Партия мирного обновления была создана в июне 1906 г. бывшими левыми октябристами (П.А. Гейден, Д. Н. Шипов, М. А. Стахович и др.) и бывшими правыми кадетами (Н. Н. Львов, Е. Н. Трубецкой и др.) на основе фракции "мирного обновления" в 1-й Государственной думе. 8 июня 1906 г. состоялось заседание группы, на котором было избрано специальное бюро и определено ее название: Партия "мирного обновления" (окончательное наименование – Прогрессивная партия мирного обновления). 

Партия мирного обновления являлась партией крупной буржуазии и помещиков и занимала промежуточное положение между октябристами и кадетами, отличаясь от них главным образом особенностями своей тактики. Программа Партии мирного обновления была близка к прогамме октябристов и предусматривала проведение буржуазно-демократических реформ, законодательное решение рабочего вопроса, сохранение помещичьего землевладения, переселение безземельных крестьян в окраинные районы с выкупом части помещичьих земель и расширением малоземельных наделов за счёт государства. 

В 3-й Государственной думе мирнообновленцы объединились с "партией демократических реформ" во фракцию "прогрессистов", ставшую ядром созданной в 1912 году партии "прогрессистов". Официальные органы партии: газета "Слово" (редактор М. М. Федоров) и журнал "Московский еженедельник" (редактор Е. Н. Трубецкой).

Органы управления партией – общие собрания членов, местных комитетов или ЦК. Устав партии предусматривал проведение съездов, которые должны проводиться не реже одного раза в год. Съезду принадлежало право определять основные направления деятельности, вносить изменения в устав, избирать ЦК, утверждать его отчеты. 

ЦК избирался на один год и обязан был выполнять постановления съездов, публиковать от имени партии разные акты, давать руководящие указания местным организациям и др. Денежные средства мирнообновленцев составлялись из членских взносов, пожертвований, доходов от продажи партийной литературы и публичных лекций.

В провинции мирнообновленцы имели свои организации в 12 городах (Киеве, Одессе, Смоленске и др.). К концу 1906 г. количество городов, в которых имелись организации партии, насчитывалось уже 25, а общая численность партии составляла примерно 2 тыс. человек. 

С тем, чтобы осуществлять оперативное руководство организациями партии территория России была условно разбита на две части – "западную" во главе с Петербургом и "восточную", возглавлявшуюся Москвой. Думская фракция мирнообновленцев, насчитывавшая 25–29 членов и до 40 "сочувствовавших", объединяла октябристов, кадетов, членов Торгово-промышленной партии, входили во фракцию и беспартийные. В бюро фракции, состоявшей из 14 человек, числилось 13 крупных землевладельцев, связанных с торгово-промышленным и финансовым миром.

Главная задача, ставившейся перед Партией мирного обновления, – содействовать формированию политического центра, способного нейтрализовать одновременно и силы революции, и силы реакции. Такой центр должен был привести к успокоению сначала Государственную думу, а затем и все общество. 

Постепенное реформирование общественной жизни при сохранении преемственности политических институтов и поддержке сильного государства – только такой путь, по убеждению мирнообновленцев, был возможен в крайне неоднородной и взрывоопасной среде, именовавшейся российским обществом.

Название партии подчеркивало ее отрицательное отношение к насилию, откуда бы оно ни исходило. Мирнообновленцы порицали правительство за его грубые расправы и кровавые экспедиции. Но еще большее возмущение вызывал у них революционный террор. 

Аграрная программа партии предусматривала наделение землей малоземельных и безземельных крестьян. Наряду с использованием для этого казенных, удельных, кабинетских, церковных, монастырских не исключалось и принудительное отчуждение некоторых категорий частновладельческих земель – за выкуп на началах "справедливой оценки". 

Большое место уделялось вопросам переселения, организации дешевого кредита, урегулирования арендных отношений и цен, поднятия культуры земледелия. Согласно программе, решение аграрного вопроса передавалось в руки центральных и местных учреждений, организованных на паритетных началах из помещиков, крестьян и представителей исполнительной власти.

Мирнообновленцы высказывались за конституционную монархию. 

Все законопроекты "требуют согласия народного представительства" и утверждаются императором. Народное представительство состоит из двух палат. Одна палата избирается всеми достигшими 25-летнего возраста гражданами мужского пола путем тайного голосования в результате двухстепенных выборов; другая – органами местного самоуправления. Государственный бюджет и государственные займы подлежат утверждению народным представительством, которое имеет также права законодательной инициативы. 

Представительство в органах местного самоуправления основывалось на всеобщем, равном, прямом и тайном голосовании безотносительно к полу, вероисповеданию, национальности. В местное управление переходили все отрасли, за исключением тех, которые "при условиях современной государственной жизни должны быть сосредоточены в руках центральной власти". 

Предполагалось автономное управление отдельными областями и территориями, которое, однако, не должно было простираться далее признания за ними законодательных полномочий по вопросам исключительно местного законодательства, не затрагивающим единства империи и круга действий общего государственного управления. 

В судебной сфере подлежали восстановлению все отступления от закона 1864 г., а помимо того вводилась защита на предварительном следствии.

Программа включала в себя также разделы о народном просвещении, финансовой и экономической политике. Согласно идеям ПМО, понижалось косвенное обложение и постепенно отменялись косвенные налоги, вводилось прогрессивное подоходное и имущественное обложение, понижались таможенные пошлины (если это не мешало развитию народного хозяйства), декларировалась независимость государственного контроля и Государственного банка.

Предусматривался пересмотр всего рабочего законодательства применительно к принципам, обеспечивающим защиту интересов трудящихся. Признавалась свобода стачек, отступление от этого правила допускалось лишь в отношении тех забастовок, которые "грозили правильному течению государственной и общественной жизни". Намечались также меры по сокращению рабочего дня, охране труда, государственному страхованию наемных работников.

Нашли ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Закрыть
Оцените, насколько обращение к сайту было полезным для вас.
закрыть
Сообщение об ошибке
Орфографическая ошибка в тексте:
Отправить сообщение администратору сайта: