ХIХ век стал для Российской империи периодом значительных изменений в социально-экономической сфере.

Бурное развитие капитализма, постепенное формирование гражданского общества и изменение общественного сознания способствовали возрастанию потребности в профессиональных кадрах и естественной необходимости повышения образовательного уровня населения.

Динамичный рост российской экономики позволил заметно увеличить поступления в государственный бюджет, что давало возможность наращивать затраты на просвещение.

Это обусловило расширение сети учебных заведений всех типов, которые создавались и на средства казны, и местных властей, и частных лиц.

Таким образом, к началу ХХ в. в России в основных чертах уже сложилась система высшего, среднего и низшего профессионального образования, развивавшаяся, тем не менее, на стыке противоречий между потребностью в модернизации экономики и усилиями царского правительства сохранить традиционную структуру общества.

В силу этого удельный вес студенчества, например, в составе населения страны в 1913 г. не превышал 0,07 %, что свидетельствовало о явном несоответствии количества высших учебных заведений в России потребностям модернизации страны.

Но в то же время к началу ХХ в. российское студенчество уже сложилось как особая категория населения империи, которая, будучи относительно небольшой по численности, тем не менее, понимала себя как отдельный социальный слой, обладающий самосознанием, ценностями и традициями.

Студенческое движение представляло собой важный фактор общественной жизни страны, а склонность студенчества к протестным действиям неизбежно привлекала к нему повышенное внимание властей.

Подобная ситуация была характерна и для Сибири как отдаленной окраины империи.

Так, в крае в начале ХХ в. действовала сеть средних учебных заведений, в том числе средних общеобразовательных (гимназии, реальные училища), средних специальных и профессиональных (педагогические, технические, сельскохозяйственные, коммерческие, ветеринарные, фельдшерские и пр.), низших профессиональных (железнодорожные, механико-технические…) и др.

Несколько позже, чем в Европейской России, в Сибири появились и высшие учебные заведения, число которых до Февральской революции было ограничено тремя: Томский университет (основан в 1878 г., открыт для занятий в 1888 г.), Томский технологический институт (основан в 1896 г., открыт в 1900 г.), Сибирские высшие женские курсы (1910 г.).

Численный состав сибирского студенчества в рассматриваемый период не превышал 3 тыс. человек, однако, так же как и в центре страны, воспитанники томских вузов составляли, пожалуй, самую активную часть населения края.

Кроме того, значительная часть студентов приезжала в Сибирь для получения образования из Европейской России, что позволяло установить тесные связи с другими учебными заведениями империи.

Поэтому хотя сибирские вузы географически были существенно отдалены от высших учебных заведений центральной части страны, тем не менее, и они находились в русле общероссийского студенческого движения.

Возможно, не столь активным, но еще одним важным участником общественного движения Сибири был контингент учащихся средних и низших учебных заведений региона, вовлечению которых в общественную жизнь способствовали те же факторы, которые влияли и на студенчество: неудовлетворительность материального положения, демократизация социального состава, отсутствие элементарных гражданских прав, заметная политизация общества в целом.

Кроме того, гнетущие порядки в учебных заведениях, казенщина, формализм педагогов, грубое обращение с учениками – все это оказывало влияние на настроения в среде учащейся молодежи.

Особенности социального поведения студентов и учащихся во многом были связаны с их возрастными характеристиками. 

Принадлежность воспитанников учебных заведений к молодежи как особой социально-демографической группе, выделяемой на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных этим социально-психологических свойств, определяла свойственное им стремление к переменам, обостренное восприятие несправедливости, склонность к массовым действиям, высокую степень эмоциональности, увлечение идеями радикального переустройства общества.

Кроме того, студенты и учащиеся находились только в стадии подготовки к профессиональной деятельности. Отсутствие привязанности к месту службы, концентрация их в городах, дискриминация в материальной и правовой сфере способствовали тому, что проявления протеста в молодежной среде носили активные формы и оказывали большое влияние на состояние общественного движения в регионе.

В силу своего социального положения студенческая и учащаяся молодежь Сибири оказалась той общественной группой, за влияние на которую боролись партии, представлявшие три основных политических лагеря в Рос-сии: революционно-демократический, черносотенно-монархический и либеральный.

 

При этом процесс идейно-политической дифференциации более заметно проявил себя в студенческой среде, тогда как ученическая молодежь была затронута им в несколько меньшей степени.

В то же время совокупность факторов, способствовавших вовлечению воспитанников учебных заведений в общественную жизнь региона, определяла как заметный радикализм действий молодежи, так и существенное влияние на нее идей социалистических партий.

Попытки властей обеспечить спокойствие в этой среде посредством введения репрессивных мер оказались обречены на неудачу, поскольку вызвали сильное противодействие, особенно со стороны студенчества.

В условиях глубокого конфликта, вызванного стремлением молодежи обрести достойное место в формировавшемся гражданском обществе, и нежеланием самодержавной власти пойти на уступки в области расширения ее прав и свобод, оппозиционность движения воспитанников учебных заведений, как и его политизация, становились практически неизбежными.


Ищенко Оксана Владимировна, кандидат исторических наук, доцент, докторант Омского государственного университета.

Представленные материалы подготовлены специально для проекта "Томск и томичи в истории российского парламентаризма".


Публикации по теме

Ищенко О.В. Из истории существования и деятельности академической корпорации студентов г. Томска в начале XX в.

Ищенко О.В. Историографические аспекты изучения участия студенческой и учайщейся молодежи в общественном движении в Западной Сибири начала ХХ века

Ищенко О.В. Влияние социальных характеристик учащихся Западной Сибири на проявление их общественной активности (1907-1910 гг.)

Ищенко О.И. «Потешные» в Сибири (отражение вопроса на страницах либеральной печати начала ХХ в.)

Ищенко О.В. Правовое положение сибирского студенчества в начале ХХ в.

Ищенко О.В. Настроения студенческой и учащейся молодежи Западной Сибири в годы Первой мировой войны

Ищенко О.В. Письма как источник сведений о настроениях в среде томского студенчества в 1908-1909 гг. (по материалам ГА РФ)

Нашли ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Закрыть
Оцените, насколько обращение к сайту было полезным для вас.
закрыть
Сообщение об ошибке
Орфографическая ошибка в тексте:
Отправить сообщение администратору сайта: