Оригинал публикации: http://obzor.westsib.ru/article/358799

У каждого горожанина, кроме обычных коммунально-дорожных пожеланий к месту своего жительства, есть и другие потребности. И если их удовлетворить, жизнь его станет комфортнее, приятнее и интереснее. Мы попробовали представить, чего же не хватает сегодня томичам и что может сделать их жизнь в городе лучше?
 

ПЕШЕХОДНЫЕ УЛИЦЫ


Томск часто сравнивают с европейскими городами. И правда, параллели есть – как и у городов Европы, у Томска есть исторический центр, в котором одновременно существуют и жилые дома с офисами, и культурные памятники, и кафе с театрами. Но нет такой приятной «составляющей», как пешеходные улицы. А ведь именно они зачастую становятся той осью, вокруг которой закручивается культурная жизнь всего города, местом притяжения и для жителей, и для туристов.

В Европе первые пешеходные зоны появились в середине ХХ века. Благо, узкие улочки средневековых городов как нельзя лучше подходили для пеших прогулок и совсем не подходили для передвижений на автомобилях.

Образец для подражания: В России самыми известными пешеходными улицами являются московские Арбат, Камергерский и Столешников переулки, Малая Садовая и Малая Конюшенная улицы в Сантк-Петербурге, Кнайпхоф в Калининграде, а в этом году сезонно-пешеходная улица появилась и в Перми. Пермский Арбат аккумулировал творческие мастерские и сувенирные магазинчики – и это вполне традиционные обитатели таких улиц:

Перспективы: В Томске свой «Арбат» уже есть, правда, скорее, виртуально-кочевой, а не улично-пешеходный – рукодельная ярмарка-объединение хендмейдеров «Томский Арбат» успела поработать и в сквере возле ТЮЗа, и в торговых центрах города:

Что касается пешеходного, то пока в центре города, скорее, наблюдается обратная тенденция – приходится расчищать пространство под растущий поток автомобилей.
 

АРТ-ЦЕНТР – ТВОРЧЕСКИЕ МАСТЕРСКИЕ


Сказать, что в Томске нет мест, куда можно прийти и удовлетворить свою тягу к прекрасному, слепив что-нибудь или нарисовав, нельзя:

Но и городского центра, где все творческие мастерские были бы аккумулированы, и позволяли всем желающим регулярно лепить, рисовать, ковать или валять под присмотром опытных ремесленников или художников, нет. Тем более негде регулярно и разнообразно выставлять все эти самодельные красоты. Чаще всего, такие объекты возникают в процессе джентрификации (реконструкции и обновления строений в прежде нефешенебельных или заброшенных городских кварталах) или в результате вывода крупных промышленных предприятий из центра города.

Образец для подражания: В Москве – Дизайн-завод Flacon, Винзавод, АртСтрелка. В Нью-Йорке – Бэдфорд-Стайвэзэнт, Драйшпиц в Базеле.

Перспективы: В Томске уже не раз озвучивалась необходимость появления такого притягательного «места силы» для всех, кто хочет проводить свободное от работы или учебы время интересно и с пользой. В качестве возможных вариантов можем назвать Дом Офицеров, комплекс зданий Минобороны на ул.Никитина и территорию любого из крупных томских заводов типа ТЭМЗа или Сибэлектромотора, которые при определенных условиях могут переехать в загородные резиденции.
 

БЛОШИНЫЙ РЫНОК


Настоящий блошиный рынок – это не просто место, где продают старые вещи, это еще и культурная достопримечательность любого города, место, где о нем можно узнать все. Все пристрастия его жителей, исторические артефакты и местные особенности будут тут как на ладони.

В России блошиные рынки традиционно звались «барахолками». В Томске такая существовала до начала 90-х, и располагалась в районе пос. Восточный. Сегодня ареал обитания «барахольщиков» ограничен задворками Центрального рынка и стилобатом дома 135 по ул. Красноармейской (если вы знаете и другие места, сообщите нам, пожалуйста).

Образец для подражания: платформа Удельная в Санкт-Петербурге, Лианозово в Москве и, конечно же, главный и старейший блошиный рынок Европы – парижский Сент-Уан.

Перспективы: В условиях, когда исторически сложившаяся «барахолка» в городе выжить не смогла, воссоздать ее можно будет лишь при живейшем участии заинтересованных лиц. Например, в формате городского проекта «Блошиный рынок». Организация тематических рынков в последний год была главным трендом культурной жизни российской столицы – и моделей для подражания породило множество. Главное – получить под это некую санкционированную площадку, дабы зарождающуюся «блошку» не постигла участь практически ликвидированных «придомовых» городских рынков.
 

МУЗЕЙ ПОДЗЕМЕЛИЙ


Одна из лучших, но так до сих пор толком и не разыгранных карт мифологического Томска, о которой любят переговариваться горожане – это его подземелья. Истории про томские трущобы, волшебные ходы, соединяющие практически все здания в центре города и про забетонированные КГБ подвалы в этих же зданиях требуют материализации. Наилучший вариант – контролируемый. То есть, создание Музея подземелий с параллельными открытиями чего-либо интересного не только для томской, но и иногороднее-иностранной публики. Прецедент есть – мемориальный музей «Следственная тюрьма НКВД» с его казематами в центре города:

Образец для подражания: музей подземелий Берлина – Berliner Unterwelten-Museum, Пльзеньский музей исторических подземелий, экскурсии по Подземной Москве.

Перспективы: Главным препятствием на пути реализации сей идеи является тотальная секретность, которой томские подземелья окутаны и по сей день. Второе – отсутствие энтузиастов, которые поддержали бы эту идею не разговорами на форумах, а более практичными действиями. Поэтому, увы, мечта о музее подземелий может остаться таковой еще долгие годы.
 

ВЕЛОСИПЕДНЫЕ ДОРОЖКИ


Вплоть до недавнего времени велосипедные дорожки многим горожанам казались некоей блажью и потребностью явно не первоочередной. И вообще признаком буржуазной роскоши, явно не созданной для сибирского города, где как все мы знаем, «9 месяцев в году зима».

На самом деле, зима у нас всего лишь каких-то месяцев 6, еще месяца 2 – межсезонье, непригодное для езды на велосипеде. А вот в остальные 4 месяца горожане- пешеходы оказываются зажатыми между четырехколесной Сциллой и двухколесной Харибдой. Поэтому – да, голосуем за велосипедные дорожки хотя бы где-нибудь, потому что они уже давно нужны не только велосипедистам, но и всем остальным. Для всеобщей сохранности.

Образец для подражания: Европейские столицы – Амстердам и Берлин. Дания – страна, где существует национальная сеть велодорожек. Россия – Екатеринбург, город, где в одном из новых, строящихся районов под названием Академический, 6.5 км велодорожек оказались заложены в проект, а перекрестки даже оснастили светофорами с сигналами для велосипедистов.

Перспективы: Пока сомнительны – как и пешеходные улицы, велосипедные дорожки являются пока слишком невыстраданным объектом городской жизни. Ждите, и соблюдайте ПДД.
 

КРЫТЫЕ МНОГОУРОВНЕВЫЕ ПАРКОВКИ


Как и любой город с историческим центром, Томск и его жители отчаянно нуждаются в нормальных, компактных – а посему многоуровневых парковках. Учитывая погодные условия, они должны быть защищены еще и от снега с ветром. Появление таких парковок не только разгрузит улицы, но и даст дополнительный толчок развитию общественного транспорта – но это, конечно же, в идеале.

Образец для подражания: Парковки Германии, США и, конечно же, Японии.

Перспективы: В ближайшей перспективе – многоуровневая парковка от ТДСК, в чуть более отдаленной – те паркинги, которые городские власти планируют построить в рамках программы «Народный гараж». Одно из любопытных решений предложили и сами горожане из одного гаражного кооператива. Идея заключается в том, чтобы возвести дополнительные ярусы парковки над уже существующими одноэтажными капитальными многоместными гаражами. Насколько реально подобное строительство, должны уже в ближайшее время определить специалисты.
 

ИКЕЯ


На вопрос, «чего вам не хватает в Томске», очень многие из тех, кого мы опрашивали, не задумываясь, отвечали: «ИКЕИ». По сути дела, ИКЕЯ сегодня – это как в советское время Sony, Chanel и Marlboro в одном флаконе. Ее приход – это «Жизнь удалась!» в масштабе города. И, несмотря на то, что в мире существуют и другие сетевые магазины, торгующие мебелью и утварью, именно ИКЕЕ повезло стать в России магазином-мемом. А Томск, с его тягой к прекрасному и продвинутыми потребительскими массами, вполне логично попал под обаяние шведского бренда.

Образец для подражания: Москва и Новосибирск – города, в магазинах ИКЕЯ в которых томичи бывают чаще всего.

Перспективы: Пока туманны – с одной стороны, буквально месяц назад компания объявила о строительстве автомоек при своих магазинах в России, что является прямым доказательством того, что инвестиции в Россию будут продолжены. С другой – автомойки при существующих ТЦ не есть возведение новых. С третьей – Томск активно зазывает к себе шведских сетевиков, может похвастаться крайне удачным опытом «приземления» METRO, лишенным бюрократических проволочек. Ну и продолжает договариваться с любимым торговым партнером ИКЕИ – французским Ашаном.
 

БОЛЬШОЙ АКВАПАРК


Для города, в котором с водоплавающими водоемами и соответствующими для водных процедур погодами напряженно, мечта о большом аквапарке – практически необходима. При этом она, как вода, абсолютно прозрачна – просто хочется людям аквапарк, да и все тут.

Образец для подражания: Москва, Санкт-Петербург, Турция, Египет и другие страны, где можно искупаться не только в Крещенской проруби.

Перспективы: Наиболее вероятным местом для размещения такого аквапарка называют территорию Михайловской рощи. Об этом проекте мы неоднократно писали, правда, он по-прежнему не нашел инвесторов, так что пока всем жаждущим искупаться в мороз, остаются либо все та же прорубь, либо небольшой аквапарк на Черемошниках, либо банальные бассейны.
 

МЕТРОПОЛИТЕН


Как и ИКЕА, наличие в российском городе настоящей подземки – это признак значимости поселения на карте страны. Пятисоттысячному Томску свойственно вставать в ряд с городами-миллионниками – каждого из образованных томичей уже давно можно считать за двоих обычных россиян. Поэтому и все привилегии мегаполисов давно должны автоматически присваиваться нашему городу.

Образец для подражания: Красноярск, Омск, Новосибирск, и, конечно же, Пермь – практически, во всех цивилизованных городах есть метро, но, как и Москва с Нью-Йорком не они ролевая модель для Томска. Наши иконы – это метро швейцарской Лозанны, французского Ренна, австрийского Зерфауса (1.28 км – протяженность, в поезде – два вагона) и итальянской Перуджи, самых маленьких в мире городов с метро.

Перспективы: Никаких, но кто же запретит горожанам мечтать?
 

МОРЕ


После ИКЕИ и денег, по понятным причинам не вошедших в наш обзор вещей, которых не хватает Томску, третьим по частоте упоминаний стало… море:

Образец для подражания: Вся прибрежная Европа.

Перспективы: В свете модных в последние годы апокалиптических предсказаний, появление в Томске моря может оказаться более вероятным событием, нежели строительство здесь метрополитена. В этом случае, отпадет необходимость в строительстве крытого аквапарка и возрастет актуальность семи других пунктов списка.

Текст: Елена Фаткулина

Нашли ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Закрыть
Оцените, насколько обращение к сайту было полезным для вас.
закрыть
Сообщение об ошибке
Орфографическая ошибка в тексте:
Отправить сообщение администратору сайта: