Выступление Председателя Законодательной Думы Томской области О.В. Козловской
на 22-м собрании Законодательной Думы Томской области
25 июля 2013 г.

Уважаемый Сергей Анатольевич!
Уважаемые депутаты!
Уважаемые приглашенные!


Сегодня мы завершаем весеннюю сессию Законодательной Думы Томской области. За это время нами принято 558 нормативных правовых актов и 139 законов Томской области. Подчеркну, каждый третий закон – социальный.

В основном дополнительные доходы бюджета были направлены на медицинскую помощь онкобольным, льготное лекарственное обеспечение; модернизацию образования; покупку жилья многодетным семьям, переселение граждан из ветхого и аварийного жилья; улучшение качества жизни на селе и многое другое.

Среди наших основных решений – блок законов о повышении зарплаты в сфере образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, спорта.

В сентябре нам предстоит принимать Социальную стратегию Томской области до 2022 года.

И поэтому именно эта тема станет главной темой сегодняшнего выступления.

Предлагаю взглянуть на социальную сферу не с привычной нам точки зрения – традиционного исполнения гарантий и поддержки всех льготников, а поговорить о возможностях развития отраслей экономики, которые обеспечивают потребности населения в современных и качественных услугах, формируют качественный человеческий капитал, а значит и конкурентоспособность региона.

Сегодня социальная сфера Томской области – это более 8 % ВРП (почти 30 млрд.руб.). Здесь работает каждый четвертый житель области. А каждый пятый томич трудится в бюджетных организациях.

Для сравнения – доля строительства в ВРП – около 5 %; АПК – 4 %; производства и распределения энергии, газа и воды – 3.3 % (занятых 18, 8 и 15 тыс. человек соответственно).

Особенность социальных отраслей заключается и в том, что государство одновременно является и поставщиком общественно значимых услуг и регулирующей инстанцией. И здесь, как говорят эксперты, нам предстоит всем вместе найти баланс между растущими потребностями общества и возможностями экономики, а значит, и бюджета.

Результаты недавних социологических исследований показали отношение россиян к приоритетам бюджетных расходов.

Половина наших сограждан считают, что образование и здравоохранение – это то, на что государство должно тратить деньги в первую очередь. Причем, по их мнению, образование должно быть полностью бесплатным, так как без него наступает деградация общества. И образование – это существенная часть национальной безопасности.

Вторым приоритетом оказались здравоохранение и спорт. За это проголосовали 48 % опрошенных. Еще 30 % – «за» расходы на социальные льготы. Столько же – «за» бюджетное финансирование ЖКХ. И лишь 27 % россиян – «за» приоритет расходов на национальную экономику.

А что в Томской области?

Самая значительная часть наших бюджетных расходов – 28 % – на образование. По 15 % мы тратим на здравоохранение и меры социальной поддержки. В целом же расходы на соцсферу в 2013 году составляют около 40.0 млрд.руб. или 63 % расходов консолидированного бюджета.

Сегодня мы с вами будем обсуждать проект областного закона «Об образовании».

Этот стратегически важный для нашего региона Закон подготовлен в развитие федерального закона, который имеет прямое действие. Впервые в одном законе прописана целостная система образования, объединившая все его уровни – от дошкольного до высшего.

С принятием нашего закона областная власть берет на себя ряд серьезных обязательств. В первую очередь – дошкольное образование в муниципальных и частных организациях, внеурочная деятельность в школах, меры социальной поддержки детей с ограничениями по здоровью.

Есть в областном законе и другие очень важные изменения (например, по финансированию сельских школ).

Главное, что все новации не приведут к ухудшению положения ни учащихся, ни педагогов. А действующие гарантии и меры социальной поддержки сохраняются.

Продолжаются серьезные изменения и в здравоохранении. С 2014 года и здесь управление и вся финансовая ответственность полностью остаются на областном уровне. Сегодня этому также посвящен один из вопросов нашей повестки.

Теперь о соцзащите. Очень чувствительная тема. Осенью Госдума РФ рассмотрит изменения в № 184-фз. Суть которых – передать регионам право установить критерии нуждаемости граждан в социальной поддержке как по региональным, так и по федеральным мандатам. Это означает, что каждый регион самостоятельно с учетом своих финансовых возможностей будет определять наполнение льгот для каждой категории. Задача – не из легких!

Очевидно, что цель закона – поэтапное сокращение категориальных мер социальной поддержки и переход к адресности.

В очередной раз напомню, что только 30 % льгот в системе мер социальной поддержки области являются адресными.

Несколько слов о занятости и безработице. Росстат третий месяц подряд фиксирует рост безработицы в стране. В то же время сохраняется динамика роста спроса на услуги.

На мой взгляд, здесь существует определенный перекос. Мы много сил и средств уделяем незанятым людям, но совершенно недостаточно думаем о тех, кто работает, платит налоги.

А решения есть, в том числе и правовые. Последний пример – наше обращение в Правительство о снижении страховых взносов в пенсионный фонд для индивидуальных предпринимателей. Наша позиция была не единственной. В итоге Президентом решение уже принято – льготы по страховым взносам вернутся с 2014 года. Мы сделали это, чтобы сохранить и поддержать наших «малышей». А среди них есть и бывшие безработные, да и просто предприимчивые люди, и те, кто готов был и закрыл свой бизнес.

Еще одна проблема. Мы помогаем и будем помогать многодетным семьям, семьям с детьми-инвалидами, семьям, воспитывающим приемных детей. Это наша обязанность. А обычная семья часто остается без внимания.

Но все социальные новации требуют дополнительных средств.

И закономерен вопрос – «Где деньги?»

Очевидно, что только экономический рост в стране и в регионах является гарантией выполнения социальных обязательств и программ.

А он во – многом зависит от численности населения и качества человеческого ресурса.

По мнению экспертов, «демографическая яма» 90-х годов в ближайшее время ведет Россию в группу наиболее «старых» стран в мире. Каждый пятый россиянин сегодня старше трудоспособного возраста. А к 2035 году число пенсионеров в нашей стране сравняется с числом работающих.

И, хотя Томская область – один из «молодых» регионов РФ (средний возраст томичей – 37 лет; в России – 39), но и у нас каждый третий житель области – пенсионер. В этой ситуации речь должна идти о мотивации продолжения работы для граждан, достигших пенсионного возраста. На федеральном уровне эти механизмы заложены в новой пенсионной формуле. Но и на уровне региона возможен поиск дополнительных стимулов по их занятости.

Очень важный вопрос – производительность труда. Несмотря на то, что впервые за последние 10 лет Всемирный Банк признал Россию страной «с высоким уровнем доходов» (а как известно, во многом это определяет рост зарплат бюджетников), мы по-прежнему катастрофически отстаем от развитых стран по производительности труда.

Судите сами – самый большой разрыв в образовании и здравоохранении. Один наш работник в этих отраслях производит услуг в 7.5 раз меньше, чем в Японии и в 6 раз меньше, чем в США.

Давайте попробуем разобраться, почему?

У нас по-прежнему нет четких критериев оценки эффективности вложенных в социальную сферу средств. Подходы, используемые в коммерческом секторе, здесь слабо работают. Напомню, итогом строительства областного перинатального центра стало снижение детской смертности. Для общества, конечно же, важна жизнь каждого ребенка.

И такие проекты должно финансировать государство.

Другая история – частные детские сады. Например, в Иркутской области, несмотря на высокую плату (порой свыше 30 тыс.руб. в месяц), такая услуга очень востребована. И люди стоят в очереди, чтобы ее получить. Наверняка, есть такой потребитель и у нас.

Важно и в социальной сфере предлагать потребителю альтернативы. Расширять доступ к ресурсам и возможностям для людей с разным уровнем доходов. Это существенный фактор роста экономики через развитие сферы потребления.

В последние десять лет одной из самых обсуждаемых тем является тема частного предпринимательства в этой сфере. Но, по данным Агентства стратегических инициатив, в сфере оказания социальных услуг работает лишь 1 % предпринимателей.

Много споров вызывает и тема социального аутсорсинга – вывод непрофильных для бюджетной отрасли направлений в рынок. Но, есть и успешные примеры.

Более двух лет индивидуальный предприниматель в Каргасокском районе получает заказы на уборку помещений из школ, районной администрации, почты, полиции. Очень хорошо помню, как непросто это начиналось. И сколько усилий потребовалось прежнему Главе района – А.М. Рожкову, чтобы этот проект состоялся. Сегодня заказчики довольны. Создано не только около 30 рабочих мест, но формируется другая финансовая культура и другая среда. И, конечно, сокращается нагрузка на бюджет.

Еще пример. В двадцати регионах страны реализуется проект «Новая скорая помощь». В его основе – передача машин «скорой помощи» на обслуживание частным компаниям. Мы бурно обсуждали этот проект на комитетах. Регионы – участники проекта очень довольны. Томск – первая территория, которая запускает этот проект в области.

Все это – сегменты для социального предпринимательства и инициативных людей.

Что предлагаю?

В стране и в регионах накоплен достаточный опыт предпринимательства в социальных отраслях.

Думаю, пришло время провести инвентаризацию всего бизнеса, который есть у нас в социальной сфере. Выявить лучшие практики. Изучить опыт других регионов. И на этой основе создать систему государственной поддержки бизнеса в этой сфере с применением механизмов государственно-частного партнерства.

Надеюсь, что прозвучавшие предложения будут учтены в Стратегии развития социальной сферы Томской области.

О повестке дня.

1. Нам предстоит принять Постановление «Об отчете Губернатора Томской области о деятельности Администрации в 2012 году» и заслушать информацию о результатах Единого государственного экзамена в 2013 году.

2. В очередной раз мы рассмотрим изменения в бюджет. Расходы области увеличиваются на один миллиард сто миллионов рублей.

Из них:
– 43 % – это федеральные средства на программы газификации, «Чистая вода», погашение долгов по тушению лесных пожаров; ремонт и строительство школ, дорог, спортивных комплексов и многое другое.
– Другая половина суммы (555 млн.руб.) – налог на прибыль от компаний, входящих в холдинг «СИБУР», направляется на поддержку инвестиционного проекта «Строительство производства БОПП-пленки». Кстати, это наш первый опыт.
– И 120 миллионов рублей за счет дефицита областного бюджета – на компенсацию затрат по удорожанию кормов для сельхозтоваропроизводителей, которые занимаются производством свинины, мяса птицы и яиц.

3. Впервые в повестке – Концепция по управлению государственной собственностью на период до 2020 года. В этом документе определено, что областное имущество наряду с бюджетом – это ресурс, который должен работать на развитие региона. А исполнительная власть обеспечивает планирование, сохранение и эффективное управление этим ресурсом.

4. Бурное обсуждение шло по закону о пенсионном обеспечении муниципальных служащих. Его давно ждут во всех муниципальных образованиях. Надеюсь, его принятие позволит сохранить квалифицированные кадры, которых так не хватает в органах местного самоуправления и в городе и на селе.

5. Особо отмечу вопрос об обращении в Правительство РФ. Он внесен депутатами экономического комитета. Речь идет о введении с 1 ноября 2014 года платы за проезд по федеральным дорогам для большегрузных автомобилей. Решение неоднозначно воспринято в области и требует дополнительной оценки последствий от его введения, как для бизнеса, так и сохранения региональных дорог.

Надеюсь, что нас поддержат и другие регионы, поскольку введение платы за проезд по федеральным дорогам в перспективе может не только привести к банкротству мелких и средних автоперевозчиков, ускорить рост цен на товары и услуги, но и увеличить нагрузку на региональные дороги.

Всего в повестке собрания 38 вопросов.

Приглашаю всех зарегистрироваться.
 

Нашли ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Закрыть
Оцените, насколько обращение к сайту было полезным для вас.
закрыть
Сообщение об ошибке
Орфографическая ошибка в тексте:
Отправить сообщение администратору сайта: