Выступление Председателя Законодательной Думы Томской области О.В. Козловской
на 35-м собрании Законодательной Думы Томской области
30 октября 2014 г.

Уважаемые коллеги!
Уважаемые приглашенные!


Если взглянуть на итоги октября 2014-го масштабно, он войдет в историю современности, как месяц:

  • Программного выступления Президента России В.В. Путина на Валдайском форуме в Сочи. Он оценил существующие правила мирового порядка, как коллапс международного права, предложил считаться с новым центром влияния на Востоке, искать пути кооперации стран и совместного управления рисками.
  • Это и месяц непростых выборов Верховной Рады Украины, завершивших формирование политических институтов этой страны.
  • Трагической гибели президента французского энергетического концерна «Тоталь» в аэропорту «Внуково».
  • И, конечно, бюджета РФ на 2015 – 2017 годы, который сформирован в особых условиях дешевеющей нефти, экономических санкций и присоединения Крыма.

Известно, что доходная часть российского бюджета, во-многом, определяется нефтегазовым комплексом. К сожалению, цена нефти на сегодняшний день достигла годового минимума. По расчетам Минфина – падение цены на нефть на один доллар приводит к потерям федерального бюджета в 70 млрд.руб. Правда, федерация получает серьезную прибавку доходов за счет девальвации рубля (рост курса доллара на один рубль дает дополнительно федеральной казне почти 200 млрд.руб.). В регионах такого маневра – нет. А для Томской области, это – основной риск. Поскольку долгие годы основой для формирования бюджета был налог на прибыль, на 70 % обеспеченный нефтегазовым сектором.

Один пример. Бюджет Томской области за последние 10 лет вырос в значительной степени – благодаря росту цены, и, значит, налогу на прибыль от НГК. В 2004 году 1 баррель нефти стоил 34 доллара, в 2007г. – 69. А в 2012-ом – уже 111 долл. за баррель. Прогноз мировой цены нефти на 2015-2017 годы – очень разный – от 60 до 100 долларов.

Большинство экспертов считают, что обвал цен на нефть – результат сговора стран ОПЕК и США против России, Ирана и Венесуэлы. И вряд ли что-то изменится на нефтяном рынке в ближайшее время. Счетная Палата России также отмечает, что заложенная в федеральном бюджете цена нефти является основной зоной риска.

Второй риск – снижение кредитных рейтингов России и 12-ти крупных регионов, в том числе: Москвы, Татарстана, Красноярска и Санкт-Петербурга. Это существенно сокращает возможности доступа к дешевым кредитным ресурсам – и для бюджетов всех уровней и для бизнеса. Например, федеральный бюджет привлекает заемные средства уже в этом году под 10 % годовых (против 6-7 % в предыдущие годы).

Замедление экономического роста неизбежно ведет к сокращению доходов населения и потребительского спроса. По данным всероссийского опроса 7 % наших сограждан уже отказались от кредитов, страховок и депозитов, а еще 20 % – планируют это сделать в ближайшее время.


В этих условиях Правительство РФ, представляя федеральный бюджет на первое чтение в Госдуме, оценило его, как сложный, но сбалансированный.

В нем учтены все социальные обязательства и, в первую очередь, по Указам Президента.

Вместе с тем, Правительство практически отказалось от дополнительной налоговой нагрузки на бизнес и предложило пакет мер по его стимулированию. Предусмотрены меры и по поддержке регионов.

В их числе:

  • налоговые каникулы для индивидуальных предпринимателей и льготы для стартапов в производственной сфере;
  • стимулирование экспорта;
  • компенсация затрат регионам на создание индустриальных парков (с 2016 г.);
  • преференции для компаний в территориях опережающего развития;
  • замещение дорогих коммерческих кредитов для регионов – бюджетными (под 0.1 % годовых). Правда, при выполнении ряда жестких условий в рамках соглашения с Минфином;
  • средства на софинансирование расходов по Указам Президента.

Правительством поставлены и задачи субъектам РФ при принятии бюджетов:

  • откорректировать динамику повышения заработной платы бюджетников по принятым дорожным картам;
  • обеспечить взвешенный подход к изменению объемов и структуры заимствований;
  • создать условия для инвестиций и импортозамещения;
  • особая тема – эффективность и адресность социальных расходов.

Конечно, основной вопрос нашего сегодняшнего заседания – закон об областном бюджете на 2015 -2017 годы.

Напомню, совместно с Губернатором мы обсудили многие вопросы 3-хлетнего бюджета в ходе его «нулевого чтения».

Главное, что характеризует областной бюджет 2015-2017 годов, это его сбалансированность, гарантии исполнения всех социальных обязательств и наличие «бюджета развития».

Особенность – в программном подходе к формированию более 95 % всех расходов. И в том, что:

  • Фонд оплаты труда бюджетников возрастет в следующем году почти на 2.0 млрд. и составит 23.5 млрд.руб. (это более 40 % от расходов консолидированного бюджета).
  • В бюджете предусмотрено и повышение расходов на здравоохранение – более чем на 1.0 млрд.руб. А в целом – расходы на образование и здравоохранение составят 23.0 млрд.руб. Согласитесь, при столь высоком объеме финансирования остро встает вопрос качества услуг и эффективности использования бюджетных средств.
  • 2.6 млрд.руб. – пойдут на содержание, ремонт и строительство дорог.
  • 1.3 млрд.руб. – на поддержку села и модернизацию сельхозпроизводства.
  • Треть расходов областного бюджета составит финансовая помощь муниципальным образованиям.
  • А 14 % всех расходов – направлено на господдержку реального сектора и «бюджет развития».

И, все-же, работа согласительной Комиссии, которую мы сегодня создадим, будет весьма непростой. Совместно с Администрацией нам предстоит традиционно «поискать» дополнительные доходы, чтобы максимально решить самые острые проблемы.

Но особого внимания требует доходная часть. Нас не может не беспокоить рост числа убыточных предприятий в регионе, проблема «зарплаты в конвертах». Но главное – рост высокотехнологичных производств и рабочих мест с высокой заработной платой. Вот уже несколько лет в структуре доходов областного бюджета лидерство принадлежит налогу на доходы физических лиц. Именно поэтому особое значение приобретает проект «ИНО Томск», ядром которого является НОК и ТВЗ.

Как пример, хочу обратить ваше внимание на то, что томское студенчество не только пополняет ряды высококвалифицированных кадров области, но инвестирует томскую экономику, принося региону ежегодно более 6 миллиардов рублей.

Хороший рост показывает агропромышленный комплекс. Налоговые поступления от организаций АПК в бюджет региона только в этом году возросли на 11 %.

Поддержка инвестиционных проектов в нефтехимии, атомной отрасли и лесопромышленном производстве также увеличивает поступления в бюджет. Это лишний раз доказывает эффективность и адресность государственной поддержки предприятий – точек роста.


Уважаемые коллеги!

Несколько слов о других вопросах повестки дня.

1. Сегодня нам предстоит рассмотреть 7 новых законов. Среди них особо отмечу законы о «промпарках» и оценке регулирующего воздействия.

– Закон о промпарках до сих пор широко обсуждается с бизнес-сообществом. С его принятием у их будущих резидентов появятся возможности господдержки для организации своего бизнеса с помощью доступной инфраструктуры.

– Закон об оценке регулирующего воздействия направлен на поэтапное снижение административных барьеров для предпринимателей и инвесторов в муниципальных образованиях области. Со следующего года оценку и экспертизу своих нормативно – правовых актов будут проводить муниципалитеты по нашему областному закону.

2. Обращаю ваше внимание на закон о социальных доплатах до прожиточного минимума нашим неработающим пенсионерам. Это коснется почти 16 тыс. жителей области и стоит около 200.0 млн.руб. из федерального бюджета.

3. Теперь на три года мы назначаем представителей Думы в региональную Общественную палату. На этот раз общественные организации области внесли в Думу – 22 кандидатуры. По закону нам предстоит назначить 14 из них на основе рейтингового голосования.

4. В повестке собрания – информация Администрации Томской области по реализации Указов президента по двум ключевым направлениям – повышению зарплат бюджетников и увеличению мест в детских дошкольных учреждениях. Это долгосрочные проекты. НО! Важно, что все сделанное в 2014 году, закладывает базу для продолжения этой работы и дальнейшего финансирования в предстоящем бюджетном цикле.

5. Чрезвычайно важный вопрос вынесен на рассмотрение в «Час Губернатора». О ситуации в области с ценами на основные продукты питания, лекарства и ГСМ – доложит руководитель Управления федеральной антимонопольной службы. Анализ показывает, что затраты на эти три группы товаров составляют значительную долю расходов в бюджете каждой семьи и существенно влияют на уровень инфляции в регионе.

6. И последнее. Большой пакет законов посвящен награждениям наших земляков в связи с 70-летием региона и их заслугами перед Томской областью, в т.ч. в сфере образования и воспитания детей.

Всего сегодня в повестке – 41 вопрос.

Предлагаю начать работу и перейти к регистрации.
Спасибо!

 

 

 

 

 

 

Нашли ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Закрыть
Оцените, насколько обращение к сайту было полезным для вас.
закрыть
Сообщение об ошибке
Орфографическая ошибка в тексте:
Отправить сообщение администратору сайта: