Уважаемый Сергей Анатольевич!
Уважаемые депутаты! Приглашенные!


Сегодняшним заседанием мы открываем осеннюю сессию. В ходе ее работы нам предстоит рассмотреть большой пакет нормативно-правовых актов: и политических и социально-экономических и финансовых. Решения по большинству из них, во-многом, определит внешняя ситуация в стране и в мире.

По мнению аналитиков, август отмечен резким падением мировых финансовых рынков. Причина – избыток предложения углеводородов и сокращение спроса на сырье. Замедление роста китайской экономики, девальвация валют стран БРИКС и СНГ. Во всем мире нарастают проблемы с финансированием новых проектов.

Россия – не исключение. Снижение цен на нефть ведет к ослаблению рубля, сокращению доходов бюджетов, реальных доходов населения. Очевидно, что эта макроэкономическая ситуация станет основой при подготовке главного закона осенней сессии – бюджета на 2016-2018 годы.


Но, традиционно август в России, – это время подведения итогов, определения приоритетов в системе образования на новый учебный год.

По оценке российских экспертов, доля добавленной стоимости, созданной на основе знаний, в мировой экономике уже превышает 50 %. А на основе физического труда, капитала и ресурсов – стремительно снижается. Эксперты уверены и в том, что интенсивность развития новых технологий будет только расти. И в ближайшем будущем наиболее квалифицированная и талантливая часть населения станет основным источником национального богатства развитых стран и регионов.

Для органов власти всех уровней это означает необходимость и способность создавать условия, привлекать и удерживать креативных людей, способных и готовых учиться и развиваться в течение всей жизни.

Напомню, почти треть расходов консолидированного бюджета Томской области (а это более 20 млрд.руб.) направлено в 2015г. в сферу образования.

Что же изменилось за год с качеством образования в стране и в отрасли?

Правительство РФ отмечает «лучшие по сравнению с прошлым годом итоги» экзаменационной компании в школах страны. Всего ЕГЭ в России сдавали – почти 730 тысяч учеников, в нашей области – 5.5 тысяч ребят.

По большинству предметов, томские школьники показали более высокие баллы, чем в среднем по стране.

Из обязательных предметов наши ребята лучше всего знают русский язык (традиционно здесь самые высокие баллы и максимальное число стобалльников: 21 из 45). И это, безусловно, радует.

Надо признать, что не все результаты столь оптимистичны. К сожалению, в сравнении с 2014-м г., снизились показатели по математике, географии, биологии, информатике. Впервые у нас нет ни одного стобалльника по математике. Я не случайно обращаю внимание на эти факты.

Ведь, эффективность областной госпрограммы развития образования федеральный центр пока оценивает по итогам ЕГЭ. И нам очень важно «уловить» те проблемные зоны, закрывая которые, мы сможем повысить качество школьного образования. Как это сделать?

При наличии мощной научно-образовательной базы, мы имеем до 40 процентов вакансий предметников по химии, физике, математике в школах. А каждый пятый преподаватель – старше 50 лет. На фоне сокращения объемов целевой подготовки сохраняются вопросы закрепления молодых специалистов в школах области. Нельзя не согласиться с Губернатором, что необходима отдельная программа действий (своеобразная «дорожная карта») для решения этой проблемы совместно с томскими университетами.

Процесс интеграции школ и вузов идет в стране, да и у нас в регионе, не один год. Постепенно в него втягиваются все больше и больше школ. Самые известные примеры, по разным направлениям сотрудничества, есть в томском политехническом, классическом, медицинском, педагогическом университетах и ТУСУРе. Но это, все-таки, – единичные примеры. Гораздо меньше такого опыта в школах районов области. Исключением является дистанционное образование, а лидер здесь – ТГУ. Но сегодня этого явно уже не достаточно.

Опыт такой интеграции есть и в других регионах. К примеру, в этом учебном году департамент образования Москвы и Первый государственный медицинский университет запускают проект «Медицинский класс в московской школе». Предполагается, что в 63-х школах, отобранных для проекта, старшеклассникам будут предложены спецкурсы и профильные занятия. В ближайшее время в 80-ти школах Москвы появятся еще и инженерные классы.

Другой известный факт. В этом году выпускник физико-технического лицея Никита Гладков принес Томску самый высокий рейтинг олимпиадной истории, получив две медали по математике на международных олимпиадах. Правда, дальнейшее обучение Никита решил продолжать в Москве.

Вопросы взаимодействия высшей и средней школы по сокращению оттока наших лучших выпускников в столичные вузы и за рубеж активно обсуждались на Совете Думы совместно с Консорциумом томских университетов и научных организаций. Как отмечают ректоры, томские вузы сегодня все больше и больше востребованы иногородними абитуриентами. И это – здорово!

Но, не менее важно, чтобы лучшие выпускники томских школ оставались здесь учиться и работать. Нужна система выявления и сопровождения таких ребят. Особого внимания требуют одаренные дети. А одним из решений может стать создание «школы третьей ступени» на площадке каждого университета, по примеру ТПУ.

С учетом демографической ситуации в 2016-м году Правительство РФ планирует принять госпрограмму по созданию 6 млн. новых школьных мест к 2025 году. В Томской области – их должно появиться 35 тысяч. В результате, в течение 10 лет, все школы перейдут на односменный режим обучения. По стране предусмотрено не только строительство 14 000 новых школ, но и ремонт тех, чей износ превышает 50 %. В нашей области – это почти 60 % существующих школьных зданий (или 191школа из 332).

По решению Губернатора, этот масштабный проект должен стать вторым, после строительства детских садов, на основе ГЧП и софинансирования из федерального бюджета. В ближайшее время и нам предстоит подключиться к проработке нормативно – правовой базы для его успешного старта.

Не менее острым остается вопрос привлечения педагогов в систему общего образования. Сегодня средняя нагрузка на одного учителя по области – уже 1.6 ставки. Если ничего не менять, то к 2025 году мы рискуем получить классы численностью более 50 учеников и нагрузку на учителя, близкую к двум ставкам. Кроме того, за этот период нам предстоит «заместить» почти треть педагогов, уходящих из школы по возрасту.

Как решать вопрос? Мнение специалистов: необходимо повышение социального статуса педагогов и новая модель подготовки и переподготовки учителей на основе профессионального стандарта. Кстати, Консорциум томских университетов мог бы выступить инициатором разработки и реализации такой модели.

В регионах есть и другие примеры. Сбербанк России и Правительство Московской области начали реализацию программы – «Учитель для России». Ее суть – выпускники лучших вузов страны направляются в отстающие школы региона. А их работа дополнительно оплачивается за счет специального Фонда банка. Понятно, что Томская область – не Подмосковье, но предлагаю совместно подумать о возможности участия томичей в этом проекте.


Несколько слов о приемной компании в учреждения профессионального образования. Сегодня число абитуриентов выросло здесь на 13 % (к уровню прошлого года). И прием заявлений еще не завершен. Впервые приемные комиссии отмечают значительное повышение качественного уровня абитуриентов. А традиционно высокий конкурс на профессии специалистов в нефтегазовом секторе, дополнился возросшим спросом на специальности в медицине, образовании (!), автомеханике (от 4-х до 6-ти человек на место).

Меняется ситуация и по участию бизнеса в формировании госзаказа на кадры рабочих специальностей.

Так, компании объединенного кластера «Фармацевтика, медицина и ИТ-технологии» совместно с Администрацией приступили к формированию кадрового заказа на базе центров превосходства. А Томская область вошла в число победителей в конкурсе Министерства образования по этому проекту.

И еще. В августе на Мировом Чемпионате по рабочим профессиям в Бразилии российскую сборную представляли 12-ть регионов по 40-ка компетенциям. К сожалению, пока томичи в ней не участвовали. Но! По итогам жесткой конкурентной борьбы, право на проведение мирового чемпионата по профессиональному мастерству в 2019-м году выиграла Казань, потеснив Францию и Бельгию. У нас есть время подумать о достойном представлении томичей в этом международном проекте.

Теперь о приеме в вузы. Приемная компания не завершена и пока итоговых цифр нет. Но, не смотря на увеличение пороговых баллов практически во всех университетах, общее число абитуриентов возросло на 11 %. Ожидаем мы и роста поступающих в магистратуру, в т.ч. за счет увеличения на 8 % числа бюджетных мест к прошлому году.

Кстати, томские вузы (да, и колледжи) отмечают новую тенденцию – рост конкурсов на педагогические специальности и существенный рост притока иногородних студентов.

Более подробную информацию, как мы и договаривались, о результатах приемной компании в томских колледжах и университетах мы заслушаем на одном из ближайших заседаний Думы.

О повестке дня.

Остановлюсь лишь на новых и отдельных социально-значимых инициативах.

1. Новый закон «О законодательной Думе Томской области», развивая положения Устава Томской области, закрепляет правовой статус высшего органа представительной власти, определяет механизмы взаимодействия Думы со всеми институтами гражданского общества. Аналогичные законы приняты в большей части субъектов РФ.

2. Впервые прокуратура области, как субъект права законодательной инициативы, внесла целый пакет законопроектов (их – 4). Среди них – новый закон о муниципальном земельном контроле. И, хотя закон носит прикладной характер, «правила игры» в сфере земельных отношений станут более понятны и прозрачны и для бизнеса и для граждан. Кстати, в ряде регионов такие законы уже приняты.

3. Поправки в областной бюджет связаны с ростом доходов более чем на 260.0 млн.руб. за счет целевых федеральных средств. Из них:

• Более 116.0 млн.руб. пойдут на лекарства для федеральных и региональных льготников и оказание высокотехнологичной помощи, не входящей в базовую программу ОМС;
• Почти 110.0 млн. – на господдержку сельхозпроизводителей (в т.ч. начинающих фермеров и семейных животноводческих ферм);
• Около 20.0 млн.руб. – на жилье для молодых семей;
• А также 16.0 млн.руб. – на повышение качества и доступности государственных услуг в электронном виде для бизнеса и жителей области.

4. Доля социальных расходов в консолидированном бюджете области в этом году превысила 60 % и составляет 43.5 млрд. рублей. Но, на первоочередные вопросы жизнеобеспечения людей направляются и средства внебюджетных фондов. Сегодня в ходе Часа Губернатора мы заслушаем информацию томского отделения Фонда социального страхования России о программах поддержки, оздоровления, реабилитации томичей и перспективах этой работы на ближайший период.

5. В социальном блоке обращаю внимание депутатов на поправки в закон о поддержке граждан с несовершеннолетними детьми. Теперь сертификат на региональный материнский капитал наши женщины будут получать по месту жительства, а срок его выдачи сократится в три раза (с 30 до 10 дней). Напомню, всего за период действия областного закона с 2012г. таких сертификатов получили более 3700 человек.

6. После рассмотрения изменений в закон «О межбюджетных трансфертах», бюджет Северска получит 89.0 млн.руб. на создание условий для развития предпринимательства в рамках Соглашения о сотрудничестве между Администрацией области и госкорпорацией «Росатом». Эти деньги будут направлены в т.ч., на ремонт дорог и строительство спортивного комплекса.

Кстати, 7 сентября совместно с ТПП области, Законодательная Дума проведет парламентские слушания о проблемах и перспективах господдержки малого и среднего бизнеса – в новом формате, с участием Администрации области, федеральных ведомств, институтов развития и экспертов.

Всего в повестке 43 вопроса.
Предлагаю зарегистрироваться и начать работу.

Нашли ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Закрыть
Оцените, насколько обращение к сайту было полезным для вас.
закрыть
Сообщение об ошибке
Орфографическая ошибка в тексте:
Отправить сообщение администратору сайта: