Леонид Глок: Нужны замещающие меры
«Круглый стол» на тему создания условий для реализации ФГОС в Томске
То есть, каждый ученик должен получить качественное образование в соответствии с современными требованиями. Одно из таких требований – односменный режим обучения во всех школах.
2.5 года назад областная Дума попыталась оценить масштабы той работы, которую, засучив рукава, предстоит сделать на уровне региона за 3-5 лет. Прошедшие парламентские слушания дали ответ на вопрос: что будет, если ничего не предпринимать? Ответ был неутешительный: если не создавать новые ученические места, не строить школы, не создавать условия для привлечения новых специалистов, то ФГОС выполнен быть не может.
– Мы взяли статистические данные по количеству ученических мест, кадровому составу, и наложили их на график демографического роста. Пришли к выводу, что если не предпринимать никаких мер, чтобы всех школьников обеспечить местами и реализовать ФГОС, то наполняемость класса в 2021 году должна быть 54 человека! – рассказывает председатель комитета областной думы по труду и социальной политике Леонид Глок. – Нагрузка на одного учителя составит 1.8 ставки (сейчас 1.5 в Томске). В таком случае ФГОС выполнен быть не может. Если обеспечить идеальные условия реализации стандартов, то надо до 2021 года нарастить численность учителей с 7.5 тысяч до 12.5 тысяч по области, дополнительно построить порядка 40 тысяч новых ученических мест. Ежегодно надо будет выделять порядка 5 млрд рублей на новое строительство. Соответственно каждый год надо будет увеличивать финансирование областного образования на 200 млн. рублей.
Решить эту серьезную государственную задачу без подключения федеральных ресурсов практически будет невозможно. Это понимают и в регионах, и на местах.
На этой неделе в администрации города Томска состоялся «круглый стол» на тему создания условий для реализации ФГОС в областном центре под руководством главы города Ивана Кляйна. Были озвучены все те же самые угрозы и риски, что и на парламентских слушаниях в 2013 году: если ничего не предпринимать, то ни ученических мест, ни кадров не хватит, чтобы обеспечить образованием всех уже появившихся на свет маленьких томичей.
Нужны замещающие меры! Леонид Глок ни один раз повторил, что эти меры могут быть непопулярными и отчасти неприятными.
– Первое, необходимо увеличить наполняемость классов. Пересмотреть СанПиН и официально ввести наполняемость классов до 30 учеников (сейчас до 25), соответственно, деньги должны идти не за учеником, а за классом-комплектом. По предварительным расчетам на учебный год 2014-2015 г.г. в Томске экономия может составить более 170 млн. рублей. Эти деньги можно пустить на учебные расходы, в том числе интерактивные доски, учебники, наглядные пособия, а также их хватит и на оплату арендного жилья для учителей. Второе, строительство культурно-образовательных центров, в которых можно будет организовать внеурочную деятельность. Один такой центр заменит три новых школы. Нужно провести ревизию тех площадей, которые есть в городе, не только в общем образовании, но и в сферах культуры, дополнительного образования, физкультуры и спорта. К тому же для школ-спутников нужно не так много места.
Леонид Глок призвал активно пользоваться ресурсами вузов: «настало время, когда все вузы Томска должны откликнуться, как это сделал Томский политехнический университет».
Директора школ говорят, что новые школы нужны уже сейчас, хотя бы в новых микрорайонах. И приводят конкретный пример – школа № 58 работает за троих, в «началке» там функционирует 9 первых классов! В учительской среде все громче говорят о своеобразном моратории на прием детей с временной пропиской, по крайне мере, до 1 июля каждого года, пока не будут зачислены все дети, имеющие прописку постоянную.
Леонид Глок говорит: нужны типовые проекты (такой положительный опыт уже применялся в советское время), и область даже выделяла немалые деньги под создание трех проектов на 100, 400 и 1000 мест. Но до реализации этих планов дело так и не дошло. Почему? Где взять свободные земельные участки, особенно в областном центре, где в свое время переусердствовали с точечной застройкой. Леонид Глок считает, что это могли бы быть высвобождающиеся площади томских заводов, но рыночная цена на эти земельные участки может быть неподъемной для города. Даже если и найдутся новые классы, и все дети сядут за парты в первую смену, кто их будет учить? Уже сейчас с кадрами непросто, особенно не хватает учителей математики, физики, русского языка.
Кстати сказать, руководство ТУСУРа готовит предложения по открытию лицея в 2016 году на 100 мест для учеников старшей ступени, в 2017 году еще 100 мест. Особое внимание Л.Глок предлагает уделить межведомственному сетевому взаимодействию, паспортизации учреждений дополнительного образования.
Более широко Законодательная Дума Томской области представит свои предложения по развитию областной системы образования 6 ноября на парламентских слушаниях, организуемых на площадке конференц-зала научной библиотеки ТГУ.