих, к сожалению, не находится. У нас сегодня есть 5,5 ставки вакантной.
Шамин Г.А. Спасибо. Еще вопросы? Присаживайтесь, Николай Алексеевич.